АНАЛИЗ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ




 

Стратегия и тактика банка в сфере получения и предоставления кредитов составляет суть его кредитной политики.

Банк, будучи самостоятельным кредитным учреждением, проводит свою кредитную политику с учетом политических и экономических условий, уровня развития банковского законодательства, межбанковской конкуренции, степени развития банковской инфраструктуры и др.

Кредитная политика коммерческого банка – это комплекс его мероприятий, цель которых – повышение доходности кредитных операций и снижение кредитного риска.

Кредитная политика ОАО «Уралтрансбанк» (далее - «Банк») на 2007 год (далее – «Кредитная политика») определяется в соответствии со Стратегическим планом развития ОАО «Уралтрансбанк» в 2007 – 2010 годах.

Основная цель Кредитной политики на 2007 г. – получение максимальных доходов от кредитных операций, за счет продажи конкурентоспособных кредитных продуктов.

В условиях все более усиливающейся конкуренции на финансовом рынке банк будет специализироваться в кредитных продуктах. Определены ниши, в которых Уралтрансбанк занял лидирующие позиции (Таблица 3):

 

Таблица 3 – Регламент кредитной политики в разрезе продуктов [66, С.5]

Виды кредитных продуктов Общее увеличение портфеля за год (млн.руб.)
Кредитование малого бизнеса  
Потребительское кредитование  
Инвестиционное кредитование малых и средних предприятий  
Международное финансирование  
Микрокредитование малого бизнеса (экспресс-кредиты)  
Среднесрочное кредитование малого и среднего бизнеса  
Потребительское кредитование  

 

Поставлена цель стать лидерами рынка:

- в Уральском федеральном округе – по продукту «экспресс-кредитование» малого бизнеса

- в Свердловской области – по продукту «Доступный кредит» (потребительское кредитование)

Продукт «Экспресс-кредитование» (микрокредитование) является уникальным продуктом для уральского рынка. Кроме банков, работающих в регионе по программе ЕБРР (Челиндбанк, Уралсиб, КМБ-Банк, УТБ), никто не предоставляет подобные услуги на рынке. Учитывая накопленный опыт и широкую филиальную сеть Уралтрансбанк имеет все возможности для выхода на ведущие позиции по данному продукту

Отраслевым целевым группам будут предлагаться следующие кредитные продукты (Таблица 4):

 

Таблица 4 - Регламент кредитной политики в разрезе по отраслям [66, С.5]

Целевые группы по отраслевому признаку Продукты
Электроэнергетика Лизинг, потребительское кредитование
Агропромышленный комплекс МФ, кредитование под гарантию Правительства Свердловской области
Лесопромышленный и деревообрабатывающий комплекс МФ, лизинг, кредиты по программе ЕБРР, инвестиционные кредиты
Авиационный транспорт/туристические фирмы Овердрафт, потребительское кредитование
Железнодорожный транспорт Лизинг, потребительское кредитование
Автосалоны Овердрафт, инвестиционный кредит
Машиностроение и военно-промышленный комплекс МФ, лизинг, потребительское кредитование
Металлургия МФ, лизинг, инвестиционный кредит, потребительское кредитование
Строительный комплекс МФ, лизинг, инвестиционный кредит
Страховые компании потребительское кредитование
Предприятия связи МФ, овердрафт, потребительское кредитование
Торговля – розница овердрафт, инвестиционный кредит, потребительское кредитование
Учебные и научные учреждения потребительское кредитование
Администрации муниципальных образований потребительское кредитование
Подразделения Пенсионного фонда потребительское кредитование
Особо значимые клиенты, не вошедшие в указанные группы МФ, лизинг, инвестиционный кредит, потребительское кредитование

 

Совершенствование структуры кредитного портфеля производится по следующим направлениям:

1) Вывод из портфеля кредитов с повышенным кредитным риском. К таким следует относить ссуды заемщиков при наличии одного из следующих факторов:

- неудовлетворительное финансовое состояние заемщика – наличие незапланированных, длительные задержки в расчетах с кредиторами;

- низкий уровень менеджмента на предприятии.

2) Вывод из портфеля неработающих и малоработающих активов:

- диверсификация за счет увеличения объемов кредитования предприятий относящихся к категории малого и среднего бизнеса.

- снижение в портфеле доли крупных кредитов, в т.ч., и по группам экономически взаимосвязанных заемщиков (с суммой задолженности свыше 5% от капитала банка).

Оценка кредитного риска – это оценка Банком состояния заемщика с точки зрения его возможности рассчитываться по своим обязательствам, целесообразности предоставления ему кредита и анализ вероятности своевременного возврата основного долга и уплаты процентов.

Решение о проведении кредитной сделки принимается после комплексной оценки заемщика. В ходе оценки Банк анализирует:

1) При оценке заемщика – юридического лица:

- финансовое состояние, тенденции его развития и наличие у заемщика реальных первичных источников погашения;

- кредита, репутацию, деловой рейтинг, благонадежность клиента;

- отраслевые риски;

- валютный риск;

- кредитную историю и объем движения денежных средств по счетам заемщика в Банке;

- способы обеспечения исполнения обязательств заемщиком.

2) При оценке заемщика – физического лица:

- платежеспособность, определенная из доходов по справке с места работы. Допускается использование неподтвержденных доходов заемщика. Неподтвержденные доходы принимаются в расчет с разумной долей осторожности;

- кредитная история;

- приемлемое и достаточное обеспечение.

3) Критериями оценки заемщиков – субъектов малого и среднего бизнеса являются:

- платежеспособность, определенная исходя из социально-экономического анализа бизнеса заемщика;

- ликвидное, достаточное и комбинированное обеспечение;

- положительная кредитная история;

- благонадежность и репутация заемщика.

Обеспечение в виде залога или поручительства используется банком для возврата кредита в случае неисполнения заемщиком обязательств самостоятельно за счет выручки. Обеспечение увеличивает шансы Банка на получение денег в случае неуплаты долга, но ни в коей мере не влияет на риски кредита, не снимает их.

При решении вопроса обеспечения кредита соблюдаются требования:

- достаточность для погашения всей задолженности заемщика, в том числе могущей возникнуть в будущем;

- востребованность в данное время на данной территории;

- обеспечение сохранности и контроля за ним;

- свободный для Банка доступ;

- отсутствие препятствий для банка обратить взыскание на данный залог и реализовать его;

- наличие у залогодателя документов, подтверждающих право собственности на закладываемое имущество.

Залоговая стоимость обеспечения определяется исходя из рыночной его стоимости, и должна быть достаточна для компенсации Банку основной суммы кредита и процентов за срок использования (при кредитовании свыше 1-го года – процентов за 1 год). Возможные издержки, связанные с реализацией залоговых прав, учитываются с применением понижающих коэффициентов к рыночной стоимости обеспечения.

Виды залога:

- залог с оставлением заложенного имущества у залогодателя: недвижимое и движимое имущество, товар в обороте, готовая продукция, ТМЦ и др.;

- залог с оставлением имущества у залогодержателя (с фактической передачей имущества и надлежащим хранением, например: векселя банков, изделия из драгоценных металлов и др.);

- залог прав (в том числе на вклады в ОАО «Уралтрансбанк», на валютную выручку). Залог прав на акции (блокирующего пакета с правом участия в управлении предприятием) и залог ценных бумаг (с обязательной мотивацией рыночной стоимости) – только по согласованию с Кредитным комитетом Головного банка.

С целью поддержания необходимого качества кредитного портфеля, минимизации кредитных рисков выполняются процедуры управления кредитным риском.

Система управления кредитными рисками строится на основе постоянного контроля качества кредитного портфеля, как в целом по Банку, так и в разрезе подразделений (филиалов), а также конкретных кредитных операций.

Продолжается работа по снижению ранее возникшей просроченной задолженности. Вся просроченная задолженность делится на небезнадежную, реальную к погашению и безнадежную. На основе анализа просроченной задолженности планируется в этом году организовать работу в соответствии с «Программой погашения просроченной и проблемной задолженности на 2008 год».

По каждой из небезнадежных ссуд филиалом проводится работа в соответствии с ежемесячным планом погашения просроченной задолженности, в котором должны быть зафиксированы пошаговые действия филиала по возврату кредита. Со стороны Головного банка производится постоянный контроль за выполнением запланированных действий.

В целях унификации характеристик, все кредиты в ОАО «Уралтрансбанк» субъектам малого бизнеса делятся на 3 категории, в зависимости от суммы предоставляемого кредита [44].

1) Экспресс-кредитыв размере до 100 тысяч рублей.

Максимальный срок по экспресс-кредитам - 12 месяцев.

Размер ежемесячного взноса по кредиту составляет максимально 70% от средней ежемесячной чистой прибыли после вычета расходов на семью.

Целевая группа заемщиков - это очень маленькие предприятия, которые хотят получить кредит быстро и без всяких проволочек, с количеством рабочих мест не более десяти с целью пополнения оборотных средств и приобретения основных средств.

Объектом залогового обеспечения может служить только быстро оформляемое обеспечения:

- товар в обороте (до 50%). Это могут быть, практически любые товары, исключая скоропортящиеся;

- оборудование;

- личное имущество (электробытовые приборы, мебель - залог, ювелирные изделия - заклад);

- автотранспортное средство;

- поручительство супруга(и) обязательно.

- в случае если поручители обладают высокой платежеспособностью и хорошей деловой репутацией, кредит может быть выдан под поручительства 2-х лиц без обеспечения. В данном случае сумма кредита не должна превышать 30000рублей

2) Микро-кредитыв размере до 600 тысяч рублей (или эквивалент в долларах США/евро), предоставляется на срок до 24 месяцев.

Процентная ставка фиксированная. В соответствии с действующими ставками и комиссиями по кредитам субъектам малого бизнеса.

Заемщиком может выступать как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.

Кредит выдаётся в целях:

- пополнения оборотных средств;

- приобретения имущества (покупка автотранспорта, оборудования, недвижимого имущества, включая ремонт помещений и т.п.);

- покупки векселей банка.

Поручителями могут выступать акционеры/участники, владеющие не менее 5% акций/долей в уставном капитале клиента, иные юридические и физические лица.

Кредит предоставляется следующими способами:

- разовый кредит;

- овердрафт;

- гарантия.

Кредит погашается в форме безакцептного списания средств со счетов клиента в банке в порядке:

- аннуитетных платежей – два раза в месяц или ежемесячно;

- в соответствии с индивидуальным графиком (для предоставления кредита с индивидуальным графиком необходимо весомое обоснование).

3) Смол-кредиты в размере от 600000 рублей (или эквивалент в долларах США/евро) до 6 млн. рублей (или эквивалент в долларах США/евро), выдается на срок от 36 до 60 месяцев.

Процентная ставка может быть:

- фиксированной. В соответствии с действующими ставками и комиссиями по кредитам субъектам малого бизнеса;

- плавающей. В соответствии с действующими ставками и комиссиями по кредитам субъектам малого бизнеса. Она устанавливается, в зависимости от величины кредитного риска, принимаемого банком, исходя из категории заемщика.

Заемщиком может выступать как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.

Кредит выдаётся в целях:

- пополнения оборотных средств;

- приобретения имущества (покупки автотранспорта, оборудования, недвижимого имущества, включая ремонт помещений и т.п.);

- покупки векселей банка.

Поручителями могут выступать:

- акционеры/участники, владеющие не менее 5% акций/долей в уставном капитале клиента;

- залогодатели – юридические лица/физические лица;

- взаимосвязанные компании.

Кредит предоставляется следующими способами:

- разовый кредит;

- кредитная линия;

- овердрафт;

- гарантия;

- иная форма.

Кредит погашается в форме безакцептного списания средств со счетов клиента в банке в порядке:

- аннуитетных платежей – два раза в месяц или ежемесячно;

- в соответствии с индивидуальным графиком (для предоставления кредита с индивидуальным графиком необходимо весомое обоснование).

Услугами банка успешно пользуются клиенты различных отраслевых сегментов, малые предприятия, а также индивидуальные предприниматели. Ведется активная работа по расширению перечня предоставляемых услуг, повышению их качества и объемов.

Стратегия развития банка предусматривает работу с предприятиями малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности.

Анализ кредитной политики в банке целесообразно провести на основании исследования структуры кредитного портфеля в динамике за три последних года, по следующим направлениям: будет определен удельный вес кредитов, предоставленных субъектам малого предпринимательства, в совокупном кредитном портфеле банка и рассмотрена его структура в разрезе:

- категории заёмщиков,

- сроков кредитования,

- виды кредитов,

- отрасли кредитования,

- вид обеспечения,

- просроченная задолженность.

Рассмотрим структуру совокупного кредитного портфеля, которая приведена на нижеследующем рисунке 6 из которого видно, что кредитный портфель банка состоит из кредитов на развитие малого бизнеса, кредиты юридическим лицам, потребительских кредитов, кредитов на покупку автомобиля, а также кредитов предоставленных в форме овердрафта по пластиковым картам. Причем удельный вес кредитов по малому бизнесу, в общей совокупности кредитного портфеля составляет 40%, что совпадает с основной стратегией развития ОАО «Уралтрансбанк» направленной на работу с субъектами малого бизнеса как одного из самых приоритетных направлений своей деятельности в будущем.

Рисунок 6 – Структура кредитного портфеля

ОАО «Уралтрансбанк»

 

Далее при анализе кредитной политики банка малых предприятий рассмотрим категории заемщиков.

Прежде всего, субъектов малого предпринимательства, заемщиков банка, можно проанализировать с позиций, является ли клиент юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (Таблица 5).

Таблица 5 – Кредиты, предоставленные различным категориям субъектов малого предпринимательства

Категории заемщиков   Количество предоставленных кредитов Изменение
01.01-01.11 2005 года 01.01-01.11 2006 года 01.01-01.11 2007 года на 01.01-01.11 2006 года в долях % на 01.01-01.11 2007 года в долях %
Юридические лица              
Индивидуальные предприниматели              
Итого:              

 

 

В соответствии с данными таблицы видно, что наиболее активными заёмщиками являются индивидуальные предприниматели, за период с января по октябрь 2006 года эта группа увеличилась на 7%, прирост среди юридических лиц составил 8%, в целом всего по заёмщикам произошло увеличение на 9%. За такой же период 2007 года изменения следующие: юридические лица-8%, индивидуальные предприниматели-14%, в целом по заемщикам-11%.

Далее проанализируем структуру кредитного портфеля в таблице 6 по способу предоставления.

 

Таблица 6 – Структура кредитов малому бизнесу по способу предоставления

Способ кредитования 01.01-01.11 2005 года 01.01-01.11 2006 года 01.01-01.11 2007 года
Количество выданных кредитов
Абсолютные единицы % Абсолютные единицы % Абсолютные единицы %
Разовый   70,9   68,8   65,5
Траншевые кредитные линии   29,1   31,2   34,5
Всего:   100,0   100,0   100,0

 

Анализ таблицы показывает, что наибольший удельный вес занимают разовые кредиты: в 2007 году с января по октябрь было выдано 468 кредитов (65,5%), в 2006 году – 442 кредита (68,8%), а в 2005 году – 414 кредитов (70,9%).

По траншевым линиям в 2007 году с января по октябрь было выдано 246 кредитов (34,5%), в 2006 году за такой же период – 200 кредитов (31,2%), а в 2005 году – 170 кредитов (29,1%).

 

Таблица 7 – Структура кредитного портфеля по срокам кредитования [61,62]

Срок кредитова-ния 1.01.2006 - 01.11.2006 1.01.2007 - 01.11.2007
Количество выданных кредитов, единиц Сумма выданных кредитов, рублей Количество выданных кредитов, единиц Сумма выданных кредитов, рублей
в абсолют. единицах в долях, % в абсолют. единицах в долях, % в абсолют. единицах в долях, % в абсолют. единицах в долях, %
До 1 года   25,0   32,9   23,3   20,8
До 2 лет   66,7   48,6   66,7   41,5
От 3 до 5 лет   8,3   18,5   10,0   37,7
Всего   100,0   100,0   100,0   100,0

 

При рассмотрении изменений кредитного портфеля малого бизнеса по срокам кредитования в период с 01.01.2007 по 01.11.2007 по данным таблицы 7 можно отметить, что в среднесрочной перспективе за исследуемый период было выдано на 6 кредитов (1,67%) больше, а сумма кредитования, в данной категории увеличилась на 1200000 рублей по сравнению с предыдущим периодом.

Краткосрочные кредиты в общей совокупности составляют около 1/4 всего кредитного портфеля, сюда в основном входят экспресс-кредиты на развитие бизнеса в краткосрочной перспективе.

В долгосрочной перспективе было больше выдано кредитов на сумму 107500000 рублей по сравнению с предыдущим периодом.

Далее проведем анализ кредитного портфеля по видам кредитных продуктов (Таблица 8).

 

Таблица 8 – Кредитный портфель по выдам продуктов

Виды продуктов   Сумма выданных кредитов (тыс.рублей)
на 01.10.05 на 01.10.06 Изменение на 01.10.07 Изменение
в абсолютных единицах % в абсолютных единицах %
Кредиты по Программе ЕБРР "Малый бизнес", в т. ч.:       40,1     48,0
Экспресс-кредит       1,6     4,3
Микро-кредит       2,5     6,1
Смолл-кредит       36,0     37,6
Кредиты юр.лицам по Программе УТБ       49,0     42,8
Потребительское кредитование, в т.ч.       10,9     9,1
На неотложные нужды       2,3     1,1
Доступный кредит       5,5     2,0
Автокредитование       2,3     4,8
Ипотека       0,9     1,3
Итого              

 

Анализ таблицы показывает, что в 2005 году наибольший удельный вес, в общем объеме, приходится на кредиты малому бизнесу (453810 тыс.руб.), на втором месте – кредиты юридическим лицам (420568 тыс.руб.), и на третьем – физическим лицам (133245 тыс.руб.). В 2006 году ситуация изменилась в сторону увеличения объема кредитования юридических лиц и составила 642718 тыс.руб., прирост - 49%. Кредитный портфель по малому бизнесу в 2006 году увеличился на 40,1%. Прирост потребительского кредитования – 10,9%. В 2007 году ситуация такова: кредиты малому бизнесу составили 870446 тыс.руб., прирост – 48%; юридическим лицам – 854263 тыс.руб., прирост составил 42,8%; потребительское кредитование – 227927 тыс.руб. или 9,1%.

Кредитование малого бизнеса в отраслевом разрезе представлено ниже (Таблица 9).

Анализ таблицы 9 показывает, что Банк на протяжении трех лет наиболее активно работает с предприятиями розничной торговли (в среднем 30%), оптовой торговли (в среднем 20%), с предприятиями, предоставляющими услуги (6%), строительство (7%), транспорт (5%) и прочими (2%).

В области розничной торговли в 2006 году происходит незначительный спад кредитования на 0,84%, а в 2007 году прослеживается тенденция увеличения на 2%. В области оптовой торговли ситуация аналогична, снижение в 2006 году на 2,42%, и увеличение в 2007 году – 3,75%. В отношении предприятий, предоставляющих услуги наблюдается тенденция снижения 2006 год - 1,47%, 2007 год – 5,47. В месте с тем, в области строительства и транспорта наблюдается тенденция увеличения кредитования - строительство: в 2006 году на 1%, в 2007 – 2%; транспорт 5%.

Анализ таблицы 10 показывает, что наиболее популярным обеспечением кредитов в ОАО «УТБ» является залог товарно-материальных ценностей (в среднем 20%), а также залог личного имущества (в среднем 21%).

Необеспеченные кредиты имеют тенденцию снижения. В 2006 году они снизились на 2% или 22384 тыс.руб., и в 2007 году на 1% или 23451 тыс.руб. Это происходит из-за того, что увеличились случаи мошенничества. Заемщики получают кредиты по поддельным паспортам или просто не возвращают кредиты, поскольку они ни чем не обеспечены.

В общем, кредитная политика ОАО «Уралтрансбанк» существенных изменений в области обеспеченности кредитов не понесла.


Таблица 9 – Кредитный портфель в разрезе по отраслям

Область деятельности Сумма выданных кредитов (тыс.рублей)
на 01.10.2005г. на 01.10.2006г. Изменение на 01.10.2007г. Изменение
в абсол. ед. % в абсол. ед. % в абсол. ед. % в абсол. ед. % в абсол. ед. %
Химическая промышленность 1 400 0,14   0,18   0,04   0,16   -0,01
Услуги 85 644 8,50   7,03   -1,47   1,56 -73417 -5,47
Транспорт 38 920 3,86   2,77   -1,09   7,71   4,95
Строительство 50 689 5,03   5,75   0,72   7,46   1,70
Сельское хозяйство 1 900 0,19   0,25   0,06   0,28   0,03
Связь 2 100 0,21   0,24   0,04   1,14   0,89
Розничная торговля 303 347 30,11   29,27   -0,84   31,26   1,99
Полиграфическая промышленность 3 500 0,35   0,37   0,02   0,40   0,03
Оптовая торговля 198 400 19,69   17,27   -2,42   21,02   3,75
Металлургическая промышленность 11 900 1,18   1,22   0,04   1,30   0,08
Машиностроение 8 630 0,86   0,74   -0,12   0,79   0,05
Легкая промышленность 8 500 0,84   0,73   -0,11   0,80   0,07
Добывающая промышленность 7 500 0,74   0,66   -0,08   0,64   -0,02
Государственные органы 10 170 1,01   1,03   0,02   0,85   -0,19
Прочие 30 100 2,99   2,33   -0,65   2,11   -0,22
Физические лица 244 927 24,31   30,16   5,85   22,51 -6306 -7,64
Итого 1 007 627         -       -

 

Таблица 10 – Кредитный портфель по видам обеспечения

Вид обеспечения Сумма выданных кредитов (тыс.рублей)
на 01.10.2005г. на 01.10.2006г. Изменение на 01.10.2007г. Изменение
в абсол. единицах % в абсол. единицах % в абсол. единицах % в абсол. единицах % в абсол. единицах %
Залог имущества третьего лица + Залог личного имущества   0,06   0,05   -0,01   0,04   -0,01
Залог имущества третьего лица +Поручительство   0,02   0,01   0,00   0,02   0,01
Залог личного имущества   0,07   0,04 -5 -0,02   0,04   -0,01
Залог личного имущества +Залог автотранспорта 1 980 0,20   0,14   -0,06   0,16   0,02
Залог личного имущества + Залог недвижимости 3 100 0,31   0,21 -50 -0,10   0,17   -0,03
Залог личного имущества +Залог ТМЦ 33 047 3,28   2,37   -0,91   3,01   0,64
Залог личного имущества + Поручит. 45 930 4,56   3,28   -1,28   2,85   -0,43
Залог недвижимости 10 020 0,99   0,77   -0,22   0,66   -0,12
Залог ТМЦ + Залог недвижимости 3 900 0,39   0,28   -0,11   0,29   0,01
ПОРУЧИТЕЛЬСТВО 147 500 14,60   12,95   -1,69   11,81   -1,13
ПОРУЧИТЕЛЬСТВО + Залог лич.имущ 187 900 18,70   24,54   5,90   24,10   -0,44
ПОРУЧИТЕЛЬСТВО + Залог недвиж. 100 500 9,97   11,09   1,12   12,31   1,22
ПОРУЧИТЕЛЬСТВО + Залог ТМЦ 209 110 20,80   20,66   -0,09   21,01   0,35
ПОРУЧИТЕЛЬСТВО + Залог ценных бумаг + Прочее   0,04   0,03   -0,01   0,03   0,00
ПОРУЧИТЕЛЬСТВО + Прочее 150 400 14,90   14,34   -0,58   15,27   0,93
ПОРУЧИТЕЛЬСТВО +Прочее +Залог недвижимости 2 000 0,20   0,25   0,05   0,23   -0,02
Без обеспечения 110 365 11,00   8,98   -1,97   8,00   -0,98
Итого 1 007 627         -       -

Таблица 11 – Кредитный портфель в разрезе просроченной задолженности (ПЗ)

Виды продуктов на 01.10.2005г. на 01.10.2006г. Изменение на 01.10.2007г. Изменение
Сумма договора ПЗ Уд.вес ПЗ (%) Сумма договора ПЗ Уд.вес ПЗ (%) ПЗ Уд.вес ПЗ (%) Сумма договора ПЗ Уд.вес ПЗ (%) ПЗ Уд.вес ПЗ (%)
Кредиты по Программе ЕБРР "Малый бизнес", в т. ч.: 453 810 4 515 43,3     50,5   7,1     50,7   0,2
Экспресс-кредит 18 598   8,1     8,5   0,4     7,1   -1,4
Микро-кредит 28 122 1 020 9,8     11,0   1,2     12,0   1,0
Смолл-кредит 407 090 2 654 25,5     31,0   5,5     31,6   0,6
Кредиты юр.лицам по Программе УТБ 420 568 1 396 13,4     12,8   -0,6     14,9   2,1
Потребительское кредитование 133 249 4 507 43,3     36,8   -6,5     34,4   -2,4
Итого     100,0     100,0   -     100,0   -

 


На основе таблицы 11 сделаем следующие выводы:

Сумма просроченной задолженности имеет тенденцию к увеличению, в 2006 году она возросла на 2822 тыс.руб., в 2007 – 3790 тыс.руб. это происходит из-за увеличения самого кредитного портфеля.

Наибольший удельный вес просроченной задолженности в общем объеме портфеля приходится на кредиты малому бизнесу (в среднем 48%), немного меньше приходится на потребительское кредитование (в среднем 38%), а самые добросовестные заемщики - юридические лица (в среднем 14% просроченной задолженности).

Проанализировав кредитный портфель в динамике за три последних года, мы видим, что просроченная задолженность по кредитованию юридических лиц особых изменений не испытывает: в 2005 году просроченная задолженность составила 1396 тыс.руб. (13,4%), 2006 – 1689 тыс.руб. (12,8%), 2007 – 2535 тыс.руб. (14,9%).

Иная ситуация по кредитам малому бизнесу. Наблюдается тенденция роста просроченной задолженности в 2006 году она составила 50,5% в общем объеме (увеличение на 7,2%), а в 2007 – просроченная задолженность – 50,7%.

Потребительское кредитование имеет тенденцию снижения задолженности: в 2006 году снижение составило 6,48%, в 2007 году – 2,36%. Это происходит из-за того, что была пересмотрена кредитная политика в области потребительского кредитования, и был отменен такой кредитный продукт как «Доступный кредит», который предоставлялся без обеспечения.

ОАО «УТБ» кредитует своих клиентов не только в Российских рублях, но и в долларах США и Евро.

Проведем анализ кредитного портфеля за период с 2005 по 2007 гг. в разрезе валют на основе нижеследующей таблицы 12.

Анализ данных таблицы говорит о том, что в основном банк кредитует своих заемщиков в Российской валюте, удельный вес которой в общем объеме составляет в среднем 97%. В долларах США банк выдал кредитов в размере 3%. А в Евро кредитование осуществлялось только в 2006 году, и составило 0,35% в общем объеме кредитного портфеля.

Таблица 12 – Кредитный портфель в разрезе валют

Валюта Сумма выданных кредитов (тыс.рублей)
на 01.10.2005г. на 01.10.2006г. Изменение на 01.10.2007г. Изменение
Сумма % Сумма % Сумма % Сумма % Сумма %
RUR 952 195 94,5 1 452 841 98,3   3,8   98,3   0,0
USD 55 432 5,5 20 571 1,4 -34861 -4,1   1,7   0,3
EUR   0,0   0,4   0,4   0,0 -5125 -0,4
Итого: 1 007 627   1 478 537     -       -

 

 

Далее проведем анализ кредитного портфеля в разрезе процентных ставок (Таблица 13).

На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что наиболее применяемыми процентными ставками в УТБ являются ставки – 12-16% годовых.

Ставка 14-14,5% годовых наиболее применяемая, ее удельный вес составляет 25% в 2005-2006гг., в 2007 она немного снизилась и составляет 20%.

По условиям потребительского кредитования в случае возникновения просроченной задолженности кредиты выходят на процентную ставку – 60%.

Далее проведем оценку конкурентоспособности ОАО «УТБ».

Проанализируем нижеследующую информацию по параметрам продуктов по кредитованию малого бизнеса по банкам-конкурентам УТБ по состоянию на 05.11.2007г (Таблица 14).

Проанализировав таблицу 14, мы видим, что одной из положительных сторон ОАО «Уралтрансбанк» является лимит кредитования до 15000 тыс.руб. Среди рассматриваемых банков, только Банк Москвы превосходит по ОАО «УТБ» по лимиту суммы кредитования.

Конкурентным преимуществом УТБ также является наличие разнообразных видов продуктов (Движение, Перспектива, Стабильность, Капитал, Бизнес-авто), среди рассматриваемых банков ни один не превосходит УТБ.


Таблица 13 - Кредитный портфель в разрезе процентной ставки

Процентная ставка на 01.10.2005 г. на 01.10.2006 г. Изменение на 01.10.2007 г. Изменение
Сумма (тыс.руб.) % Сумма (тыс.руб.) % Сумма (тыс.руб.) % Сумма (тыс.руб.) % Сумма (тыс.руб.) %
7,5-9% 15 400 1,53 31 400 2,12   0,60   1,89   -0,24
10-10,5%   1,97   2,19   0,20   2,18   -0,02
11-11,5% 55 230 5,48 60 840 4,11   -1,40   4,14   0,02
12-12,5%   15,30   14,31   -1,0   17,50   3,23
13-13,5%


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: