Как проверить работу педагогов по экологическому воспитанию детей
Алена Кандыкова
старший воспитатель ЧДОУ «Детский сад № 191 ОАО “РЖД”» г. Ачинска Красноярского края
Соответствует ли работа по экологическому воспитанию в ДОО современным требованиям? По каким критериям и с помощью каких методик ее оценить? Воспользуйтесь готовыми табличными формами, чтобы проверить качество и эффективность работы воспитателей в этом направлении.
Дошкольное экологическое воспитание – первый этап системы непрерывного экологического образования. Наиболее эффективными формами работы педагогов с воспитанниками в рамках экологического воспитания являются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственно контактировать с природой. В этом случае у них формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. Чтобы работа по экологическому воспитанию была эффективной, ее необходимо планировать и регулярно анализировать. Для этого следует включать в годовой план работы детского сада тематический контроль «Состояние работы ДОО по экологическому воспитанию дошкольников».
Цель контроля – проанализировать состояние работы ДОО по экологическому воспитанию и дать рекомендации воспитателям, как повысить ее эффективность.
Заведующий детским садом утверждает сроки и план проведения тематического контроля, а также формы и критерии анализа, которые разрабатывает творческая группа педагогов. В каждом детском саду они могут быть свои. Предлагаем готовые табличные формы для тематической проверки, которые используют педагоги ЧДОУ «Детский сад № 191 ОАО „РЖД“» г. Ачинска Красноярского края, чтобы оценить свою работу по экологическому воспитанию детей и внести соответствующие коррективы.
Как организовать тематическую проверку
Тематический контроль осуществляют опытные педагоги ДОО: старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели.
Критериями анализа работы по экологическому воспитанию в рамках предлагаемой тематической проверки являются:
· уровень профессионального мастерства педагогов;
· развивающая предметно-пространственная среда для реализации содержания экологического воспитания;
· взаимодействие с родителями по вопросам экологического воспитания детей;
· система планирования работы с детьми.
Уровень профессионального мастерства педагогов оценивается в ходе наблюдения непрерывной образовательной деятельности в группах. Для этого воспитатели обязательно проводят открытые просмотры НОД с детьми 3–7 лет.
Педагоги демонстрируют современные формы организации детской деятельности (поисковую, проектную деятельность, квест-игру и др.), максимально используют для этого пространство детского сада. Дети с интересом включаются в деятельность, показывают знания и навыки, осваивают новый материал.
Карта анализа непрерывной образовательной деятельности по экологии в группах ДОО представлена в приложении 1.
Оценка развивающей предметно-пространственной среды в группе осуществляется посредством самоанализа, который воспитатели проводят самостоятельно. Они оценивают наличие и доступность дидактического, игрового, развивающего материала в группах для реализации содержания экологического воспитания.
Самоанализ «Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности» проводят воспитатели всех групп. Они заполняют таблицы и с выводами сдают их старшему воспитателю. Самоанализ показывает, какие условия для познавательно-исследовательской деятельности воспитанников созданы в каждой группе.
Карты самоанализа воспитателей 2-й младшей, средней, старшей, подготовительной групп по теме «Создание условий для познавательноисследовательской деятельности» представлены соответственно в приложениях 2–5.
Важным этапом тематической проверки является анализ материалов и планирования работы с детьми и взаимодействия с родителями. Вопросы анализа по этим направлениям:
· планирование НОД по экологии (тема, форма проведения);
· индивидуальная работа с детьми;
· дидактические, настольные, развивающие игры;
· взаимосвязь (интеграция) с другими видами деятельности;
· организация самостоятельной познавательной деятельности детей по экологическому развитию;
· план взаимодействия с родителями: документация, наглядная пропаганда.
Таким образом, тематический контроль проводится с помощью методов: самоанализа, анализа материалов и планирования, наблюдения непрерывной образовательной деятельности, анализа календарного планирования.
Фрагменты деятельности детей по уходу за растениями на территории ДОО