ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Выпускная квалификационная работа
Направление подготовки 050100 Педагогическое образование /
Профиль «Начальное образование»
Квалификация (степень) «бакалавр»
Исполнитель: Виноградова Екатерина Николаевна
Студентка группы Б – 4022
Научный руководитель: Алексеева О.В. к.п.н., доцент
Сургут 2017г.
Оглавление
Введение……………….
Глава 1. Теоретические основы формирования связной речи у детей младшего школьного возраста………………………………………
1.1. Особенности развития связной речи в младшем школьном возрасте…………….
1.2. Использование речевых ситуаций как средство развития связной речи у детей младшего школьного возраста………..
1.3. Особенности использования речевых ситуаций на уроках русского языка……….
Глава 2. Практическое изучение эффективности развития связной речи у детей младшего школьного возраста………..
2.1. Диагностика уровня сформированности связной речи у детей экспериментальной группы…
2.2. Методические рекомендации для учителей начальных классов для формирования связной речи у детей младшего школьного возраста….
Заключение …………
Список литературы…………
Приложения………..
Введение
Цель: теоретически обосновать использование речевых ситуаций как средства развития связной речи у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и подобрать комплекс речевых ситуаций.
Предмет: созданиеречевых ситуации как средства развития связной речи у детей младшего школьного возраста.
Объект: процессразвития связной речи у детей младшего школьного возраста
Задачи:
1. Выявить особенности развития связной речи в младшем школьном возрасте;
2. Описать использование речевых ситуаций как средство развития связной речи у детей младшего школьного возраста;
3. Описать особенности использования речевых ситуаций на уроках русского языка;
4. Провести диагностику уровня сформированности связной речи у детей экспериментальной группы;
5. Составить методические рекомендации для учителей начальных классов для формирования связной речи у детей младшего школьного возрастацель же составить комплекс речевых ситуаций
Глава 1. Теоретические основы формирования связной речи у детей младшего школьного возраста
Особенности развития связной речи в младшем школьном возрасте
В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, поскольку успех в речевом развитии определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает детей необходимыми навыками речевого поведения, культурой речевого развития [2].
Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная. В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. К первому классу ребёнок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Письменная форма монологической речи наиболее трудная. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладение письменной речью осознаётся так же процесс написания каждого слова. Обучение письменной речи как нормативной, чем устной, связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли (к объекту), точность в употреблении средств языка [1].
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника[5].
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи [5].
Чрезвычайно велика роль картины в развитии связной речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни [3]
В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития связной речи следует использовать художественные картины[4].
Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2–3 классах) [3].
В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов. В-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть. Наконец, идейный смысл, "настроение" картины. Уже во 2 классе практикуется устное описание картины ("Расскажи, что ты видишь на картине") [3].
Содержание образования на современном этапе характеризуется усилением внимания к проблеме развития связной устной и письменной речи школьников. Речь учеников отличается ограниченным запасом слов, трудностью связного высказывания и общения. Эти школьники испытывают трудности по всем учебным предметам с самых первых дней обучения. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба)[3].
Список литературы
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1996.
2. Михеева Т.Б., Пичкунова О.В. Уроки развития речи в 3 классе. – М.: Русское слово, 2005.
3. https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/634368/ Власова Елена Игоревна/ Понятие связной речи, особенности ее развития у младших школьников
4. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М., 1965.
5. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с
6.