Журналистика как объект исследования психологии журналистики




Несмотря на то, что у журналистики уже немалый возраст, ее опыт еще недостаточно теоретически осмыслен, научно обобщен. У исследователей пока еще нет единства даже относительно единого понятия «журналистика». И, как отмечает один из авторов популярного учебника по теории журналистики, входящему в ее мир - мир науки и практической деятельности – надо изучать этот предмет во всем богатстве ее сторон и проявлений. По существующим определениям термина журналистика это: особый социальный институт; система видов деятельности, необходимых для функционирования этого социального института; совокупность профессий, важных для обеспечения всех областей ее деятельности; система произведений, для подготовки которых требуются работники разных профессий, обладающие специфическими знаниями, навыками, способностями; комплекс каналов передачи массовой информации. Есть и другие трактовки этого понятия. Рассмотрим самые распространенные из них.

Журналистика как социальный институт. История развития журналистики – это не только история технических инноваций, их становление связано и с грандиозными социальными инновациями. Ныне журналистика представляет собой относительно новый социальный институт, который представляет собой систему различных учреждений - газетные и журнальные редакции, издательства, радио- и телевизионные студии, каналы, информационные агентства, пресс-центры и т.п. Наиболее значимыми характеристиками этого социального института является то, что он выполняют особую, только ему присущую функцию производства информационного аналога общества путем создания определенной картины мира, а также освещения функционирования других социальных институтов, а также, выступая как рупор общественного мнения, этот институт в силу своего мобилизационного потенциала – способности воздействовать на большие группы людей - играет большую роль в современном политическом процессе. Однако журналистские институты не могут успешно выполнять свои функции без людей, работающих в их организациях и предприятиях. И судить о журналистике как социальном институте граждане могут в основном по субъективным компонентам: тем людям и коллективам, которые олицетворяют те или иные редакции, издательства и другие учреждения СМИ. Отсюда и вытекает важность учета психологических компонентов журналистики как социального института, как объекта психологии журналистики, рассмотрения психологической специфики журналистского коллектива, выявление проблем личности в современной журналистике, в современном обществе, в процессе журналистской деятельности, формирование у журналистов умений и навыков решения психологических проблем, которые могут возникнуть в процессе функционирования коллектива учреждения СМИ. Также психология журналистики должна помогать руководителям массмедиа и журналистам в выборе и принятии эффективных управленческих решений, а социально-психологические исследования в сфере общего и творческого менеджмента СМИ – способствовать прежде всего реализации функций журналистики как социального института.

Журналистика как система видов деятельности. Вторым важнейшим измерением журналистики является система видов деятельности, необходимых для нормального функционирования этого социального института. Это и деятельность по созданию газет, журналов, теле- и радио­программ, по организации функционирования агентств, инфор­мационных служб и других учреждений журналистики, по разра­ботке и реализации информационной политики; и организатор­ская работа — создание коллективов, налаживание массовых связей и отношений с другими социальными институтами, проведение научных исследований, участие в подготовке кадров и т.д.; нако­нец, это и творческая деятельность по сбору и обработке инфор­мации, созданию произведений для газет, журналов, бюллетеней информации, теле- и радиопрограмм. Эти динамические аспекты журналистики также необходимо изучать посредством не только институционального подхода, но и подхода психологического. Особого внимания требует анализ творческой реализация журналистов в профессии, исследование основных элементов структуры журналисткой деятельности: мотивов, целей, средств, операций и других компонентов, с помощью которых осуществляется каждый вид деятельности при функционировании СМИ.

Журналистика как совокупность профессий, важных для обес­печения всех областей ее деятельности. Помимо традиционных профессий, определяемых основной работой — авторской (кор­респондентской), редакторской, организаторской, — в современ­ной журналистике все более важное место занимают издатели, учредители и владельцы СМИ, специалисты по менеджменту, маркетингу, рекламе, инженерному обеспече­нию (в частности, инженеры связи, видеоинженеры, программи­сты и операторы ЭВМ и т.д.), для успешной деятельности кото­рых требуются профессионально-журналистские ориентации. Данное определение еще раз подчеркивает универсальность, разнообразие, творческий характер профессии журналиста. Все это диктует определенную совокупность свойств и характеристик, которыми должен обладать ее представитель. Психология журналистики исследует и формирует модель журналиста (других специалистов всех сфер журналистики) как некую целостность психологических, нравственных, творческих, социально-демографических и других характеристик, всего, что делает его профессионалом, способным эффективно выполнять свои функции в обществе.

Журналистика как система произведений. Под систе­мой произведений следует понимать не только журналистские про­изведения, подготовленные авторами, а затем скомпонованные редакционными работниками в номера газет и журналов, в про­граммы телевидения и радио, в бюллетени агентств, но и разно­образные непубликуемые произведения журналистики (такие, как программные сетки, сценарные и режиссерские планы), различ­ные внутри редакционные материалы (планы работы, обзоры пи­сем, сводки рекомендаций и т.д.), ответы на письма читателей, обращения в различные институты. С помощью журналистских произведений журналистика ориентирует, просвещает, регулирует сферу сознания, психологии поведения. Осуществляет также коммуникативную, рекреативную и прагматическую функции во всех сферах жизни общества и личности. СМИ в современном обществе являются важнейшим средством воздействия на когнитивную сферу человека. Они формируют «картину мира», отбирая, классифицируя и преподнося информацию в соответствующем свете. В связи с этим весьма важным представляется выявление и описание психологических закономерностей порождения и восприятие материалов СМИ, рассмотрение психологических аспектов творчества журналиста – личностного и процессуального, а также психологическое восприятие продукции СМИ массовой аудиторией и индивидуумами.

Журналистика как комплекс каналов передачи массовой ин­формации, использующих различные средства коммуникации (пе­чать, радио, телевидение, Интернет) и образующих разнообраз­ные типы изданий и программ (общенациональные и местные, общие и специализированные по аудитории, тематике, сфере эко­номики, области жизни, характеру социальной позиции, направ­ленности, творческому облику и т.д.), действующих в националь­ном и глобальном информационном пространстве. Процесс распро­странения информации с помощью СМИ превратился в объект борьбы за право контроля над ее содержанием. Все это выливается в стрем­ление ускорить еще больше поиск, продуцирование, об­работку и тиражирование информации. Ускорение же данных процессов создает предпосылки для первенства в опубликовании важных фактов и соответствующего их комментирования. Именно по этой причине по мнению исследователей наибольший интерес для психологии журналистики при­обретает изучение тех каналов связи, которые были изобретены человеком специально для целей переда­чи информации, рассчитанной на массового потреби­теля. В настоящее время в ряде стран заняты значительные научные силы, исследующие механизмы взаимодействия сознаний коммуникаторов и их возможных аудиторий в различных условиях. Ныне психология журналистики раскрывает когнитив­ные и эмоциональные аспекты использования СМИ, позволяет находить методы и способы их воздействия на формирование общественного мнения и изменения поведения людей.

 

Таким образом, основные объекты изучения психологии журналистики — журналист, читатель (слушатель, зритель), а предмет — психологические закономерности, результаты их взаимодействия рассматриваются в психологии журналистики с позиции практики и теории журналистики, которая является в данном случае доминантой, а журналисты и аудитория — самодостаточными атрибутами психологического дискурса. Это и составляет специфику психологии журналистики, ее особенное, отличное от смежных дисциплин.

 

Под объектом науки обычно понимается та часть реальности, на которую направлено внимание исследователей. Порой один и тот же объект может рассматриваться несколькими научными дисциплинами под различными ракурсами. А под предметом понимается тот угол зрения, под которым данный предмет рассматривается именно этой дисциплиной. Предмет науки определяется также используемым ею категориальным аппаратом и методологией исследования. Исходя из этого, объектом психологии журналистики, как и других журналистских наук, является журналистика, а ее особым предметом – субъективные компоненты производства и потребления продукта массово-информационной деятельности, который рассматривается с помощью психологических методов.

 

Немецкий исследователь П.Винтерхофф-Шпурк, отмечая, что одной из основных задач общей психологии считается как можно более полное описание и объяснение переживаний и поведения человека, а также анализ условий возникновения и изменения этого поведения, то соответственно задачу медиапсихо­логии онвидит в том, чтобы описывать и объяснять такое переживание и поведение человека, которое испытыва­ет на себе влияние средств массовой информации. Винтерхофф-Шпурк выделяет следующее научное поле медиапсихологии (см. рис. 1).

 

МЕДИАПСИХОЛОГИЯ Отправитель: Послание Получатель: Психология (контент-анализ) Психология медиапроизводства медиавосприятия   Микроуровень: индивид

Мезоуровень: небольшие группы

Макроуровень: социальный строй, нация, культура

Рис. 1. Научная область медиапсихологии

Несомненно, что журналист должен обладать общей культурой, но этого недостаточно. Чтобы продуктивно трудится в области жур­налистики, необходимо быть человеком высокой профессиональной, социологической, правовой, нравствен­ной и этической культуры. Однако и этого недостаточно — нужна еще глубокая психологическая культура. В чем ее сущность?

У любого журналиста сам по себе публичный род деятельности вырабатывает личный психологический опыт, основанный на категориях «здравого смысла», профессиональ­ной интуиции и психологическом таланте («Сам себе психолог»). Это образует своеобразную психологическую культуру, которой соз­нательно, а чаще всего, бессознательно руководствуется абсолют­ное большинство работников СМИ. Такую, психологическую куль­туру можно условно назвать «обыденно-профессиональным созна­нием» журналиста. Ни в коей мере не отрицая этой практической психологической культуры, мы считаем, что необходимо система­тически вносить в профессиональное сознание журналистов науч­ные знания. Они вырабатываются психологией — наукой о за­кономерностях развития и функционирования психики как осо­бой формы жизнедеятельности. Термин «психология» введен в аристотельскую «науку о душе» немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г.

Подлинная психологическая культура журналиста — это куль­тура, основанная на психологии как науке, на ее сознательном внут­реннем освоении и превращении в нормы повседневного поведе­ния. Это органическое соединение психологических знаний с про­фессиональной, правовой и нравственной культурой журналиста и социально-психологическими методами познания и отражения дей­ствительности.

На фронтоне Дельфийского храма, одного из самых почитаемых в Древнем мире, была высечена надпись: «Познай самого себя». Психология как наука начала развиваться с психологии сознания и интроспективного метода (интроспекция в буквальном переводе — «смотрение вовнутрь»). Психология сознания (Р. Декарт, Дж. Локк, В. Бунд, Фр. Брентано) заменила учение Аристотеля о душе (психо­логия души). Один из основоположников интроспективной трактовки сознания философ Дж. Локк называл рефлексию («особые внутренние чувства») «наблюдением, которому ум подвергает свою деятель­ность» [Избранные философские произведения. М., 1960. С.129]. При всем несовершенстве интроспективного метода, за­мененного в психологии объективным, дельфийский призыв остается в силе. Сократ, подтверждая дельфийский девиз, считал, что настоя­щего счастья можно добиться путем постижения собственной души и разумного нравственного поведения.

Понять самого себя можно, не удалившись в пустыню, а, напро­тив, только через общение с другими людьми, в результате чего воз­никают общественные отношения (связи). К. Маркс не случайно, ха­рактеризуя общение и общественные отношения, употреблял немец­кий термин «Verkeher» (связь, общение, сношение), а не английское слово «cjmmunication», так как для него было важно подчеркнуть мысль, что общение — родовой спутник человека и важнейший эле­мент возникновения общества, как сложной социальной системы. Психологическое познание других, умение общаться с ними не менее, если не более важно, чем «смотрение внутрь себя». Еще великий Кон­фуций предупреждал: «Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей». При всем том, что всем людям присуще общее, каждый из нас индивид, психологически отличный от других. Абсолютное уподобление самого себя другому, - один из способов социализации в детском возрасте, непростительно взрослым. Другое дело, на основе глубокого знания психологии людей уметь поставить себя на место другого, посмотреть на мир его глаза­ми и сопереживать (эмпатия) [1]. Это психологическое качество необ­ходимо для профессиональной деятельности журналиста.

Однако знания себя и людей для овладения психологической культурой явно недостаточно, необходимо познание общих зако­нов, процессов и закономерностей. Это можно сделать, только изу­чая теорию, так как эмпирический опыт и здравый смысл здесь бессильны, как не способны мы увидеть без микроскопа огром­ный мир бактерий или расшифровать ДНК без теоретических и экспериментальных знаний.

В процессе социализации и личного опыта у каждого человека формируется устойчивое представление о мире, о своем месте в нем. Эту модель мира психологи подразделяют на картины мира. Э. Фромм отмечает, что картины мира всегда ценностно окраше­ны, они позволяют человеку социально ориентироваться, система­тизировать свои знания, опыт, идеи и идеалы, на базе мировоззре­ния перерабатывать текущую информацию и вырабатывать лич­ностные понятия и критерии («ядерные конструкты»). И модель мира, и картины мира входят во внутренний мир человека, кото­рый, не являясь простой копией внешнего, образует особую ценно­стно-смысловую сферу личности. Все указанные понятия — «мо­дель мира», «картина мира», «внутренний мир» имеют особую зна­чимость для журналиста, т. к. он ретранслирует их в аудиторию в виде «журналистской картины мира». Психология журналист­ики наряду с другими научно-естественными и гуманитарными зна­ниями призвана помочь работникам СМИ верно понять сложную диалектику соотношения модели и картин мира со своим и чужим внутренним миром. Необходима общественно выверенная пропор­ция противоположностей внешнего и внутреннего миров, чтобы по возможности избежать предвзятого отражения мира.

Таким образом, психологическая культура журналиста это:

— психологическое познание самого себя как личности и про­фессионала. В результате профессионализации формируется спе­цифический «внутренний мир» (свои конструкты), журналистский ракурс видения мира, имидж как система личностных характери­стик и соответствующий стиль поведения и образ жизни;

— знание психологии людей и их поведения, проникновение в сознание и подсознание других в процессе межличностного обще­ния и овладение психологическими методами воздействия на массовое сознание и поведение аудитории; умение выстраивать диало­гические и интерактивные отношения с аудиторией;

— парадигма профессионального мышления и форм журнали­стского труда и творчества, толерантности и плюрализма, само­идентификации и самореализации, адекватное отражение мира;

— постоянное изучение социально-психологических зако­нов, дающих системное представление о закономерностях пси­хологических процессов, лежащих в основе жизни социума, об­щественных явлений, массовой коммуникации и индивидуаль­ного творчества.

При овладении психологической культурой журналист прохо­дит те же стадии, которые присущи индивиду в процессе станов­ления личности при ее вхождении в новую социокультурную среду. Эти стадии описываются в психологии как адаптация, индивидуа­лизация и интеграция. При адаптации и апперцепции [2] журналист усваивает действующие ценности и нормы, профессиональные ус­тановки, мотивы и способы деятельности сообщества журналистов. Индивидуализация характеризуется противоречием между необ­ходимостью быть таким, как все (конформизм), и стремлением к персонизации своей профессиональной деятельности, обретению своего личного статуса и имиджа. И третий, наиболее сложный процесс интеграции порождает парадигму личности и среды (кол­лектива редакции и всего журналистского сообщества). Журналист, обретший свою индивидуальность, стремится быть идеально пред­ставленным своим особенным в общности, а эта общность, прини­мая такого персонализированного журналиста, тем не менее стре­мится подчинить его творческое особенное своим интересам. На этой почве возможно возникновение психологического конфликта, который разрешается взаимным согласованием интересов или раз­рывом отношений.

При всей необходимой индивидуальной профессионализации, журналист психологически должен быть универсалом и не мо­жет уподобляться специалисту в узкой области знаний. Химик, например, при разговоре о любви может заметить, что два пола существуют исключительно для того, чтобы сохранить в нашем мире слишком хрупкую систему водородных связей, а юрист при обсуждении морально-этических вопросов начнет опериро­вать статьями гражданского и уголовного кодексов. В отличие от других профессий журналистика — это особо сложный вид общественной деятельности, одной из сторон которой является человековедение. В этом отношении журналист более чем кто другой схож с психологом.

Фундаментом психологической культуры журналиста являют­ся знания, которые ему призвана дать наука «Психология журналистики».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: