Дидактические средства для организации




самостоятельной работы студентов:

1. Таблицы №: 47, 49, 50, 56.

2. Тематические больные.

3. Фонендоскопы.

4. Банк заданий для самостоятельной работы.

5. Рентгенологические снимки.

 

 

VI. Графическая структура темы занятия

ВРЕМЕННЫЕ ПРОТОКОЛЫОБСЛЕДОВАНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ

См. «Отраслевые стандарты обследования и лечения детей с заболеваниями органов дыхания в амбулаторно-поликлинических и стацио-нарных условиях» (стр.15; стр. 23).

 

VII. Схема обследования больного.

Жалобы. Больные предъявляют жалобы на кашель в ранние утренние часы, ночью, а также в течение дня, затрудненное дыхание, наличие хрипов в легких, повышение температуры тела.

При сборе анамнеза жизни выясняют частоту респираторных заболеваний, наличие хронических заболеваний легких в семье, условия труда родителей.

При сборе анамнеза заболевания необходимо обратить внимание на начало болезни, перенесенные пневмонии, длительность и характер лечения, наличие наследственной патологии.

Сбор анамнеза заболевания проводится по общепринятой схеме и включает получение информации от родителей, а также из медицинской документации.

При осмотре больного необходимо оценить общее состояние и самочувствие больного. Обратить внимание на выраженность интоксикационного и обструктивного синдромов (частоты дыхания, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, интенсивность свистящего дыхания, вздутие грудной клетки, характер дыхания в легких, физическое развитие ребенка, признаки длительной гипоксии).

Дать оценку лабораторным и инструментальным методам исследования:

- клиническому анализу крови и мочи;

- биохимическому анализу крови (общий белок и фракции, К+, Na, Са, Р, СРБ, сиаловые кислоты);

- иммунограмме;

- исследованию функции внешнего дыхания (пикфлоуметрия, спирометрия, пневмотахометрия);

- аллергологическому статусу;

- рентгенологическому исследованию органов грудной клетки.

 

VIII. Самостоятельная работа студентов

Задание №1. Обследуйте больного с затяжной пневмонией. Для этого:

а) собрать анамнез, обращая внимание на преморбидный фон, наследственность;

б) при объективном обследовании обратите внимание на общее состояние ребенка, ведущие симптомы заболевания;

в) систематизируйте жалобы, данные объективного осмотра, лабораторные данные, данные R-обследования;

г) с какими заболеваниями проведете дифференциальный диагноз; обоснуйте свой ответ.

Задание № 2. Обследуйте вновь поступившего ребенка. Для этого:

a. соберите анамнез, обратите особое внимание на связь данного заболевания с предшествующими, характер жалоб, наследственность;

b. проведите объективный осмотр больного, установите ведущий клинический синдром;

c. сформулируйте предварительный диагноз на основании анамнеза и объективных данных;

d. составьте план обследования и лечения, обоснуйте свои назначения.

Задание № 3. Проанализируйте историю болезни ребенка с хроническим неспецифическим заболеванием легких. Для этого:

а) выделите факторы риска развития заболевания у данного больного;

б) выделите признаки поражения органов дыхания, проследите за их нарастанием в динамике;

в) оцените состояние других органов и систем в динамике заболевания;

г) оцените лабораторные и R-логические данные;

д) дайте оценку комплексу проведенных лечебных мероприятий.

Задание № 4. Составьте алгоритм лечения по приведенной схеме:

Этапы лечения Лечение, применяемое при данном заболевании Лечение данного больного
Режим Диета Этиопатогенетическая терапия Симптоматическая терапия    

Задание № 5. Составьте алгоритм распознавания болезни по предложенной схеме:

Этапы диагностики Признаки, теоретически возможные при данной нозологической форме (работа с учебником) Признаки болезни, выявленные у Вашего больного.
Жалобы Анамнез заболевания Анамнез жизни Объективный осмотр Лабораторные исследования Инструментальные исследования    

IX. Тестовый контроль

1. В течение месяца родители отмечают у девочки 6 лет субфебрилитет, снижение аппетита, бледность. На рентгенограмме легких - участок уплотнения в верхней доле левого легкого на уровне 1 межреберья, значительное увеличение лимфатических узлов в корне правого легкого и справа от трахеи. Какой патологический процесс следует заподозрить в этом случае?

1. Туберкулезный бронхоаденит

2. Лимфогранулематоз

3. Саркоидоз

4. Первичный туберкулезный комплекс

2. К клиническим формам муковисцидоза относятся все перечисленное, кроме:

1. Отечный

2. Смешанный кишечно-легочной

3. Преимущественно легочной

4. Преимущественно кишечный

5. Мекониального илеуса

3. У 9-месячного ребенка в анамнезе упорный кашель с 2-х-месячного возраста, хроническая диарея. Стул жирный, зловонный. При осмотре ребенок бледный, пониженного питания, масса тела 7 кг. В легких прослушиваются среднепузырчатые влажные и сухие хрипы. Что из представленных ниже дополнительных данных свидетельствует о муковисцидозе?

1. Повышенная концентрация электролитов натрия и хлора в поте

2. Повышенное содержание глюкозы в крови

3. Семейная родословная с аутосомно-рецессивным типом наследования сходной патологии

4. Мекониальный илеус в анамнезе

4. 4. Что из нижеперечисленных клинических признаков характерно для экксудативного плеврита?

1. Боль при наклоне в одну сторону

2. Смещение органов средостения в больную сторону

3. Коробочный звук при перкуссии

4. Везикулярное дыхание при аускультации

5. В каких случаях наблюдается экспираторная одышка?

1. Бронхит

2. Бронхиальная астма

3. Круп

4. Заглоточный абсцесс

5. При инородном теле

6. При пневмонии выявляются все перечисленные изменения перкуторного звука, кроме:

1. Укорочения

2. Ослабления

3. Притупления

4. Тупого

5. Коробочного

7. У ребенка первого года жизни число дыханий в покое 60, при беспокойстве - цианоз, выслушиваются сухие и влажные хрипы. Какой степени обструкции бронхов соответствует эта клиника?

1. Легкая

2. Средней тяжести

3. Тяжелая

8. При пневмонии основным фактором возникновения гипоксии является:

1. Повышение температуры

2. Поверхностное дыхание

3. Повышение метаболизма

4. Тахикардия

9. Парадоксальное дыхание наиболее часто наблюдается при:

1. Пневмотораксе

2. Эмфиземе легких

3. Ларингоспазме

4. Пневмонии

10. Вы назначили ребенку ампилиллин. Как его принимать?

1. За 30 мин. до еды

2. За 1,5 часа до еды

3. Через 30 минут после еды

4. Независимо от приема пищи

11. Какую из комбинаций антибиотиков Вы считаете нерациональной?

1. Пенициллин + цефалотин

2. Пенициллин + ристомицин

3. Пенициллин + эритромицин

4. Пенициллин + линкомицин

12. Выберите симптомы, характерные для хронических бронхолегочных заболеваний с диффузным пневмосклерозом, отличающие их от "малой формы" хронической пневмонии:

1. Отставание в физическом развитии

2. Пальцы в виде "барабанных палочек"

3. Дыхательная недостаточность

4. Кашель

13. Что из перечисленного нельзя отнести к основным принципам лечения хронической пневмонии:

1. Гормональная терапия

2. Длительная антибактериальная терапия

3. Физиолечение

4. Массаж, ЛФК

5. Аэрозольная терапия

14. Ребенку 12 лет. Наблюдается по поводу хронической пневмонии. Последние 2 года обострений не было. Ваша тактика в отношении наблюдения за этим ребенком?

1. Снять с учета по хронической пневмонии и считать практически здоровым

2. Продолжать диспансерное наблюдение за этим ребенком

3. Снять с учета по хронической пневмонии и наблюдать как угрожаемого с диагнозом пневмосклероза

15. При отеке легких ЦВД:

1. Повышается

2. Понижается

3. Не изменяется

16. Смещение средостения в сторону поражения может наблюдаться при:

1. Гематораксе

2. Пневмотораксе

3. Гидропневмотораксе

4. Лобарной эмфиземе

5. Ателектазе легкого

17. Какой из перечисленных препаратов стимулирует образование сурфактанта?

1. Мукосольвин

2. Мукодин

3. Солутан

4. Бромгексин

18. Комбинацию каких препаратов Вы считаете нерациональной?

1. Пенициллин + гентамицин

2. Пенициллин + аскорбиновая кислота

3. Пенициллин + никотиновая кислота

19. Пространство Траубе исчезает при:

1. Левостроннем экссудативном плеврите

2. Гипертрофии правого желудочка

3. Бронхоэктазах

4. Эмфиземе легких

5. Перитоните

 

Ответы: 1 – 4; 2 – 1; 3 – 1; 4 – 1; 5 – 2; 6 – 5; 7 – 2; 8 – 2; 9 – 1; 10 – 4; 11 – 3; 12 – 1; 13 – 1; 14 – 3; 15 – 1; 16 – 5; 17 – 4; 18 – 2; 19 – 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: