Тема 1. Основные понятия цветоведения
Предмет цветоведения. Основные представители органических красителей и неорганических пигментов. Их классификация, свойства. Первичные цвета. Синтез цвета. Характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота. Аддитивное (оптическое) и субтрактивное (механическое) смешения цветов. Теплохолодность, удаленность-приближенность, цветовая масса, интенсивность цвета, чистота цвета, предметность.
Тема 2. Хроматические и ахроматические цветовые отношения
Цветовой круг. Взаимовлияние цветов друг на друга. Цветовые ряды; спектральный состав излучения и его связь с цветом; физиология восприятия цвета; строение и работа глаза; закономерности аддитивного и субстрактивного синтеза цветов; смешение цветов. Гармония цветового круга, построенная на гармонии спектральных чистых цветов, которые располагают в жестком порядке. Цветовой круг строится на контрастных парах, которые находятся на концах диаметров круга. Характеристика цветовых отношений.
Тема 3. Типология цветовых контрастов
Характеристика типов цветового контраста: контраст цветовых сопоставлений, контраст светлого и темного, контраст холодного и теплого, контраст дополнительных цветов, контраст симультанный, контраст цветового насыщения, контраст цветового распространения.
Одновременный контраст – изменение цвета под влиянием окружающих цветов. Пограничный контраст – цветовой контраст, наблюдаемый по граням соприкосновения цветовых пятен. Последовательный контраст – изменение цвета в результате предварительного воздействия на глаз других цветов.
Тема 4. Психология цвета как часть проектной колористики
Колометрия - наука о количественном измерении цвета. Эталоны цвета в виде атласов цветов. Индивидуальность восприятия цветовых композиций. Особенности психофизиологии восприятия.
Эмоциональное воздействие цвета. Объективные параметры цветовых качеств, влияющих на психофизиологическое восприятие цвета человеком: теплохолодность, удаленность-приближенность, цветовая масса, интенсивность цвета, чистота цвета, предметность-светимость. Эмоциональное и физиологическое воздействие цветов на человека.
ВОПРОСЫ
К ГОС. ЭКЗАМЕНУ
ПО ТЕОРИИ ДИЗАЙНА
1. Социокультурные функции прогноза и проекта
Требование системно упорядоченного пространства в цивилизации и культуре. Системность предметного окружения как фундаментальное условие проектирования. Значение слова «прогноз». Прогностическая функция в дизайне. Определение понятия «проект». Неоднозначность социокультурных возможностей дизайн-проектирования.
2. Образное мышление и специфика его структуры
Образное мышление как профессиональное качество дизайнера. Понятия «образ», «образное восприятие», «образное мышление». Основные признаки художественного образа. Сходство и различие художественного и проектного образа.
3. Сравнительная характеристика содержания художественного и проектного образов
Характеристика родовых свойств художественного образа. Роль культурного кода в константных характеристиках художественного образа. Качественные характеристики проектного образа. Основные аспекты методики «образного» подхода в дизайн-проектировании.
4. Типология социокультурных функций вещи
Проблема адресности дизайн-проета. Функциональный спектр ценностей вещи. Инструментальные и адаптивные функции вещи. Культурно-ценностные и культурно-языковые функции вещи. Общая типология функций вещи. Типология знаковых функций вещи. Роль дизайна в самооценке потребителя.
5. Метод художественного моделирования образа потребителя в дизайне
Художественное моделирование потребностей потенциального потребителя в дизайне. Роль метода художественного проектирования потребности и типа потребителя. Характеристика типов потребителей и их ценностных предпочтений.
6. Типологизация адресатов дизайн-проекта
Понятие «типологизция» и определение понятий «типа» и «класса». Определение типологизирующего признака в проектировании. Социокультурное моделирование адресатов дизайн-продуктов и системы потребительских предпочтений. Классификация групп систем взаимодействия. Классификация стилей жизни. Классификация социальных ролей потребителей.
7. Содержание метода художественно-образного моделирования
Приоритет «идеальной» формы в процессах проектирования. Понятие «задачи» и «проблемы» в проектировании. Способы профессионального дизайнерского мышления. Процедура проблематизации в дизайн-проектировании. Инновационное и аналоговое проектирование. Логика и приемы проблематизирующего подхода.
8. Методика образного подхода
Художественно- образное моделирование как способ раскрепощения дизайнерского воображения. Дивергенция – расширение смыслового поля заявленной проблемы. Основные приемы методики художественно-образного моделирования.
9. Смыслообразование и тематизация как факторы инновационного проектирования
Постановка базовой задачи в проектировании образа вещи – «соответствие формы – смыслу». Роль тематизации в построении алгоритма проектного мышления дизайнера. Буквальное и иносказательное в процессах дизайн-проектирования. Взаимодействие пространственных и смысловых модальностей в образе проектируемых объектов.
10. Инструментальная, идейно-ценностная и культурно-языковая точки зрения на вещь
Значение культурных кодов в образе вещи. Каноническая культурная модель. Системные уровни канонической модели. Три типа проектно-художественных позиций. Инструментальная, идейно-ценностная и культурно-языковая позиция в интерпретации ценности вещи. Приемы достижения выразительности образа вещи.
11. Культурный образец и этапы его эволюции в истории
Понятие «культурного образца». Исторические типы «культурных образцов» в истории создания предметного мира. Канон, художественная программа, стандарт как исторические модели культурных образцов. Методические приемы художественно-образного перекодирования художественного образца в практике дизайна.
12. Оппозиция «свое-чужое» и две стратегии культурного освоения действительности
Соотношение понятий среда и окружение. Теория «бинарной оппозиции». Мифологическая стратегия культурного освоения действительности. Альтернативная и комплиментарная стратегии освоения действительности. Дизайнерская практика подчинения «чужого» материала «своему».
13. Типология адресатов проектирования в средовом подходе
Объект проектирования при средовом подходе. Типология средового поведения (на основе способа освоения культурного пространства). Значение культурно-ролевых признаков в формировании типа средового поведения. Характеристики организации «средовой ткани». Структура предметно-пространственной среды. Родство и конфликт понятий «среда» и «система».
14. Понятие «структура предметно-пространственной среды»
Понятие «совокупный средовой субъект». Средовое ядро как форма полностью освоенного человеком пространства. Составляющие средового контекста существования человека. Основные элементы структуры предметно-пространственной среды в контексте эмоционального восприятия ее человеком.
15. Культурные парадигмы, исторически определявшие восприятие мира
Формирование новой профессиональной идеологии дизайна. Концепция средового подхода и новое понимание объекта проектирования. Понятие парадигмы и парадигмального сдвига. Парадигма как камертон стиля мышления в науке и стиля в искусстве. Виды культурных и проектных парадигм материального мира.
16. Пространство и время в мифопоэтической картине мира
Характеристика мифопоэтической картины мира. Особенности восприятия предметно пространственной среды в мифологическом сознании. Лоскутность, качественная неоднородность и эмоциональная окрашенность переживания геометрических характеристик пространства. Черты субъективного переживания восприятия времени в мифопоэтической модели мира. Свойство «диффузности» и синкретизм как позитивные ценности для современного понимания устройства мира.
17. Архетип в средовом проектировании
Индивидуальное и коллективное бессознательное в психологическом пространстве человеческого сообщества. Определение понятия «архетип» и его значение в стимуляции человеческого воображения. Моделирование «средовой атмосферы» сознания дизайнера как фактор креативности в дальнейшем процессе проектирования.
18. Пространственные образы-символы в мифологии средового восприятия
Определение понятия мифологемы. Природа профессионального языка средового дизайнера. Поэтика смысловых переносов в художественном языке дизайна. Элементный состав пространственных образов-символов. Предметный состав природных образов-символов.
19. Природные образы-символы в мифологии средового восприятии
Образы символы природного происхождения Предметный состав природных образов-символов. Свойство амбивалентности природных образов-символов. Семантическая структура символов и виды их трансформаций в мифопоэтической картине мира. Образ «ядра» и круги убывания осмысленности как основной концепт модели мира.
20. Эмоционально-чувственная структура городской среды и ее мифологемы
Понимание среды как освоенного предметного окружения. Рациональные и иррациональные составляющие в восприятии среды. Семиотическая модель городской среды. Мифологемы, архетипы, стереотипы и язык городской среды. Структурные компоненты в формировании языка городской среды.
21. Характеристика художественного метода постмодернизма
Идеологическая база философии постмодернизма. Уход от логоцентристского фундаментализма к классическому плюрализму. Деконструкция как основной метод эстетики постмодернизма. Свойства художественного мышления в стилистике постмодерна. Типологическое сходство метода деконструкции с процедурой проблематизации как основа методики расширения смыслового поля проектной задачи.
22. Проектные идеологии предметного и средового дизайна
Историческое место предметного дизайна и его характеристика. Изменение роли и характера понимания времени и пространства в средовом проектировании. Новая тактика средового проектирования. «Средовое состояние» как предмет проектирования. Поведенческая ситуация как структурная единица проектирования.
23. Приемы «включенного» проектирования городской среды
Степень вовлеченности дизайна в совершенствование окружение и изменение его проектных приемов. Аранжировочные слои предметного состава городской среды и приемы проектного воздействия в разработке их новой концепции. Вариант схемы предпроектного анализа в практике включенного проектирования.
24. Параметры проектирования полноценной среды
Основные характеристики среды проектирования: целостность, структурированность, мера разнообразия, специфичность. Уровни восприятия предметно-пространственной среды, погруженного в нее средового субъекта: морфологический, семиотический, феноменологический. Матрица как система параметров функциональной и эстетически полноценной среды.
25. Программный дизайн и дизайн-концепция
Дизайн-концепция как методически выделенный элемент создания дизай-концепции. Программный дизайн как способ проектирования в ситуациях неопределенности.. Виды объектов, нуждающихся в методологии программного дизайна. Культурные корни дизайн-программы. Новое понимание дизайн-концепции в процессе проектирования виртуальной реальности.
26. Информационная среда. Признаки и свойства
Глобальное информационное поле как основной средообразующий фактор современной жизни. Интернет как внепространственное вместилище, вбирающее в себя закодированный опыт человечества. Трансперсональный характер информационного бытия. Дизайн как способ профессионального воздействия на состояние современного глобального информационного поля.
27. Гутенбергова галактика. Эволюция форм коллективной памяти
Культура – форма коллективной памяти. Способы сохранения информации и основные этапы мировой культуры. Культура устной традиции и ее специфические характеристики: символизм образов, вариативность исходной информации, диалогичность. Обретения и утраты письменной, книжной культуры.
28. Электронная форма коммуникации. Приобретения и опасности
Усиление прагматизма массового сознания на фоне отказа позитивистских ценностей Нового времени в постсовременную эпоху «массовой культуры». Основные свойства информационного продукта: независимость, незавершенность интерактивность и вариативность. Позитивы и негативы электронной формы коммуникации.
29. Виртуальная реальность. Происхождение и содержания понятия
История происхождения термина. Смена парадигм дизайн-проектирования с предметно-пространственной на информационную. Соотношение реальностей разного уровня. Новое качество культуры. Определение понятия «виртуальная реальность». Мир как среда взаимодействия образов, символов, смыслов.
30.Основные понятия семиотики
Вещь, знак, символ. Природа и культурные функции символа. Виды символов. Эмблема, аллегория и роль знака в культурах разного типа. Компоненты символического текста. Смена культурных парадигм как смена различных уровней реальности.
IV. Рекомендуемые источники и литература
Литература (по каталогу библиотеки СурГПУ)
Основная литература
1. Беляева, С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учеб. для образоват. учреждений нач. проф. образования / С.Е. Беляева. - М.: Академия, 2009. - 203, [2] c. - (Начальное профессиональное образование).
2. Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория: учеб. пособие для студентов вузов архитектур. и дизайн. специальностей / Н.А. Ковешникова. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2007. - 223 с.
3. Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория: учеб. пособие для студентов вузов архитектур. и дизайн. специальностей / Н.А. Ковешникова. - 5-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2009. - 223 с. - (Университетский учебник).
4. Коротеева, Л.И. Основы художественного конструирования: учеб. для студентов вузов / Л.И. Коротеева, А.П. Яскин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 303, [1] c.: ил. - (Высшее образование).
5. Овчинникова, Р.Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 070601 "Дизайн", 032401 "Реклама" / Р.Ю. Овчинникова; под ред. Л.М. Дмитриевой. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 238, [2] с.: ил.
6. Розенсон, И.А. Основы теории дизайна: учеб. для студентов вузов / И.А. Розенсон. - М. [и др.]: Питер, 2008. – 218.
7. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники: учеб. пособие для студентов вузов: в 2 кн. Кн. 1 / В.Ф. Рунге. - М.: Архитектура-С, 2008. - 367, [1] с.: ил.
8. Рунге, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие для студентов по специальности 052400 Дизайн / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: МЗ Пресс, 2010. - 366 с.
9. Рунге, В.Ф. Эргономика в дизайне среды: учеб. пособие для студентов вузов по специальности 290200 "Дизайн архитектурной среды" / В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич. - М.: Архитектура-С, 2009. - 327, [1] с.: ил.
10. Сурина, М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре: учеб. пособие для вузов / М.О. Сурина. - 3-е изд., изм. и доп. - Ростов н/Д: Феникс [и др.], 2010. - 151, [1] с.: ил.
11. Устин, В.Б. Композиция в дизайне: метод. основы композиц.-художеств. формообразования в дизайнер. творчестве: учеб. пособие для вузов / В.Б. Устин. - Изд. 2-е, уточн. и доп. - М.: АСТ [и др.], 2008. - 239 с.: ил.
12. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой подход): учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Дизайн архитектурной среды" / В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2009. – 407 [1] с.: ил.
13. Эйри, Д. (Airey, D.). Логотип и фирменный стиль = Logo Design Love: рук. дизайнера / Д. Эйри; пер. с англ. В. Шрага. - СПб.: Питер, 2012. - 202, [1] c.: ил.
Дополнительная литература
- Агронская, Н. Пальма первенства / Н. Агронская // Интерьер + дизайн. - 2010. - № 3. - С. 78-85.
- Бердник, Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики: учеб. пособие / Т.О. Бердник. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 347, [1] с. - (Начальное профессиональное образование).
- Галимберти, М. Простота + роскошь / М. Галимберти; интервью Е. Петрова// Интерьер + дизайн. - 2010. - № 6. - С. 145-147. Сигла: -
- Глазычев, В.Л. Дизайн как он есть: монография / В.Л. Глазычев; [предисл. Ю. Назаров]. - Изд. 2-е; доп. - М.: Европа, 2011. - 316, [4] c.
- Данилова, О.Н. Информационно-креативное пространство регионального экодизайна / О.Н. Данилова. Н.А. Коноплева// Дизайн и технологии. - 2010. - № 19. - С. 9-19.
- Дизайн и искусствоведение: сб. науч. тр. Вып. 1 / отв. ред. В.Н. Гамаюнов. - М.: Изд-во МГОПУ, 1995. - 118 с.
- Дизайн и технологии: науч. журн. 3(17). - 2010. - ISSN 2076-4693: 1875-84.
- Дизайн. Материалы.Технологии. 3. - 2010. - ISSN 1990-8997: 947-22.
- Дизайн: история, современность, перспективы: [науч.-попул. изд.] / [В.И. Куманин и др.]; под общ. ред. И.В. Голубятникова. - М.: Аванта+[и др.], [2011]. - 224 с., 32 л. цв. ил.: ил.
10. Дрю, Д.Т. Управление цветом в упаковке: подроб. справ. граф. дизайнера / Джон Т. Дрю, Сара А. Мейер; [пер. С. Гилим; науч. ред. В. Крылова]. - [М.]: РИП-холдинг, 2009. - 220 с.
- Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства: учеб. пособие для студентов вузов / Л.П. Ермолаева. - М.: Архитектура-С, 2009. - 150, [2] с.: ил.
- Кузнецова, М.М. Формирование отечественной школы дизайна и теории художественного проектирования костюма в первой половине XX века / М.М. Кузнецова // Искусство и образование. - 2010. - № 2. - С. 74-80.
- Лебедев, А. Планировка пространства и дизайн помещений на компьютере. Работаем в 3ds Max, ArchiCAD, ArCon: [руководство] / А. Лебедев. - СПб.: Питер, 2011. - 319, [1] с. - (Компьютерная графика и мультимедиа). - Прил.: 1 электорн. опт. диск (DVD).
- Леонтьев, Б.К. Энциклопедия дизайна и графики на ПК [Электронный ресурс] / Борис Леонтьев. - Лобня: Новый издат. дом [и др.], 2004. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Компьютер без проблем). - Систем. требования: Pentium 166 MHz; 32 MB RAM; 4-x CD-ROM; зв. карта; SVGA; Windows 98/ME/XP/2000; 35 Мб свобод. места на жёст. диске. - Сведения об изд. с этикетки диска.
15. Лин, Майк В. Современный дизайн. Пошаговое руководство. Техника рисования во всех видах дизайна: от эскиза до реального проекта: [науч.- попул. изд.] / Майк В. Лин; [пер. с англ. О.П. Бурмаковой]. - М.: АСТ [и др.], [2012]. - 200 с.: ил.
- Михайлов, С.М. История дизайна. Т. 1: Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности / С.М. Михайлов. - М.: Союз Дизайнеров России, 2004. - 279 с.: ил. Нестеренко, О.И. Краткая энциклопедия дизайна / О.И. Нестеренко; ред. Л. Ильющенко. - М.: Молодая гвардия, 1994. - 315 с.: ил
- Тулупов, В.В. Дизайн периодических изданий: учеб. для студентов по специальности 030601-"Журналистика" / В.В. Тулупов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 218 с.
- Упине, А. Исторические этапы развития костюма как отображение имиджа эпохи / А. Упине // Искусство в школе. - 2009. - № 2. - С. 71-73.
- Эксперимент в дизайне: [учеб. пособие] / В.Е. Барышева и др.; сост. А. Лаврентьев. - М.: Университетская книга, 2010. - 242, [1] с.: ил. - (Практический дизайн).
- Элам, К. (Elam, K.). Геометрия дизайна. Пропорции и композиция = Geometry of Design: [учебник] / К. Элам. - СПб.: Питер, 2011. - 108, [1] с.: ил. - ISBN 978-5-459-00277-5: 383-57.
V. Перечень вопросов
В каждом экзаменационном билете содержатся по 3 вопроса: теоретический, специальный и практический.
Вопросы исторического характера: с 1 по 30.
Целью вопросов исторического характера является установление уровня усвоения и качества теоретических знаний выпускника в области истории дизайна, его эволюции и современного состояния. Помимо этого, осуществляется проверка прочности этих знаний, умения синтезировать их в обстоятельное рассуждение по вопросу с ясной структурой и логикой, сопровождаемое примерами и завершаемое выводами.
При ответе на вопрос студент должен показать: теоретические знания об истории возникновения, развитии и эволюции дизайна, теоретических концепциях и школах дизайна, основных тенденциях современного дизайна, социокультурной миссии дизайна, его языке, средствах художественной и композиционной выразительности, реализуемых в практике современного дизайн-проектирования. Теоретических основах, методах и технических средствах эргономики, классификации и основных характеристик материалов в истории дизайна и его современном развитии.
В своих ответах на вопрос студент должен раскрывать содержание понятий, использовать специальную терминологию, понимать и раскрывать содержание поставленных вопросов.
При ответе на вопрос теоретического характера студенту необходимо представить полноценную структуру ответа, с выстроенной логикой его изложения, подтверждаемой доказательными положениями и примерами.
Вопросы теоретико- методологического характера: с 31 по 60.
Целью вопросов методологического характера является выявление уровня теоретических представлений выпускников о концептуальных основах содержания деятельности дизайн-проектирования, условиях и факторах, определяющих ее специфику и формы развития.
При ответе на вопрос студент должен продемонстрировать знания о культурологических основах дизайна, о месте этой творческой деятельности внутри как материальной, так и духовной культуры. Студент должен отчетливо представлять предмет деятельности дизайна и владеть содержательной базой понятийного аппарата, определяющего содержание теории и методологии дизайн-проектирования.
Студентам предлагаются следующие типы вопросов: роль и место дизайна в культуре, в цивилизации, в отношениях человека и мира. Студент должен ориентироваться в инструментальных и знаковых средствах проектирования, в стратегиях культурного освоения действительности, в смене парадигм мировосприятия и их роли в создании функционально и эстетически полноценной предметной и виртуальной среды человеческой культуры.
Ответ на вопрос методологического характера предполагает ясную и доказательную схему изложения материала, осмысленную ориентацию в основных понятиях и категориях теории дизайна, в том числе относящихся к философии, семиотике и психолингвистике.
Вопросы специального характера: с 61 по 90.
Целью вопросов специального характера является демонстрация профессиональной ориентации студента в содержании конкретных аспектов форм организации, способов, условий и средств осуществления развернутой структуры проектно-художественной деятельности.
При ответе на вопросы студент должен продемонстрировать:
знания основ классификации источников получения информации, алгоритм установления направления и порядка действий, необходимых для достижения проектных целей, владение необходимыми информационно-практическими ресурсами в профессиональной проектной деятельности. Студент должен свободно ориентироваться в возможностях использования различных способов и средств исследования, анализа и диагностики, правил, приемов, алгоритмов действий, в организации различных видов и этапов проектирования; механизмов осуществления различных операций.
Приветствуется использование примеров, полученных в ходе производственной и преддипломной практик.
Вопросы специального характера проверяют у студента способности технологически ориентированного мышления, навыки и умения применения эскизной графики для визуальной поддержки излагаемого материала. Студент демонстрирует уровень практических умений в процессе решения типовых профессиональных задач с использованием конкретных примеров в рамках раскрытия содержания экзаменационного задания.
Студентам предлагаются следующие типы вопросов: методика проведения предпроектных исследований, методология генерации и формулирования проектных идей, планирование форм эскизной работы, общая структура и элементы дизайн-проекта, материалы и технология создания эскизной части проекта, технология эффективной презентации проекта.
Ответы на вопросы специального характера предполагают изложение ясной структуры способов рассматриваемых ситуаций и действий, определение содержания основных понятий, а также - представление конкретного порядка действия в различных этапах и стадиях проектирования.
Примерные вопросы для государственного экзамена
1. Дизайн. Основные понятия и определения.
2. Первые теории дизайна
3. Ретроспектива технического развития и формообразования предметного мира доиндустриального общества.
4. Дезинтеграция воссоздания предметного мира. Машинный переворот.
5. Научно-технический прогресс XIX века, открытия и изобретения.
6. Первые всемирные промышленные выставки.
7. Первые этапы интеграции искусства и техники.
8. Особенности возникновения предпосылок протодизайна в России.
9. Развитие рекламной графики и плаката в России конца XIX и начала XX века.
10. Германский художественно-промышленный союз — Веркбунд.
11. Баухауз — художественно-промышленная школа нового типа.
12. Отечественное производственное искусство.
13. Роль ВХУТЕМАС—ВХУТЕИН в развитии отечественного дизайна.
14. Советский отдел на международной выставке в Париже 1925г.
15. Стилеобразующие принципы Ар Деко.
16. Становление коммерческого дизайна в США.
17. Пионеры промышленного дизайна США.
18. Довоенный дизайн в Советском Союзе.
19. Советский дизайн первого послевоенного десятилетия.
20. Подъём экономики США и американский дизайн после Второй мировой войны.
21. Послевоенный дизайн Великобритании.
22. Послевоенный дизайн Франции.
23. Технические достижения и дизайн второй половины XX века.
24. Итальянский дизайн: «реальное» и «концептуальное» направления.
25. Итальянский дизайн: стиль «Оливетти».
26. Дизайн скандинавских стран.
27. Феномен японского дизайна
28. Отечественный дизайн конца XX века.
29. «Хай-тек» - стиль высоких технологий в дизайне
30. Новые направления в современном дизайне
31. Социокультурные функции прогноза и проекта
32. Образное мышление и специфика его структуры
33. Сравнительная характеристика содержания художественного и проектного образов
34. Типология социокультурных функций вещи
35. Метод художественного моделирования образа потребителя в дизайне
36. Типологизация адресатов дизайн-проекта
37. Содержание метода художественно-образного моделирования
38. Методика образного подхода
39. Смыслообразование и тематизация как факторы инновационного проектирования
40. Инструментальная, идейно-ценностная и культурно-языковая точки зрения на вещь
41. Культурный образец и этапы его эволюции в истории
42. Оппозиция «свое-чужое» и две стратегии культурного освоения действительности
43. Типология адресатов проектирования в средовом подходе
44. Понятие «структура предметно-пространственной среды»
45. Культурные парадигмы исторически определявшие восприятие мира
46. Пространство и время в мифопоэтической картине мира
47. Архетип в средовом проектировании
48. Пространственные образы-символы в мифологии средового восприятия
49. Природные образы-символы в мифологии средового восприятии
50. Эмоционально-чувственная структура городской среды и ее мифологемы
51. Характеристика художественного метода постмодернизма
52. Проектные идеологии предметного и средового дизайна
53. Приемы «включенного» проектирования городской среды
54. Параметры проектирования полноценной среды
55. Программный дизайн и дизайн-концепция
56. Информационная среда. Признаки и свойства
57. Гутенбергова галактика. Эволюция форм коллективной памяти
58. Электронная форма коммуникации. Приобретения и опасности
59. Виртуальная реальность. Происхождение и содержания понятия
60. Основные понятия семиотики
61. Предмет и метод исследования в эргономике
62. Структура эргономического анализа
63. Методы эргономических исследований
64. Эргономический анализ средового пространства
65. Предпроектный анализ и его основные этапы
66. Цели и задачи предпроектного анализа
67. Этапы художественного проектирования
68. Типология объектов проектирования
69. Экономическое обоснование дизайн-проекта в графическом дизайне
70. Визуальные коммуникации и понятие фирменного стиля
71. Фирменный стиль и его структура
72. Структура графических элементов фирменного стиля
73. Характеристика понятий «товарный знак» и «логотип»
74. Основные понятия материаловедения (материал, текстура, цвет, фактура)
75. Эстетические свойства материалов и их роль в дизайне
76. Классификация и основные свойства художественных материалов
77. Основные понятия цветоведения
78. Хроматические и ахроматические цветовые отношения
79. Типология цветовых контрастов
80. Психология цвета как часть проектной колористики
81. Характеристика основных графических программ
82. Роль графических программ в решении задач проектирования
83. Основные элементы языка проектной графики
84. Графический дизайн. Виды и сфера применения
85. Шрифт и шрифтовая композиция в графическом дизайне
86. Промышленная графика и ее виды
87. Метод макетирования и его этапы
88. Виды эскизирования в проектном дизайне
89. Основные структурные элементы композиции
90. Типология композиционных средств в проектировании
[1] См: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 070600.62 Дизайн от 12.02.10.