Глава 2ДОХОДЫ, РАСХОДЫ И ПРИБЫЛЬ КОРПОРАЦИИ




2.1. Систематизация доходов и факторы, влияющие на их величину
В соответствии со стандартами бухгалтерского учета в России доходами предприятия (корпорации) признают повышение экономических выгод в результате как поступления активов (денежных средств, другого имущества), так и погашения обязательств, что приводит к увеличению его собственного капитала (при условии, что величина вкладов его участников в капитал остается неизменной). Не приводят к росту собственного капитала и, следовательно, не признаются доходами поступления от других юридических и физических лиц сумм: налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей в бюджетный фонд государства; по договорам комиссии, агентским и другим аналогичным договорам в пользу комитента и пр.; в порядке предварительной оплаты продукции (работ, услуг); авансов в счет оплаты продукции (работ, услуг); задатка, предоставляющего денежную сумму, выдаваемую одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее но договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения; в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику. Доходы предприятия, исходя из характера, получения условия и направлений деятельности, классифицируют на: доходы от обычных видов деятельности; прочие доходы. Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считают прочими поступлениями. Исходя из характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения, предприятие самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями. Доходами от обычных видов деятельности считают выручку от реализации продукции (работ, услуг). На предприятиях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное владение и пользование своих активов по договору аренды, выручкой признают арендную плату. В организациях, предметом деятельности которых считают предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, выручкой признают поступления от данной деятельности (лицензионные платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности). На предприятиях, предмет деятельности которых — участие в уставных капиталах других предприятий, выручкой считают поступления от данной деятельности. В бухгалтерском учете выручку отражают в сумме, определенной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручку, принимаемую к бухгалтерскому учету, определяют как сумму поступлений и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлениями). Величину поступления и (или) дебиторской задолженности определяют, исходя из цены, установленной договором между поставщиком и покупателем (заказчиком) или пользователем активами предприятия. При реализации продукции (работ, услуг) на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки (рассрочки) оплаты, выручку отражают в бухгалтерском учете в полной сумме дебиторской задолженности. В состав прочих доходов включают: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное владение и пользование активов предприятия; поступления, относящиеся к предоставлению за плату прав, возни-кающих из интеллектуальной собственности; поступления (включая процентные доходы по ценным бумагам), связанные с участием в уставных капиталах других предприятий; прибыль, полученную предприятием в результате совместной дея-тельности (по договору простого товарищества); выручку от продажи основных средств и иного имущества; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств предприятия, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете предприятия в этой кредитной организации; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; поступления в возмещение причиненных предприятию убытков; прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; суммы дооценки активов; прочие доходы. К прочим доходам относят поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. д.^; стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и др. В бухгалтерском учете и отчетности выручку от реализации признают при наличии следующих условий: предприятие имеет право на получение такой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное другим соответст-вующим образом; сумма выручки от реализации может быть определена; присутствует уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод предприятия (например, предприятие получило актив в оплату; отсутствует неопределенность в получении актива); право собственности (владения, пользования и распоряжения) на товар перешло от продавца к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оплачена); расходы, которые произведены или будут произведены в связи с данной операцией, могут быть достоверно установлены. Если в отношении денежных средств и иных полученных предприяти-ем активов не исполнено хотя бы одно из перечисленных условий, в бухгалтерском учете признают кредиторскую задолженность, а не выручку от реализации. Метод определения выручки от реализации предприятие определяет самостоятельно при принятии учетной политики па предстоящий финансовый год, исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров. В налоговом учете выручка от реализации (доход) включает в себя: доходы от реализации товаров (продукции, работ, услуг); внереализационные доходы; доходы, не учитываемые при определении налога на прибыль (ст. 251 НК РФ). Доходы устанавливают на основании первичных документов и данных регистров налогового учета. Объем выручки от реализации зависит от ряда факторов: ценовой политики; объема реализации произведенной продукции; уровня налогообложения валовой выручки от реализации (ставок косвенных налогов — НДС, акцизов и др.); ассортиментной политики предприятия-изготовителя; емкости товарного рынка; уровня конкуренции между товаропроизводителями; форм расчетов за продукцию и др. Ценовая политика — один из ключевых методов управления выручкой от реализации. Она обеспечивает наиболее важные приоритеты производственного и научно-технического развития предприятия. Ценовая политика непосредственно влияет на результаты его текущей деятельности, формирование маркетинговой стратегии и финансовое состояние. Кроме того, ценовая политика представляет собой действенный механизм укрепления позиций продавца на товарном рынке.
2.2. Планирование (прогнозирование) выручки от реализации продукции
Планирование выручки от реализации необходимо для определения прибыли и составления оперативных финансовых планов (бюджета доходов и расходов, налогового бюджета, оценки стоимости компании при доходном подходе и др.). Планирование выручки от реализации подчинено главной цели — управлению прибылью, что обеспечивают системой мероприятий по расчету ее отдельных видов от текущей и финансовой деятельности. Информационной базой для планирования выручки от реализации служат: разработанная производственная программа, которая определяет объем и состав производимой продукции (работ, услуг) на квартал, полугодие, год; разработанная ценовая политика; принятая ассортиментная политика; оценка и прогноз конъюнктуры товарного рынка; расчет плановой величины выручки от реализации; разработка мероприятий по выполнению запланированного объема выручки от реализации. Общая модель расчета плановой величины выручки от реализации (ВР) имеет вид: ВР = 01+Т-02, где О^ и 02 — остатки готовых изделий на складе и в отгрузке на начало и конец расчетного периода по себестоимости; Т — выпуск продукции по плану предприятия в рыночных ценах. В бухгалтерском учете входные остатки нереализованной продукции показывают по себестоимости. Для ее оценки в ценах реализации используют коэффициент пересчета (Кпср): ^ _ Товарный выпуск в цепах реализации 1,ср Товарный выпуск но себестоимости Для определения товарного выпуска продукции (Т) используют фор-мулу: Т = ХК1.хЦ1, 1=1 где К,- — плановое количество изделий г-го вида; Ц, — цена реализации изделия г-го вида; п — число видов (групп) изделий (/ = 1, 2, 3... п). Расчет выручки от реализации товаров прямым методом приведен в табл. 2.1. Таблица 2.1. Расчет выручки от реализации на предстоящий финансовый год по ОАО Изде-лия, № п/п Остатки нереали-зованной продукции на начало года, шт. План выпуска товарной продукции в предстоящем году, шт. Остатки не-реализованной продукции на конец предстоящего года, шт. План реализа-ции продукции в предстоящем году (гр. 2 + + гр. 3 - - гр. 4), шт. Цена реализации с НДС, тыс. руб. Валовая выручка от реализации (гр. 5 х х гр. 6), тыс. руб. 1 2 3 4 5 6 7 1 150 3500 100 3550 5,0 17 750 2 200 4000 250 3950 4,6 18 170 3 250 4500 200 4550 8,0 36 400 4 300 4800 350 4750 6,0 28 500 5 220 3800 180 3840 7,5 28 800 Итого - - - - - 129 620 В ряде случаев плановую выручку от реализации определяют не по каждому изделию (группе изделий), а по всей продукции в целом — исходя из прогнозного объема товарного выпуска в рыночных ценах и изменения остатков нереализованной продукции на конец расчетного периода (табл. 2.2). Таблица 2.2. Сводный расчет выручки от реализации по ОАО на предстоящий финансовый год Показатели Сумма, тыс. руб. 1. Остатки нереализованной продукции на начало расчетного периода 7120 2. Прогноз выпуска товарной продукции в расчетном периоде 129 620 3. Остатки нереализованной продукции на конец расчетного периода 6700 4. Валовая выручка от реализации на предстоящий год (стр. 1 + стр. 2 - стр. 3) 130 040 5. Налог на добавленную стоимость 23 407 6. Чистая выручка от реализации(стр. 4 - стр. 5) 106 633 7. Полная себестоимость реализованной продукции 93 837 8. Валовая прибыль (стр. 6 - стр. 7) 12 796 9. Рентабельность реализованной продукции (стр. 8: стр. 7 х 100) = 13,6% - Система мер по обеспечению выполнения плана по выручке от реализации включает следующие мероприятия: проведение разумной ценовой политики, обеспечивающей своевременное поступление выручки от покупателей в достаточном объеме; использование благоприятной конъюнктуры товарного рынка для продажи больших партий изделий платежеспособным покупателям; предоставление коммерческого кредита и ценовых скидок покупателям для стимулирования сбыта товаров; повышение уровня сервисного (после продажного) обслуживания клиентов; развитие рекламной и информационной деятельности на товарном рынке; доведение разработанных планов (бюджетов) до центров финансовой ответственности (ЦФО) за доходы и прибыль, а также контроль за их исполнением. Специалисты службы финансового директора обязаны содействовать выполнению плана но выручке от реализации продукции. В этих целях они обязаны осуществлять оперативный контроль за: производством товаров (путем,установления структурным подразделениям плановых бюджетов и плановой потребности в оборотных средствах); отгрузкой продукции; предупреждением выпуска изделий, пользующихся ограниченным спросом у потребителей; своевременным осуществлением денежных расчетов за отгруженную продукцию, т. е. состоянием дебиторской задолженности. Данные направления контрольной работы позволяют увеличить объем поступившей выручки от реализации (в денежной форме) и обеспечить тем самым стабильность финансового положения предприятия. В контрольной работе финансовая служба тесно взаимодействует с другими отделами и службами предприятия (ПЭО, отделом сбыта, бухгалтерией и др.), что повышает результативность ее работы.
2.3. Классификация расходов и возможность их снижения
Текущая (операционная) деятельность предприятия (корпорации) с момента его создания связана с осуществлением разнообразных расходов материальных, трудовых и денежных ресурсов. Под расходами предприятия понимают снижение его экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств и другого имуще-ства) и (или) возникновения обязательств, капитала (за исключением понижения вкладов по решению учредителей предприятия). В российских стандартах бухгалтерского учета не относят к расходам предприятия выбытие активов: в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства и др.); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций сторонних эмитентов и других ценных бумаг не с целью их продажи; по договорам комиссии, агентским и другим идентичным договорам в пользу комитента, принципала и пр.; в результате предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ и услуг; в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; в погашение кредита, займа, полученных предприятием. В бухгалтерском учете выбытие активов именуют оплатой. Например, выбытие денежных средств в связи с приобретением основных средств, погашением полученных кредитов и займов не относят к расходам предприятия, гак как в результате данных операций собственный капитал организации не изменится. В первом случае — общая сумма активов не уменьшилась, стала другой их структура (понижение денежных средств компенсируют аналогичным повышением стоимости основных средств). Во втором случае — снижение активов балансируют уменьшением обязательств в пассиве баланса. Расходы, исходя из характера, условий осуществления и направлений деятельности предприятия классифицируют на: расходы по обычным видам деятельности; прочие расходы. Расходы по обычным видам деятельности связаны с производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг). К ним относят также возмещение стоимости основных средств и нематериальных активов, осу-ществляемое в форме амортизационных отчислений. Расходы по обычным видам деятельности отражают в бухгалтерском учете в сумме, выраженной в стоимостной форме, равной величине оплаты в денежном выражении и иной форме или величине кредиторской задолженности. Если оплата покрывает только часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяют как сумму оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой). Величину оплаты и (или) кредиторской задолженности определяют, исходя из цены и условий, предусмотренных договором между покупателем и поставщиком (подрядчиком) или другим контрагентом. При оплате приобретаемых материальных ценностей, работ, услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки или рассрочки платежа, расходы принимают к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности. Величину оплаты и (или) кредиторской задолженности определяют с учетом всех предоставленных предприятию согласно договору скидок (накидок). Расходы по обычным видам деятельности делят на: расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов; расходы, возникающие в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также их продажи (например, расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие и управленческие расходы и др.). Расходы по обычным видам деятельности классифицируют также но следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты. Для целей управления предприятие вправе организовать учет по статьям затрат. Перечень таких статей оно устанавливает самостоятельно. Для формирования финансового результата работы предприятия от обычных видов деятельности определяют полную себестоимость проданных товаров, которая образуется на базе расходов, признанных как в отчетном году, так и в истекшие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды. Коммерческие и управленческие расходы признают в себестоимости продукции в отчетном году полностью в качестве затрат по обычным видам деятельности. Плановую величину затрат на реализуемую продукцию в смете (бюджете) затрат на производство определяют по формуле: зр = о1 + тс-о2 + кр + ур, где Зр — плановые затраты на реализуемую продукцию (полная себестоимость продаж); О! и 02 — остатки нереализованной продукции на начало и конец расчетного периода по плановой производственной себестоимости; Тс — плановая производственная себестоимость товарного выпуска в планируемом периоде; КР и УР — коммерческие и управленческие расходы в расчетном периоде. Формат сметы (бюджета) затрат на производство и реализацию продукции приведен в табл. 2.3. Данные этой сметы (бюджета) используют в последующем для разработки бюджета доходов и расходов и планирования прибыли на предстоящий финансовый год (квартал). Постатейный перечень прочих расходов приведен в ПБУ 10/99 «Расходы организации» (раздел III «Прочие расходы»). Расходы признают в бухгалтерском учете при соблюдении следующих условий: они произведены в соответствии с конкретным договором; сумма расходов может быть определена; присутствует уверенность в том, что в результате хозяйственной операции произойдет снижение экономических выгод предприятия. Если в отношении любых осуществленных предприятием расходов не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете признают дебиторскую задолженность. Таблица 2.3. Смета (бюджет) затрат на производство и реализацию продукции по ОАО на предстоящий год № п/п Показатели Сумма, млн руб. 1 Материальные затраты 243,0 2 Затраты на оплату труда 135,0 3 Отчисления на социальные нужды в форме единого социального налога (взноса) 35,1 4 Амортизационные отчисления 41,9 5 Прочие затраты 23,0 6 Итого затрат на производство 478,0 7 Списано на непроизводственные счета (-) -10,6 8 Изменение остатков незавершенного производства (+ или -) -28,4 9 Производственная себестоимость продукции 439,0 10 Коммерческие расходы (+) 24,0 11 Управленческие расходы (+) 30,0 12 Полная себестоимость произведенной продукции 493,0 13 Остатки нереализованной продукции на начало года по полной себестоимо-сти (+) 8,7 14 Остатки нереализованной продукции на конец планируемого года по полной себестоимости (-) 9,5 15 Полная себестоимость реализованной продукции (стр. 12 + стр. 13 - стр. 14) 492,2 16 Прочие расходы 19,8 17 Общие расходы на предстоящий год (стр. 15 + стр. 16) 512,0 Согласно НК РФ (глава 25 «Налог на прибыль») расходы систематизируют на: связанные с производством и реализацией продукции; внереализационные. Налогоплательщик устанавливает их по регистрам налогового учета. Критерием оптимальности текущих затрат для предприятия является минимизация коэффициента затратоемкости (Кзс): Полная себестоимость продукции Кзс =. Выручка (нетто) от продаж Более низкий уровень данного коэффициента позволяет предприятию приобретать определенные конкурентные преимущества перед другими компаниями на товарном рынке, свободнее проводить свою ценовую политику и тем самым получать весомую прибыль от продаж. Однако снижение уровня затратоемкости не должно сопровождаться ухудшением качества продукции. Следует иметь в виду, что падение уровня затратоемкости производства является важной, но не основной целью управления текущими издержками. Снижение уровня затратоемкости может сопровождаться: снижением качества продукции и сервисного обслуживания поку-пателей; отказом от выпуска пользующихся спросом, но затратоемких видов товаров; сменой приоритетов стратегического развития предприятия на краткосрочные экономические выгоды. Следовательно, главной целью управления издержками производства является оптимизация их суммы и уровня, которая обеспечивает высокие темпы развития текущей деятельности предприятия в целях получения приемлемой массы прибыли и требуемой нормы доходности на вложенный капитал.
2.4. Зарубежная практика систематизации издержек производства
Ключевое место в зарубежной практике занимает классификация издержек на условно-переменные и условно-постоянные. Подобная классификация позволяет оперативно управлять прибылью корпорации. Условно-переменные издержки (Variable costs, VC) изменяются пропорционально росту объема производства. К ним относят: материальные затраты, оплату труда производственных рабочих, транспортные услуги и др. Условно-постоянные издержки (Fixed costs, FC) остаются неизменными (стабильными) при колебании объема производства в данном временном (релевантном) периоде (квартал, полугодие, год). В состав постоянных издержек обычно включают: амортизационные отчисления, проценты за краткосрочный кредит, арендную плату, оплату труда административно-управленческого персонала и ир. В более длительном временном периоде все виды издержек подвержены изменению под влиянием внутренних и внешних факторов (например, новаций в организации и технологии производства, конъюнктуры товарного рынка и т. д.). Зависимость пе-ременных и постоянных издержек от объема производства может быть представлена графическим способом (рис. 2.1). Выручка от реализации (нетто) за вычетом переменных издержек составляет маржинальный доход (прибыль) корпорации и является важным параметром в оценке управленческих решений. Зона переменных издержек Переменные издержки (I/С) Постоянные издержки (ГС) Рис. 2.1. Графическая интерпретация переменных и постоянных издержек о. 0) 3 5 Зона >. постоянных издержек Объем производства Общие издержки (МС) Различие между переменными и постоянными издержками имеет принципиальное значение для дирекции корпорации. Переменными издержками она может управлять путем изменения их величины в данном релевантном периоде. Очевидно, что постоянные издержки находятся вне непосредственного контроля руководства корпорации, так как являются обязательными и должны быть погашены независимо от объема производства (например, арендная плата, страховые платежи, проценты по кредитам и займам и т. д.). На многих предприятиях России широкое распространение получила система калькулирования себестоимости продукции (в рамках управленческого учета) — «директ-костинг». Ее сущность заключается в том, что калькулируют не полную себестоимость производства и сбыта продукции (изделий), а только переменные издержки (их прямые виды). Главная цель внедрения этой системы калькулирования себестоимости изделий — обеспечить контроль за формированием маржинального дохода (аналоги: маржинальная прибыль, валовая маржа, добавленная стоимость). При системе «директ-костинг» маржинальный доход (МД) по конкретным ви-дам продукции определяют по формуле: МД = Цр - ПИ(где Цр — цена реализации изделия; ПИСД — переменные издержки, отнесенные на это изделие. Преимуществами данной системы калькулирования себестоимости продукции являются: ее простота и доступность для практического применения; минимум проведения расчетных операций, связанных с распределением непрямых (косвенных) затрат, которые учитывают по предприятию в целом; высокая надежность полученных результатов, так как устраняют погрешности отнесения непрямых затрат на отдельные изделия в процессе их распределения; возможность управления как переменными издержками, так и маржинальным доходом. Основным недостатком системы «директ-костинг» считают неполное отражение всей совокупности издержек, связанных с производством и реализацией отдельных видов продукции. Для более наглядной характеристики данной системы калькулирования издержек по видам изделий рассмотрим два примера. Пример Рассмотрим вариант, когда предприятие выпускает пять изделий. Все издержки, связанные с их выпуском, разделены на переменные и постоянные (табл. 2.4). Таблица 2.4. Расчет маржинального дохода и прибыли по пяти изделиям;тыс. руб. Показатели Изделия Всего № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 1. Выручка (нетто) от реализации товаров 3,0 15,0 9,0 3,0 7,5 37,5 2. Переменные издержки 1,2 10,5 4,5 3,45 3,75 23,4 3. Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 2) 1,8 4,5 4,5 -0,45 3,75 14,1 4. Доля маржинального дохода в выручке, % 60 30 50 -15 50 37 5. Постоянные издержки на все изделия - - - - - 7,5 6. Прибыль на все изделия (стр. 3 - стр. 5) - - - - - 6,6 На основе данных табл. 2.4 дирекция предприятия может сделать следующие выводы: необходимо максимально развивать выпуск и продажу изделия № 1, поскольку по нему достигнут максимальный маржинальный доход; изделие № 2 формирует наибольшую сумму маржинального дохода, но ее норма составляет только 30%, или в два раза ниже, чем по изделию № 1; изделия № 3 и № 5 показывают вполне удовлетворительные результаты; 4) изделие № 4 имеет отрицательную норму маржинального дохода, поэтому целесообразно существенно снизить издержки на его выпуск или полностью прекратить производство. Пример Приведем ситуацию, когда из числа выпускаемых изделий исключено изделие № 4 (табл. 2.5). Таблица 2.5. Маржинальный доход и прибыль по четырем изделиям; тыс. руб. Показатели Изделия Всего № 1 № 2 № 3 № 5 1. Выручка (нетто) от реализации товаров 3,0 15,0 9,0 7,5 34,5 2. Переменные издержки 1,2 10,5 4,5 3,75 19,95 3. Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 2) 1,8 4,5 4,5 3,75 14,55 4. Норма маржинального дохода, % 60 30 50 50 42,2 5. Постоянные издержки на все изделия - - - - 7,5 6. Прибыль на все изделия (стр. 3 - стр. 5) - - - - 7,05 Разрешение подобной ситуации служит одним из определяющих моментов в деятельности руководства предприятия. В данном случае приоритетное значение имеет не абсолютная выручка от продажи того или иного изделия, а норма маржинального дохода (рентабельность изделия). Так, в результате прекращения выпуска изделия № 4 суммарный маржинальный доход вырос, как и прибыль, на 0,45 тыс. руб. (14,55 - 14,1), несмотря на то что выручка от реализации оставшихся изделий снизилась на 3,0 тыс. руб. (34,5 - 37,5). Следовательно, достигнута более рациональная ассортиментная структура производства, обеспечивающая получение оптимальной прибыли. Экономическая сущность другой системы калькулирования себестоимости продукции — «стандарт-костинг» — заключается в ее осуществлении на базе разработанных предприятием норм и нормативов материальных и трудовых затрат. При этом фактические операционные издержки по каждому изделию сравнивают с нормативными для отражения в учете величины отклонений. Данную систему часто называют «управление затратами по отклонениям», что позволяет получить более объективную картину результатов калькулирования продукции. Внедрение системы «стандарт-костинг» можно осуществить только в условиях стабильной экономической среды, преодоления высокой инфляции и внедрения современного менеджмента на предприятиях и в корпоративных группах (ФПГ, холдингах и др.). Понятие «средние издержки» характеризует усредненные затраты на единицу продукции и используется для их сравнения с ценой товара. Наконец, предельные издержки — это дополнительные затраты, связанные с выпуском еще одной единицы продукции. Разница между общей сум-мой затрат и величиной переменных издержек выражает фиксированную сумму постоянных затрат. Поэтому изменение суммы общих издержек равно изменению величины переменных затрат для каждой дополнительной единицы продукции в данном релевантном периоде. Таким образом, концепция переменных издержек имеет важное практическое значение, так как позволяет определить те затраты, величину которых дирекция предприятия (корпорации) может контролировать наиболее успешно.
2.5. Управление издержками и маржинальным доходом с применением операционного левериджа (рычага)
При управлении финансами предприятий и корпораций применяют понятие левериджа (leverage), или рычага, которое означает использование издержек, величина которых остается постоянной в данном релевантном пе-риоде с целью получения дополнительной прибыли. Операционный леверидж {operatingleverage) проявляется в случаях, когда у предприятия имеются постоянные издержки (Fixed Costs, FC) независимо от объема производства (продаж). В краткосрочном периоде, в отличие от постоянных переменные издержки (Variable Costs, VC) могут изменяться под влиянием корректировок объема производства (продажи товаров). Эффект операционного рычага выражается в том, что любое изменение объема производства приводит к пропорционально большему изменению операционной прибыли, т. е. прибыли до вычета процентов и налогов (Earnigs before Interest and Taxes, EBIT)y или убытка в данном релевантном периоде. В российской практике понятию «ЕВ1Т» соответствует термин «прибыль (убыток) от продаж». Рассмотрим данную ситуацию на конкретном примере. В периоде (году) Т: объем производства продукции — 45,0 млн руб.; переменные издержки (КС) — 27,0 млн; постоянные издержки (FC) — 13,5 млн; прибыль — 4,5 млн руб. Предположим, что в периоде Т + 1: объем производства возрастет на 5% и составит 47,25 млн руб., тогда на те же 5% увеличатся перемен-ные издержки. Теперь они составят 28,35 млн руб. (27,0 + 1,35). Постоянные издержки останутся стабильными — 13,5 млн, а операционная прибыль (EBIT) будет равна 5,4 млн руб. (47,25 - 28,35 - 13,5). Итак, объем производства вырос на 5%, а прибыль — на 0,9 млн руб. (5,4 -4,5), или на 20%. В практических расчетах для выявления силы воздействия операционного рычага на данное предприятие применяют результат от реализации продукции после возмещения переменных издержек (УС), который часто называют маржинальным доходом (прибылью): М Д = а-УС, где МД — маржинальный доход; (2 — объем производства продукции в стоимостном выражении; УС — переменные издержки. МД = ЕС + ЕВ/Т, где ЕС — постоянные издержки; ЕВ1Т— операционная прибыль. кмд=мд/а где КМЛ — коэффициент маржинального дохода, доли единицы. Желательно, чтобы маржинальный доход не только покрывал постоянные издержки, по и служил источником формирования операционной прибыли (ЕВ/Т). После определения маржинального дохода можно вычислить силу воздействия операционного рычага (СВОР): СВОР = МД /ЕВГГ. Данный коэффициент показывает, во сколько раз маржинальный до-ход превышает операционную прибыль. В приведенном выше примере СВОР = 4(45'°-27=18-0). 4,5 Это означает, что при возможном увеличении объема производства на 5% прибыль возрастет на 20% (5% х 4), и наоборот. Поэтому нельзя чрезмерно увеличивать постоянные издержки, так как при снижении объема производства потеря прибыли может оказаться многократно выше. На-против, если предприятие уверено в перспективе спроса на свою продукцию, го можно отказаться от режима жесткой экономии на постоянных издержках. Предприятие с высокой их долей будет получать весомый прирост прибыли. Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данным предприятием. Чем больше значение СВОР, тем выше уровень данного риска, и наоборот. Отметим, что СВОР всегда определяют для заданного объема производства в фиксированном интервале времени. Изменяется объем производства (продаж) — колеблется и СВОР. Этот показатель (СВОР) часто зависит от уровня капиталоемкости: чем больше стоимость основного капитала, тем выше постоянные издержки (за счет амортизационных отчислений). Данный объективный фактор необходимо учитывать при определении порогового объема производства, обеспечивающего безубыточную работу предприятия. Далее введем понятие «порог рентабельности» — это такой объем производства (продаж), при котором предприятие не имеет убытков, но еще не получило прибыль. В такой ситуации объем производства после возмещения переменных издержек достаточен для покрытия постоянных затрат: (2= ГС; Операционная прибыль (ЕВ1Т) = О, где (2 — объем производства (продажи товаров) после погашения переменных издержек (УС). Цифровой пример представлен в табл. 2.6. Таблица 2.6. Исходные данные для расчета порога рентабельности Показатели Сумма, млн руб. В процентах к объему производства 1. Объем производства продукции 45,0 100 = 1 2. Переменные издержки (УС) 27,0 60 = 0,6 3. Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 2) 18,0 40 = 0,4 4. Постоянные издержки (ГС) 13,5 - 5. Операционная прибыль (стр. 3 - стр. 4) 4,5 - 1) Операционная прибыль = МД - FC- 0 или Операционная прибыль = Порог рентабельности х Кмд - FC= О, где Кмд — коэффициент маржинального дохода. Из последней формулы получаем значение порога рентабельности: Порог рентабельности = FC/КМЛ. Из приведенных в табл. 2.6 данных можно получить абсолютное значение порога рентабельности (порогового объема производства): Порог рентабельности = 13,5: 0,4 = 33,75 млн руб. Построим график этого показателя. Он основан на равенстве маржинального дохода и постоянных издержек при достижении порогового объема производства. После прохождения точки безубыточности предприятие начнет получать прибыль (рис. 2.2). Второй графический способ вычисления порога рентабельности основан на равенстве объема производства и общих издержек (Marginal Costs, МС) при достижении порогового объема производства. Результатом будет пороговое значение физического объема выпуска продукции. Исходные данные для расчета: объем производства — 10 тыс. изделий; цена за единицу — 4,5 тыс. руб.; переменные издержки (VC) — 27,0 млн руб.; постоянные издержки (FC) — 13,5 млн руб.; - Маржинальный доход _ Точка безубыточности (в этой точке МД = ГС)^ Зона прибыли Постоянные Зона убытков і і і издержки (ГС) і і 9 18 27 36 45 Объем производства, 25 20 15 13,5 10 33,75 млн руб. Рис. 2.2. Определение критической точки безубыточности (первый графический способ) общие издержки (МС) — 40,5 млн руб.; объем производства (продаж) в стоимостном выражении — 45,0 млн руб. (10 тыс. изделий х 4,5 тыс. руб.); пороговый объем производства — 7500 изделий (33,75 млн руб.: 4,5 тыс. руб.). На базе этих показателей построим линейный график безубыточности (рис. 2.3). Зона прибыли. Объем производства (продаж) Переменные издержки (УС) Объем производства в физическом выражении, шт. Рис. 2.3. Представление критической точки безубыточности (второй графический способ) Общие издержки (МС) Из графика следует, что площадь нижнего левого треугольника соответствует убыткам предприятия до достижения им порога рентабельно-сти, а площадь верхнего правого треугольника — массе прибыли. Каждая следующая единица товара, проданная начиная с 7501-й, будет приносить прибыль. Для специалистов предприятия (корпорации) принципиальное значение имеют три момента: Установить, какому количеству товара (при данных ценах реализации) соответствует пороговая выручка от продаж, и получить критическое значение объема производства в физическом выражении. Ниже этого количества производить невыгодно, поскольку предприятие попадает в зону убытков. Расчетные формулы следующие: ^ Пороговая выручка от продаж Пороговое количество товара, штук = — Цена реал изации единицы товара или Пороговое количество товара, штук = _ Постоянные издержки Цена единицы товара - Переменные издержки на единицу товара Пройдя порог рентабельности, предприятие получает дополнительный маржинальный доход на каждую очередную единицу товара. Тем самым возрастает и масса прибыли. Для определения объема маржинального дохода (прибыли) после прохождения порога рентабельности используют формулу: Объем маржинального дохода после прохождения порога рентабельности = Количество проданного товара после прохождения порога рентабельности х Маржинальный доход / Общее количество проданного товара. Сила воздействия операционного рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается по мерс роста выручки от продаж и прибыли, так как доля постоянных издержек в себестоимости продукции пони-жается. Данный процесс происходит до очередного подъема постоянных издержек, но это происходит в другом релевантном периоде. Зная порог рентабельности, можно установить запас финанс<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: