Временная готовность - это мобилизация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент.




Готовность человека к успешным действиям в опасной ситуации складывается из его личностных качеств, уровня подготовки, полноты информации о случившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. Анализ поведения человека в опасной ситуации показывает, что наиболее частой причиной, приводящей к ошибочным действиям, является именно неполнота информации. Компенсировать недостаток информации в подобных условиях может высокая предварительная психологическая готовность. Обеспечить ее можно с помощью тренировок, развивающих быстроту мышления, вырабатывающих необходимые навыки действий в условиях неполной информации, формирующих способность переключения с одной установки на другую и способность к прогнозированию и предвосхищению. В ходе таких тренировок необходимо готовить человека к тому, чтобы в опасной ситуации он мог выделять главные моменты происходящих событий. У каждого человека есть свой «набор» приемов выхода из трудной ситуации. Но самоуправление всегда предполагает умение внушать себе нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия и переживания. Возможности самоуправления увеличиваются, если человек внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать напряженность, более правильно использовать свои знания, умения и навыки.

Поведение больших масс людей, особенно в опасных ситуациях, имеет свои законы и отличается от поведения одного человека. В условиях производства люди, выполняя общие задачи, действуют совместно, и решения в сложных ситуациях также принимаются совместно. В психологии это называется групповое принятие решений в условиях взаимного обмена информацией. Процедура группового принятия решений предполагает обязательное согласование мнений членов группы. В процессе обсуждения могут возникать некоторые деформации восприятия, снижающие качество принимаемых решений, могут наблюдаться и феномены сдвига к риску и групповой поляризации.

Сдвиг к риску - возрастание рискованности групповых или индивидуальных решений после проведения групповых дискуссий по сравнению с первоначальными решениями членов группы. Это происходит из-за того, что каждый член группы в процессе дискуссии пересматривает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стандарту группы. Суть таких изменений состоит в так называемом «заражении» - процессе передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизическом уровне. Заражение происходит помимо смыслового воздействия, т.е. фактически помимо воли членов группы, и этот процесс может идти произвольно. При наличии обратной связи заражение способно нарастать, приобретая вид цепной реакции. В ряде случаев такая реакция способствует эффективности принятия решения и служит дополнительным сплачивающим фактором, пока не превысит некоторой оптимальной интенсивности. Вышедшее из-под контроля заражение приводит к распаду сложившихся связей и вырождению организованно взаимодействующей группы в толпу. Толпа представляет собой бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознанной общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Отсутствие ясных целей и структуры порождают наиболее важное свойство толпы - ее легкий переход от одного вида поведения к другому (любопытство, паника, агрессивные действия и т.д.). Такие переходы происходят спонтанно и в условиях опасной ситуации весьма опасна толпа, зараженная массовой паникой и трудно поддающаяся управлению.

Массовая паника - один из видов поведения толпы. Психологически она характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения. Этот страх блокирует способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия. Организованная группа людей тем легче превращается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров.


Опасные качества. Психологическая работа, способствующая

их преодолению.

 

Человека и его качества можно расценивать с разных точек зрения. Во-первых, человек, как любая другая живая система, может рассматриваться как индивид, как целостная, неделимая биологическая особь. С другой стороны, человека можно рассматривать как личность. В общежитейском смысле это обозначение человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности. Зачастую под личностью понимают не человека в целом, а только сформировавшуюся у него социально-психологическую «надстройку» - устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Однако при этом имеется в виду, что биологическая подструктура существенно влияет и непосредственно обусловливает особенности личности.

О человеке можно вести речь не только как об индивиде и личности, но и как о некоторой индивидуальности - своеобразном сочетании, комплексе его отдельных особых и неповторимых качеств. Субординационные связи рассмотренных понятий можно представить так: индивид - личность - индивидуальность. Индивидуальность может быть понята как единство и взаимосвязь свойств человека как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют его природные свойства как индивида. При изучении приспособления человека к данной профессиональной деятельности необходимо учитывать всю его индивидуальность с качествами разных уровней. Способности к приспособлению характерны не только для психологических, профессиональных и социальных качеств, но и для более консервативных биологических качеств. Среди качеств человека имеются такие, которые благоприятствуют успеху и безопасности и такие, которые противодействуют им. В процессе приспособления к труду человеку свойственно использовать свои положительные свойства и развивать на их базе новые полезные качества. Кроме того, он способен вырабатывать и такие качества, которые компенсируют некоторые его недостатки.

Комплекс всех качеств индивида, влияющих на его деятельность и безопасность, называется человеческим фактором. В понятие «человеческий фактор» включаются как индивидуальные, так и групповые качества и свойства человека. Характеристика психологических, физиологических и других особенностей совокупности людей называется групповым фактором. Разделение личного и группового фактора при анализе причин несчастных случаев позволяет четко определить направленность мероприятий по их профилактике.

Нейродинамические особенности.

Нейродинамические особенности индивида, и прежде всего сила, подвижность и лабильность нервных процессов являются значимыми для многих видов деятельности, особенно для тех, которые связаны с работой в сложных, экстремальных условиях. Роль нейродинамических особенностей весьма существенна в обеспечении надежности действий человека при осложнении обстановки. В меньшей степени от них зависит общая успешность деятельности.

Следует отметить «двойственность» свойств нервной системы с точки зрения их практической ценности в деятельности человека. Например, качества, обеспечивающие высокую выносливость, связаны со снижением чувствительности и бдительности. Существует ряд закономерностей проявления особенностей нейродинамики в деятельности, а именно деятельность, связанная с высоким уровнем психической напряженности, риском, большим количеством управляемых объектов, утомлением динамического характера, предъявляет повышенные требования к силе нервных процессов; деятельность, связанная с монотонностью, работой со слабыми сигналами, вызывающими утомление статического характера, успешнее осуществляется лицами с тенденцией к слабости нервных процессов;

деятельность, связанная с работой в условиях дефицита времени, высокой степенью неупорядоченности или неопределенности поступающей информации, необходимостью быстрого переключения с одного рабочего задания на другое, высокой скоростью выполнения отдельных операций, требует высоких показателей подвижности нервных процессов;

при необходимости выполнения стабильных операций, при особых требованиях к точности работы предпочтительнее инертность нервных процессов;

чем больше вероятность внезапного наступления аварийной ситуации, тем желательнее сочетание высоких показателей силы и подвижности;

при высокой частоте появления рабочих сигналов повышаются требования к лабильности;

деятельность, требующая преимущественно непроизвольной регуляции, лучше осуществляется сильными и лабильными;

при повышенной необходимости включения произвольной регуляции преимущество имеют слабые и инертные.

Необходим учет свойств нервной системы не по отдельности, а в комплексе, т.к. в некоторых случаях они могут компенсировать друг друга. Влияние особенностей нейродинамики на успешность деятельности в большинстве случаев происходит опосредованно: свойства нервной системы во многом определяют специфику протекания психических процессов в деятельности (особенно внимания и памяти), связаны с некоторыми психомоторными особенностями, являются базой для многих свойств темперамента и личности.

Влияние нейродинамики на успешность и надежность деятельности особенно существенно на начальных этапах освоения деятельности, а также у менее способных профессионалов. У профессионалов высокого класса оно практически исчезает, маскируясь опытом, и проявляется лишь в экстремальных ситуациях. Компенсация негативных особенностей нервной системы возможна только при наличии высокого уровня мотивации к деятельности. Возможность коррекции нейродинамических особенностей крайне незначительна. Необходим психологический отбор по этим свойствам, а также индивидуализация обучения и, по возможности, условий деятельности, включающая составление индивидуальных программ и выработку индивидуального стиля деятельности.

Особенности нейродинамики могут способствовать формированию качеств, мешающих преодолеть трудности опасных ситуаций. Так, слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность в деятельности. Даже такой важный показатель, как самооценка, во многом зависит от характеристик нейродинамики: лица с тенденцией к слабости нервных процессов испытывают больше затруднений в формировании адекватной самооценки, для лиц с очень высокими показателями нервной системы велика вероятность негибкой неадекватно высокой самооценки.


 

Темперамент.

Темперамент характеризует индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности. Несчастные случаи в наибольшей мере присущи людям с более подвижной и неуравновешенной нервной системой, а также людям, отличающимся слабостью нервной системы по возбуждению и торможению.

Люди с холерическим темпераментом, с преобладанием возбудительного процесса и высокими показателями силы и подвижности нервных процессов быстро приобретают профессиональные навыки. Однако они допускают различные ошибки в начале обучения и имеют склонность к преждевременным действиям. Они быстрее усваивают как вести себя в особых ситуациях, чем получают навыки поведения в обычных ситуациях. В процессе обучения они задают многочисленные вопросы, оживленно обсуждают детали заданий.

Представители сангвинического темперамента демонстрируют высокую точность при выполнении различных психологически сложных заданий, высокую устойчивость к воздействию внезапных и сильных раздражителей. Реакции на впервые возникающие критические ситуации у них всегда являются активными. Сангвиники обладают высокоразвитой способностью расслабляться даже в короткие паузы, отведенные для отдыха, быстро засыпать, быстро и самостоятельно пробуждаться в заданный срок. Эти люди отличаются вдумчивостью и спокойным, уверенным стилем работы.

Люди с флегматическим темпераментом осваивают профессию более длительное время, повторяя однотипные ошибки. Действия в нормальном режиме работы они осваивают раньше и устойчивее, чем в особых ситуациях. В процессе обучения вопросов задают мало, но они всегда по существу, помогают уточнять важные детали. Работают спокойно, аккуратно, неторопливо. Для них характерно прогрессирующее снижение ошибок и улучшение профессиональной деятельности. Перерывы в обучении не влияют практически на выработку у них профессиональных навыков. В экстремальных ситуациях, диктующих жесткие временные ограничения флегматики могут просто физически не успевать реагировать на изменения обстановки из-за недостаточной лабильности и подвижности нервных процессов.

Люди с меланхолическим темпераментом характеризуются низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Они отличаются глубиной и длительностью эмоций, но относительно слабым внешним выражением чувств.

 

Эмоциональность.

Эмоциональная неуравновешенность может стать причиной ошибочных действий профессионала, способных привести к несчастному случаю. Излишняя эмоциональность сказывается на уровне травматизма и косвенно: влечет за собой существенные отклонения от нормы кровяного давления (как в сторону повышения, так и понижения), что, в свою очередь, порождает головные боли, депрессию, бессонницу, болезни желудка. Особенно благоприятную почву для возникновения несчастных случаев создает сочетание эмоциональной неуравновешенности с такими чертами характера, как агрессивность, импульсивность, нетерпимость к замечаниям, рассеянность. При высоких требованиях выполняемой задачи могут возникнуть эмоциональные помехи. Высокая напряженность, связанная с неясностью задания или страхом недостижения требуемого результата, приводит к дезорганизации поведения. Частой причиной эмоциональных помех является конфликт между двумя противоречивыми целями: выполнением задачи и сохранением собственной безопасности. При этом к несчастным случаям более предрасположены люди, склонные скорее избежать неудачи, чем достичь успеха.

 

Сенсомоторная координация.

 

Обусловленность восприятия преимущественно расположенным в поле зрения опорными элементами ухудшает сенсомоторную координацию. Люди с таким восприятием концентрируют свое внимание на главном объекте в зрительном поле, упуская второстепенные, но важные для оценки ситуации объекты. Они отличаются большей пассивностью в отношениях с окружающей средой, худшим осознанием своего поведения, хуже дифференцируют схему своего тела, более конформны. Те же, кто руководствуется в большей степени ощущениями собственного тела, способны лучше различать компоненты зрительного поля, лучше координируют свои движения и менее подвержены несчастным случаям.

Обусловленность восприятия преимущественно расположенным в поле зрения опорными элементами ухудшает сенсомоторную координацию. Люди с таким восприятием концентрируют свое внимание на главном объекте в зрительном поле, упуская второстепенные, но важные для оценки ситуации объекты. Они отличаются большей пассивностью в отношениях с окружающей средой, худшим осознанием своего поведения, хуже дифференцируют схему своего тела, более конформны. Те же, кто руководствуется в большей степени ощущениями собственного тела, способны лучше различать компоненты зрительного поля, лучше координируют свои движения и менее подвержены несчастным случаям.

 

Функциональные патологические изменения в организме.

 

Функциональные патологические изменения, которые позволяют человеку оставаться трудоспособным, все же мешают ему в работе и повышают его предрасположенность к несчастным случаям. К таким изменениям относятся, например, сердечно-сосудистые заболевания и диабет. Они оказывают на поведение человека как прямое влияние (вызывают слабость, недомогание), так и косвенное - за счет общего влияния на психику (порождая подавленность, депрессию, раздражительность). Различные функциональные расстройства нервной системы часто являются прямой причиной травматизма.

Недостатки органов чувств (обычно зрения и слуха) нередко выявляются уже после происшествия.

 

Отношения с окружающими.

 

Склонные к травматизму рабочие более чувствительны к нарушениям нормальных отношений с товарищами труда. Росту частоты несчастных случаев способствует неуважение и недостаточная чуткость к окружающим. Люди с такими чертами характера мало заботятся о том, чтобы не нанести травму другому.по работе, к домашним неприятностям. Эти факторы сильнее, чем у остальных рабочих, отражаются на их настроении, которое особенно сильно сказывается на безопасности

Уровень общения. С точки зрения безопасности особенно важно общение работника с руководством и лицами, контролирующими соблюдение требований безопасности. Ведь и контакты с другими работающими зависят от руководства и контролеров, от их информированности о положении дел на производстве и проблемах безопасности, от их склонности к сотрудничеству с подчиненными. Несчастные случаи чаще возникают на тех предприятиях, где руководители и контролеры не проводят совместных консультаций с работающими, где между ними циркулирует меньший объем информации. Не имея достаточной информации руководитель не может быть компетентным в вопросах безопасности. Рабочие, как правило, не очень высокого мнения о таком руководителе, что кстати увеличивает их предрасположенность к несчастным случаям.

Влияние членов трудового коллектива друг на друга. При многолетней совместной работе наблюдается снижение взаимного контроля членов трудового коллектива за соблюдением требований безопасности в результате роста доверия друг к другу.

Социальная роль в трудовом коллективе.Такие качества, как хорошая сенсомоторная координация, хорошие показатели внимания, эмоциональная уравновешенность и пр. способствуют не только защищенности человека от производственных опасностей, но и большему успеху в труде, а, следовательно, и большему уважению, авторитету в коллективе. Практика показывает, что хорошо защищенные рабочие являются и неформальными лидерами. Благодаря своим индивидуальным качествам неформальные лидеры способны безопасно работать там, где с другими может произойти несчастный случай. Поэтому неформальные лидеры могут себе позволить иногда пойти на риск и бороться с высокой опасностью. Однако по своему социальному статусу они не имеют права этого делать, т.к. их поступкам и поведению обычно подражают другие члены малой группы. Если менее защищенный рабочий станет действовать в условиях опасности так же рискованно, как неформальный лидер, то он может легко стать жертвой несчастного случая.

Установка к обеспечению личной безопасности.

 

Рабочие со слабой установкой к обеспечению личной безопасности испытывают даже некоторое безразличие к возможности несчастного случая. Они, как правило, травмируются неоднократно, при этом многие не замечают, что травмы у них являются повторными. Неоднократно травмированные обычно не помнят конкретных целей, ради которых совершалось действие, которое привело к несчастному случаю. Среди рабочих, получивших много травм, некоторые считают свою работу неопасной, а травмы пустяками. Возможна и обратная ситуация, когда частые несчастные случаи, возникающие по вине рабочего на относительно неопасной работе, создают у него впечатление, что эта работа опасная.

 

Агрессивность.

Довольно часто агрессивности сопутствует плохая дисциплина, неуважение к правилам и прочим ограничениям. Между тем неверие в пользу мероприятий по безопасности производства отнюдь не исключает весьма критичного отношения к имеющимся на предприятии недостаткам в обеспечении безопасных условий труда. Критически настроенные к окружающим, как правило, некритичны к собственным поступкам. Все свои неудачи в работе травмы они склонны относить за счет любых причин, только не за счет собственных недостатков. Люди, не склонные замечать собственные недостатки, не замечают и своих низких возможностей противодействовать опасности.

 

Качества, обусловленные деятельностью.

 

Динамика профессиональных притязаний неразрывно связана с возрастным развитием и общим становлением личности. Кризисы, обусловленные неудовлетворенностью своим профессиональным статусом, частично совпадают с периодическими кризисами возрастного развития.

Первый нормативный кризис взрослой жизни, падающий на период ранней взрослости связан с задачей окончательного перехода к самостоятельной жизни и независимости от родителей. На этот же период, как правило падает и начало самостоятельной профессиональной деятельности. Он включает в себя целый ряд психологических сложностей: трудность вхождения в жесткий режим, неуверенность в своих возможностях, необходимость доучиваться, а иногда и переучиваться, адаптацию к профессиональным взаимоотношениям и т.д. В профессиональной деятельности этот кризис может разрешаться независимо от общих обстоятельств жизни человека, но его могут углубить трудности эмансипации в семье и проблемы личной жизни.

По завершении периода адаптации молодому специалисту требуется некое реальное подтверждение его профессиональных достижений в виде прибавки к зарплате, повышения статуса или хотя бы предложения каких-либо интересных перспектив. Если этого не происходит после 4-5 лет работы, появляются эмоциональный дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность трудом; дальнейшее сохранение ситуации становится залогом более тяжелого протекания следующего нормативного психологического кризиса - кризиса 30-летия. Если руководство запаздывает с осознанием того, что молодой специалист уже «вырос», или, что еще хуже, искусственно тормозит рост его статуса, если ему приходится существенно перерабатывать, чтобы доказать свое право на рост профессионального статуса, то возникает конфликтная ситуация или переутомление. Сочетание этих неблагоприятных моментов увеличивает вероятность смены работы, которая в период кризиса 30-летия и без того повышается.

Нормативный кризис 30-летия - один из самых острых кризисов возрастного развития. С профессиональной стороны основным его содержанием становится потребность в подведении промежуточных итогов, чувство некоторого застоя и потребность в ощутимых переменах наряду с некоторым страхом перед ними. Возможны четыре основных пути разрешения этого кризиса.

1. Прекращение профессионального роста - стабилизация на достигнутом уровне, ограничение профессиональных притязаний и смещение основных мотивов в другие сферы жизни.

2. Упрочение одной из сторон профессиональной деятельности - выбор одного из наиболее успешных профессиональных направлений и повышение квалификации без выхода за его узкие границы.

3. Конструктивное разрешение - профессионал находит новые пути развития, приводящие к выходу на качественно иной, более высокий профессиональный уровень.

4. Деструктивное разрешение - срыв, выражающийся в конфликтах, смене работы, попытке начать все сначала.

 

Опыт работы по специальности.

 

Профессиональный опыт во многом определяется продолжительностью работы по специальности. В начале освоения профессии опыт практически отсутствует и этот период характеризуется наибольшим уровнем травматизма. Начинающим профессионалам свойственны повышенная тревожность и неуверенность. По мере накопления опыта и знаний травматизм снижается, но примерно через 5 лет вновь возрастает.

Второй пик травматизма является следствием неиспользования рабочим уже имеющихся у него навыков и знаний. По мере приобретения опыта, необходимого для безопасной работы, рабочий чувствует уверенность в себе, считает себя способным избегать аварий и травм. Это приводит к неадекватному снижению уровня тревожности и, как следствие, к уменьшению внимания, осторожности, осмотрительности и даже к пренебрежению правилами безопасности и средствами защиты. Особенно ярко такая уверенность и беззаботность проявляется у людей с хорошей специальной подготовкой, высоким уровнем интеллигентности и положительным отношением к своему труду. Правда, у такой категории рабочих, несмотря на обилие мелких травм, тяжелые повреждения возникают довольно редко, т.к. они достаточно точно оценивают уровень опасности и позволяют себе быть беспечными только тогда, когда это не может им дорого обойтись. В дальнейшем имеет место повторное постепенное повышение уровня тревожности до оптимального уровня; иногда фиксируется еще один резкий скачок тревожности вверх в предпенсионный период. На этих этапах трудовой деятельности частота несчастных случаев имеет тенденцию к снижению по мере увеличения стажа. Особенно устойчива такая тенденция для несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом. Это объясняется тем, что по мере накопления опыта рабочие способны все лучше прогнозировать обнаруживать и ликвидировать угрозы с высоким уровнем значимости-тревожности. Даже в предпенсионном возрасте уровень травматизма не увеличивается несмотря на понижение ряда биологических возможностей человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

 

1.Инженерная профессиональная психология Ю.К. Стрелков.

 

2.Психологическая безопасность учебное пособие: Соломин В.П.,

Шатровой О.В., Михайлов Л.А.

 

3. Безопасность жизнедеятельности Куликов Г.Б.

 

4. Иванов К.А. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие

для студентов вузов.

 

5. Попов В.М. Психология безопасности профессиональной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: