Основные свойства внимания




Внимание характеризуется рядом свойств, учет которых оказывается чрезвычайно важным для эффективного функционирования СМИ. Среди них особое значение имеют концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость и некоторые другие. Эти свойства внимания оказывают влияние на характер восприятия предлагаемой информации, на ход ее осмысления и на прочность запоминания.

Концентрация внимания – это способность отвлекаться от всего, что лежит вне основной деятельности, и сосредоточиваться на главном. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. Концентрированность внимания зависит от мотивации человека, его интереса к объекту, от той деятельности, которую он выполняет. Внимание очень неоднородно. Оно оказывается раз­ным, например, у журналиста, подготовившего статью в номер газеты, у корректора, внимательно вычитывающего верстку этого же текста, и у читателя, получившего свежий оттиск журнала. Каж­дый из них, читая одно и то же, обращает внимание на моменты, которые диктуются осуществляемой деятель­ностью, ее целями, мотивами и интересом и как следствие субъективным состоянием индивида. Концентрация внимания развивается, когда журналист приучает себя сосредоточиться на выполняемой работе, не отвлекаться до ее окончания.

Объем внимания измеряется количеством объектов, которые человек может воспринимать одновременно. Это свойство внимания во многом определяет успех в различных видах деятельности. Если у вас имеются хорошо сформированные представления об объектах, об их связях, то объем внимания значительно больше, чем по отношению к такой области, где вы встречаете разрозненные новые элементы. Так, если в поле внимания находятся бессвязные объекты, то объем внимания взрослого человека равен 6 – 8 таким объектам, а если объекты связаны друг с другом и если эти связи известны индивиду, то объем внимания может возрастать в 40 раз. Объем внимания расширяется за счет твердых навыков, освобождающих человека от необходимости их контролировать. С увеличением его повышается эффективность коммуникационной деятельности, так как увеличивается число сторон и элементов воспринимаемого объекта. В одной и той же информации люди осмысливают различное число элементов воспринимаемого объекта, потому что объем внимания индивидов крайне не одинаков.

Установлено, что объем внимания зависит: от интереса; от степени знакомства реципиента с объектом восприятия; от обстановки, в которой восприятие происходит. Так, получая с экрана информацию о грузино-югоосетинском вооруженном конфликте, человек, служивший в армии, воспринимал одновременно не только сведения о ходе военных действий, но и детали вооружения, и особенности экипировки, и то, как их носит личный состав воюющих формирований. Все эти детали, как правило, остаются не воспринятыми людьми, которые не знакомы с армейским укладом жизни.

Адресуя информацию в СМИ определенным группам, журналист должен всегда учитывать специфику объема внимания ин­дивидов, составляющих эти группы.

Объем внимания повышается тренировкой, которая происходит ежедневно и ежечасно в процессе общения человека со своим социальнымокружением, а также в практике регулярного получения информации от прессы, радио, телевидения.

Распределяемость внимания – это возможность одновременного выполнения нескольких действий. На этот счет существует масса реальных фактов и небылиц. Говорят, например, Юлий Цезарь мог делать несколько дел сразу; Наполеон мог одновременно диктовать семь разных документов; профессиональные шахматисты дают се­анс одновременной игры на многих досках и т. п. Но это всё не то, не те примеры. Потому что здесь имеет место последовательность перехода от одного задания к другому. Правда, многое нужно держать в голове, но это уже другое дело. Тут каждый раз имеется переход от одной задачи к другой. А речь идет о стро­го одновременных действиях.

По отношению к строго одновременным действиям установле­но простое правило, которое заключается в том, что если нужно выполнить хотя бы два простейших, но одинаково новых для чело­века действия, то это невозможно. Человек может распределить внимание между однородными действиями или объектами, если они составляют компоненты единой деятельности. Так, журналист на пресс-конференции осмысливает то, что сообщил выступающий, записывает главное и следит за последующим изложением информации. Но, как правило, внимание не может распределиться на несколько видов разнородной деятельности, которые совершаются одновременно. Можно совмещать два или несколько действий, но только одно из них может быть активным, требующим сознательно­го контроля, другие же должны быть автоматизированными и под­лежат периферическому контролю, контролю по чувству. (3а)

 

Переключение внимания – это его произвольное или непроизвольное переключение с одного объекта на другой. Так бывает при переходе от одной деятельности к другой. Быстрота переключения бывает различной и зависит от натренированности человека. О переключении внимания говорят в тех случаях, когда при встрече с неожиданными явлениями нужно немедленно изменить действие, которое вы перед этим выполняли, переключиться на новую задачу. Обычно проблема переключения внимания рассмат­ривается на примере действий водителя. Водитель транспорта при возникновении угрозы аварии, должен немедленно переключиться на какое-то другое действие. Эта быстрота реакции на неожиданное препятствие и характеризует процесс переключения внимания.

Устойчивость внимания – это способность задерживаться на восприятии одного объекта. Она зависит от сознания ответственности, волевого усилия, понимания смысла объекта.

Существует феномен утомления внимания, который возникает при исчерпании ресурсов последнего либо из-за монотонности в способе подачи информации, либо длительности сосредоточенности внимания, либо по каким-то другим причинам. Для того чтобы избежать уто­мления внимания, прибегают к разнообразной верстке га­зетной полосы, к чередованию материалов, дающих раз­личные психологические эффекты, к изменению режима подачи материала, к смене музыкального сопровождения и т. д. Обычно человек при благоприятных условиях в со­стоянии задерживать внимание на одном объекте или виде деятельности около 30 – 40 минут. Если же объект не по­нятен, не интересен, то произвольно удерживать на нем вни­мание удается лишь очень короткое время, после чего внима­ние переключается на другой объект. Этот непроизвольный переход внимания от одного объекта к другому называется «колебанием» внимания. Избе­жать колебаний можно уяснением смысла, проникновением в суть объекта. Известный психолог П.Я.Гальперин утверждал, что устойчивость внимания целиком зависит от того, умеем ли мы по­дойти к объекту с разных сторон. «Если вы находите разные сторо­ны подхода к объекту, - говорил он, - тогда вы можете на нем сосредотачивать и сохранять внимание. А если вам дают какую-нибудь вещь и говорят: смотри на нее, — то вы не будете на нее долго смотреть. Глаз защи­щается от этой бессмысленной задачи и перестает видеть». (3б)

 

Рассеянность - это противоположность внимания. Она рассматривается как следствие недостаточного волевого усилия, безответственного отношения или слабого интереса к предмету.

Внимание является предпосылкой успешного, продуктив­ного протекания других психических процессов. Ощущение, восприятие, мышление, даже чувства зависят от внимания. Оно придает всем психическим процессам собранность, концентрацию, препятствует их распылению. В свою очередь внимание зависит от чувств, воли, интересов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: