Ф. 4 - 61
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный педагогический институт
Кафедра математики и физики
Методические указания
по производственной (педагогической) практике
для студентов специальности 5В010900 «Математика»
Павлодар
Ф. 4 - 62
УТВЕРДАЮ
Декан ФМФ
_________________ 201__ г.
____________ Ж. Муканова
Кафедра «Математика и физика»
Методические указания
по производственной (педагогической) практике
для специальности 5В010900 – «Математика»
Рекомендовано на заседании кафедры, ________________ 201_г. протокол №__
Заведующий кафедрой______________________________ Т.Ш.Саликбаева
Одобрено УМС физико-математического факультета
________________ 201_г. протокол №__
Председатель УМС ________________________________ А.Е.Анафина
Введение
Одна из главных особенностей подготовки специалистов в вузе - её связь с конкретными задачами будущей практической деятельности специалиста. Самым важным звеном в осуществлении этой связи является производственная практика, которая следит неотъемлемой частью подготовки специалистов в вузах и органический входят в учебный процесс.
В системе профессиональной подготовки будущего учителя производственная практика играет приоритетную роль. Являясь органической частью целостного педагогического процесса вуза, она обеспечивает единство теоретической и практической подготовки учителя.
Проведение производственной практики осуществляется с учетом следующих условий:
- взаимосвязи теоретической и практической подготовки, направленной на понимание целостного педагогического процесса как объекта профессиональной деятельности учителя;
- поэтапности, системности в организации производственной практики в выпускной курс, предпологающих постепенное усложнение деятельности студентов. Основанием для этого является углубление задач обучения на каждом этапе профессиональной подготовки, уровень теоретической обеспеченности, степень самостоятельности и учет индивидуальных особенностей студентов;
- ориентации будущего учителя на научно-исследовательскую работу в процессе прохождения производственной практики;
- направленности производственной практики на конкретную специализацию будущего учителя.
Методические указания разработаны в соответствии с ГОСО РК 6.08.065-2010 для специальности 5В010900 – «Математика», ГОСО РК 5.03.005-2010 «Система образования РК. Профессиональная практика. Основные положения, учебному плану специальности 5В010900 – «Математика».
Методическое указание включает материалы по организации и проведению практики на весь период обучения студентов специальности 5В010900 «Математика» производственную практику студентов 4 курса.
Содержание определено на основе анализа программ специальности с учетом обеспечения преемственности и последовательности получения и закрепления знаний, умений и навыков.
Задачи практики
Проведение уроков и других занятий по математике на основе сформированных компетенций по математике, методике преподавания математики и психолого-педагогическим дисциплинам.
Освоение студентами различных видов учебной и воспитательной деятельности педагога как на уроках математики, так и на внеклассных занятиях и умение дать им психолого-педагогическое обоснование.
Формирование у студентов умения планировать свою работу, составлять календарные, тематические планы, конспекты уроков, а также умения разрабатывать технологические карты изучения курса математики по современным технологиям образования.
Выработка у студентов умения работать с научной, методической литературой, воспитание у них потребности в научном поиске, расширении, углублении знаний по методике преподавания математики, дальнейшем совершенствовании физических знаний, а также в изучении передового педагогического опыта.
Ознакомление студентов с важнейшими тенденциями развития методической науки, с новыми технологиями образования в различных учебных заведениях среднего, среднего профессионального образования.
Формирование у студентов умения организовать учебную деятельность учащихся, управлять ею, оценивать её результаты.
Привитие студентам навыков проведения учебного физического эксперимента, применения ТСО и ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Подготовка студентов к проведению занятий по программам основаного общего среднего и среднего профессионального образования обеспечению качества знаний и умений учащихся по математике соответствующего Государственному общеобязательному стандарту образования по специальности «Математика».
Содержание и объем практики
Педагогическая практика проводится в 5-11 классах на 4 курсе в течение 7-12 недель. Перед практикой проводится установочная конференция. По окончании практики проводится итоговая конференция с организацией выставки работы студентов, проделанной во время педагогической практики (наглядные пособия, приборы, лучшие конспекты уроков и внеклассных мероприятий, материалы математических вечеров, КВН и др.). В конце первой недели практики методисты устанавливают графики пробных и зачетных уроков. По окончании практики студенты сдают отчет об итогах практики руководителю. Каждый студент проводит не менее 1 урока в неделю (1 открытый урок) по математике и не менее 5 (1 открытое) зачетных воспитательных мероприятий.
Обязанности студента по прохождению практики
1. В содержание практической деятельности студентов входит:
· Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы (беседы с администрацией, учителями, классными руководителями, воспитателями, анализ планов работы школы, анализ расписания учебных занятий, знакомство с материальной базой, посещение уроков и внеклассных занятий).
· Изучение:
- учебной программы, тематических и поурочных планов учителя, плана внеклассной работы по предмету;
- психологические аспекты учебно-воспитательной деятельности (учет возрастных и индивидуальных особенностей деятельности учащихся, учет мотивации, особенностей педагогического общения и микроклимата на уроке и др.);
- отдельных учащихся и коллектива класса;
- плана работы классного руководителя, личных дел учащихся, медицинских карт, дневников, классных журналов, методики их введения.
· Проведение учебной и внеклассной работы по математике:
- изучение уровня знаний, умений и навыков учащихся по математике (анализ классного журнала, тетрадей учащихся, их контрольных работ и др.);
- разработка плана-графики проведения уроков в период практики;
- разработка конспектов или развернутых планов уроков, лекционных и семинарских занятий, факультативных занятий кружка или других внеклассных занятий по математике;
- подготовка дидактических материалов, наглядных пособий, ТСО, электронно-вычислительной техники;
- к уроку или внеклассному занятий;
- посещение уроков учителя и практикантов, участие в анализе.
· Проведение внеучебной воспитательной работы в классе.
- методическая и самостоятельная работа:
- участие в работе педсовета, метод.объединений, семинаров;
- систематический анализ своей практической деятельности и опыта учебно-воспитательной работы школы в педагогическом дневнике.
- оформление необходимой документации в школе (классные журналы и пр.)
2. По окончании педагогической практики студент сдает групповому руководителю-методисту следующую документацию:
- дневник педпрактики, подписанный классным руководителем и методистом;
- планы-конспекты всех уроков математики, проведенных студентами, подписанные и оцененные учителем математики;
- анализ и самоанализ зачетных уроков математики;
- психолого-педагогическая характеристика коллектива класса, в котором проходил практику;
- конспекты и разработки 2-х, 3-х зачетных воспитательных мероприятий;
- копию (выписка) воспитательного плана;
отчет по итогам практики по единой форме, заверенный директором школы.