Жизнь и труд в редукциях




Рождение

Редукции-конгрегации-алдейаш основывались в 16-17-м веках по всей Латинской Америке. Но только редукции парагвайской провинции "Общества Иисуса" стали уникальным явлением.

У их истоков стояли светские люди. Выдающийся администратор Испанской Америки Эрнандо Ариас де Сааведра (прозванный Эрнандарисом), первый губернатор из креолов, сторонник отмены энкомьенды и миты (аналог русской барщины) в отношении индейцев, и испанский король Филипп III, набожный монарх, всерьёз озабоченный проблемой спасения душ индейцев. Результатом их переписки по данным вопросам и было издание ряда королевских ордонансов, создавших первоначальную юридическую базу для редукций иезуитов в Парагвае.

Ордонанс 18 декабря 1606 года, данный в Вальядолиде, указывал губернатору Рио-де-Ла-Платы и Парагвая Сааведре, что индейцев на Паране надо завоёвывать не "силой оружия", а "исключительно через проповеди и наставление в вере".

Ордонанс 30 января 1607-го говорил, что индейцы, обращённые в христианство, не могли привлекаться к энкомьенде и освобождались на 10 лет от налогов.

Наконец, ордонанс 6 марта 1609-го поручал иезуитам "духовное завоевание" (конкисту эспиритуаль) индейцев гуарани в областях Парана и Гуаира, а также индейцев гуайкуров в Гран Чако, подчёркивая при этом, что "индейцы должны быть такими же свободными, как испанцы". Гражданские власти должны были всячески содействовать иезуитам.

В 1604 году из состава иезуитской провинции Перу выделяется провинция Парагвай, включавшая территории нынешних Парагвая, Аргентины, Уругвая и (до 1625 года) Чили, а также часть территории современных Боливии и Бразилии. В 1608 году в столицу новой провинции, Кордобу, прибыл первый иезуитский провинциал Парагвая Диего де Торрес Болло в сопровождении 7 членов ордена.

В декабре 1609-го Асунсьон покинули три пары иезуитов (три испанца и три итальянца) – Марсиал де Лоренцано и Франсиско де Сан-Мартин поехали в Парану, Хосе Катальдиньо и Симон Мазета – в Гуаиру, Роке Гонсалес де Санта-Круз и Висенто Гриффи – в земли гуайкуров.

Сразу отмечу, что попытка христианизации воинственных гуайкуров ("крысами" их прозвали гуарани) провалилась. Только в 1613-м иезуитам удалось создать там первую редукцию, население которой не превышало 500 индейцев, продержавшуюся до 1626-го.

Совсем иной результат имела деятельность святых отцов среди гораздо более миролюбивых гуарани. В своей деятельности среди них иезуиты смогли успешно использовать некоторые особенности верований самих гуарани, в которых существовал верховный бог-творец, не особо вмешивавшийся в земные дела, свободная воля, а также "земля без зла", куда приведут гуарани некие "пророки".

Первоначальными районами деятельности иезуитов среди гуарани стали Парана и Гуаира. Парана – область по обеим берегам одноимённой реки от порогов до слияния с рекой Парагвай, современные парагвайские департаменты Мисьонес и Итапуа, и западная часть аргентинской провинций Мисьонес. 29 декабря 1609 года здесь была заложена первая редукция, получившая, разумеется, имя отца-основателя "Общества Иисуса" – Сан-Игнасио (позднее в имя добавилось гуаранийское слово "Гуажу" – "большая"). Первым ординатором (главой) редукций Параны стал Лоренцано, но вскоре его сменил переброшенный с незаладившейся миссии в землях гуайкуров Роке де Санта-Круз.

Именно он в 1615-м основал редукцию Нуэстра-Сеньора-де-ла-Энкарнасьон-де-Итапуа (ныне – парагвайский город Энкарнасьон). Стоит отметить, что практически все редукции по несколько раз переезжали по разным причинам. К примеру, Энкарнасьон был основан на месте нынешнего аргентинского Посадаса, и только в 1703-м перенесён на другой берег Параны.

Всего за первые полтора десятилетия в Паране было основано 5 редукций, ещё одна передана от францисканцев. Самой северной стала возникшая в 1626-м на месте нынешнего бразильского города Фоз-де-Игуасу Санта-Мария-ле-Майор-де-Игуасу.

В 1619-м Роке де Санта-Круз был направлен проповедовать в долину реки Уругвай и основал редукцию Нуэстра-Сеньора-де-ла-Лимпа-Консепсьон-дель-Ибитиракуа на западном берегу реки. В следующее десятилетие по обеим берегам Уругвая было основана 11 редукций, одна из которых – основанная в 1627-м Нуэстра-Сеньора-де-ла-Канделария – стала фактической столицей страны миссий.

Не меньший успех сопутствовал иезуитам и в области Гуаира (север нынешнего бразильского штата Парана). Именно в её леса бежала в 16-м веке от испанских энкомьендеро и бразильских бандейрантов основная масса гуарани. В декабре 1610-го там была основана первая редукция – Нуэстра-Сеньора-дель-Лорето-дель-Пирапо, а в 1612-м – Сан-Игнасио (позже получившая прибавку "Мини" – "малая"). Именно в Гуаире в 1612-м начал свою деятельность Антонио Руис де Монтоя, креол из Лимы, автор "особого пути" парагвайских редукций. В 1620-м он сменяет Каталдиньо в роли ординатора редукций Гуаиры.

Всего до 1628-го в Гуаире было основано 13 редукций.

Но тут на пути отцов-иезуитов встал серьёзный враг – бандейранты из Бразилии.

Иезуиты и бандейранты

Первые полтора десятилетия развития редукций иезуитской провинции Парагвай выглядели безоблачно – пусть и не удалось закрепится у дикарей-гуайкуров, но среди гуарани успех был несомненен. И даже никто из святых отцов не стал мучеником за веру. Но тут на их пути встали не менее легендарные персонажи – бандейранты.

В истории Бразилии бандейранты занимают примерно такое же место, как землепроходцы в нашей истории или американские пионеры. Именно они, отправляясь вглубь материка в поисках новых земель, рабов и полезных ископаемых, раздвинули границы Бразилии до нынешних пределов.

Для бразильцев бандейранты – несомненные герои. Но отцы-иезуиты относились к ним совсем по-другому, "ласково" именуя их мамлюками: "Португальские пираты… больше похожие на диких зверей, чем на разумных людей… Люди без души, что убивают индейцев как животных, независимо от возраста и пола".

В 1616-м бандейра во главе с Мануэлем Прету впервые навестила Гуаиру и построила португальский форт на левом берегу Тибаги, напротив редукций иезуитов. Изначально объектом охоты бандейрантов были "ничьи" индейцы, не имевшие отношения к редукциям. Во многом и благодаря этому, гуарани оказались так восприимчивы к проповедям иезуитов. В результате "ничьих" индейцев в Гуаире не осталось.

И в 1628-м самый знаменитый бандейрант Антониу Рапожу Тавареш ведёт из Сан-Паулу бандейру в 69 белых (португальцев и голландцев), 900 метисов и более 2 тысяч союзных индейцев тупи, чтобы вышвырнуть иезуитов из Гуаиры.

На возражение святых отцов, что вообще-то и бандейранты, и иезуиты, и их подопечные-гуарани, являются подданными одного христианского короля (с 1580-го по 1640-й Португалия входила в состав Испании), Тавареш дал ответ, вошедший в бразильские учебники истории: "Эта земля наша, а не короля Испании".

29 января 1629-го была взята штурмом редукция Сан-Антонио – 4 тысяч индейцев уведено в рабство, церковь сожжена. Двум иезуитам позволено сопровождать бандейру в Сан-Паулу, множество индейцев погибло на обратном пути.

В 1630-м бандейра Андре Фернандеша разрушила ещё две редукции Гуаиры, в следующем году – новые набеги. К концу 1631-го индейцы были сконцентрированы в двух уцелевших редукциях – Сан-Игнасио и Лорето. Монтоя и Мазета приняли решение об эвакуации – 12 тысяч индейцев на 700 каноэ направились вниз по Паранапанеме, а затем Паране. По пути к ним присоединились 2 тысячи индейцев из редукции Тайоба во главе с Педро Эспиносой. Переход был крайне тяжёлым, в марте 1632-го только 4 тысячи гуарани добрались до редукций Параны.

К слову, испанские колонисты в Гуаире, ненавидевшие иезуитов, всячески помогали бандейрантам. Разумеется, после ухода иезуитов, бандейранты принялись и за них и к 1638-му очистили Гуаиру от испанцев.

Но к этому времени и в южной части страны редукций ситуация ухудшилась благодаря тем же бандейрантам.

В 1628-м индейцы тупи во главе с касиком Несу – верным союзником бандейрантов – разрушили две редукции на восточном берегу реки Уругвай, убив при этом трёх иезуитов во главе с Роке де Санта-Крузом.

Новый ординатор Параны и Уругвая Педро Ромеро начал продвижение за Уругвай южнее, в области Тапе ("путь (к морю)"), западная часть современного бразильского штата Риу-Гранди-ду-Сул.

После эвакуации иезуитам пришлось (для размещения вновь прибывших) активизировать своё проникновение в Тапе, а также регион Итатин по левому берегу реки Параны (юг современного бразильского штата Мату-Гроссу-ду-Сул).

В 1632-м иезуиты основали 4 редукции в Итатине, и практически сразу они были атакована бандейрантами. В 1635-м иезуиты в Итатине собрали своих подопечных в двух редукциях, переданных им францисканцами – Сан-Игнасио и Нуэстра-Сеньора-де-ла-Фе-дель-Таре. В 1636-м и 1637-м они смогли устоять под новыми набегами бандейрантов, но в 1649-м, при приближении новой бандейры, иезуиты предпочли эвакуировать их в Парану.

В 1633-м из-за угрозы со стороны бандейрантов с Игуасу на Парану была переведена и Санта-Мария-Майор.

В Тапе в 1632-1634 годах было основано 9 редукций, где и были расселены гуарани из Гуаиры. В декабре 1636-го бандейра Тавареша (150 белых и полторы тысячи индейцев) впервые атаковала Тапе, разрушив три редукции. В 1637-м последовали новые налёты бандейрантов. В начале 1638-го иезуиты эвакуировали уцелевшие редукции за реку Уругвай. Но бандейранты не были намерены оставлять их в покое, и начинали набеги уже и на другой берег.

Тогда иезуиты взялись за дело по-настоящему. В 1638-м Монтоя и Франсиско Диас Тано направляются в Европу, чтобы рассказать королю Филиппу IV и папе римскому о редукциях и добиться осуждения бандейрантов. В 1639-м Монтоя в Мадриде публикует книгу "Конкиста Эспиритуаль", из которой просвещённая Европа впервые узнаёт о существовании удивительного мира парагвайских редукций.

12 мая 1640-го Монтоя получает королевский ордонанс, снимающий в отношении гуарани запрет на владение индейцами огнестрельного оружия, и отправляется с ним в Лиму. В то же время Тино получает от папы римского буллу, запрещающую бандейрантам обращать в рабство крещённых индейцев.

На месте иезуиты то же не сидели без дела – провинциал Диего де Бороа смог получить у губернатора Рио-де-Ла-Платы Бенавидеса разрешение на создание вооружённого ополчения гуарани, из Буэнос-Айреса прислали 11 солдат, чтобы обучить индейцев владению огнестрельным оружием.

В конце 1638-го войско из 4 тысяч гуарани во главе с ординатором редукций Параны, Уругвая и Тапе Диего де Альфаро пересекла реку Уругвай и прошла по разрушенным редукциям, где столкнулась с небольшой бандейрой. После ряда стычек бандейранты были обращены в бегство, но Альфаро погиб в бою. Новым ординатором редукций стал Клаудио Райер.

Известие о поражение вызвало гнев в Сан-Паулу. Тут ещё совсем некстати явился отец Тано с папской буллой. Результатом было изгнание иезуитов из Сан-Паулу и формирование громадной бандейры в 450 белых и 2700 индейцев тупи во главе с Мануэлем Пиресом и Йерониму Педрозу ди Барриушом. Осенью 1640-го она выступила в поход.

Иезуиты были предупреждены и проделали серьёзную подготовительную работу. У них к этому времени было подготовлено войско из 400 гуарани с огнестрельным оружием и 4500 – с луками. Во главе армии стояли иезуиты из бывших солдат - Хуан Карденас, Антонио Берналь и Доминго Торрес.

Базой стала редукция де-ла-Асунсьон-дель-Акарагуа, расположенная на правом берегу реки Уругвай, на холме у ручья Акарагуа. Она была перенесена на холм у места впадения ручья Мбороре в Уругвай. Особенности рельефа делали это место идеальным для обороны и засады.

В январе 1641-го бандейра прибыла к Акарагуа и устроила на холме форт. 11 марта 1641 года 300 каноэ бандейры направились вниз по течению к Мбороре. В протоке их поджидали 60 каноэ с мушкетёрами-гуарани во главе с капитаном Игнасио Абиару, касиком редукции Асунсьон. По обеим берегам по зарослям рассыпались тысячи гуарани с луками и пращами.

Внезапный удар войска иезуитов был сокрушительным, бандейра, понеся большие потери, отступила в Акарагуа, где укрылась за частоколом. На другой день к Акарагуа подступило войско редукций, осадила форт и начала его обстрел. Иезуиты не намеревались его штурмовать, ибо знали об отсутствии у осаждённых запасов воды и пищи. Индейцы тупи начали дезертировать из бандейры и присоединяться к войску редукций.

16 марта бандейранты с большими потерями прорвали осаду и ушли в Сан-Паулу.

Результатом войн иезуитов с бандейрантами стала консолидация редукций в области Парана и междуречье Параны и Уругвая.

В дальнейшем данная территория была расширена в 1687-1690-м, когда потомки беженцев из Гуаиры и Тапе, вернулись в Тапе, где было основано 7 редукций, известных как "Восточные миссии".

Окончательно юридический статус парагвайских редукций был закреплён в 1645-м, когда Мазета и Каталдиньо получили от Филиппа IV привилегию, гарантировавшую невмешательство светских властей в дела редукций. Дополнило его в 1649-м распоряжение вице-короля Перу Гарсии Сармьенто де Сотомайора о создании постоянного ополчения гуарани для охраны границ испанских владений в обмен на освобождение от миты и сокращение налогов.

Глазами Антонио Зеппа

Посмотрим на редукции глазами иезуита Антонио Зеппа, южнотирольского дворянина, бывшего капельмейстера габсбургского императора Карла V, прибывшего в страну редукций в 1691-м.

"В заливе стоят двенадцать лодок; на каждой из них находится маленькая хижина, в которой могут поместиться два-три человека. Отцы могут здесь спокойно молиться, читать, писать, заниматься наукой, как в коллегии, потому что 300 индейских гребцов, которых они взяли с собой, не шутят, не поют, не кричат и не говорят. Молчаливые, как могила, они на вёслах ведут вверх маленькую флотилию через безмолвный девственный лес, который тянется по обоим берегам величественной реки. Проходит неделя, две, четыре – не видно ни малейшего признака человеческого жилья. Наконец как будто прекращается и самый водный путь. Бешенные пороги заставляют отцов выйти на берег и делать, таща с собой лодки, мучительный обход, чтобы добраться до верховьев порогов. Но в то же время эти пороги образуют барьер, замыкающий с юга государство иезуитов"

Вечером 1 июня 1691 года путники увидели на левом берегу поселение на холме, хорошо укреплённое стенами и рвом. Это и была редукция Япейю, самая южная и одна из самых крупных.

"Когда утром 2-го июня отцы уже готовились сойти на берег, внезапно раздался страшный шум и грохот, как будто от угрожающего нападения неприятелей. По реке продвигаются два фрегата. Они симулируют морскую битву, непрерывно обмениваясь пушечными выстрелами. В то же время на берегу вступают в сражение два эскадрона кавалерии и две роты пехоты с таким воинственным пылом, что изумлённые зрители не могут поверить своим глазам и ушам…

Блестят мушкеты, бьют барабаны, звучат рожки, флейты и тромпеты".

Так гуарани встречают вновь прибывших иезуитов, согласно своим обычаям. В сопровождении нескольких тысяч индейцев, под колокольный звон, через серию обвитых зеленью триумфальных арок святые отцы идут в церковь.

Она возвышается на огромной площади, в тени пальм, окружена со всех сторон крытыми галереями, за которыми возвышаются здания.

С одной стороны площади находится церковь, к которой примыкает иезуитская коллегия. Возле них расположены мастерские, хранилища, арсенал, тюрьма, прядильная мастерская для вдов. Напротив – жилища и канцелярии местного мэра-коррехидора и городского совета-кабильдо.

Далее идут квадратные жилища туземцев, большей частью из земли и кирпича. В них теснятся отец, мать, сёстры, братья, дети, внуки, вместе с собаками, кошками, крысами и т.п. Зепп говорит, что новичку быстро становится дурно от невыносимого смрада этих хижин. Так что пора выходить за ворота.

"Отсюда посетитель выходит через одни из четырёх ворот города на общественные поля редукций. Здесь он находит прежде всего гостиницу-рамаду и разного рода промышленные заведения: кирпичные заводы, печи для обжигания извести, красильни, колокольно-литейные заводы, мельницы, приводимые в движение людьми и лошадьми. Немного далее он встречает прекрасно содержимые сады. Они образуют первую зону обрабатываемой земли. Далее идут обширные поля риса, табака, пшеницы, бобов и гороха в вперемежку с плантациями чая, хлопка и сахарного тростника. Все эти поля содержатся в великолепном порядке. Только некоторые участки представляют весьма печальный вид: это земли, предоставленные в индивидуальное пользование туземцам. Выйдя за пределы полевых угодий, мы находим альменду редукции – беспредельную ширь прерий и зарослей. Здесь пасутся 50 тысяч голов рогатого скота, 40 тысяч голов овец, до тысячи лошадей и ослов редукции Япейю. Вдалеке, на горизонте, кое-где виднеются хижины пастухов, охраняющих стада редукции".

Пора подробнее рассказать о внутреннем устройстве редукций и всего "государства" иезуитов.

Внутреннее устройство

Тут стоит отметить один момент. Социальное устройство иезуитских редукций в популярных статьях зачастую представляется как нечто неизменное. Из этого порой делается вывод, что иезуиты с самого начала действовали по чёткому плану – то ли "Утопии" Томаса Мора, то ли "Города Солнца" Томаззо Кампанеллы, то ли какому-то своему, ниспосланному свыше пра-Капиталу. На самом деле, ситуация была не столь однозначна.

При основании редукций в Парагвае они мало отличались от иезуитских редукций в других частях Америки. Не было ни тотальной системы контроля, ни выборного самоуправления, и даже коллективного хозяйства не было. Индейцы трудились на собственных полях, раз в месяц в редукциях, близких к Асунсьону устраивались ярмарки, на которые приезжали со своим товаром колонисты, правили ими традиционные вожди-касики.

Но в ходе работы в редукциях иезуиты во главе с Монтоей и Мазетой пришли к выводам о необходимости максимальной минимализации контактов с испанцами (чтобы оградить индейцев от "дурного примера"), введение коллективной собственности и тотального контроля (по причине "природной лености" индейцев).

И в 1640-х внутренняя жизнь редукций переустраивается на основе предложений Монтои – результаты и наблюдал Зепп.

По мере развития редукций отдельные положения уточнялись и изменялись. Так, в 1699-м принимается решение о переходе от проживания индейцев традиционными "большими" семьями к "малым" – муж, жена и дети. Тогда и начинается каменное "жилищное строительство" в редукциях.

Возглавлял "государство иезуитов в Парагвае" ординатор миссий, подчинявшийся парагвайскому провинциалу ордена. Миссии в долинах Параны и Уругвая возглавляли субординаторы. Вся территория делилась на 31 округ (доктрины). Центром каждой доктрины и являлась редукция, представлявшая собой своеобразный город-государство.

В популярной литературе устоялся термин "30 редукций", хотя число редукций даже в стабильную эпоху не было постоянным, они соединялись, разделялись и переезжали. После завершения горячей фазы войны с бандейрантами в 1648-м редукций было 19-ть (с 30 тысячами населения), по мере роста населения и освоения междуречья Параны и Уругвая выросло до 22-х. А после возвращения в Тапе на рубеже 17-го-18-го веков количество редукций достигло 31-й и оставалось стабильным до конца их существования.

Общее население редукций к началу 1730-х годов превысило 140 тысяч. Население одной редукции колебалось от 350 до 7 тысяч человек.

Число иезуитов в "государстве" составляло от 100 до 120. При этом большинство их составляли не испанцы и креолы, а немцы, итальянцы и французы. В 1651-м Совет по делам Индий принял решение о высылке иезуитов-иностранцев из Америки, но оно не было реализовано.

Столицей "государства" являлась редукция Канделария, которая в 1637-м переехала с Уругвая на Парану. Канделарию с другими редукциями связывала сеть дорог, на которых было установлено более 80 почтовых станций. Активно использовался водный транспорт – на Паране и Уругвае имелось до 2 тысяч барок и каноэ.

В каждой редукции на постоянной основе работали два иезуита (в крупных - три), один из которых (кюре) отвечал за жизнь духовную, а второй (компаньеро) – за жизнь светскую.

Состояло из мэра-коррехидора (поро пуайтара на языке гуарани), его заместителя-теньенте, трёх алькальдов – судебных исполнителей, двое работали в городе, один (алькальд де ла эрмандад) – в сельской округе, 4-х членов совета-регидоров (икабилдо игуата по-гуарани), префекта полиции-алгуасила (ибирарарузу – "тот, кто несёт палку"), его помощника-прокурадора и секретаря-эскрибано (аобебе ререкуара – "тот, кто пишет"). Все чиновники выбирали себе для работы 1-2 помощников-комиссаров.

Выборы происходили ежегодно в конце декабря, судя по отдельным намёкам, выбирали из одного кандидата. Список утверждали иезуиты, и 1 января в церкви происходила торжественная инаугурация.

Чиновники носили особые знаки различия и сидели на почётных местах в церкви. Ежедневно после вечерней мессы коррехидор давал иезуитам отчёт о делах редукции. Традиционно на чиновные места выбирались представители семей касиков.

В каждой редукции было по 8 рот вооружённого ополчения во главе с маэстро де кампо, обычно сам касик, роты возглавляли капитаны. К 1735 на вооружение было 800 ружей, производство пороха было освоено в редукциях. Имелась хорошая конница.

За полтора века ополчение редукций более 50 раз привлекалось колониальными властями для боевых действий, в том числе – защита Буэнос-Айреса от английских пиратов и подавлении бунтов индейцев. Именно 7 тысяч гуарани составили основу армии капитан-генерала Буэнос-Айреса Бруно Маурисио де Забалы, дважды (в 1725 и 1735) подавлявшего движение комунерос в Асунсьоне.

Редукции располагались на возвышенных местах, строились по типовому проекту, были защищены частоколом со рвом.

Квадрат/прямоугольник с сеткой прямых улиц, на центральной площади – церковь, деревья, дающие тень, большой крест и статуя Девы. Улицы были мощёные.

С одной стороны церкви была резиденция иезуитов, именовавшаяся коллегией, с другой – кладбище.

Жильё индейцев представляли небольшие одноэтажные дома из камня или сырцового кирпича, разделявшиеся на отдельные квартиры плетёными перегородками. Каждый дом – на семью из 4-6 человек.

Крытая галерея, поддерживаемая каменными или деревянными колоннами, расширяла пространство дома. Дома группировались в блоки по 6-10, чтобы уменьшать опасность пожара.

Коллегия отделялась от площади стеной, имела небольшой дворик, и стеной отделялась от школы, складов, мастерских. За стеной был сад отцов-иезуитов (хорта).

Левее кладбища была постройка под названием "котигуасу" (большой дом) – приют для вдов и калек, которые обычно занимались прядением.

За деревней была часовня, рамада (жилой дом для приезжавших испанцев), далее разные мастерские и предприятия.

На полях редукций выращивали пшеницу, рис, маис, маниоку, овощи, табак, индиго, сахарный тростник, хлопок. Были и фруктовые сады, что хорошо видно по апельсинам, до сих пор растущим в руинах.

Добывали йерба-матэ, лес, ароматные смолы, мёд, и даже попытались наладить выплавку железа. Чрезвычайно было развито скотоводство. К 1767-му стада редукций насчитывали 725 тысяч голов скота.

Обычно, 1-2 редукции специализировались на каком-либо виде производства.

В редукциях были развиты различные ремесла. В начале 17-го века бригады гуарани из редукций отправлялись на строительные работы каменных домов в Буэнос-Айресе, Кордобе и других городах Ла-Платы.

Редукции вели активную торговлю. Они экспортировали производимые товары, включая хлопковую и льняную ткани, табак, лесоматериалы и, прежде всего, йерба матэ. Внешняя торговля давала в год до 100 тысяч песо, которые шли на украшение церквей, уплату налогов и закупку необходимых товаров. Редукции нуждались в поваренной соли, извести, металлах, особенно железе. Самым большим дефицитом была соль, которую выдавали в небольших количествах только по воскресеньям.

Также закупали негров-рабов, которые использовались на тяжёлых физических работах (вроде мельниц на человеческой тяге)

Торговля шла через Буэнос-Айрес и Санта-Фе – святые отцы, в сопровождение групп одинаково одетых гуарани, стали привычным зрелищем на улицах этих городов. Разумеется, при посещении городов, иезуиты не упускали случая указать своим подопечным на пороки белых колонистов, в каждом из которых, по их уверениям, жил злой дух, стремившийся к золотому тельцу.

Жизнь и труд в редукциях

После общей части стоит присмотреться к образу жизни обитателей редукций.

Прежде всего, в "государстве иезуитов" отсутствовали деньги. То есть, деньги у иезуитов были – доход от внешней торговли, тратившийся на закупку всего необходимого редукциям. Но во внутренней жизни редукций с 40-х годов XVII века деньги отсутствовали, кроме использования монет в свадебных ритуалах (жених перед алтарём дарил невесте монету – эту монету священник вручал жениху перед церемонией и забирал у невесты после).

Частная собственность была – на дома и наделы, а так же одежду и добываемую продукцию. Однако её нельзя было продавать, завещать, обменивать и дарить. Более того, раз в несколько лет происходил передел земельных наделов между семьями.

Земля редукций делилась на абамба (поля людей) и тупамба (поля Господа). На собственных полях нельзя было работать больше 3-х дней в неделю. Теоретически, на этих полях индейцы должны были выращивать продукцию для собственного пропитания – маис, маниоку, картофель, бобовые, овощи. Излишками они могли обмениваться с другими членами общины в ходе бартерных сделок.

Вот только не один отец Зепп обращал внимание на запущенность полей индейцев. Судя по всему, в социальной модели, созданной иезуитами, у индейцев просто отсутствовали стимулы к эффективной работе на собственных полях.

Тем более что основу рациона индейцев составляла не продукция абамбы, а мясо.

Стада скота находились в собственности общины. Раз в три недели (в крупных редукциях – ежедневно) проводился забой скота и распределение мяса по семьям по числу едоков. Например, Сан-Мигель ежедневно расходовал на своё пропитание 40 голов КРСов – выходит примерно пара килограмм мяса на едока. Столь же щедро раздавался йерба-матэ со складов редукций.

С мясом правда была проблема – иезуитам пришлось вести долгую борьбу, приучая индейцев есть мясо варёным или жареным. Собственно, самовольный забой скота с поеданием его в сыром виде и было наиболее часто фиксируемым в редукциях преступлением.

Тупамба представляла собой пшеничные и рисовые поля, хлопковые и табачные плантации, апельсиновые рощи, а также пастбища. Каждый мужчина общины был обязан отработать на них 2 дня в неделю, не менее 6 часов в день. Женщины привлекались к работе в поле во время сева и уборки урожая. Орудия труда находились в собственности общины, и приоритет их использования определялся иезуитами.

Продукция тупамбы поступала в общинные склады, из которых шла на продажу, выделялась для прокорма вдов, сирот, инвалидов и прочих нуждающихся, как семенной материал, а также на различные праздники. На те же склада поступала и продукция ремесленников общины и с них уже горшки, сковороды, иглы и прочее распределялось среди индейцев.

Дважды в год каждая семья получала сотканные на общественной мануфактуре шерстяные и хлопковые ткани, из которых женщины делали одежду. Ткали только грубую простую ткань. Ткань лучшего качества для алтарных облачений, одежд отцов и чиновников приходилось импортировать.

Одежда была скромной. Наряд мужчин – свободные короткие бриджи, хлопковая рубашка, пара шерстяных пончо, одно для повседневной носки, другое на праздники. Наряд женщин – длинные свободные платья вроде рубашек с массой складок. Обычно ходили босиком.

Стержнем духовной жизни редукций была религия. Все были обязаны посещать утренние и вечерние службы ежедневно. Несколько дней в неделю происходили занятия по катехизации. Исповедоваться и причащаться полагалось ежемесячно. На богатое убранство церквей не жалели средств.

В каждой редукции была начальная школа, занятия в которой вели образованные индейцы под контролем иезуитов, проводивших ежедневно с учениками занятия по катехизации. Учили читать и писать на гуарани, арифметике, пению. Способных учеников иезуиты потом обучали латыни. Сами иезуиты старались говорить на гуарани.

Образование не было всеобщим (а то некоторые современные авторы дописались до того, что утверждают, что учили даже всех девочек). Учились сыновья касиков, чиновников и мальчики, которых иезуиты посчитали способными к обучению. Старшие сыновья касиков и наиболее способные ученики получали "высшее образование" в иезуитских колледжах в Лиме и Кордобе.

В каждой редукции было от 4-х до 8-ми санитаров, регулярно обходивших дома и осматривавших их обитателей. Лечили с помощью традиционной индейской медицины травяными отварами и т.п. Небольшой запас европейских лекарств был у иезуитов.

Наибольшую опасность для редукций несли эпидемии. "Чёрным десятилетием" стали 30-е годы XVIII века, когда от кори в 1733-м умерло более 18 тысяч, от оспы в 1739-м – около 30 тысяч человек. Население редукций серьёзно сократилось и только к середине века стабилизировалось в районе 100 тысяч.

Браки заключались, когда мальчикам исполнялось 16-17 лет, а девочкам – 14-15. Для свадеб было определено два периода в течение года. По данному вопросу существует две противоположные позиции. Противники иезуитов заявляли, что святые отцы сами определяли пары, иезуиты решительно отрицают и утверждали, что индейцы вступали в брак добровольно. В среднем в семьях было по 4-ре ребёнка.

Распорядок дня был строго определён. Перед рассветом раздавался удар колокола, что будил всех – давалось полчаса на сборы, индивидуальную молитву. В 7-м утра – утренняя служба в церкви, после чего завтракали и распределялись на работы, с 8-ми шли работать, а дети отправлялись в школы. Между 11-тью и 12-тью – обеденный перерыв на час, затем возвращались к работе.

В 16 часов рабочий день кончался, впереди были занятия по катехизации, новые молитвы, ужин, вечерняя служба. Между 20-тью и 21-м снова звучал колокол и жители отходили ко сну.

По воскресным и праздничным дням работать было запрещено, проводилась торжественная месса, представления театра, танцы, учебные бои, музыкальные концерты и пр.

Основная функция алкалдов и комиссаров и состояла в том, чтобы следить за соблюдением распорядка дня. Наказания были 4-х степеней: порицание и публичное порицание с наложением епитимьи, телесное наказание (до 25 ударов палкой) за всякие грехи вроде пьянства и сыроядения, за более серьёзные проступки – тюремное заключение на срок до 10 лет. Чтобы исключить злоупотребление властью, любое наказание накладывалось после согласования с иезуитом.

Смертной казни не было. Высшей мерой наказания было изгнание из общины.

Самовольно покидать редукции индейцы права не имели. Все выезды из редукции охранялись часовыми. Покидать территорию редукции можно было только в сопровождении иезуита, либо по предъявлении пропуска.

Залётные визитёры с восторгом описывали набожность, непорочность и чистоту нравов индейцев. "Земля без греха" – так переосмыслили иезуиты "землю без зла" из языческих верований гуарани.

С религией полностью была связана и культурная жизнь редукций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: