Особенности процесса понимания




Специфические особенности процесса понимания обусловливаются:

· во-первых, объективным содержанием того, что становится предметом понимания и его формой и выступает «в зна­чениях слов, в значениях словосочетаний, предложений или целых речений, т. е. в языковых категориях» и обра­зах;

· во-вторых, психологическими характеристиками тех, кто является адресатом информации, и их личностным, так или иначе мотивированным отношением к тому, что говорится, описывается или изображается;

· в-третьих, ак­туальными психическими нуждами и состояниями реци­пиентов информации.

 

Такой подход позволил представить процесс понимания как совокупный результат действия многих объективных и субъективных факторов, в числе которых свойства самой информации, с одной стороны, и личностные свойства и психические состояния тех, кто понимает, — с другой стороны.

 

Определяющее влияние на ход и результаты процес­са понимания оказывает мышление во всей совокупности составляющих его операций: сравнения, различия, абст­ракции, конкретизации, ассоциации, противопоставления, индукции, дедукции, анализа, синтеза и т. д. В конечном итоге понимание выступает как синтез отдельных познан­ных, но разъединенных связей в нашем сознании, их объ­единение в некоторую картину мира или часть ее. Этот синтез имеет активный характер, так как требует привле­чения к решению мыслительных задач имеющихся в со­знании представлений и ранее познанных связей для сопоставления с воспринимаемой информацией. Таким об­разом, понимание есть динамическая совокупность позна­вательных процессов.

 

Динамический характер процесса понимания требует определенных ограничений темпа подачи информацион­ного материала и обусловливает необходимость прида­ния ему формы, облегчающей осуществление мыслитель­ных действий, а также создания психологического фона, на котором происходит активизация внимания, а вместе с ним и углубление понимания. В прессе этому содей­ствуют постоянные рубрики и броская верстка, на ра­дио— звуковая картина, которая «дает возможность по существу передать психологическую атмосферу места действия, способствует превращению визуального отражения в слуховую картину.

 

Эмоционально-волевой характер понимания информации

Хотя и не определяющее, но очень важное значение для хода и результатов процесса понимания имеют со­провождающие его эмоциональные проявления. Напри­мер, чувство удовлетворения, возникающее в процессе понимания, побуждает реципиентов к продолжению вос­приятия поступающей в сознание информации, к осознан­ной концентрации внимания при затруднении в понима­нии или к прекращению восприятия того, что в силу каких-либо причин не поддается пониманию. Непонима­ние неизбежно вызывает чувство досады и раздражения и на основе проявления воли затрудняет дальнейшее информационноевоздействие. Таким образом, понимание име­ет ярко выраженный эмоционально-волевой характер. Дополнительным аргументом в пользу пра­вильности этого вывода может служить положение о влиянии временных психических состояний на восприя­тие и понимание информации. Страх и одиночество, бес­силие, зависть, беспокойство и озабоченность, сомнения и колебания, возбуждение, апатия и т. п. — все эти явления, отражающие определенные психические состояния, неиз­бежно вносят искажения в процесс понимания.

 

Увеличение вероятности понимания закономерно происходят в тех случаях, когда журналисты исходят не только из опыта и мыслительных возможностей своих аудиторий, но и из их эмоциональных потребностей, когда учитываются настроения, взгляды, психические нужды аудитории. Игнорирование этих явлений в массовой коммуникационной деятельности приводит к уже упоминавшейся тенденции снижения ее эффективности.

 

Установка на отношение к коммуникатору

В ходе массового информационного воздействия должно учитываться возможное эмоциональное пережи­вание аудиторией информации, касающейся личности и позиции коммуникатора. Подобного рода переживание может проявиться в виде чувств восхищения, восторга, уважения, настороженности, страха, презрения, нена­висти, которые неизбежно оставляют свой след в мысли­тельной деятельности субъектов — адресатов информа­ции. В таких случаях на процесс понимания оказывает свое влияние установка на отношение к коммуникатору. Если ее влияние сильно, то понимание может оказаться полностью блокированным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: