III. Оценка понимания речи.




Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста

I. Закономерности довербального и раннего вербального развития

Возраст Стадии развития
I От рождения до 8 нед. Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие, в основном, соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок.
II От 8 до 20 нед. (2-5 мес.) Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес. развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления («гуканье»). 6—8 нед. — улыбка при общении. С 15—16 нед. — смех при общении.
III 16—20 нед. до 30 нед. (4—7,5 мес.) Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5—6 мес. произнесение первых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными).
IV От 20—30 нед. до (5-7,5-12 мес.) «Расцвет» лепета. «Расцвет» лепета, каноническая вокализация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления».
V 9—18 мес. Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих еще четкого значения.

II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития.

Возраст (месяцы) Основные показатели
1. Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком.
2. Улыбка при общении.
3. Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
4. Дифференцированность комплекса оживления, смех.
5. Дифференциация направления звука, певучее гуление.
6. Лепет.
7. Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик.
8. Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма.
9. Общение с помощью жестов, игра в «ладушки».
10. Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1—2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией.
11. Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением.
12. Использование 3—4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом.
15. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста.
18. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7—20 слов.
21. Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас — около 20 слов.
24. Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов.
30. Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложение из 2 слов.
36. Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».

III. Оценка понимания речи.

Возраст Основные показатели
3—6 мес. Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
6—10 мес. Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя и т.п.)
10—12 мес. Понимает названия отдельных предметов.
12-14 мес. Узнает их на картинках.
15—18 мес. Показывает их на сюжетных картинках.
20—24 мес. Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа Покажи, кто сидит, кто спит; выполняет двух ступенчатую инструкцию Пойди в кухню и принеси чашку, пони мает значение предлогов в привычной конкретной ситуации На чем ты сидишь!
2 года 6 мес. — 3 года Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки. (С опорой на картинку, а затем и без нее.)
3—4 года Понимает сложноподчиненные предложения, значение пред логов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа Пойди в кухню, принеси чашку.
4-5 лет Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т.п. Выполняет три последовательные команды. Пони мает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.

IV. Возрастные особенности развития общей моторики

Возраст Навыки поведения
3—6 мес Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.). Приподнимает голову, поворачивается на бок (4—5 мес.), садится (6 мес.)
6—12 мес Посаженный, сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.), встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.), стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.), уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает не сколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.)
1-2 года Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда.
2—3 года Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на од ной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки.
3—4 года Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях.
4—5 лет Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной и другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.
5—6 лет Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: