I. Предпосылки возникновения троллинга в современной культуре




1.1 Понятие и функции троллинга.

Во второй половине XX века развитие технологий и связанное с ним появление глобальной сети Интернет и виртуализация культуры позволили человечеству перейти на качественно новый уровень коммуникации, опосредованной электронной вычислительной машиной. Последующее удешевление электронной техники стало причиной ее глобального распространения, вследствие чего появились такие технические средства, как персональный компьютер, ноутбук, мобильный телефон, цифровой плеер, каждое из которых может использоваться для осуществления виртуальной коммуникации.

Виртуальная коммуникация подобно обычной коммуникации разделилась на несколько уровней: деловая или бизнес-коммуникация, разговорная речь, репрезентацией которой служат чаты и форумы, научная коммуникация, осуществляемая в рамках специфических сетевых ресурсов. Развитие и совершенствование виртуальной коммуникации позволило говорить о наличии в современной культуре определенного коммуникативного поведения, в состав которого входят некоторые специфические для той или иной группы пользователей особенности поведения в глобальной Сети.

Термин «коммуникативное поведение» был впервые использован на русском языке в 1989 году в работе И. А. Стернина «О понятии коммуникативного поведения», а первым специальным изданием в этой области стала его публикация «Очерк русского коммуникативного поведения». Автор полагает, что говорить о существовании коммуникативного поведения целесообразно для «определенной группы людей». Термин «коммуникативное поведение» применим для любой группы лиц, участвующих в каком-либо виде коммуникации – как вербальной, так и невербальной[1].

Одним из проявлений особого коммуникативного поведения в современной культуре стал троллинг. Термином «троллинг» обозначается вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения для нагнетания конфликтов. Используется как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности либо эпатаже, так и в процессе анонимного взаимодействия пользователей, осуществляемой без возможности идентификации с реальным субъектом

виртуальной коммуникации[2]. Термин «троллинг» происходит из сленга участников виртуальных сообществ и не имеет прямого отношения к сфере научного дискурса. Современное значение термина «троллинг» впервые появилось в Usenet-конференциях в конце 80-х. Большинство использующих это понятие полагает, что оно является сокращением фразы «trolling for suckers», непосредственно относящейся к виду техники спортивной рыбалки, в которой «trolling» по-видимому происходит от «trawling» (русск. «траление», т. е. вылавливание). В дословном переводе англ. trolling означает «ловлю рыбы на блесну[3]». Слово, вероятно, приобрело популярность из-за своего второго значения, а именно «троллей», которые часто упоминаются в фольклоре стран Скандинавии, в частности, в детских рассказах, как уродливые, неприятные существа, которые созданы, чтобы творить зло и причинять вред. Во многих эпизодах подчёркивалась неприязнь троллей к посторонним в пределах мест их обитания, в особенности к тем, кто собирался нарушить их покой.

В наиболее общем виде это явление характеризуется как процесс размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационной информации с целью нагнетания конфликтной атмосферы путём нарушения правил этического кодекса интернет-взаимодействия.[4] Троллинг возник в Соединенных Штатах Америки, стране известной своими демократическими правами и свободами. Российская Федерация занимает второе место по сетевому троллингу благодаря интересу молодежи к англоязычному сообществу и прочим факторам, в числе которых следует отметить наличие большого количества документации на иностранном языке, межкультурные виртуальные контакты, литература на иностранном языке и другие факторы. Первое упоминание о троллинге в академической литературе принадлежит американской исследовательнице Джудит Донат, занимающейся проблемами современной медиа, которая в 1999-м году использовала в своих суждениях некоторые примеры из различных Usenet-конференций. По мнению Донат «троллинг - игра в подделку личности, при этом никто кроме играющего о ней не знает». Донат утверждает, что тролль старается зарекомендовать себя в качестве среднестатистического пользователя ресурса, разделяющего проблемы того или иного сообщества и старающегося внести свою лепту в обсуждение.[5] По мнению Ирины Ксенофонтовой, феномен троллинга связан с анонимностью и абсолютно невозможен в условиях, отличных от анонимности при осуществлении сетевой коммуникации.[6]

Появление троллинга в России принято связывать с появлением изображения «Trollface», появившегося в 2008 году[7]. В целом в литературе троллинг, которому посвящено в настоящее время большое количество публикаций, рассматривается как негативное явление, которое препятствует установлению и воспроизводству этических норм сетевого взаимодействия и конструктивной работе групп. Исследователь Р. Внебрачных называет очевидной параллель троллинга с явлением энергетического вампиризма. По мнению автора, высказанному в конце 2011 года, наиболее успешные тролли способны создать напряжение в целом ряде сообществ, осуществляя сталкивание их между собой и используя проекции публичности в СМИ для привлечения внимания широкой общественности. «Судя по последним сценариям «компьютерных» или «фэйсбуковских» революций, — делает вывод Внебрачных — троллинг может превратиться в востребованную специализацию представителей целого ряда профессий, например, таких, как журналистика, мировая политика, международная экономика и ряда других».[8]

Основными «площадками» для троллинга служат такие Интернет-сообщества, как Живой Журнал (ЖЖ), LiveInternet, Вконтакте, Одноклассники и др. Лицо, которое занимается троллингом, принято называть «троллем», что символично совпадает с названием мифологического сверхъестественного существа из скандинавской мифологии (карлик, великан, ведьма), характеризующимся вредным характером и скверными привычками.[9]

Многообразие форм коммуникативного поведения сетевых троллей в пространстве виртуальной культуры, позволяет говорить о различных коммуникативных задачах, преследуемых представителями данного сообщества. Как правило, эти задачи находятся в рамках коммуникативного сценария провокации.[10]

Поведению сетевого тролля мы даем положительную оценку в случае, если данная деятельность направлена на улучшение качества сетевого ресурса, не затрагивает в грубой форме интересы пользователей, носит позитивный оттенок. Под негативной деятельностью тролля нами понимается грубое нарушение правил сетевых ресурсов. Перечень положительных функций сетевого тролля сводится к следующим:

1. Попытка оживления дискуссии на форуме. Троллем пишется одно сообщение, вызывающее серию сообщений-откликов.

2. Возрождение сетевой жизни. После обширной дискуссии, начатой Интернет-троллем, ресурс приобретает статус известного проекта.

3. Обращение внимания редакторов на некорректную информацию.

4. Спор ради поиска истины. Сообщения, оставленные сетевым троллем, призваны найти решение возникшей проблемы по тому или иному вопросу.

5. Поднятие настроения членам сообщества.

Примерами негативных функций сетевых троллей являются:

1. Нарочное оскорбление идеалов, приоритетов, участников сетевых сообществ.

2. Праздное времяпрепровождение.

3. Намеренное преследование ресурсов для снижения их популярности. Возможная работа «по заказу».

4. Получение морального удовлетворения при успешном троллинге.

5. Финансовое обогащение.[11]

Однако, если при обсуждении не удается достигнуть желаемого результата («затроллить»), то троллинг может перейти в более резкую форму спора – флейминг.

Понятия троллинг и флейминг следует различать. Флейминг представляет собой — «спор ради спора», процесс обмена сообщениями в местах многопользовательского сетевого общения (чаты, Интернет-форумы, социальные сети и др.). Данное явление представляет собой словесную войну, которая зачастую не имеет отношения к первоначальной причине дискуссии, спора. Иногда применяется в контексте троллинга, но чаще всего флейм вспыхивает из-за недоразумения, обиды на виртуального собеседника. Лицо, занимающееся флеймингом (флеймер) ценит вседозволенность и безнаказанность, которыми характеризуется общение в Интернете. При флейминге выбор между логическими доводами/аргументами и оскорблением делается в пользу последнего. Можно выделить следующие виды флейминга в Интернет-коммуникации: Прозрачные намеки, двусмысленные шутки; грубые высказывания в адрес собеседника инеаргументированная критика; каламбуризация и абсурдизация высказывания; претензии личного характера, критика умственных способностей собеседника.

Подводя итог, назовем общие черты троллинга и флейминга:

- Противопоставление собеседнику;

- Перегрузка беседы/дискуссии сообщениями, не несущими информативной пользы (флуд).

Ярких различий между троллингом и флеймингом, на первый взгляд, не наблюдается. Однако, отношение участников Интернет-коммуникации к этим двум явлениям абсолютно разное. Троллинг преследует идею словесного издевательства над окружающими, наслаждения от этого процесса (а порой и откровенного «словесного садизма»). Флейминг возникает, когда в дискуссии человек прибегает к использованию ненормативной лексики и оскорбительных изречений. Троллинг может переходить во флейминг в случае, если все аргументы исчерпаны, но индивид хочет показать свое превосходство любыми методами. [12]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: