Ход занятия.
Приветствие.
Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Обучение чтению. Речь человека.
Цель: дать общее понятие о речи человека, формирование положительной мотивации к познавательной деятельности.
Материал: ёжик, кошка, собачка.
- Тут-тук-тук! Ой, ребята, кто это к нам идёт? (Показываем детям ёжика)
- Ёжик, а зачем ты к нам пришел?
- Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!!
- Ребята, вы что-нибудь поняли, что ёжик сказал?
- Ежик, повтори еще раз.
- Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!!
- Ничего не ясно.
-Мяу,мяу,мяу.
Ой, кто это к нам пришел? (Педагог достает из-под стола кошку)
- Гав, гав, гав!
Ой, кто это к нам еще идет? (Педагог достает из-под стола собачку)
- Ребята, вы поняли, что сказали нам звери? (Нет). И я не поняла.
- А меня вы понимаете? (Да). Пойдемте, поиграем на ковре.
- Давайте попрыгаем, потопаем, похлопаем. Вы меня понимаете, потому что у нас с вами есть человеческая речь, с помощью неё мы с вами общаемся.
Педагог просит детей по очереди назвать какое-либо действие. Дети называют и выполняют его вместе с педагогом (потанцуем, покрутимся и т.д.).
- Вы говорите и все вас тоже понимают. А зачем нам нужна речь? Чтобы общаться. А как быть, если люди далеко друг от друга? Можно написать письмо. Письмо это тоже речь, которую мы записываем с помощью букв. На следующих занятиях мы с вами узнаем про буквы, звуки, слова.
Обучение чтению. Звуки.
Материал: рабочий лист, карандаши.
- Отгадайте, пожалуйста, загадку-рифмовку:
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны нашей Оле…(ушки).
- Для чего людям нужны уши? Что можно ими услышать? Правильно, ушами мы слышим разные звуки. А какие звуки мы слышим?
После ответов детей, педагог просит их закрыть глазки и хлопает в ладоши, топает ногами, насвистывает, трёт бумагу в руках и т.д.
- А вы сами можете создавать звуки? Попробуйте (хлопаем в ладоши, топаем ногами и т.д.). Люди могут создавать звуки различными способами, в том числе и своим голосом. Когда мы говорим, мы создаем звуки речи. Звук – это, то, что мы слышим и произносим.
- В мире нас окружает огромное количество звуков. Малыш плачет: А-А-А! Жук жужжит: Ж-Ж-Ж! В чайнике кипит вода: С-С-С! Мотор машины работает: Р-Р-Р! Комар звенит: З-З-З! (Дети воспроизводят звуки самостоятельно).
- На рабочих листах соедините линиями предметы, которые издают одинаковые звуки.
(Ветер – волк (у-у-у), лопнувший шарик – змея (ш-ш-ш), дятел – молоток (тук-тук-тук)).
- Раскрасьте подходящие друг другу предметы в один цвет.
Подвижная игра. Зайчики.
Дети становятся в круг.
Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте, руки перед грудью, кисти опущены)
На лесной опушке. (Прямые руки вверх, пальцы врозь - "дерево" и качаемся)
Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте)
В беленькой избушке. (Соединить руки над головой - "домик")
Мыли свои ушки, (изображаем как моем уши)
Мыли свои лапочки, (потираем правой рукой левую и наоборот)
Наряжались зайчики, (приседаем с поворотами в стороны, руки на пояс)
Надевали тапочки. (Поочерёдно вытягиваем вперёд и ставим на пятку то левую, то правую ноги).
Математика. Прямой и обратный счёт в пределах 5.
Цель: формирование навыка прямого и обратного счёта в пределах 5, формирование пространственных представлений.
Материал: счетные палочки по 3 шт на каждого ребенка (в нашем клубе - две палочки зеленого цвета, одна красного). Ёжик - игрушка.
Приходит ёжик и приносит счётные палочки, которые лежат на тарелочках.
- Ой, ребята, смотрите, ёжик нам палочки принес. Давайте с ними поиграем.
- Сколько палочек принес ёжик? (Много)
- Возьмите одну палочку зеленого цвета.
- Сколько вы взяли палочек? (Одну). Покажите на пальцах. Давайте посмотрим на себя. Что у нас одно? (Голова, рот, язык, живот, нос, шея).
- Возьмите еще одну палочку другого цвета. Сколько вы взяли палочек? (Одну). Посчитайте, сколько палочек получилось.
- Сколько всего палочек у вас получилось? (Две). Покажите на пальцах. Давайте посмотрим на себя. Чего у нас два? (Руки, ноги, глаза, уши, брови).
- Возьмите еще одну палочку. Сколько вы взяли палочек? (Одну). Посчитайте, сколько палочек получилось. (Один, два, три).
- Сколько всего палочек у вас получилось? (Три). Покажите на пальцах.
- Положите палочки на стол так, чтобы красная оказалась между зелеными. А теперь справа от зеленых. А теперь слева.
- Дайте мне одну палочку. Сколько у вас осталось? (2) Дайте еще одну. Сколько у вас осталось?(1) Количество палочек уменьшилось или увеличилось? (Уменьшилось). Дайте еще одну палочку. Сколько палочек осталось? (Ни одной)
Дети хлопают в ладоши и в ритм хором считают до 5 и обратно.
Математика. Цифры 1 и 2.
Цель: формирование математических представлений.
Материалы: большие цифры 1 и 2 для педагога, карточки с маленькими цифрами 1 и 2 на каждого из детей. Раздаточные тарелочки – по 2 шт на каждого ребёнка, счётные палочки – по 3 шт на каждого ребёнка, листы бумаги, для того, чтобы закрыть тарелочки.
Педагог говорит, что ёжик хочет убрать палочки в коробки.
- Давайте положим в одну коробку (палочки) две палочки, а в другую – одну палочку.
- Закройте коробки крышками. (Дети закрывают листами бумаги). Как ёжику теперь узнать, в какой коробке и сколько палочек лежит? Можно открыть крышки и посмотреть. А ещё как можно?
- Ребята, в этом нам помогут цифры. Вот цифра 1.
Педагог показывает цифру 1. Дети обводят цифру 1 пальчиком.
- Эта цифра показывает один предмет. На что похожа цифра 1? (На палочку с сучком).
- А это цифра 2. Цифра 2 показываем нам, что предмета 2. (Показываем карточку, каждый ребёнок обводит цифру 2 пальчиком).
- На что похожа цифра 2? (На плывущего по озеру лебедя).
- Возьмите у себя цифру 1 и положите на крышку с коробкой, в которой лежит одна палочка.
- А теперь положите цифру 2 на коробочку, в которой лежит две палочки.
- Вот теперь ёжик будет знать, сколько палочек и в какой коробке у него лежит.
Далее педагог просит взять рабочие листы и предлагает детям обвести цифры 1 и 2. Задача педагога следить, чтобы цифры дети обводили правильно – сверху вниз, слева направо, не отрывая руки. Дети могут обвести не все цифры, тогда можно дать им задание на дом – выполнить все строчки с цифрами до конца.
Затем дети выполняют следующее задание в рабочем листе – соединяют цифры 1 и 2 с точками, нарисованными в прямоугольниках.
Лепка. Яблоко.
Цель: формирование умения работать с пластилином, развитие мелкой моторики руки, формирование умения образовывать прилагательные.
Материал: пластилин красного, зеленого, желтого цветов, муляжи яблок (можно настоящее), доски для пластилина.
Приходит ёжик и сильно плачет. Педагог говорит, что у ёжика болит живот, потому что он давно не ел.
- Ребята, давайте сделаем ежику яблочко. У меня есть яблоко, только я его обещала отдать медведю, а для ежика слепим новое. Давайте посмотрим, какое яблоко. Педагог дает детям потрогать яблоко. Яблоко круглое, красное (жёлтое, зелёное), вкусное, сладкое (кислое), спелое, большое (маленькое).
Педагог лепит вместе с детьми. Педагог предлагает детям выбрать цвет пластилина для яблока. Берем пластилин и тщательно мнем его. Затем катаем шарик одной рукой, другой рукой на столе, между ладошками и откладываем в сторону. Далее берём зелёный пластилин для листочка и катаем шарик, из которого делаем блинчик. Затем делаем палочку - катаем короткую колбаску. Берем яблоко, надавливаем на него пальчиком, вставляем палочку и прикрепляем листочек. Яблоко готово.
Педагог спрашивает, какое яблоко получилось у каждого ребенка. Отдаем яблоки ежику.
Массажная пауза. Ленивая считалка.
В понедельник мяч гонял, (перекладываем ежик-мяч из одной руки в другую)
А во вторник - рисовал, (перекладываем ежик-мяч из одной руки в другую)
В среду в парк ходил гулять, (катаем мячик между ладошками)
А в четверг - в хоккей играть, (перекладываем ежик-мяч из одной руки в другую)
В пятницу играл немножко, (перекладываем ежик-мяч из одной руки в другую)
А в субботу бегал с кошкой, (катаем мячик между ладошками)
В воскресенье отдыхал - (перекладываем ежик-мяч из одной руки в другую)
Очень сильно я устал. (Перекладываем ежик-мяч из одной руки в другую).
Конструирование. Цветок.
Цель: формирование мимической моторики, развитие конструктивного мышления.
Материал: рабочий лист, маленькие квадраты из блоков Дьенеша - по 5 штук на каждого ребенка. Пластилиновые основы для выкладывания цветочка. Счётные палочки зелёного цвета. Ёжик - игрушка.
Педагог говорит, что наш ёжик загрустил, и у него испортилось настроение.
- Покажите грустное лицо. А теперь весёлое. Давайте сделаем ежику цветок, чтобы он снова стал веселым.
Педагог выдаёт детям квадраты, счётные палочки и пластилиновые основы.
- Посмотрите на рабочие листы. Давайте сделаем ёжику такой же цветок. Покажите середину цветочка на нарисованном квадрате. Теперь возьмите квадрат и положите его на пластилиновую основу. Это середина цветочка. Сверху положите ещё один квадрат – это лепесток. Справа от середины положите ещё один квадрат – это второй лепесток.
Комментируя свои действия, педагог делает образец и просит детей повторить.
- Ёжик радуется цветку. Какой был ежик? (Грустный). А какой стал? (Веселый).
- Чтобы наш ежик был еще веселее надо разукрасить лепестки цветочка на рабочем листе. Раскрасьте серединку цветка красным, лепесток над серединкой раскрасьте синим цветом, а под серединкой желтым. Слева от серединки раскрасьте лепесток оранжевым цветом, а справа - розовым.
Развитие мышления. Два ёжика.
Цель: формирование умственного действия сравнения.
Материал: рабочий лист, цветные карандаши.
- Цветочек стал ярким и красивым, и на него пришли посмотреть сразу два ёжика.
- Чем ежики не похожи, чем они отличаются? (У одного два яблока, а у другого ни одного, они смотрят в разные стороны).
- Один ёжик потерял яблочки и расстроился. Нарисуй ежику яблочки, такие же, как и у другого ежа. Карандаши какого цвета мы возьмём?
Пальчиковая гимнастика. Палец толстый и большой.
Цель: развивать движения пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого, формирование знаний названия пальцев на руке.
Называем пальчики и загибаем их на двух руках одновременно.
Разгибаем пальчики из кулачка по одному под стихотворение.
Палец толстый и большой в сад за сливами пошёл.
Указательный с порога указал ему дорогу.
Палец средний – самый меткий, он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает.
Подготовка руки к письму. Дорожка для ёжика.
Цель: подготовка руки к письму, учить детей проводить горизонтальные и зигзагообразные линии.
Материал: рабочий лист, цветные карандаши.
- Давайте поможем ёжику пройти к грибочку. А для этого сделаем дорожку от ёжика к грибочку.
Дети обводят линии, нарисованные пунктиром – сначала горизонтальные, а потом зигзаг.
Спортивная дорожка.
Цель: развитие общей моторики, координации рук и ног.
Материалы: диск с любой детской весёлой и динамичной музыкой, либо песенкой. Обручи для пролезания, туннель, массажные кочки и игровые спортивные модули (оборудование зависит от оснащения клуба).
Дети под весёлую музыку проползают на четвереньках в туннеле, идут за ручку по массажным кочкам или дорожкам, перешагивают через положенные палочки и т.д.
Рисование карандашами. Раскраска по цифрам 1 и 2.
Цель: развитие творческих способностей, развитие устойчивости и избирательности внимания.
Материал: рабочий лист, цветные карандаши жёлтого и зелёного цвета.
- Ребята, смотрите, какую красивую картину нарисовал ёжик! Давайте поможем ему раскрасить картину.
- Возьмите карандаш зелёного цвета, найдите все предметы с цифрой 2 и немного закрасьте карандашиком. Потом эти предметы вы раскрасите зелёным цветом.
- А теперь возьмите карандаш жёлтого цвета, найдите предметы с цифрой 1 и закрасьте их немного жёлтым карандашом.
Если остаётся время, то дети закрашивают обозначенные предметы. Раскрасить полностью картинку детям можно задать на дом.
Прощание
Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение, раскачивая руками в такт.
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам ещё!
До свиданья, до свиданья,
С вами очень хорошо!
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам опять!
До свиданья, до свиданья,
Будем весело играть!