Программа кружка «Умелые руки»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность и новизна.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Дополнительность программы

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в первом и втором классах на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. В третьем и четвертом классах на изучение курса «Технология» отводится 2 часа в неделю. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы - 2 часа в неделю.
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

 

 

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

 

Цели кружковой работы

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

 

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

 

Задачи

· развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

· учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

· учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

· воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Педагогические принципы:

• принцип природосообразности, один из самых старых педагогических прин­ципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, на­правлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

• принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогичес­кий процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслу­живает такого же уважения, как и педагог;

• принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

• принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспита­нии тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;

 

Основные компоненты Принципы обучения
Задачи обучения Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования и общего развития обучаемого.
Содержание обучения Принцип научности, систематичности и последовательности обучения.
Методы обучения и соответствующие им средства Принцип наглядности обучения, сочетания различных методов, а также средств обучения в зависимости от задач и содержания обучения.
Формы организации обучения Принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения.
Условия для обучения Принцип создания необходимых условий для обучения.
Результаты обучения Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

 

Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет, на 4 года обучения:144 часа в год, 16 часов в месяц, 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом через 45 минут.

Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.

 

Методы и формы, реализуемые в программе:

  • по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
    • беседа;
    • рассказ;
    • инструктаж;
    • демонстрация;
    • упражнения;
    • решение задач;
    • работа с книгой;
  • по источнику получения знаний:
    • словесные;
    • наглядные:
      • демонстрация плакатов, схем, таблиц.
      • использование технических средств;
    • практические:
      • практические задания;
      • деловые игры;
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся:
    • объяснительный;
    • иллюстративный;
    • проблемный;
    • частично-поисковый;
    • исследовательский.
  • по логичности подхода:
    • аналитический;
    • синтетический.

Педагогические технологии:

1.Развитие творческой и активной личности;

2.Личностно-ориентированный подход;

3.Дифференцированность обучения;

 

Программа кружка «Умелые руки»

1 год (72 часа)

Первый год обучения определяет содержа­ние и характер совместной работы учителя и учащихся по осозна­нию предстоящей практической деятельности: это анализ конструк­ции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструмен­тами, название используемых материалов и ряда их свойств, подле­жащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с искусством родного края – вышивкой.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклас­сники под руководством учителя составляют словесный план, разли­чая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготов­ление будет вестись подконтрольно.

Вводная беседа (2 часа).

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.
  • Из истории происхождения ножниц. Беседа.

Работа с бумагой и картоном (22 часа).

· Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».

  • Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».
  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
  • Изготовление карнавальных масок.
  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

Работа с тканью (22часа).

  • Знакомство с наперстком.
  • Знакомство (практическое) с видами швов «через край», «петельный шов».
  • Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
  • Знакомство и шитье мягкой игрушки.
  • Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
  • Шитье коврика из лоскутков различной ткани.

Работа с бросовым материалом (12 часов).

  • Конструирование дома для сказочных героев.
  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
  • Игрушки из пластмассовых бутылок.

Работа с пластилином (14 часов).

· Рассказ о глине и пластилине.

  • Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).
  • Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.
  • Лепка по замыслу детей.

Подведение итогов (2 часа).

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

· правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

· соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

· анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

· экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками «через край», «петельный шов».

 

2 год (72 часа)

Во втором классе руко­водство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими

изо­бражениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки, знакомятся с искусством родного края – сувениры из меха.

Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самос­тоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.

Вводная беседа (2час).

· Саами. Мех. Использование меха в быту у саамов.

Работа с тканью, мехом(12 часов).

· Знакомство с профессией швеи. Знакомство со швами «потайной шов». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья.

  • Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций).
  • Шитье мягкой игрушки.
  • Изготовление сувениров из меха.
  • Лоскутная аппликация (коллективная)

Работа с бумагой и картоном (18 часов).

· Виды бумаги и картона. Знакомство с техникой «мозаика».

· Мозаика «Воспоминание о лете»

· Изготовление аппликации “Осенний лес”.

· Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей.

· Вырезание снежинок.

Работа с природным материалом(18 часов).

· Рассказ о флористике. Природа Кольского края.

  • Изготовление композиций из засушенных листьев.
  • Изготовление животных из шишек.
  • Составление композиции (коллективная работа).
  • Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).

Работа с пластилином (12 часов).

· Знакомство с профессией скульптора.

  • Лепка людей, животных по образцу.

· Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу).

Художественное творчество (12 часов).

· Беседа о цветных карандашах, акварели, гуаши.

· Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся. Рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края.

Подведение итогов (2 часа).

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

  • название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
  • способы обработки различных материалов;
  • применение акварели, цветных карандашей, гуаши.

К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно пользоваться ручными инструментами;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
  • организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
  • бережно относиться к инструментам и материалам;
  • экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
  • самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
  • выполнять работу, используя художественные материалы;
  • правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

3 год (72 часа)

В третьем классе уровень абстрагирования по­вышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в де­талях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа об­разца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изме­нений в эскиз.

Третье­классники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда. Знакомятся с пастелью.

Вводная беседа (2 часа).

Работа с бумагой и картоном (28 часов).

· Знакомство с профессией дизайнера.

  • Изготовление игрушек-сувениров.
  • Мозаика (тема в соответствии с датами и событиями)
  • Аппликация по желанию детей

Работа с тканью, мехом (24 часа).

· Из истории мягкой игрушки.

· Знакомство с профессией портной.

· Знакомство со швами «козлик», «узелок».

  • Шитье мягкой игрушки.
  • Изготовление настенного кармашка для мелочей.
  • Изготовление сувениров из меха.

Художественное творчество (6 часов).

  • Беседа об изобразительном материале – пастели.
  • Рисование пастелью.

Работа с бисером (12 часов).

  • Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения. Головные уборы саамов и поморов, украшенные бисером.
  • Плетение колец и браслетов – «фенечек» из бисера.

Подведение итогов (2 часа).

К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
  • применение пастели и бисера в окружающем мире.

К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
  • выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
  • выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
  • самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
  • изготовлять изделия из бисера.

 

4 год (72 часа)

К четвертому классу учащиеся совершенно самосто­ятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучени­ем переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только тех­ническое задание.

Четвероклассники составляют план работы самостоятельно.

Вводная беседа (2 часа).

Работа с бисером (18 часов).

  • Работа со схемам (изучение знаков, условных обозначений).
  • Плетение брошек (работа по схемам).
  • Плетение кулонов.
  • Ажурные браслеты.

Работа с тканью, мехом (16 часов).

  • Знакомство с соединительными швами «простой соединительный шов», «соединительный шов на основе петельного шва», «соединительный шов на основе шва «козлик»»
  • Шитье мягкой игрушки (уметь самостоятельно изготовлять игрушки, используя лекала).

Работа с бумагой и бросовым материалом (16 часов).

  • Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки)
  • Знакомство (беседа, показ образцов, иллюстраций) с одним из видов декоративно-прикладного искусства – чеканкой.
  • Изготовление чеканки по замыслу детей.

Роспись по дереву (12 часов).

  • Знакомство, беседа, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробное рисование набросков росписи на листе.
  • Роспись по дереву (на разделочных досках) северной природы, достопримечательностей родного края.

Художественное творчество (8 часов)

· Беседа о туши, линогравюре, монотипии.

· Выполнение работ в технике монотипии.

Подведение итогов (2 часа).

К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
  • правила планирования и организации труда;
  • применение линогравюры, монотипии, туши;
  • применение чеканки в жизни;
  • способы и приемы обработки различных материалов.

К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • выполнять работу в любой изученной технике рисования;
  • самостоятельно выполнять чеканку;
  • контролировать правильность выполнения работы.

 

Методические рекомендации по проведению занятия.

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступи­тельная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самос­тоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов­кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Тематическое планирование содержания программы по темам и объему.

1 год обучения.

Тема Всего часов Теоретических Практических Примечания
  Вводная беседа     -  
  Работа с бумагой и картоном.        
  Работа с тканью        
  Работа с бросовым материалом        
  Работа с пластилином        
  Подведение итогов     -  
  Итого        

2 год обучения

Тема Всего часов Теоретических Практических Примечания
  Вводная беседа     -  
  Работа с бумагой и картоном.        
  Работа с тканью, мехом        
  Работа с природным материалом        
  Работа с пластилином        
  Художественное творчество        
  Подведение итогов     -  
  Итого        

3 год обучения

Тема Всего часов Теоретических Практических Примечания
  Вводная беседа     -  
  Работа с бумагой и картоном        
  Работа с тканью, мехом        
  Художественное творчество        
  Бисер для детей          
  Подведение итогов     -  
  Итого        

4 год обучения

Тема Всего часов Теоретических Практических Примечания
  Вводная беседа        
  Работа с бисером.        
  Работа с тканью, мехом        
  Работа с бумагой и бросовым материалом        
  Роспись по дереву        
  Художественное творчество        
  Подведение итогов        
  Итого        

 

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

 

Список литературы.


· А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”

· Е.Виноградова “Браслеты из бисера”

· Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

· Н.Гусева “365 фенечек из бисера”

· С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

· А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”

· М.А.Гусакова “Аппликация”

· М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

· Н.Докучаева “Сказки из даров природы”

· 10.Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”

· 11.Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”

 

· М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

· Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”

· Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

· Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

· Н.М.Конышева “Умелые руки”

· Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

“Копилка игр сибирячка”

· С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).

· Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”

· О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”

· М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

· А.Петрунькина “Фенечки из бисера”

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: