Обобщения, концовки, резюме, заключения




Норября 2017

Госбизнес. Научный текст и оформление речи на защите диплома: начало и завершение.

Под научным текстом понимается текст, представляющий собой описание результатов научной деятельности в области лингвистики, изложенное в соответствии с нормами научного стиля и предназначенное специалистам в этой области. К разновидностям устного научного текста следует отнести устное выступление на ученых конференциях, доклады, сообщения, в нашем случае – устные ответы на экзаменах, сообщение на семинарских занятиях, защита дипломных работ.

Устный научный дискурс и его разновидности имеют свою структуру и матрицы (фреймы). Например, в любом выступлении должны содержаться вступительное слово, обозначение темы, доказательная часть (примеры, цитаты, ссылки на авторитетное мнение, изложение известного и нового в обсуждаемой области знания), наконец, заключительные слова. Естественно, устная научная речь включает в себя все элементы метаязыка лингвистической науки, методики преподавания русского языка как иностранного. В метаязык включены общепринятые или вновь появившиеся термины, изложение основных концепций, в русле которых производится исследование или добавляются сведения, расширяющие границы научной парадигмы.

Таким образом, устный научный методический или лингвистический научный дискурс характеризуется особым метаязыком, в котором запечатлены основные термины лингвистики и методики и основные постулаты этих наук.

О структуре устного сообщения. Во вступлении называется тема или вопрос, которые нужно освещать в устном выступлении (ответе). Затем идет информативная часть, где демонстрируются знания предмета, приводятся цитаты, ссылки на авторитетное мнения и т.п. В заключение перечисляются основные мысли в сообщении. [1]

Текст

Обобщения, концовки, резюме, заключения

Знаменитый сыщик Шерлок Холмс приходил к выводам дедуктивным ме­тодом, то есть его мысль в поисках истины проходила путь от общего к частно­му. Иные люди предпочитают делать умозаключения с помощью индукции - от частного к общему, от разрозненных сведений к упорядоченной картине собы­тий, к стройной системе фактов. Как сделать так, чтобы слушатели пришли к верным или необходимым для вас выводам? Для этого желательно не доверять безоговорочно расхожему мнению о том, что факты говорят сами за себя. Не следует оставлять слушателей наедине с фактами и сведениями, которые состав­ляют костяк вашей аргументации. Для этого после каждой значимой части вы­ступления нужно сделать краткий обзор сказанного или подвести итоги. В этом случае резюмирующие части речи становятся важным средством убеждения слу­шателей.

Вслед за древними ораторами последуем верному с психологической точки зрения совету о построении речи: "Сначала расскажите публике, что вы собираетесь рас­сказать ей, затем рассказывайте, а потом расскажите ей о том, что вы уже рас­сказали".

Психологи установили, что в группе слушателей, где аргументация подава­лась без выводов, несогласных с аргументами было примерно на 20% больше по сравнению с теми слушателями, которые познакомились с выводами.

Еще психологи говорят, что слушатели обращают особое внимание на ко­нец речи. Недаром зрелость ораторов оценивают по их умению вовремя закон­чить выступление. Особенно портят финал речи неуверенность, затяжки, неуме­ние подвести итоги, нечеткость в итоговых фразах. Они отражаются в таких сло­вах, как:

Кажется, пора заканчивать;

Не уверен, сумел ли я убедить вас в сво­ей правоте...;

Мне кажется, пора заканчивать;

Вы, наверное, устали меня слу­шать;

Не буду больше злоупотреблять вашим вниманием;

Не знаю, стоит ли продолжать обсуждение;

Не знаю, нашли ли мы общий язык…

Выше шла речь о неудачных концовках выступлений. А как все же закан­чивать выступление (ответ)? Наблюдения над тем, как заканчивали речи известные ора­торы, показывают, что одним из удачных приемов концовки речи являются ре­зюме, подведение итогов.

Дело в том, что в вашем выступлении могут содержать­ся такие факты, идеи, оценки, которые кажутся ясными для вас, но являются не столь понятными и привычными для слушателей.

Чтобы закончить выступление, надо осознать, что:

1) время, отведенное для речи, истекло;

2) ваша точка зрения изложена так, что ее поняли слушатели;

3) вы привели, на ваш взгляд, все приготовленные аргументы;

4) вы постара­лись предусмотреть критические замечания в свой адрес;

5) вы подготовили ау­диторию к восприятию выводов, итогов.

Таким образом, и опыт зрелых ораторов, и психологические опыты дока­зывают важность использования в речи в качестве приема убеждения выводы, резюме, обобщения, заключения. В русском языке существуют многочисленные клишированные средства, позволяющие говорящему обозначить в речи переход от фактов к выводам, обобщениям, концовкам.

Подведем итоги.

 

Если вы ставите перед собой цель передать в нескольких словах ранее ска­занное, то для выражения этих намерений вам понадобятся слова:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: