СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНОГО




I. Общие сведения

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Возраст

3. Домашний адрес

4. Место работы

5. Профессия, выполняемая работа или должность

6. Дата поступления в клинику

II. Жалобы

Описываются жалобы больного при поступлении в клинику, жалобы в настоящее время. Если больной не предъявляет жалоб, то те жалобы, которые предъявляют окружающие больного.

III. Наследственность

Сведения о родственниках (дед, бабка, отец, мать, братья, сестры, дети) составляются на каждого члена семьи отдельно по линии отца и матери, отмечается здоровье соматическое и психи­ческое, дается характеристика личности — особенности интеллекта и характера. Выясняется, не было ли психических заболеваний, сифилиса, алкоголизма, самоубийств, странностей в поведении.

IV. История жизни

1. Младенчество, детство.

Место рождения, каким ребенком родился по счету, возраст отца и матери в это время. Течение беременности, болезни матери в этот период (травмы, инфекции, интоксикации). Роды (отмеча­ется патология – наложение щипцов, вакуум-экстрактора, инток­сикации, родовые травмы). Характер вскармливания. Развитие в раннем детстве, различные варианты его задержки. Заболевания, перенесенные в раннем детском возрасте.

2. Дошкольный возраст.

Особенности поведения и характера (послушание, непоседли­вость и др.). Капризы, ночные страхи, недержание мочи, судороги, припадки, заикание.

3. Школьный возраст.

Со скольких лет начал учиться в школе, успеваемость, любимые предметы. Затруднения в обучении (не оставался ли на второй год). Взаимоотношения с товарищами, учителями, родителями. Участие в общественной жизни класса, школы. Отдых, его харак­тер, продолжительность; интересы, увлечения. Занятие физкульту­рой, спортом.

4. Период полового созревания.

Особенности периода полового созревания. Своеобразие характера (робость, грубость, эгоизм и др.). Отношение к другому полу. У женщин – время появления менструаций, их регулярность, болезненность, про­должительность, сопутствующие явления, в частности, изменения настроения и др.

5. Юношеский и зрелый возраст.

Поведение и характер (застенчивость, самоуверенность, раз­вязность и др.). Стиль поведения, одежды, манеры. С каких лет начал трудовую жизнь, профессия и условия труда. Обстановка на работе, отношение к труду, контакт с коллективом, конфликты на работе, реакции на конфликты. Как справлялся со своими обязан­ностями (активность, инициатива, утомляемость). Общественная деятельность.

Вредные привычки: курение – с каких лет. Употребление спиртных напитков, наркотиков, с каких лет, вид, дозы, продол­жительность, осложнения, в частности, психические нарушения.

Перенесенные заболевания (травмы, инфекции, интоксика­ции), их лечение и последствия.

Семейная жизнь, домашняя обстановка, взаимоотношения между членами семьи, vita sexualis (активность, отклонения – абер­рации, перверзии).

6. Социально-бытовые условия в настоящее время:
Экономика семьи. Жилищные условия. Одежда, обувь. Питание: характер и полноценность пищи, регулярность ее приема, употребление большого количества жидкости, крепкого чая, кофе.
Отдых, времяпрепровождение, его особенности.

V. История заболевания

 

При беседе с больным и его родственниками выясняются подробности на­чала заболевания, возраст больного на тот момент, первые признаки: головные боли (харак­тер и локализация), нарушение сна (бессонница, сонливость, из­вращение формулы сна), аппетита, дисфункции соматической си­стемы (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной), повышенная утомляемость, раздражительность, ощущение перемены в себе и окружающем, немотивированные колебания настроения, диффуз­ные страхи, растерянность, изменение взаимоотношений с окружающими, снижение работоспособности, неадекватные поступки и др. Выясняется, обращался ли больной в этот период к врачу, какое лечение было назначено, его результаты.

Затем освещаются симптомы выраженного заболевания: вы­ясняются время появления и характер психотических симптомов: галлюцинаций, бредовых идей, эмоциональных расстройств (деп­рессии, мании, апатии, амбивалентности и др.), расстройства пове­дения (неадекватность, абулия, кататонические симптомы и т. д.). Наличие и характер суицидальных тенденций.

Описывается течение заболевания: были ли обострения и рецидивы (если были, то в чем проявлялись, где и какое лечение проводилось), выясняется характер и уровень ремиссий, выражен­ность и симптомы психического дефекта.

Выявляются симптомы болезни, послужившей причиной направления в стационар и стационирования больного. Проявления болезни в стационаре.

История развития заболевания должна быть описана до момента начала курации.

VI. Настоящее состояние больного

1. Соматическое.

Телосложение, рост, питание, кожные и слизистые покровы. Костно-мышечная система, железы.

Сердечно-сосудистая система: пульс на лучевой артерии, кровяное давление. Перкуссия сердца: границы относительной ту­пости сердца. Аускультация сердца: основные I и II тоны сердца, их громкость; шумы: локализация, отношение к фазам сердечно­го цикла, громкость.

Система внешнего дыхания: тип, ритм и частота дыхания. Перкуссия – границы легких, характер перкуторного звука. Аус­культация: характер дыхательных шумов; хрипы, крепитация, шум трения плевры.

Система пищеварения: аппетит, запах изо рта, слюнотечение, тошнота, рвота. Деятельность кишечника (стул).

Губы, зубы, десны, язык. Зев, миндалины, глотка. Осмотр живота, его участие в дыхании: Видимое увеличение печени и желчного пузыря, определение верхней границы печени. Мочевы­делительная система, болезненность в области почек и мочевого пузыря, характер мочеиспускания.

2. Нервная система: Симметрия лица. Реакция зрачков на свет, сравнение ее с реакцией на конвергенцию и аккомодацию. Состоя­ние черепно-мозговых нервов. Корнеальные рефлексы. Рефлексы: сухожильные, надкостничные, поверхностные (брюшные, кремастерные). Патологические рефлексы. Чувствительность: сохране­на, анестезия, гипестезия, гиперестезия, область этих расстройств. Менингеальные симптомы: ригидность затылочных мышц, симптом Кернига и др. Вазомоторные расстройства, дермографизм, нервные отеки. Потоотделение, слюноотделение. Трофические расстрой­ства.

Психическое состояние

Лицо – выразительное, амимичное; выражение – тоскливое, безразличное, тупое и т. д.. Мимика – живая, бедная; внешний вид: аккуратен, небрежен в одежде, неряшлив, не следит за собой, не причесан; неопрятен, грязен, обслуживается персоналом. Жесты – размашистые, свободные, скованные.

Контакт с больным – контактен, многоречив; избирательно вступает в контакт, контакт устанавливается с трудом, контакт формальный, на вопросы отвечает односложно; недоступен кон­такту.

Отношение к врачу – доверчив, откровенен, скрытен, дисси­мулирует.

Сознание — ориентировка во времени, окружающей обста­новке и своей личности. Расстройства сознания: растерянность, оглушенность, онейроид, делирий, аменция, сумеречное состояние и др.

Критика своего состояния: имеется, формальная, частичная, полностью отсутствует.

Расстройства восприятия: иллюзии (зрительные, слуховые и др.), фотопсии, акоазмы; сенестопатии; галлюцинации (зритель­ные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д.); псевдогаллюцина­ции (слуховые, зрительные), синдром Кандинского-Клерамбо (звучащие мысли, передача мыслей на расстоянии, открытость мыслей, чтение и отнятие мыслей). Необходимо также отметить аффективную и моторную реакцию больного на имеющиеся у не­го расстройства восприятий (вербальные, комментирующие, им­перативные).

Расстройства интеллекта: слабоумие врожденное (степени дебильности, имбецильности, идиотии) или приобретенное (лакунарное, глобарное).

Нарушения памяти: гипермнезия, гипомнезия, амнезия, пара­мнезия (псевдореминисценции, конфабуляции). Корсаковский синд­ром.

Расстройства мышления: в течении представлений — порхаю­щее, замедленное, обстоятельное, разорванное и т. д.; по содержа­нию — навязчивые, сверхценные, бредовые (толкования, преследо­вания, отношения, значения самообвинения, ипохондрические и др.) идеи.

Расстройства эмоций: депрессивное, маниакальное состояние, апатия, эйфория, дисфория, эмоциональная лабильность, раздра­жительная слабость, слабодушие и др.

Волевые расстройства: гипербулия, гипобулия, абулия, парабулия – кататонические симптомы – ступор, возбуждение, манер­ность, негативизм, эхолалия, эхопраксия и др.

Поведение – правильное, соответствующее болезненным пере­живаниям, неадекватное, асоциальное; нарушение взаимоотноше­ний с окружающими, несоблюдение режима, участие в жизни от­деления, работа в трудотерапевтических мастерских, проведение досуга.

Нарушение внимания: истощаемость, отвлекаемость, рассеян­ность, патологическая прикованность.

Расстройства влечений: пищевого – повышение, снижение ап­петита, отказ от пищи, извращение – поедание несъедобного; са­мосохранения – самоистязание, самоуродование, самоубийство (тенденции, попытки); полового – гиперэротизм, гипоэротизм, перверзии в акте или объекте.

Трудоспособность: сохранена, нарушена.

Особенности сна: бессонница, сонливость, агрипния.

 

VII. Параклинические методы исследования

Лабораторные данные: общие анализы крови, мочи; биохими­ческие – сахар крови (сахарная кривая), холестерин крови. Протромбиновый индекс. Исследование спинно­мозговой жидкости.

Рентгенологическое исследование, в частности черепа. Иссле­дование глазного дна.

Электрофизиологические методы исследования: электроэнце­фалография, электроэнцефалоскопия; электрокардиография.

Психологические: запоминание 6 цифр. Пересказ литературно­го отрывка, исключение предметов и понятий, задачи на обобще­ние, различие, переносный смысл пословиц; ассоциативный экспе­римент, корректурная проба. Проба почерка.

VIII. Установление синдромов по данным клинического обследования

Из признаков, выявленных при опросе больного и его родствен­ников, а также при наблюдении больного в стационаре или амбу­латории, выделяется ведущий синдром, характеризующий пато­генетические особенности заболевания и служащий основанием для построения диагноза.

IX. Диагноз и его обоснование.

Обоснование диагноза строится на основании тщательного анализа жалоб больного, отграничении жалоб, свойственных боль­ному психическим заболеванием от жалоб, связанных с состоянием внутренних органов, периферической нервной системы и т. д.

Внимательное изучение анамнеза позволяет выявить динами­ку симптомов, смену одних симптомов другими, становление веду­щего синдрома; а также дает возможность определить характер течения заболевания (острый, хронический, реммитирующий, пе­риодический, циклический и т. д.) и установить степень и быстроту нарастания дефекта личности.

Клинический анализ соматического, неврологического и пси­хического статуса больного с выделением ведущего синдрома яв­ляется завершающим этапом в построении клинического диагноза больного.

Диагноз подкрепляется данными параклинического исследо­вания, также подвергающимися клиническому анализу с выделе­нием основных особенностей, свойственных предположительно ус­тановленному психическому заболеванию и второстепенных, свя­занных с каким-либо сопутствующими заболеваниями внутрен­них органов или нервной системы.

 

X. Лечение

При назначении лечения больному следует руководствоваться: данными об этиологии и патогенезе заболевания – в случае если этиология и патогенез болезни известны, должна назначаться этиопатогенетическая терапия (антибиотики при воспалительных заболеваниях, противосифилитическое лечение в случаях послед­ствий сифилиса, дегидратационная и рассасывающая терапия при травмах головного мозга и т. д.); данными о ведущем синдроме, что требует назначения соответствующих психотропных средств: антидепрессантов (амитриптилин, флуоксетин, милнаципран, сертралин, пароксетин и др.); антипсихотических препаратов (аминазин, хлорпротиксен, трифтазин, галоперидол и др.); малых транквилизаторов (мепробамат, триоксазин, седуксен, эле­ниум и др.).

Каждому больному, в связи с характером заболевания и ве­дущими патогенетическими его механизмами, а также учитывая токсическое влияние психотропных препаратов, назначается об­щеукрепляющее лечение, в том числе массивная витаминотерапия.

Непременным элементом лечения каждого больного является психотерапия (разубеждение в беседе, аутогенная тренировка, гипнотерапия – в зависимости от характера заболевания).

Назначая лечение больному, составляем его перспективный план, в ряде случаев подразделяя терапию на ряд этапов в связи с состоянием больного и, как правило, комплексируя ее. Так на­пример, первый этап – снятие (устранение) возбуждения, вто­рой – общеукрепляющее лечение, третий – применение психотроп­ных средств и т. д. План лечения записывается в истории болезни. При изменении состояния больного в некоторых случаях меняет­ся план лечения, что также находит отражение в документации.

На основе представлений о патогенезе заболевания и его кли­нических проявлений составляются рекомендации относительно режима больного и его физической активности, решается вопрос о целесообразности его участия в трудовых процессах (направле­ние в мастерскую трудотерапии) и выбирается адекватная форма трудотерапии, а также диета.

 

XI. Основы наблюдения за больным

 

Наблюдение за больным должно проводиться ежедневно, при­чем, отмечаются изменения в психическом состоянии больного, в его поведении. Данные настоящего наблюдения сравниваются с ранее выявленной у него клинической картиной, делаются выводы об изменении в течение заболевания, эффективности проводимой терапии. Решается вопрос о необходимости дополнительных па­раклинических исследований, изменений в тактике подхода к боль­ному и характере (форме) психотерапии.

В дневнике кратко и ясно описываются все изменения в пси­хическом состоянии больного, приводятся данные объективного наблюдения, с целью подтверждения и иллюстрации в некоторых случаях производится запись высказываний больного.

 

XII. Эпикриз

 

В эпикризе приводятся краткие сведения о динамике психи­ческого и соматического состояния больного за время пребывания в стационаре, отмечается влияние терапевтических мероприятий (каждого в отдельности). Дается оценка состояния больного на данный период.

 

XIII. Рекомендации больному, выписывающемуся из стационара

 

При выписке больного ему и родственникам даются соответ­ствующие рекомендации. Наиболее существенные из них отмеча­ются в обменной карте, направляемой в поликлинику.

Определяется характер поддерживающей терапии: устанавли­ваются дозы психотропного препарата, который больному необхо­димо принимать' в домашних условиях, особенно в случае непол­ного выхода из психического заболевания в целях вторичной про­филактики. Рекомендуется характер и регулярность соматическо­го обследования.

Устанавливается режим труда: через какой срок, приблизи­тельно, и в каком объеме может быть начата трудовая деятель­ность, даются рекомендации о смене работы, о возможности ра­боты у станка, на высоте, у огня и т. д. Даются рекомендации о физической активности в быту, о характере режима и питания.

Рекомендации больному при выписке из стационара являются основанием для лечебно-профилактической работы врача поли­клиники. Однако врач поликлиники вносит изменения в план ам­булаторного лечения в зависимости от течения заболевания у больного.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ

 

Жалобы больного

1. На что Вы жалуетесь?

2. Что случилось с Вами?

3. Что (ещё) беспокоит?

4. Что Вас привело в больницу?

5. Как Вы себя чувствуете?

6. Есть ещё какие-нибудь жалобы?

Анамнез

Наследственность и семейный анамнез

1. Сколько человек в семье?

2. У Вас есть дети? Сколько?

3. Дети здоровы?

4. Ваши родители живы, умерли?

5. От чего они умерли? В каком возрасте?

6. У Вас есть братья, сёстры?

7. Они здоровы?

8. В Вашей семье кто-нибудь (был) серьёзно болен?

9. В Вашей семье были (есть) больные эпилепсией (шизофренией, другими психическими расстройствами)?

10. У Вас в семье были (есть) душевнобольные или покончившие жизнь самоубийством?

11. В Вашей семье ещё кто-нибудь имеет подобные жалобы?

 

История жизни и развития заболевания

1. Каким по счету ребёнком Вы были в семье?

2. Сколько лет было Вашим родителям, когда Вы родились?

3. Не было у Вашей матери самопроизвольных выкидышей?

4. Как протекали беременность и роды у Вашей матери?

5. Как Вы развивались в детском возрасте (прорезывание зубов, начало стояния и ходьбы, развитие речи)?

6. Не было ли детских ночных страхов (сноговорения, снохождения, ночного недержания мочи, судорожных явлений, заикания)?

7. В каком возрасте Вы пошли в школу?

8. Какая была успеваемость в школе?

9. Были ли друзья в школе? Сколько?

10. Вы легко заводите друзей?

11. С какого возраста Вы начали работать?

12. Где и кем?

13. Сколько лет Вы работаете на данном предприятии (по данной профессии)?

14. Почему поменяли работу?

15. Какие санитарные условия и производственные вредности у Вас на работе?

16. Работа ночная (дневная, сменная)?

17. Какие у Вас жилищные условия? Кто проживает вместе с Вами?

 

Перенесённые болезни и вредные привычки

1. Какими болезнями Вы болели в прошлом?

2. Какие болезни Вы перенесли в детстве?

3. Вы болели венерическими болезнями (сифилис, гонорея)?

4. У Вас не было инфекционных заболеваний (туберкулез, менингит, энцефалит)?

5. Не было ли у Вас черепно-мозговых травм?

6. У Вас есть повышенная чувствительность к каким-нибудь лекарствам?

7. Вы курите? Сколько сигарет в течение дня Вы выкуриваете?

8. У Вас есть пристрастие к спиртным напиткам (наркотикам, какому-нибудь лекарству)?

9. Как часто Вы употребляете спиртные напитки? Какие?

10. Возникает ли у Вас похмелье?

11. Много ли Вам нужно выпить, чтобы захмелеть?

 

Характер больного (до начала психического заболевания)

1. Каким Вы были по характеру в детстве (общительным или замкнутым, смелым или робким, энергичным или спокойным)?

2. Какие у Вас были отношения с родителями, товарищами и учителями в школе?

3. Каким Вы были по характеру в зрелом возрасте?

 

История настоящего заболевания

1. Когда появились первые признаки психического заболевания?

2. Как давно Вы болеете?

3. Вы лечились по поводу своей болезни?

4. В чём состояло лечение?

5. Наступало ли улучшение после лечения?

6. Болезнь нарастала постепенно или наступали периоды улучшения?

7. С чем Вы связываете начало заболевания и его обострения?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: