Зачем анализировать музыкальные произведения?




На первый взгляд, ответ на этот вопрос содержится в преды­дущем параграфе, но это не совсем так. Там шла речь об анализе музыки, т. е. о таком подходе к изучению этого вида художественного творчества, который требует исследования отдельных его компонентов. Но зачем анализировать музыкальное произведение как таковое? Ведь лучшая интерпретация музыкального произведения — это его исполнение, его конкретное, реальное — здесь и сейчас — звучание (или мысленное прослушивание).

Можно анализировать его гармонический язык — но это сфера гармонии, можно анализировать используемые в нем

 

средства выразительности — лад, метр, ритм, тембровую сто­рону, полифоническую ткань (если таковая имеется) — однако каждый из этих компонентов изучается определенной музыко­ведческой дисциплиной, в копилку которой и будет идти добы­тое таким образом новое знание. Но музыкальное произведе­ние, взятое в целом, не принадлежит ни одной из этих дисцип­лин, оно — самостоятельный художественный организм, разъятие которого на отдельные компоненты требует, как об этом говорилось, синтеза, т. е. обратного действия, восстанавливающего это художественное целое. Но, повторимся, как художественное целое музыкальное произведение может быть только исполнено, полноценный синтез его на обычном словес­ном языке невозможен (об этом хорошо сказал немецкий поэт Г. Гейне: «Музыка начинается там, где кончается слово...»).

Это обстоятельство, возможно и неосознаваемое, тем не ме­нее сыграло свою роль в том отношении, что учебная дисцип­лина, которая стала позднее называться анализом музыкальных произведений (дальше мы будем говорить — анализ }, в отличие от полифонии и даже гармонии, появляется достаточно поздно — примерно в середине XVIII в. Что касается анализа как науки, то некоторые современные ученые считают, что он просто не существует (Ж. -Ж. Натье)[36], либо, в лучшем случае, констатируют его недавнее становление в этом качестве («анализ музыкальных произведений и в самом деле стал чем-то вроде самостоятельной науки». — Курсив мой. — М. Б.)[37].

Анализ музыкальных произведений действительно перво­начально появляется вовсе не как анализ, а как руководство по композиции, ориентированное на сочинение в так называемых свободных формах. К таким формам относились все неполифонические структуры (полифонические изучались в классе кон­трапункта). Кристаллизация такого рода форм произошла в тесной связи с преобладанием в музыке гомофонно-гармоничес­кого стиля (§ 41), тонального развития (§ 19), акцентной рит­мики (§ 23), танцевально-маршевых жанров, т. е. в том же XVIII в. И все эти «Введения в музыкальную композицию», «Школы композиции», «Руководства к сочинению» и т. п. были предназначены для будущих композиторов, и в них — в сжатом или развернутом виде — излагались закономернос-

 

ти, выведенные из опыта, из художественной практики пред­шественников и современников, и, прежде всего венских клас­сиков — Гайдна, Моцарта и Бетховена. Наибольшую из­вестность получил четырехтомный труд Адольфа Бернгарда Маркса «Школа музыкальной композиции» («Die Lehre von der musikalischen Komposition»), изданный в Лейпциге в 1837-1847 гг. и ставший основой для многих последующих руко­водств такого же рода.

Основным объектом рассмотрения в этих школах и руковод­ствах были формы инструментальной музыки, получившие широкое распространение у классиков и позднее у романтиков. Поскольку в центре внимания находилось создание произведе­ния как целого, то анализу подвергалась и форма целого со­чинения, а не только отдельных его компонентов.

Позднее, когда вместе с композиторами начали обучаться примерно по тому же плану и музыковеды (будущие музыкаль­ные критики, учителя музыки), призванные говорить о музы­ке, толковать музыку, школы и руководства по сочинению форм были постепенно заменены учебниками анализа форм. Одновременно, однако, все большее внимание — если не в са­мих учебниках, то в читаемых курсах — обращалось на тот уровень музыкального произведения, который можно было бы на­звать «музыкальным смыслом», «содержанием», ибо для му­зыковедов и критиков важно было овладеть методикой такого анализа, который бы дал им возможность интерпретировать его словесно. К такому подходу побуждали и некоторые музыкаль­ные писатели, а также лекторы, создававшие запоминающие­ся свой яркостью образцы речи о музыке [38]. Постепенно именно эта задача — дать молодым музыковедам в руки инструмент, с помощью которого они овладели бы искусством речевых вы­сказываний о музыке, стала главной, и дисциплина «анализ форм» превратилась в «анализ музыкальных произведений».

Что же касается анализа как науки, то долгое время основ­ным содержанием его было более или менее подробное описа­ние типических музыкальных форм. Под формой в этом слу­чае понимался некий инвариант [39] композиционной схемы, ко-

 

торый в каждом реальном произведении мог быть несколько изменен, но последовательность и некоторые черты во внутрен­нем строении которого, как правило, сохранялись. Количество таких схем было сравнительно невелико, их классификация не отличалась особой сложностью, и складывалось впечатление, что, помимо все большей детализации в описании таких инва­риантов, к научному потенциалу анализа нечего добавить.

Ситуация в значительной мере изменилась с появлением выдающегося труда академика Б. В. Асафьева — первой книги его исследования «Музыкальная форма как процесс» (1930). В этой работе впервые в отечественном музыкознании был обо­снован взгляд на музыкальную форму как на интонационное становление, как на драматургически организованное звуко­вое действие, результатом которого (а не причиной) является музыкальная композиция-схема. Многие плодотворные идеи, которые были заложены в этой книге, стали импульсом для трудов ученых — его последователей и в итоге привели к появ­лению весьма серьезных научных результатов в этой области музыкальной науки. Как представляется, дальнейшее ее раз­витие пошло двумя путями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: