Внешняя политика Ирана конец XX в. начало XXI в.




Важнейшие исторические события

 

В условиях развития капитализма в Европе и борьбы империалистических держав за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала феодально отсталый Иран стал объектом их эксплуатации.

Наиболее характерной была политика империалистических держав в отношении Ирана в первые годы после второй мировой войны. Правительства Англии и США, пользуясь тем, что они оказали правящим кругам Ирана помощь в подавлении национально-демократического движения в стране (особенно в Иранском Азербайджане), заключили с Ираном ряд военных и экономических договоров и соглашений, которые способствовали ориентации внешней и внутренней политики Ирана на империалистические государства. США и Англию интересовало как выгодное военно-стратегическое положение Ирана у границ Советского Союза, так и иранская нефть. Поэтому в 1955 г. они вовлекли Иран в Багдадский пакт (ныне СЕНТО), направленный против СССР и других социалистических стран, и с помощью Международного нефтяного консорциума (созданного в 1954 г.), займов, различного вида «безвозмездных» субсидий, кредитов и других средств оказывали влияние на иранскую экономику. Ряд военных договоров и соглашений, в том числе и американо-иранское соглашение 1959 г., потребовали от Ирана больших расходов на непроизводительные цели. Все это в сочетании с внутренними социально-экономическими трудностями, кризисом в сельском хозяйстве (в силу значительных остатков феодализма), промышленности, финансовой системе привело в конце 50-х — начале 60-х годов к широкому недовольству народа обанкротившейся внешней и внутренней политикой Ирана.

В этих условиях правящим кругам страны пришлось существенно изменить политику. Во внутриполитическом плане это выразилось в проведении социально-экономических реформ (названных «белой революцией»), направленных против феодальных порядков и призванных форсировать развитие капитализма; во внешнеполитическом — в нормализации (с 1962 г.) отношение с СССР и другими социалистическими странами.

Новая политика Ирана дала определенные положительные результаты: произошли заметные сдвиги в экономике, в основном было покончено сгосподством полуфеодальных производственных отношений в деревне. За последние 15 лет темпы роста экономики Ирана ежегодно превышали 10% (вместо 2—3% в прошлом), возросла доля промышленности по сравнению с долей сельского хозяйства в валовом национальном продукте. Новая экономическая политика Ирана дала и отрицательные результаты: бурный рост цен на товары, жилье, расширение безработицы. Сельское хозяйство не обеспечивает всех потребностей страны в продовольствии. В то же время огромные средства затрачивались на милитаризацию Ирана, на закупку новейших видов оружия. Все это вело к дальнейшему ухудшению положения трудящихся.

В течение 1978 г., в условиях усиливающихся внутренних социально-экономических трудностей в Иране проходили массовые антиправительственные демонстрации. Осенью начались массовые забастовки рабочих и служащих нефтяной промышленности, транспорта, связи, коммунального хозяйства. Иранский народ требовал коренных преобразовании в политической, социальной, экономической и культурной областях. Такого накала политической борьбы страна не знала. В столице и других крупных городах ставленники шаха были смещены.

 

Население

 

Иран наряду с Афганистаном принадлежит к числу самых многонациональных государств Юго-Западной Азии. Здесь проживает свыше 30 крупных и мелких народов, а если учесть также отдельные племена и. этнические группы, в той или иной степени сохранившие культурно-бытовое своеобразие, число их еще больше.

Подавляющее большинство народов Ирана принадлежит к иранской группе индоевропейской языковой семьи и к тюркской группе алтайской языковой семьи (соответственно около 75 и свыше 20%). К первой из них относятся персы (13,5 млн.), гилянцы (1,6 млн.), мазандеранцы (1,2 млн.), курды (2,5 млн.), луры (0,8 млн.), бахтиары (0,5 млн.), белуджи, талыши, таты, хазарейцы, джемшиды, афганцы и таджики. Ко второй относятся азербайджанцы (5 млн.), туркмены, кашкайцы, каджары, афшары, шахсевены, карапапахи, бахарлу, эйналу, нафары, хорасани и др. Из других проживающих в стране народов арабы (0,55 млн.) и ассирийцы говорят на языках семитской группы семито-хамитской языковой семьи, армяне — на стоящем особняком языке индоевропейской семьи, грузины — на языке картвельской группы кавказской семьи.

Многонациональность Ирана в значительной мере является наследием завоевательной политики его древних и средневековых правителей, объединявших под своей властью множество разноязычных племен и народов, а также тех завоеваний, которым подвергался сам Иран. В дальнейшем сохранению этнической дробности способствовала феодальная отсталостьстраны и племенной строй кочевой части населения.

Основная этническая общность — персы — сосредоточена главным образом в центральных и южных районах страны. В других районах, кроме Иранского Азербайджана, они составляют большинство населения городов. К северу от основного ареала расселения персов живут этнически близкие им, но сохраняющие ряд диалектных и культурных особенностей гилянцы, мазандеранцыи талыши, к западу — курды, луры и бахтиары, к востоку — афганцы, белуджи, хазарейцы, таджики. Вторая по величине этническая общность — азербайджанцы — населяет северо-западную часть страны, граничащую с Азербайджаном. С ними соседствуют родственные им полукочевые и оседлые племена афшаров, шахсевенов и карапапахов. На юге страны обитают кашкайцы и некоторые другие тюркские кочевые племена, а также арабы.

В настоящее время персы и иранские азербайджанцы являются сформировавшимися буржуазными нациями, другие же народы стоят на различных ступенях этносоциального развития, составляя частью племена, частью народности. Некоторые из них постепенно ассимилируются с персами, что в известной степени является результатом политики иранизации, проводимой в стране. Официально считается, что все исповедующие ислам народы страны составляют вместе с персами единую иранскую нацию. Как национальные меньшинства рассматриваются только представители других вероисповеданий: христиане — армяне и ассирийцы; зороастрийцы— парсы, или гебры; иудаисты— евреи. При проведении переписи населения 1956 г. впервые было учтено количество говорящих на так называемых местных языках, но уже при проведении следующей переписи 1966 г. такой учет не проводился. В последнее время ассимиляционным процессам в Иране способствует также развитие капиталистических отношений, ведущее к смешению и культурно-языковому взаимодействию разнонационального населения в городах, на нефтепромыслах, крупных стройках и т. п. Особенно заметнаиранизациягилянцев и мазандеранцев. В то же время малочисленные тюркские народы Северного Ирана, а отчасти и ираноязычные талыши ассимилируются азербайджанцами.

 

Внешняя политика Ирана конец XX в. начало XXI в.

 

В первом после победы публичном выступлении Ахмадинежад заявил, что хочет построить «образцовое исламское общество», «образцовую, передовую и могущественную исламскую страну».

Во внешней политике Ахмадинежад обещал прекратить налаживание сотрудничества с США, подвергал критике иранский МИД за уступки Западу, особенно в вопросе ядерной программы. Ахмадинежад — убеждённый сторонник продолжения обогащения урана собственными силами. В этой связи отмечается, что консервативные идеи как никогда сильны в Иране, а ядерная программа выступает как национальная идея, так что при новом президенте позиция Ирана на переговорах с ЕС и МАГАТЭ4 может стать ещё более неуступчивой.

На своей первой пресс-конференции 26 июня 2005 г. новый президент Ирана подчеркнул, что Иран продолжит развитие национальной ядерной программы, поскольку ядерные технологии нужны стране для энергетических, медицинских, сельскохозяйственных целей и научного прогресса. Вместе с тем президент готов продолжить переговоры по ядерной программе с европейской «тройкой» (Германия, Франция, Великобритания), но при условии признания за Ираном права на использование атомной энергии.

По итогам 2005 Россия стала седьмым по значимости торговым партнером Ирана, более 5% иранского экспорта пришлось именно на Россию. Товарооборот между странами впервые превысил миллиард.долл.

Пожалуй, важнейшим фактором в отношениях России и Ирана является иранская ядерная программа. Двустороннее сотрудничество в области мирного использования атомной энергии началось в 1992 с подписанием соответствующего договора. В 1995 был подписан контракт на строительство атомной электростанции в городе Бушер на юге Ирана. Строительство ведется с 1998 компанией «Атомстройэкспорт».

 

Война в Сирии

 

МОСКВА, 4 фев — РИА Новости. Иран оказывает сирийскому правительству экономическую поддержку, но Дамаск не нуждается в иностранной военной помощи, передает в понедельник агентство Рейтер со ссылкой на заявление главы МИД Ирана Али Акбара Салехи.

"Армия Сирии достаточно многочисленная, им не нужны бойцы из-за рубежа. Мы предоставляем им экономическую поддержку, отправляем бензин, пшеницу. Мы пытаемся поставлять им через Ирак электричество, но нам это не удается", — сказал Салехи.

При этом он сообщил, что Тегеран — один из немногих, кто поддерживает президента Сирии БашараАсада — намерен продолжить контакты с сирийской оппозицией после встречи с главой Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии Ахмедом Муазом аль-Хатыбом. "Переговоры продолжались от 45 минут до часа, они были очень плодотворными, мы намерены продолжить их", — сказал Салехи.

 

МОСКВА, 11 фев — РИА Новости. Иран и ливанское движение "Хезболлах" создали в Сирии военизированное формирование "Джайшаш-Шаби", в задачу которой входит борьба против вооруженной оппозиции, пишет в понедельник газета WashingtonPost.

"Джайшаш-Шаби" фактически является совместным предприятием "Хезболлах" и Ирана", — приводит издание слова замминистра финансов США по вопросам контртерроризма и финансовой разведки Дэвида Коэна.

По словам источника в американской администрации, всего в Сирии действуют не менее 50 тысяч лояльных правительству ополченцев, которые пользуются поддержкой Ирана. Они получают от Ирана финансовую помощь и оружие, отмечает издание. Также Иран отправляет в Сирию инструкторов из элитного воинского формирования Корпус стражей исламской революции для обучения сирийских ополченцев. Власти Ирана неоднократно опровергали сообщения о том, что на территории Сирии находятся военные из КСИР.

 

 

Ядерная программа

 

Иранская ядерная программа является проблемным вопросом в отношениях России и США. Россия всячески защищает контракты с Ираном от международных санкций. Соединенные Штаты часто инициируют в Совете Безопасности ООН рассмотрение резолюций по «иранскому атомному досье», которые в изначальном варианте содержат угрозы санкций и применения военной силы, но после прений с Россией и корректировки их принятие уже фактически не несет никакого значения. На сегодняшний день Россия возводит Атомную станцию в Бушере из за отказа изначального строителя- Германии. С экономической точки зрения этот проект выгоден для России, но отношения мирового сообщество настроено отрицательно к разработке атома в мирных целях в Иране, так как они видят прямую угрозу т.е превращение мирного атома в смертоносное оружие в связи с этим строительства АЭС в Бушере включает в Россию в «список стран стратегически опасных».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: