Описание опытно – экспериментальной работы




Для подтверждения гипотезы была организована опытно – экспериментальная работа,

Цель констатирующего этапа - изучить структуру межличностных отношений у учащихся начальных классов. Для этого мы использовали следующие диагностические методики:

1.Социометрия «Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе» Дж. Морено.

2. «Осознание межличностных отношений» Н.Б. Берхина, педагогический эксперимент.

Социометрия «Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе» Дж. Морено направлена на выявление в классе “лидеров”, “неблагополучных. Предложенная методика дает возможность определить следующие психологические характеристики межличностных отношений: социовалентность (степень включенности во взаимоотношения); статус детей и статусную структуру группы – сплочённость группы и взаимность контактов – уровень конфликтности (агрессивности) группы – детей, которые являются объектами групповой агрессии.

Проанализировав методику Дж. Морено (рис. 1), мы выявили структуру межличностных отношений у учащихся 2 «б» класса. В данном классе 32 % учащиеся- звёзды, 36% –предпочитаемые, 25% - пренебрегаемые, 7% - изолированные дети (см. приложение А2)

 

 

 

А так же нами была проведена методика «Осознание межличностных отношений» Н. Б. Берхина. Целью данной диагностической методики является исследование своего статусного положения в системе межличностных отношений.

Проанализировав результаты методики мы выявили, что в данном классе осознание межличностных отношений на констатирующем этапе следующее: реальные выборы больше предполагаемых на 46%, реальные выборы равны предполагаемым выборам на 44%, и реальные выборы меньше предполагаемых на 10%.

Рисунок 2. Показатель осознания межличностных отношений 2 «б» класса по методике «Осознание межличностных отношений» Н.Б. Берхина на констатирующем этапе

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в классе необходимо проводить работу по формированию межличностных отношений.

На контрольном этапе, использовались те же диагностические материалы, с целью выявления изменений результатов. Так, показатели звёзд в коллективе (32%) увеличились на 10%,предпочитаемых (36%) увеличились на 5%,пренебрегаемых (25%) уменьшилось на 10%, и изолированных (7%) уменьшилось на 5%. Сравнительные результаты социометрии Д. Морено представлены на (рис. 3):

Рисунок 3. Изменение показателей структуры формирования межличностных отношений у учащихся 2 класса «б» на констатирующем и контрольном этапах

 

Рисунок 4. Изменение показателей осознания межличностных отношений 2 «б» класса по методике «Осознание межличностных отношений» Н.Б. Берхина на констатирующем и контрольном этапах

Таким образом, на основе анализа полученных результатов, мы выявили положительную динамикувизменении структуры межличностных отношений у учащихся второго класса. Цель нашего исследования достигнута, положения гипотезы нашли свое подтверждение.

 

 

Заключение:

Проведенный анализ психолого–педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:

1.Межличностные отношения — совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному, лингвистическому, аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ.

Субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия носят название межличностных отношений. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу

2. Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности. Она проводится в форме специально организованных и постоянно текущих воспитательных дел. Воспитательное дело – это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. По целям и назначению выделяются воспитательные дела: этические, социально ориентировочные, эстетические, познавательные, спортивно – физкультурные, экологические, трудовые и др. Выделение это условно, ибо есть цель любого воспитательного дела – комплексная.

3. Игра – это школа познания, творчества, интеллектуального и духовного развития ребенка. В игре перед ребенком раскрывается мир. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. В игре дети усваивают систему отношений, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Игра представляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований. Особое место принадлежит вопросу об использовании игры в целях установления контактов между детьми. Сложность кроется в особой природе игровой деятельности: в ее многочисленных определенно неизменно подчеркивается самоценность и самопроизвольность, отсутствием практической направленности, ориентации на результат.

Полученные в результате опытно – экспериментальной работы эмпирические данные показали положительную динамику в измененииструктуры межличностных отношений у учащихся второго класса.

Цель нашего исследования достигнута, положения гипотезы нашли свое подтверждение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: