Среднего Профессионального Образования Свердловской Области




Государственное Образовательное Учреждение

«Свердловский Мужской Хоровой Колледж»

 

Дипломная работа

На тему

"Микрофоны. Использование на сцене и в студии звукозаписи"

 

Выполнил работу:

 

Студент IV курса.Брискман М.

 

Руководитель: Подьячев А. Б.

 

2013г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 Введение

 

2 Озвучивание сцены с помощью систем подвесных микрофонов

 

3 Индивидуальное озвучивание с помощью радиомикрофонов

 

 

 

Озвучивание сцены с помощью систем подвесных микрофонов

 

Как правило, под словом "театр" представляется спектакль в большом красивом здании с хорошей акустикой, где даже шепот будет слышен в последнем ряду. К сожалению, в реальности картина не так идеальна, и потому часто приходится озвучивать театральные постановки.

 

Последние годы организуется все больше репертуарных театров, и сцен с правильной акустикой на всех не хватит. К тому же все популярней становится театральная антреприза, когда спектакль ставят не на сцене репертуарного театра, а на репетиционной базе и впоследствии играют его на разных площадках в разных городах. Иногда это бывают театральные площадки, но чаще всего это дома культуры или киноконцертные залы. Как правило, подобные залы не обладают акустикой, способной усилить речь со сцены, и задачей звукорежиссера становится усилить актерскую речь в условиях данного зала.

 

Какие параметры должны быть у театрального зала для того, чтобы актерскую речь было хорошо и разборчиво слышно без дополнительного звукоусиления? Удельный воздушный объем на одно зрительское место должен составлять 4…5 куб.м, максимальная длина залов около 24 м, время реверберации от 0,8 до 1,4 с. Оптимальной формой плана зала является трапециевидная с углом раскрытия 10°…12°. Наличие параллельных плоских поверхностей несет опасность появления "порхающего эха", криволинейных вогнутых - фокусирования звука. При примыкании задней стены зала к потолку под углом 90° или меньше может возникнуть так называемое "театральное эхо" - отражение звука от потолка и стены в направлении к источнику звука, приходящее с большим запаздыванием. В этом случае актер на сцене будет слышать свой голос со значительной задержкой, что доставляет ему большой дискомфорт.

Современная урбанистическая культура привела к тому, что уровень комфортной громкости для слушателя значительно повысился. Это связанно с тем, что для больших городов сейчас характерно "шумовое загрязнение", соответственно повышается уровень прослушиваемой музыки и речи. Все чаще люди слушают музыку в метро в плохих наушниках, а в машине, чтобы заглушить шум улицы и мотора, делают радио погромче. Ну а уровень давления на рок-концертах, в клубах и на дискотеках иногда близок к болевому порогу

 

Все это приводит к тому, что современный зритель, приходя в театр даже с хорошей акустикой, плохо слышит то, что говорят актеры. Ведь в XIX и начале XX веков все было иначе, - тогда были построены известные театры, такие, как нынешний МХТ им. Чехова, Большой театр, Театр им. Вахтангова в Москве, Александринский театр и театр им. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, Самарский театр им. Горького и многие другие театры с хорошей театральной акустикой. Тогда еще не было такого "шумового загрязнения", как в наши дни. Соответственно, естественного усиления, свойственного подобным залам, человеку того времени было вполне достаточно. А современные режиссеры еще и просят делать фоновую музыку погромче, и при этом говорят - "пусть актера на фоне музыки будет слышно". И потому все чаще даже в театрах с хорошей акустикой приходится организовывать дополнительнуюподзвучку актерам.

Иногда целью подзвучки становится создание спецэффекта. Например, создание ощущения атмосферы места, в котором происходит действие: в клубе или в пещере, в огромном зале или в длинном узком коридоре. Или создание ощущения абсолютной нереальности с помощью различных эффектов: pitch, chorus, flanger. А иногда в драматических спектаклях актеры используют музыкальные номера с живыми или электронными инструментами на сцене и живым пением, а так же с пением под минусовую фонограмму. В такой ситуации, естественно, необходимо усиление как актеров, так и музыкантов.

 

Наиболее естественного звучания при усилении актерской речи можно добиться при помощи системы подвесных микрофонов. Таким образом мы озвучиваем все пространство сцены, усиливая общую картину звучания на сцене. В этом случае в зале мы слышим как прямой звук, исходящий от актеров на сцене, так и усиленный звук сцены. При правильном балансе прямого и усиленного сигналов можно добиться очень естественного звучания.Для этих целей используются подвесные кардиоидные конденсаторные микрофоны, у которых капсюль и предусилитель находятся на расстоянии пяти и больше метров друг от друга для того, чтобы микрофон был менее заметен из зала. Такие микрофоны закрепляются на колосниках или штанкетах высоко над сценой и спускаются сверху.

 

Высота, на которой закрепляются микрофоны, зависит от конкретных задач, размеров сцены, ее ширины и глубины.

 

Вот некоторые схемы как следует вешать микрофоны над сценой

 

Чаще всего такая схема делается для озвучивания первого плана

 

 

 

Эта схема чаще всего используется для озвучки заднего плана

 

В звучании микрофонов второго плана должен преобладать отраженный сигнал сцены над прямым сигналом речи актеров. Этот баланс следует соблюдать для того, чтобы зритель, находясь в зале, воспринимал звук естественным. Ведь если актеры перемещаются в глубину сцены, то было бы неестественно слышать их ближним планом. При соблюдении этого баланса следует так же следить за тем, чтобы не снизилась разборчивость речи.

Вот некоторые модели подвесных микрофонов

1) Держатель HM 1000 — это подвесной модуль, оснащенный резьбовым соединением и само-очищающимися контактами. Его корпус сделан из металла и покрыт специальным не отражающим свет антрацитовым покрытием, что делает микрофон неза метным в лучах софитов. Переключаемое светодиодное кольцо позволяет звукорежиссеру держать под контролем всю систему во время саундчека.

 

2)DGN99E

Микрофон имеет оптими­зированную для речевого сигнала частотную характе­ристику 150 Гц-15 кГц, обес­печивая оптимальную разбор­чивость, хорошее подавление шумов и обратной связи.

Прочный металлический кор­пус гарантирует длительный срок службы микрофона

3)Shure MX202BN - миниатюрный театрально-хоровой кардиоидный микрофон на гибком креплении (10см) c шнуром 9м черного цвета. Подвесные микрофоны Microflex - отличный выбор для подзвучивания хоров, спектаклей и музыкальных ансамблей. Они отличаются высоким качеством передачи звучания и очень небольшими размерами. От версии Shure MX202BC отличается отсутствием капсулы.

 

Индивидуальное озвучивание с помощью радиомикрофонов

 

Нередко декорации спектакля не позволяют использовать подвесные микрофоны для озвучки сцены, а иногда жанр спектакля подразумевает сочетание речи и громкой музыки. В подобных ситуациях выходом становится использование петличных или гарнитурных радиомикрофонов.Такие микрофоны очень удобны для использования в театре. Можно добиться того, что их будет практически не видно из зала, при этом они прекрасно выполняют свою функцию в системе звукоусиления.

Как правилоПередатчик радиосистемы крепится на костюме или под ним. Очень важно найти удобное и безопасное место закрепления радиопередатчика, что лучше всего делать путем проб во время репетиций. Существует опасность того, что актер во время движения повредит антенну и тогда мы потеряем сигнал, или повредит разъем, и тогда петличка в скором времени выйдет из строя. Поэтому вместе с костюмерами надо подумать - разместить кармашек для передатчика на костюме в удобном месте или использовать специально сшитые пояса с накладным карманом для передатчика, которые актеры будут одевать под костюм.

 

Петличные микрофоны можно закрепить на одежде на уровне шеи или груди с помощью специальных крепежей-прищепок. Но в таком случае появятся некоторые проблемы.

 

Одной из таких проблем является то что во время движения микрофон может задевать одежду, создавая помехи

 

 

Вторая проблема, возникающая при закреплении петличных микрофонов на костюме, заключается в том, что актер во время сцены может отворачиваться в сторону, оборачиваться назад, наклоняться близко к микрофону или запрокидывать голову вверх. Тогда тембр голоса будет существенно меняться. Этот эффект будет не сильно заметен, если во время спектакля мы используем усиленный микрофоном сигнал с равным или меньшим уровнем относительно прямого звучания речи актера со сцены, то есть используем радиомикрофон как поддержку. Но это будет большой проблемой, если необходимо усиливать речь так, чтобы микрофонный сигнал был основным источником информации для зрителя, например, в случае с большим залом или на фоне громко звучащей музыки. В этом случае для усиления голоса закрепленный на костюме петличный микрофон не подходит.

 

Способы крепления микрофонов

1)крепление микрофона на лбу

 

2)но чаще всего используют крепление микрофона на щеке

При использовании петличных микрофонов путем их крепления на лице имеется также одна серьезная проблема. Поскольку во время спектакля актеры очень много двигаются, иногда в тяжелых и плотных костюмах да еще и в греющем театральном свете, они порой довольно сильно потеют. И тогда капельки влаги попадают в закрепленный на теле микрофон, начинают биться о мембрану, создавая довольно громкие помехи. В капсуле может собраться настолько много влаги, что мембрана микрофона полностью будет заблокирована. От этого микрофон не обязательно выйдет из строя. Иногда достаточно снять с капсюля защитный колпачок и хорошенько продуть капсюль, только лучше не ртом, а резиновой грушей. Но если капсюль затек серьезно, его необходимо просушить некоторое время. Но, тем не менее, из-за влаги микрофон выходит из строя чаще всего прямо во время спектакля, и мы теряем сигнал.

 

Наиболее удобны для озвучивания актеров гарнитурные микрофоны. Микрофон с помощью металлической дуги крепится за уши на голове. Капсюль микрофона находится на конце этой дуги на уровне щеки и не имеет контакта ни с костюмом, ни с телом. Хотя сейчас выпускают совсем маленькие гарнитуры телесного цвета, которые практически незаметны из зала, режиссеры не очень любят то, как они выглядят. Но в случае, если не подходит вариант с креплением петличного микрофона на одежде и вариант с креплением петличного микрофона с помощью скотча на лице, придется идти на компромисс и использовать гарнитурный микрофон.

 

МОДЕЛИ МИКРОФОНОВ

 

1)ВР893

Модель ВР893 — одна из последних новинок от компании Audio- Те^шса: она была впервые показана в феврале этого года на выставке КЕ 2011 в Амстердаме. Микрофон имеет малозаметное эргономичное крепление на ухо, выпускается в корпусе черного и бежевого цветов и обеспечивает разборчивую и точную передачу речи. Данная модель идеально подходит для использования как в театре, так и на телевидении.

Микрофон ВР893 является все-направленным, по качеству и точности передачи голоса он сравним с лучшими петличными микрофонами. Он может крепиться на любое ухо. Его также можно применять для снятия звука скрипки: в этом случае он надевается обычным способом на ухо и избавляет от необходимости закреплять микрофон на самом инструменте. ВР893 имеет рабочий диапазон частот 20 Гц...20 кГц, сопротивление 245 Ом, динамический диапазон 88 дБ, соотношение сигнал/шум 68 дБ, максимальный уровень звукового давления 114 дБ SPL

 

2)Микрофон HC577 практически невидим в сценическом свете. Капсюль с двумя диафрагмами патентованной конструкции надежно защищен от влаги, вибраций и механического шума.

В микрофоне использован капсюль CK77, который уже долгие годы является стандартом качества в звуковой индустрии. Эргономичное оголовье удовлетворит запросы даже самых требовательных пользователей, щепетильно относящихся к проблемам комфорта.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: