Данная методика анализа финансового результата предприятия широко применяется за рубежом. Она позволяет установить взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли. Рассмотрим следующие вопросы: сущность методики анализа прибыли по системе директ-костинг; понятие маржинального дохода; алгоритмы расчета влияния факторов на изменение суммы прибыли на основе маржинального анализа; сравнительный анализ полученных результатов.
В последнее время большой интерес вызывает методика анализа прибыли, которая базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода. Эта методика широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. В отличие от методики анализа прибыли, которая применяется на отечественных предприятиях, система директ-костинг позволяет более полно учитывать взаимосвязи между показателями и точнее измерять влияние факторов. Докажем это с помощью сравнительного анализа.
При анализе прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют модель
(1)
где П - сумма прибыли, тыс. руб.;
К- количество (масса) реализованной продукции, ед.;
Ц - цена реализации, тыс. руб.;
С - себестоимость единицы продукции, тыс. руб.
В данном случае исходят из предположения, что все эти факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция. Если продукция убыточна, то прибыль изменяется обратно пропорционально объему продаж. Однако здесь не учитывается взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. При увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма переменных расходов (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещении, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата и др.) остается, как правило, без изменений. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.
Маржинальный доход (МД) - это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия (Н).
Откуда |
(2)
С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.
Очень часто при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используются выручка (ВР) и удельный вес маржинального дохода.
Поскольку
(3)
Формула успешно применяется тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации предприятием нескольких видов продукции.
При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения прибыли; если известны количество проданной продукции и ставка маржинального дохода (Дс) в цене за единицу продукции:
(4)
где V - переменные затраты на единицу продукции, тыс руб..
Формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат. Для анализа возьмем исходные данные, приведенные в таблице 12 и используем метод детерминированного факторного анализа способ цепных подстановок.
Таблица 3. - Исходные данные для факторного анализа прибыли
ОАО «Нефтегазовая компания»
Наименование показателя | годы | ||
1 Выручка от реализации продукции, тыс. руб.; | |||
2. Объём реализации продукции, тыс. тонн | |||
3. Цена реализации, тыс. руб. | |||
4. Себестоимость, тыс. руб./тонну | 2245,81 | 2081,68 | 2026,78 |
5. Переменные затраты тыс. руб. на тонну. | 1392,4 | 1290,64 | 1256,6 |
6. Сумма постоянных затрат, всего, тыс. руб. | 8517031,8 | 8333347,6 | |
7. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
На первом этапе определим влияние факторов на прибыль в 2003 году по сравнению с 2002 годом. Для этого определим прибыль условную (Пусл):
Пусл1 = К2003 (Ц2002 –V2002) – Н2002 (5)
Пусл2 = К2003 (Ц2003 –V2002) – Н2002 (6)
Пусл3 = К2003 (Ц2003 –V2003) – Н2002 (7)
Общее изменение прибыли составляет
П общ = П 2003 – П2002 (8)
в том числе за счет изменения:
- количества реализованной продукции:
П к = П усл1 – П2002 (9)
- цены реализации:
П ц = П усл2 – Пусл1 (10)
- удельных переменных затрат:
П v = П усл3 – Пусл2 (11)
- суммы постоянных затрат:
П н = П 2003 – Пусл3 (12)
Результаты расчёта представим в виде таблицы 4.
Таблица 4.- Факторный анализ прибыли ОАО «Нефтегазовая компания»
(млн. руб.)
Период исследования | Пусл1 | Пусл2 | Пусл3 | П к | П ц | П v | П н | Побщ |
1 2002 - 2003 г. | +355 | +978 | +1048 | +373 | +2754 | |||
2 2003 – 2004 г. | +682 | +21,6 | +368 | -186 | +885,6 |
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- более значительный рост прибыли произошёл в период 2003 года и составил 2754 млн. руб., на что положительно сказалось изменение всех четырёх факторов цены, затрат, объёмов производства; существенным фактором повышения прибыли сто сокращение переменных затрат в 2003 году по сравнению с 2002 (+1048 млн. руб.);
- в 2004 году прибыль также выросла к предыдущему году, но существенно меньше чем за 2003 год, кроме того, предприятие понесло убытки за счёт увеличения постоянных затрат (186 млн. руб.