Диагностическая, коррекционная и профилактическая работа психолога с акцентуантами.




Диагностика: Методики: Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда. Поскольку наличие акцентуаций еще не является признаком патологии, а свидетельствует об определенном потенциале личности, подход К. Леонгарда можно использовать в работе со здоровыми людьми с целью описания их возможностей и ограничений, а также прогноза поведения в различных ситуациях. Однако при этом необходимо проявлять осторожность в интерпретациях и не забывать о «крайностях», которые Леонгард включил в свои описания выделенных им типов.

Личностный опросник Г. Шмишека был составлен на основе вопросов, которые К. Леонгард задавал своим пациентам в процессе клинической беседы, и не противоречит общему подходу автора концепции акцентуированных личностей. Тем не менее, тест имеет свои ограничения, поэтому результаты, полученные после подсчета данных, нуждаются в уточнении, которые лучше всего делать в процессе беседы и наблюдения за человеком в реальных жизненных ситуациях.

Личностный опросник А.Е. Личко (ПДО) и предназначен для диагностики типов психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте. Чаще всего, этот опросник применяется в клинических целях, и для его использования необходимы специальные знания в области патопсихологии и психологии развития.

С позиции индивидуального подхода, подразумевающего целостное описание личности с учетом ее уникальности, наиболее ценным является не столько умение распознать отдельные ярко выраженные черты и получить подтверждения их реального существования, сколько способность соединить полученную информацию в общую картину. В этом смысле полезно рассматривать и интерпретировать сочетания черт – так называемые, «букеты» акцентуаций, которые составляют ядро личности и позволяют получить достаточно полное представление о поведении человека.

Коррекция:

Специфика работы с акцентуированными личностями заключается в том, что акцентуации не относятся к явлениям психопатологическим, а являются вариантами нормы. Более того, возможные негативные следствия акцентуации по определенному типу уравновешиваются ее позитивным влиянием на проявление творческих способностей личности, развитие индивидуальности. Поэтому психокоррекционные воздействия не обязательно направляются на нивелирование акцентуированной черты. Исключением могут стать только случаи, когда акцентуация приводит к нарушению социальной адаптации.

Основной упор делается на осознание акцентуантом специфических особенностей своего характера, ситуаций и отношений, в которых он чувствует себя наиболее уязвимым, и собственных действий, которые к этой уязвимости приводят. Осознание увеличивает широту и гибкость восприятия указанных ситуаций и себя в этих ситуациях. Появляются новые способы анализа ситуации, и повышается вероятность формирования новых способов действий.

К первому контакту психолог должен подходить, имея определенную установку. Если он собирается взаимодействовать с подростком, его позиция не может быть позицией нейтрального, незаинтересованного лица, бесстрастно оценивающего действия и внутренний мир подростка. Подросток в большей степени, чем взрослый, ищет эмоционального сопереживания. Поэтому с самых первых шагов по пути психокоррекции психолог должен использовать механизм эмоционального отреагирования. Отреагирование приносит ощутимое облегчение подростку, но, поскольку происходящие при этом изменения крайне нестойки, этот механизм используется для создания основы последующих психокоррекционных действий.

Взрослому акцентуанту тоже необходимо от психолога проявление эмоционального отреагирования. Но установка психолога в этом случае отличается большей нейтральностью. Необходимая для контакта установка может быть окончательно принята психологом только с учетом того конкретного типа акцентуации, с которым он имеет дело. Каждый тип обладает определенными требованиями к дистанции, потребностью в сопереживании, степенью истощаемости в контакте, степенью внушаемости или сопротивления директивности и т.д.

Приведем в пример тактический план первого контакта, предложенный А. Е. Личко, и составленный с учетом психологических особенностей подростков-акцентуантов. Вначале подростку сообщаются известные психологу сведения, полученные из различных источников. Подросток должен подтвердить их или опровергнуть, что-то дополнить и объяснить. Уже на этом этапе можно обнаружить наиболее эмоционально значимые темы по таким признакам, как недомолвки, уклонение от обсуждения некоторых вопросов, вегетативные реакции. На первых этапах контакта эти темы лучше оставить в стороне. От болезненных тем можно плавно уклониться с помощью расспросов формального характера, а затем развивать контакт в направлении его неформальных отношений с товарищами и его увлечений. Добившись здесь определенного результата, можно вернуться к «больным темам».

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

Конкретные действия, с помощью которых достигается осознание, различаются от подхода к подходу.

Рациональная (разъяснительная) психокоррекция использует апелляцию к логике, рассудку. Она проводится в режиме индивидуальных бесед, во время которых в ненавязчивой форме, с привлечением примеров из жизни других акцентуанту разъясняются причины его поступков, оплошности, ошибки, сильные и слабые стороны характера. В ходе беседы психолог стремится подвести его к определенному решению. Тут может быть два варианта. Либо акцентуанта постепенно подводят к правильному решению, чтобы у него создалось впечатление, что такое решение он принял сам, либо при хорошем контакте и доверии психолог, используя элементы внушения, предлагает это решение.

Групповые методы психокоррекции также нацелены на осознание собственных качеств, но используют для этого опосредованное воздействие через мнение группы и закономерности межличностного взаимодействия в группе. Для групповых дискуссий важен выбор темы. Она должна соответствовать интересам участников и касаться особенностей их характера. Полезно бывает обсуждать следующие темы: контакты с окружающими людьми, взаимоотношения с членами семьи, личный жизненный успех. С подростками это могут быть такие темы, как отношения с родителями, отношения с товарищами, выбор жизненного пути и т.д.

Напряженное состояние участников дискуссии может быть снято переносом внимания участников на каких-либо посторонних лиц. Им может быть предложен для обсуждения пример из жизни или история болезни неизвестного человека. При достаточной открытости и взаимопонимании в группе может быть применен более сильный проективный прием -когда для обсуждения предлагаются некоторые важные для осознания эпизоды из жизни, примеры, жизненные ситуации, сходные с таковыми одного из участников группы, либо даже примеры из жизни собственно участников группы. Но этот прием практически неприменим для подросткового возраста. Групповые дискуссии довольно эффективны во взрослом возрасте, но в подростковой среде возникают значительные трудности. Ощутимый результат может проявиться, если подростки сплочены в неформальную группу и если с неформальным лидером у психолога установлен хороший контакт. В противном случае лучше использовать невербальные групповые методы либо индивидуальный подход.

Одной из разновидностей групповых методов является семейная психокоррекция. Чрезмерное развитие некоторых черт характера может подпитываться особенностями семейных взаимоотношений. Это относится, конечно, преимущественно к подросткам. Недооценка родителями особенностей характера детей может не только способствовать усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуирован­ных черт. Представители некоторых типов акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений. Так, согласно классификации А. Е. Личко, выделяется несколько типов неправильного воспитания:

Гипопротекция — недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Особенно неблагоприятна при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому и конформному типам.

Доминирующая гиперпротекция — чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга. Особенно неблагоприятна для акцентуаций по психастеническому, сенситивному и астеническому типам, усиливает в этих случаях астенические черты. У гипертимных подростков приводит к резкой реакции эмансипации.

Потворствующая гиперпротекция — недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Этим культивируются неустойчивые и истероидные черты.

Воспитание «в культе болезни» — болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируются эгоцентризм и рентные установки.

Эмоциональное отвержение — ребенок ощущает, что им тяготятся. Тяжело сказывается на лабильных, сенситивных и астенических подростках, усиливая черты этих типов. Возможно заострение черт и у эпилептоидов.

Условия жестких взаимоотношений — срывание зла на подростке и душевная жестокость. Способствуют усилению черт у эпилептоидов и развитию эпилептических черт на основе конформной акцентуации.

Условия повышенной эмоциональной ответственности — на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания. Очень чувствительным оказывается психастенический тип, черты которого заостряются и могут переходить в психопатическое развитие или невроз.

Противоречивое воспитание — несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Такое воспитание может оказаться особенно травмирующим для любых типов акцентуаций.

Тактика психолога может заключаться в том, чтобы от индивидуальных бесед с каждым членом семьи постепенно прийти к общесемейной психокоррекции, в ходе которой (может быть в целой серии встреч) будут строиться продуктивные способы внутрисемейного оценивания и взаимодействия. Сначала в ходе односторонних встреч психолог способствует эмоциональному отреагированию каждой из сторон. После эмоционального отреагирования происходит различение сущности конфликта или неправильных отношений. Объясняются характерологические особенности сторон, ошибочные представления каждого члена семьи, мотивация их по­ступков.

На заключительном этапе происходит взаимная коррекция оценок и построение шаблонов продуктивного взаимодействия. На этом этапе оказывается возможным использовать элементы социально-психологического тренинга, психодрамы, невербальные групповые методы.

Как индивидуальные, так и групповые методы коррекции акцентуированных личностей предлагают, особенно на первых этапах, целенаправленные действия по осознанию своих специфических особенностей, своих слабых и сильных сторон. Дальнейшие шаги уже закрепляют и развивают достигнутый результат, но упор на лучшее осознание собственных свойств и действий проявляется и тут. Не будет преувеличением сказать, что самосознание — основная тема психокоррекции акцентуированных личностей, что именно оно позволяет наметить контуры последующих изменений.

Обобщенная цель может конкретизироваться психологом применительно к специфике случая. В качестве примера приведем несколько возможных направлений психокоррекционных действий:

* формирование адекватных представлений о тех социальных действиях и ситуациях, в которых человек чувствует себя наиболее уязвимым, формирование умений адекватного восприятия и анализа социальных ситуаций и мнений окружающих и продуктивного реагирования на них;

• познание своих конституциональных особенностей и нервно-психических резервов и обучение организации своего стиля жизни и деятельности в соответствии с имеющимися внутренними ограничениями;

• изменение непродуктивных способов реагирования в повторяющихся жизненных обстоятельствах за счет включения в реагирование более сильных и выносливых сторон характера;

• формирование адекватного и гибкого отношения к будущему, развитие разнообразных и содержательных ориентации на собственное будущее. Возможно и множество других вариантов, повышающих гибкость осознания и поведения.

Профилактика: с какого периода появляется акцентуация.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: