Комитет администрации города Славгорода Алтайского края
По образованию и делам молодежи
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Посёлка Бурсоль города Славгорода Алтайского края
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей заместитель директора по УВР директор МКОУ «СОШ №9»
литературы и истории «____»_____августа________2012г. «___»_____________ 2012 г. «____»____________ 2012 г. _____________________ ___________________
Протокол № _______ Мелихова В.А. Глебова В.С.
_______
Рабочая программа по обществознанию
Для 10 класса
Составлена на основании программы: обществознание 6-11 классы
Автор программы: Л.Н.Боголюбов
Издательство: Просвещение, 2010 г.
Срок реализации: 2012 — 2013 учебный год
Составитель:
Шик Ольга Николаевна,
Учитель истории
Составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений: история, обществознание: 6-11кл.-М: Просвещение, 2010г.
Обществознание 10 кл., базовый уровень (68 ч)
Авторы: Л.Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук профессор; Н.И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л.Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А.И. Матвеев, кандидат педагогических наук.
Учебник: Обществознание. учеб. для 10кл. общеобразоват. Учреждений. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. - 3-е изд.- М.: Просвещение,2007
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования по обществознанию Л.Н.Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов. Предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать и понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных для социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических социальных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- предвидения возможных социальных последствий определенных социальных действий;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Программно-методические материалы:
1. Программы общеобразовательных учреждений: история, обществознание: 10-11кл.-М: Просвещение, 2007г.
Обществознание 10кл., базовый уровень (70ч)
Авторы: Л.Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук профессор; Н.И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л.Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А.И. Матвеев, кандидат педагогических наук. изд.- М.: Просвещение,2007г.
№ уро ка | Тема урока | Кол часов | Дата урока | Тип урока | Предполагаемые методы, практические умения, навыки | Элементы содержания | Термины, персоналии | Домашнее задание | ||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||||
Общество 4 часа | ||||||||||||||||||||||
Что такое общество. | Комби нирован ный | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. | Общество Культура Наука | П. 1 | |||||||||||||||||
Общество и культура. | ||||||||||||||||||||||
Общество как сложная динамическая система | Комби нирован ный | Практическое занятие, выполнение заданий в группах | Общество как сложная динамичная система. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Важнейшие институты общества. | Социальная система Социальные институты. Самодостаточность. Интеграция. Общественные потребности. | П. 2 | |||||||||||||||||
Общество | Повторение и обобщение | Беседа, фронтальный опрос, выполнение практических заданий. | Системное строение общества. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. | |||||||||||||||||||
Человек (10 часов) | ||||||||||||||||||||||
Природа человека | Комби нирован ный | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. | Антропогенез, Возрождение | П. 3 | |||||||||||||||||
Человек как духовное существо. | Комби нирован ный | Практическое занятие, выполнение заданий в группах | Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Мировоззрение и его роль в жизни человека. | Духовность. Мораль. Категорический императив. Идеал. Мировоззрение. Патриотизм. Гражданственность | П. 4 | |||||||||||||||||
Мировозрение и его роль в жизни человека. | ||||||||||||||||||||||
Деятельность- способ существования людей. | Комби нирован ный | Дискуссия, выполнение проблемных заданий | Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. | Деятельность. Потребность. Цель, мотив. Сознание | П. 5 | |||||||||||||||||
Многообразие видов деятельности. | ||||||||||||||||||||||
Познание и знание | Комби нирован ный | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Познаваемый ли мир? Познание чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. | Знание. Социальное знание. Агностицизм. Гносеологизм. Чувственное познание. Понятие. Язык. Суждение. Мышление. Сенсуализм. Рационализм. Истина (абсолютная, относительная). Паранаука. | П. 6 | |||||||||||||||||
Истина и её критерии. | ||||||||||||||||||||||
Человек в системе социальных связей | Комби нирован ный | Практическое занятие, выполнение заданий в группах | Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. | Личность. Нравы. Обычай. Самосознание. Самореализация | П. 7 | |||||||||||||||||
Самосознание и самореализация. | ||||||||||||||||||||||
Общество и человек. | ПОУ | Защита презентаций, работа с понятиями | ||||||||||||||||||||
Духовная культура (8часов) | ||||||||||||||||||||||
Культура и духовная жизнь общества | Комби нирован ный | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Культура и духовная жизнь. Функции культуры. Многообразие культур. Массовая и элитарная культуры. | Духовная жизнь. Культура (народная, массовая, элитарная). Культурология. | П. 8 | |||||||||||||||||
Многообразие культур | ||||||||||||||||||||||
Наука и образование | Комби нирован ный | Защита презентаций, работа с понятиями | Наука в современном обществе. Этика науки. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Образование как ценность. Самообразование. Значение образования для самореализации. | Наука. | П. 9 | |||||||||||||||||
Этика науки. | ||||||||||||||||||||||
Мораль. | Комби нирован ный | Защита презентаций, работа с понятиями | Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности. | Мораль. Нормы морали. Принципы морали. Нравственные категории. Смысл жизни. Религиозное сознание. Религия. Религиоведение. Светское сознание. | П. 10 | |||||||||||||||||
Религия | ||||||||||||||||||||||
Искусство и духовная жизнь | Комби нирован ный | Защита презентаций, работа с понятиями | Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Тенденции духовной жизни современной России. | Искусство. Эстетическая культура. | П. 11 | |||||||||||||||||
Духовная жизнь. | Повторение и обобщение. | Защита презентаций, работа с понятиями | ||||||||||||||||||||
Экономика (4часа) | ||||||||||||||||||||||
Роль экономики в жизни общества | Комби нирован ный | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика | Экономическая сфера. Уровень жизни. ВВП. | П. 12 | |||||||||||||||||
Экономика и социальная структура общества. | ||||||||||||||||||||||
Экономическая культура | Комби нирован ный | Занятие семинарского типа с индивидуальной и школьников, выступлениями учащихся с сообщениями и докладами, подготовленными с использованием материала учебника и др. источников | Сущность и структура экономической культуры. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и экономической деятельности. | Экономическая культура. Экономическая свобода. групповой работой | П. 13 | |||||||||||||||||
Экономика | Урок-практикум | Решение познавательных задач. | Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Экономические отношения и интересы. | |||||||||||||||||||
Социальная сфера (15 часов) | ||||||||||||||||||||||
27-28 | Социальная структура общества. | Комби нирован ный | Запись лекции, составление опорного конспекта | Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы. | Структура общества | П.14 | ||||||||||||||||
Социальная стратификация. | ||||||||||||||||||||||
Социальные взаимодействия. | Комби нирован ный | Составление опорной схемы, таблицы, защита презентации | Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальный статус. Социальная мобильность. Социальные процессы в современной России. | Стратификация | П.15 | |||||||||||||||||
Социальные аспекты труда. | ||||||||||||||||||||||
Культура труда. | ||||||||||||||||||||||
Социальные нормы и социальный контроль. | Комби нирован ный | Беседа, отработка понятий. Составление памятки об опасности откл. поведения | Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. | Преступность, Социальная опасность | П.16 | |||||||||||||||||
34- | Отклоняющееся поведение. | |||||||||||||||||||||
Преступность. | ||||||||||||||||||||||
Нации и межнациональные отношения | Комби нирован ный | Ученическая конференция или дискуссия на материалах центральных и региональных средств массовой информации. | Этнические общности. Межнациональные отношения. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика. | Этнос, Народ, Национальное самосознание | П.17 | |||||||||||||||||
Межнациональное сотрудничество в целом мире. | ||||||||||||||||||||||
Семья и быт. | Комби нирован ный | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно-демографическая структура общества. | Семья Бытовые отношения Культура топоса | П.18 | |||||||||||||||||
Семья в современном обществе. | ||||||||||||||||||||||
Социальное развитие и молодежь | Комби нирован ный | Ученическая конференция или дискуссия на материалах центральных и региональных средств массовой информации. | Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития. | Группа социального риска Социально-демографическая группа Семьянин Гражданин | П.19 | |||||||||||||||||
Социальная сфера. | ПОУ | Защита творческих проектов по теме | Подг. К к/р по теме | |||||||||||||||||||
Политическая сфера (12 часов) | ||||||||||||||||||||||
Политика и власть | Комби нирован ный | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Власть, ее происхождение и виды. Политический режим. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. | Политическая партия, Субъект и объект политики, Политическая сфера. Политические институты. Политические отношения, Политическая власть, политология. | П.20 | |||||||||||||||||
Политическая система | Комби нирован ный | Выполнение практикума, Работа в группах | Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции | Конституционное право, Политический режим, Правовое государство, политический плюрализм | П.21 | |||||||||||||||||
Политический режим. | ||||||||||||||||||||||
Гражданское общество. | Комби нирован ный | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества. | Парламентская республика. Полупрезидентская (смешанная) Республика. Муниципальное образование | П.22 | |||||||||||||||||
Правовое государство. | ||||||||||||||||||||||
Защита прав человека. | ||||||||||||||||||||||
СМИ в политике. | Урок-семинар | |||||||||||||||||||||
Демократические выборы. | Комби нирован ный | Занятие семинарского типа с индивидуальной и групповой работой школьников. | Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая жизнь современной России. | Избирательное право, Многопартийность, | П. 23 | |||||||||||||||||
Политические партии | ||||||||||||||||||||||
Участие гражданина в политической жизни. | Комби нирован ный | Лабораторная работа | Политическая идеология и ее структура. Функции политической идеологии. Различия и взаимодействие политической идеологии и политической психологии. Политическая идеология и политическая деятельность. | Политический процесс, политическое участие. Политическая культура | П. 24 | |||||||||||||||||
Политическая культура. | ||||||||||||||||||||||
Политическая сфера. | ПОУ | Защита презентаций, работа с понятиями | Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Пути и формы политической социализации личности. | Подготовка. к тестированию по разделу | ||||||||||||||||||
Право как особая система норм (9 часов)+ 2 часа. | ||||||||||||||||||||||
Право в системе социальных норм | Комби нирован ный | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Публичное и частное право. Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. | Право. Мораль, система права, отрасль права, институт права | П.25 | |||||||||||||||||
Нормы и отрасли права. | ||||||||||||||||||||||
Источники права | Комби нирован ный | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Международные документы по правам человека. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Система судебной защиты прав человека. | Источники права, Естественное право, Нормативно-правовой акт, | П.26 | |||||||||||||||||
Правоотношения и правонарушения | Комби нирован ный | Ученическая конференция или дискуссия на материалах центральных и региональных средств массовой информации. | Гражданское право. Право собственности юридических и физических лиц. Обязательства в гражданском праве. Трудовое право. Трудовой договор. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения. | Правоотношение, Юридическая ответственность, Конституционный суд, Судебная система, кодекс | П.27 | |||||||||||||||||
Юридическая ответственность. | Оббщение и систематизация знаний. | Выступления учащихся с индивидуальными заданиями. | ||||||||||||||||||||
Развитие права в современной России. | Урок-семинар | Развитие права в современной России. | ||||||||||||||||||||
Современное российское законодательство | Комби нирован ный | Практическое занятие, выполнение заданий в группах | Государственное право. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя. Административное право. Органы государственного управления. Административная ответственность. | Конституционное право. Брак, Преступление, уголовное наказание | П.28 | |||||||||||||||||
Трудовое право | Обобщение и систематизация знаний. | |||||||||||||||||||||
Предпосылки правомерного поведения | Комби нирован ный | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Уголовное право. Преступление и наказание в уголовном праве. Ответственность за преступления против личности. Уголовная ответственность за другие виды преступлений. | Правосознание, Правовая идеология, Правовая культура, правомерное поведение | П.29 | |||||||||||||||||
Общество в развитии. | Комби нирован ный | Защита презентаций, работа с понятиями | Многовариантность общественного развития, Целостность и противоречивость современного мира, проблема общественного прогресса | П.30 | ||||||||||||||||||
Проблема общественного прогресса. | ||||||||||||||||||||||
Итоговое повторение (4часа) | ||||||||||||||||||||||
Общество и человек. | Обобщение и систематизация знаний | Защита творческих проектов по теме | Знать основные положения раздела «Общество и человек» | Словарь темы. | Подг. К к/р по теме | |||||||||||||||||
Основные сферы общественной жизни, | Обобщение и систематизация знаний | Решение проблемных задач. | Знать основные положения раздела «Основные сферы общественной жизни». | Словарь темы. | с.343 | |||||||||||||||||
Право. | Обобщение и систематизация знаний | Решение проблемных задач | Знать основные положения раздела «Право» | Словарь темы. | Вопросы и задания для итогого повторения,с350-351 | |||||||||||||||||
Итоговое повторение | тестирование, к/ работа. | Материал курса «Обществознание. 10 класс», основные понятия, термины. | ||||||||||||||||||||