музыкальное «синтетическое» техническое




Изобразительное декоративно-

Прикладное

музыкальное «синтетическое» техническое

1. Изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т.е. через зрительное восприятие. Произведения изобразительных искусств имеют, как правило, предметную (материальную) форму и не изменяются во времени и пространстве, за исключением естественной порчи и гибели. К нему относятся живопись, скульптура, графика, монументальное искусство (архитектура), а также декоративно-прикладное искусство. Относясь к пространственному искусству, этот вид творчества тем не менее способен даже в фиксированных образах передавать не только внутренний духовный мир человека (портретисты), но и само движение, развитие жизни во времени и пространстве, а также социальные, политические, философские и этические идеи.

2. Музыка – вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей. Главным выразительным средством здесь является звук, мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п. В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным «языком», не требующим перевода. По сравнению с произведениями всех видов пространственных искусств музыкальные творения практически не уничтожаемы, ибо они существуют не в материальной, предметной, а в идеальной форме. Их нельзя подделать, можно лишь украсть, дав свое авторство чужому произведению. В музыке огромную роль играют другие искусствоведческие категории – интерпретация и исполнительство. У виртуозно исполненного музыкального произведения не один, а несколько «авторов» – композитор, исполнитель, возможности используемых инструментов. В музыкальном творчестве присутствует коллективность.

3. Синтетические искусства – это такие виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Сюда отностся прежде всего театр (драматический и оперный), впитавший в себя литературу, актерское мастерство, живопись, музыку, декоративно-прикладное искусство; балет, использующий естественную пластику человеческого тела и сочетающий в себе танец, музыку, живопись, скульптуру, овеянные определенной дозой сексуальности; эстрадное искусство, представляющее самый разнообразный набор спаянных конферансом художественных номеров в виде пения, декламации, танцев, иллюзионизма, акробатики; цирк, где отчетливо преобладает спортивный и смеховой элемент, а главное в зрелищный ряд вовлекаются представители животного мира. Синтетические искусства не следует путать с близким понятием синтеза искусств, когда речь идет, например, об архитектурном сооружении, которое украшено скульптурами, живописью, окружено садово-парковым ансамблем и т.д.

4. «Технические искусства» возникли сравнительно недавно (начался с середины XV века с создания первых художественных клише, продолжился изобретением хронографа, фотографии и немого кино; современная кинотехника стала звуковой, цветной и стереоскопической, а на службу искусству была поставлена современная электроника и компьютерные технологии). К новым «синтетически-техническим» видам искусств можно причислить «светомузыку», суть которой заключается в стремлении слить в некий органический синтез «мелодию» меняющихся цветовых и световых эффектов, с одной стороны, и собственно музыкальную мелодию, с другой стороны. В настоящее время к наиболее распространенным «техническим» искусствам относят фотоискусство, искусство кино, мультипликацию и телевидение. Их общими признаками являются статичное или динамическое воспроизведение действительности с помощью технических средств, органическая взаимосвязь творческих и технических процессов с обязательным преобладанием эстетического начала, т.е. художественности. Важнейшими показателями таких искусств являются массовость их аудитории и высокая степеньинформативности. Из-за этого они чаще всего становятся элементами массовой культуры и используются в манипуляциях общественным сознанием.

5. Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних видов искусств. Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предметов повседневного использования – посуды, инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огнестрельного оружия – до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов. Сюда же относится оформление интерьеров декоративными росписями, декоративной скульптурой, барельефами, плафонами, вазами и т.п. Виды декоративно-прикладного искусства, связанные со стремлением «украсить» самого человека (прежде всего женщину): это художественно выполненная одежда (от’кутюр), ювелирные изделия, искусство макияжа и парикмахерское искусство. Особой областью декоративно-прикладного искусства является эстетизация окружающей человека среды, прежде всего природы: искусственно созданные пейзажи; садово-парковое искусство, т.е. художественное оформление участков «дикой» местности; японская икебана, т.е. искусство составления букетов и оформления живописных природных уголков; различные композициии из засушенных трав и цветов, т.е. искусство флористики; мастерство изготовления чучел животных на фоне среды и т.д. Главным отличительной чертой декоративно-прикладного искусства является то, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Из всех духовных сфер человеческой культуры наиболее наглядным представляется изобразительное искусство. В истории изобразительного искусства визуально можно наблюдать, что происходит с духовностью человечества, как изменяются человеческие нравы, человеческие ценности, что происходит с человеческой душой, меняется она или остается той же самой, совершенствуется ли она, становится ли лучше, теряет ли нравственность человек или приобретает ее. Особенно распространенными видами этого искусства являются живопись, скульптура и архитектура.

Живопись – это такой вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

Живопись - важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). В этом виде искусства используются монохромная живопись (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и красочная гамма (система взаимосвязанных цветовых тонов); неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве; рефлексы, показывающие взаимодействие различно окрашенных предметов; общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой; валеры образуют тончайшие градации тона; а на непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного освещения и воздушной среды (пленэр).

Выразительность живописи определяется и характером мазка, и обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов. Кроме того, живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей множество подмалевок и лессировки.

В живописи выделяются следующие жанры: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Кроме того, различают монументально-декоративную живопись (стенные росписи, плафоны, панно), станковую живопись (картина), д екорационную живопись (театральные и кинодекорации), декоративную роспись предметов обихода, иконопись, миниатюру (иллюстрирование рукописей, портрет), диораму и панораму.

Основными техническими разновидностями, используемыми в живописи, являются масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке - сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж. Кроме этих технических средств в живописи также часто служат для исполнения живописных произведений акварель, гуашь, пастель, тушь.

Архитектура (монументальное искусство, зодчество) – это искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека; искусство возводить постройки, соответствующие определенным целям (жилье дома, религиозные храмы, общественные, административные, представительские и другие здания), отражающие уровень развития производительных сил, и характеризующееся степенью сочетания функционального назначения с ее эстетической архитектурной формой.

Произведениями архитектуры являются здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т.п.). В особую область строительного искусства выделяется градостроительство, а также садово-парковое искусство (ландшафтная архитектура).

В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические и художественные начала (соответственно польза, прочность и красота). Функции архитектурного сооружения определяют его план и пространственную структуру, а строительная техника – возможность, экономическую целесообразность и конкретные способы его создания. Образно-эстетическое начало в архитектуре связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемного пространственной и конструктивной системы сооружения.

Выразительными средствами архитектуры выступают композиция, ритм, архитектоника, масштаб, пластика, синтез искусств и др.

Скульптура (ваяние, пластика) – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, а ее главными жанрами являются портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Скульптура использует свои собственные художественно-выразительные средства, такие как построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. В этом жанре различают круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф, барельеф (изображение располагается на плоскости фона).

Такой жанр скульптуры как монументальная скульптура (памятники, монументы) связана, прежде всего, с архитектурной средой и отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами. Монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура). В отличие от нее, станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углубленное содержание.

Материалы, используемые в скульптуре, отличаются разнообразием – это металл (бронза, золото и др.), камень (мрамор и др.), глина (терракотта), дерево, гипс, слоновой кости, янтаря, воска и др. Методами их обработки могут быть лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аксенова М. Искусство. – М., 1998.

2. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. – М., 1994.

3. Введение в культурологию / Под ред. В. Сапрыкина. – М., 1995.

4. Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. – М., 1996.

5. Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону, 1997.

6. Исмаилова С.Т. История искусства. – М., 1998.

7. Кривцун О.А. Эстетика. – М., 1998.

8. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура. – СПб., 1997.

9. Радугина А.А. Культурология. – М., 1997.

10. Хатчисон. Словарь искусств. – М., 1996.

 

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. – М., 1990.

2. Балаш Б. Кино: Становление и сущность нового искусства. – М., 1966.

3. Балет. Энциклопедия. – М., 1981.

4. Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. – М., 1990.

5. Конен В.Д. Театр и симфония. – М., 1969.

6. Морозов С. Творческая фотография. – М., 1986.

7. Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления. – Л., 1982.

8. Энциклопедия живописи. – М., 1997.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Наименование понятия, термина, определения Его содержание
  Художественная культура это вся система искусств в целом и каждый его вид в отдельности, а также сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы и т.д.), в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей
  Художественное творчество процесс в художественной культуре, когда силой воображения в сознании автора в виде конкретных картин возникают причины плача, смеха или гнева, являющиеся непосредственным выражением внутреннего состояния человека, и он пытается передать их специально подобранными («эстетически организованными») средствами
  Искусство это специфический вид объединяющей людей и формирующей сознательного человека духовной деятельности, для которой характерно восприятие, творческое преломление и передача другим людям посредством чувственного «заражения» облика окружающего мира в преимущественно образных формах, в соответствии с чувством красоты
Художественный образ образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках и формах
  Художник 1. Тот, кто создает произведения искусства; 2. Тот, кто работает в области изобразительного искусства; живописец; 3. Тот, кто достиг высшего мастерства в какой-либо сфере деятельности
    Красота (прекрасное) категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью; как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что она связана с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие красоты носит бескорыстный характер
Живопись вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность
Архитектура искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека
Скульптура вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов

 

ТЕСТ

 

1. Перечислите элементы, определяющие содержание понятия «художественная культура»:

а) процесс восприятия искусства д) художественное творчество и процесс создания

б) искусство как социальный феномен произведений искусства

в) система искусств в целом и каждый его вид в отдельности е) специализированные институты культуры

г) духовная культура ж) эстетика

2. Результатом какой деятельности становится искусство:

а) процесс познания в) процесс мышления

б) художественное творчество г) волевое решение

3. Какой процесс происходит в художественной культуре:

а) разделение художественный ценностей в) накопление художественных ценностей

на духовные и материальные ценности г) процесс передачи «эстетически организованными»

б) порождение образов реальной действительности средствами внутренних состояний человека

в воображении художника

4. Дайте определение главного элемента художественной культуры.

5. Что входит в структуру искусства как ядра художественной культуры:

а) художественный образ, эстетическая деятельность, в) эстетика, мировая художественная классика,

эстетическое чувство, эстетический идеал, эстетическая художественное творчество, литература, мораль

ценность г) художественный образ, духовные ценности,

б) эстетическая деятельность, эстетическая ценность, материальные ценности, эстетическая идея,

эстетический идеал, эстетическое чувство художественная деятельность

6. Назовите главный закон искусства.

7. Какая наука изучает искусство как творческую деятельность:

а) культурология в) эстетика

б) история культуры г) искусствоведение

8. Продолжите определение: «Эстетика – это наука…».

9. Какие функции выполняет художественная культура:

а) воспитательная функция е) познавательная функция

б) семиотическая функция ж) идеологическая функция

в) гедоническая функция з) магическая функция

г) регулятивная функция и) функция социализации

д) религиозная функция к) коммуникативная функция

10. Кому принадлежат слова: «Искусство – это религия, которая имеет своих жрецов и должна иметь своих мучеников»?

11. Что является содержанием искусства как социального явления:

а) это сугубо человеческое явление в) это личностно-общественное явление

б) это сугубо человеческое и личностно-общественное г) это общественная техника чувства

явление

12. Назовите социокультурные смыслы искусства.

13. Какому народу принадлежит знаменитый постулат в искусстве: «В человеке все должно быть прекрасно – и его тело, и его мысли, и его чувства»?

а) римляне в) этрусски

б) египтяне г) греки

14. Какое понятие определяет сущность и специфику искусства:

а) красота в) любовь

б) добро г) истина

15. Какие особенности античного понимания красоты Вы знаете:

а) красота – это бог в) красота – это гармония

в) красота – это вселенский духовный организм г) красота – это гармония, симметрия, пропорциональность,

и целесообразность

16. Какую классификацию дает искусствам традиционная эстетика (отметить ответы «Верно» и «Неверно»):

а) изобразительное, музыкальное, «синтетическое», в) живопись, изобразительное искусство, графика,

«техническое», декоративно-прикладное искусство мелодия, архитектура, скульптура, балет

б) пространственные, временные, пространственно- г) живопись, графика, архитектура, скульптура,

временные музыка, театр, балет, кино, танец, пение

17. Какую классификацию дает искусствам современная эстетика (отметить ответы «Верно» и «Неверно»):

а) изобразительное, музыкальное, «синтетическое», в) живопись, изобразительное искусство, графика,

«техническое», декоративно-прикладное искусство мелодия, архитектура, скульптура, балет

б) пространственные, временные, пространственно- г) живопись, графика, архитектура, скульптура,

временные музыка, театр, балет, кино, танец, пение

18. Определите, какие виды искусства относятся к изобразительному искусству:

а) живопись д) зодчество

б) пение е) скульптура

в) эстрада ж) графика

г) декоративно-прикладное искусство з) балет

19. Определите, какие виды искусства относятся к синтетическим искусствам:

а) живопись д) балет

б) театр е) монументальное искусство

в) эстрада ж) цирк

г) опера з) кино

20. Определите, какие искусствоведческие категории присутствуют в музыкальном искусстве:

а) визуальное воздействие в) интепретация и исполнительство

б) коллективность и несколько авторов г) синтез нескольких видов искусств

21. Определите, какие виды искусства относятся к техническим искусствам:

а) живопись е) балет

б) театр ж) мультипликация

в) эстрада з) цирк

г) фотография и) кино

д) телевидение к) «светомузыка»

22. Определите, какие виды искусства относятся к декоративно-прикладному искусству:

а) живопись, графика, зодчество, скульптура, в) пейзаж, мозаика, портрет, фреска, иконопись,

дворцово-парковые комплексы барельеф, храм

б) флористика, дизайн интерьера, мода от’кутюр, г) декоративное украшение предметов повседневного

садово-парковое искусство, ювелирное искусство, пользования, вазопись, икебана, макияж,

парикмахерское искусство, батик архитектурно-парковые комплексы

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Объясните, чем отличаются понятия «художественная культура» и «искусство».

2. Раскройте сущность понятия «художественное творчество».

3. Охарактеризуйте структуру художественной культуры. Раскройте специфику каждого элемента этой структуры.

4. Какие функции выполняет художественная культура в системе духовной культуры? Раскройте их сущность.

5. Определите основные социокультурные смыслы искусства как социального феномена.

6. Раскройте содержание понятия «красота», «прекрасное». Какая специфика наблюдается у этих понятий в сфере искусства?

7. Поясните, по какой причине музыка считается «универсальным языком» межкультурного общения.

8. Объясните в чем разница между «синтетическими» искусствами и синтезом отдельных видов искусств.

9. Охарактеризуйте специфику и характерные черты «технических» искусств. назовите важнейшие признаки этих искусств.

10. Определите особенности таких видов изобразительного искусства, как живопись, архитектура и скульптура.

11. Назовите жанры живописи как искусства. Раскройте их сущность и специфику.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: