Формы неосознанной творческой активности мозга




Выделяют три формы неосознанной творческой активности мозга - надсознание, подсознание и предсознание.

Надсознание — не поддающийся волевому контролю уровень психической активности человека при решении им творческих задач.

Подсознание включает в себя неосознанные побудители творческой активно­сти и неосознанные регуляторы способов выполнения действий (операционные установки, стереотипы, автоматизмы).

Предсознание — промежуточное звено между сознанием и бессознательным человека, отражающее «назревшие тенденции».

Интуитивизм

В многочисленных исследованиях творчества оно связывается с бессознательной работой психики – интуицией. Термин «интуиция» происходит от латинского «intunito rapido e pronto» т. е. «быстро увиденный», от латинского глагола intueri, означающего «видеть внутри», «пристально, внимательно смотреть». Интуиция— мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачина основе ориентиров поис­ка, не связанных логически или не­достаточных для получения логи­ческий вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения,а также недостаточная осознанность его логических оснований. Интуиция играет большую роль в творческом процессе.

Интуитивизм -одно из наиболее ранних представлений о психологических механизмах решения творческих задач вы­ражено в понятии «интуиция». Наиболее прочно это понятие утвердилось в психологии, опиравшейся на идеалистическую теорию познания, которая еще со времен Платона признавала существование врожденных идей. Интуиция рассматривалась как внезапное озарение, осенение, свойственное лишь немно­гим избранным, как мистическая творческая активность, обе­спечивающая непосредственное постижение истины, как дар предчувствия, предугадывания. Крайнее направление этой тео­рии, известное под названием интуитивизма, отрицало в твор­ческом акте роль практики, труда и вообще какой-либо деятель­ности. Интуитивизм считает, что открытие нового происходит само по себе, самопроизвольно.

На протяжении большей части ХХ века отношение у психологов к феномену интуиции было неоднозначное. Интуиция воспринималась в лучшем случае как нечто мистическое и необъяснимое, а в худшем то, что приводит ошибкам. С 1960-х годов эта проблема стала привлекать внимание отечественных психологов. До этих пор интуиция не имела однозначного определения не только в нашей стране, но и за рубежом. Самое общее ее определение в западной психологии было следующим: «…это имеющиеся у нас знания, источник и способ получения которых мы не можем объяснить». В ходе исследований было установлено, что неверно противопоставлять интуицию логике: в процессе решения задач эти стороны интел­лекта образуют единое целое. Ме­ханизмы интеллекта состоят в симультанном объединении нескольких информа­тивных признаков разных модаль­ностей в комплексные ориентиры, направляющие поиск решения. В та­ком одновременном учете различной по своему качеству информации состо­ит отличие интуитивных процессов от дискурсивных. По мнению Е.П. Ильина интуитивное умозаключение опирается на факты действительности. Это накоп­ленные в нашем сознании разные, пестрые, часто логично не ассоциирующиеся друг с другом впечатления, которые нами не осознаются, но которые используются твор­ческой фантазией. (2009, с.80). А. Г. Спиркин отмечает: «Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже не подозревают» (1972, с. 188).

Запас приобретенных знаний, — отмечают В. Р. Ирина и А. А. Новиков, — создает неограниченный резерв человеческого познания. В результате этого источник интуи­тивного познания выступает в форме скрытого от самого субъекта, но уже имеющегося у него знания. Это знание авторы называют криптогнозой(от греч. kryptos — тайный, скрытый и gnosis — знание), т. е. временно неосознаваемое знание, о котором человек и не подозревает и которое включает в себя весь предшествующий опыт субъекта, не используемый им ранее. Авторы предполагают, что именно в поле криптогнозы, являю­щейся результатом неосознанного отражения, скрыта гносиологическая природа интуиции. Криптогноза — это зашифрованное знание, а ключ от него — в интуиции (Ильин Е.П., 2009, с.80).

Таким образом, считается, что в основе интуиции лежат особые формы переработки информации человеком, которые могут быть как образными, так и вербальными и осуществляться произвольно или непроизвольно. Неверно противопоставлять интуицию логике: в процессе творчества эти две стороны интеллекта образуют единое целое. Механизмы интуиции состоят в симультанном объединении нескольких информативных признаков разных модальностей в комплексные ориентиры, направляющие поиск решения. В таком одновременном учете различной по своему качеству информации состоит отличие интуитивных процессов от дискурсивных.Основную роль в интуиции играют семантические обобщения, относящиеся к данной области за­дач. Источниками интуиции являются: а) непроизвольная память — непроизвольное закрепление неосознанных нами при восприятии впечатлений; б) данные произвольного запоминания, которые мы решили основательно забыть; в) привычки и традиции, влияние которых на жизнь и сознание людей велико; г) подражание (Мазманян М. А., 1960).

 

Интуиция и инсайт

Иногда термин «инсайт» употребляется как синоним интуиции. Это связано с тем, что в интуиции и инсайте имеются общие компоненты. Например, О. В. Степаносо­ва (2003) выделяет в них следующие общие моменты: 1) инсайт и интуитивное знание выступают как ответ на вопрос, решение проблемы; это неко­торое осознанное знание, сопровождаемое мнением о его правильности до того, как могут быть найдены доказательства, подтверждающие данное мнение; 2) и то и другое является результатом неосознаваемого процесса. Поэтому инсайт и интуи­ция перекрывают друг друга. Однако другие исследователи психологии творчества различают инсайт и интуицию. Так, по мнению Р. Хенлей инсайт — это не­обычный способ получения обычного типа понимания. Интуиция же — это непосред­ственное знание, природа которого не связана с рассуждением. Инсайт возникает вне­запно и зачастую связан с «ага!»-переживанием. Интуиция же субъективно включает в себя подготовительную фазу, целью которой является приготовление сознания для возникновения интуитивной догадки. Если решение, возникшее при инсайте, можно впоследствии доказать и подтвердить (верифицировать), то интуитивное знание без­доказательно. И именно поэтому интуитивное решение вызывает у многих людей не­доверие к себе. Однако в современном мире интуитивному принятию решения придается большое значение. Свидетельство тому то, что американскому исследователю Д.Каннеману вручена Нобелевская премия в области экономики за исследование интуитивного принятия решений людьми.

 

Типы интуиции

Существуют разные подходы к определению видов интуиции: исходя из опыта математиков и физиков, практики музыкально-исполнительского искусства, свойств воображения и т.п. Исследователь психологии творчества Е.П.Ильин (2009, с.84-85) обращает внимание на классификацию, которую предложил психолог А. С. Кармин (2007). Исходя из того, что главным признаком интуиции служит то, что человек не осознает, как и откуда появляется у него некое знание, А.С.Кармин считает, что под ее именем скрываются весьма разнородные типы когнитивных феноме­нов. Поэтому А.С.Кармин выделяет шесть таких типов.

Интуиция как инстинктивная реакция. «Чувство опасности», «необъясни­мый страх», «безотчетный ужас», «агрессивный синдром» и тому подобные пе­реживания во многих случаях появляются на основе действия инстинктивных механизмов.

Диспозиционная интуиция. Существуют разнообразные причины предраспо­ложенности человека к определенным действиям. Такая предрасположенность нередко ведет к неосознанному выбору решения, которое, как кажется человеку, возникло непонятно как, но на самом деле обусловлено имеющимися у него дис­позициями — начиная от устойчивых черт характера и кончая мимолетными пси­хическими состояниями. Наиболее типичным примером может служить вли­яние установки по Д. Н. Узнадзе.

Перцептивная (чувственная) интуиция. Она связана с бессознательным вос­приятием и обработкой информации (субсенсорное восприятие).

Ассоциативная (имажинативная) интуиция. Наглядно-образное мышле­ние, в процессе которого выстраиваются длинные ассоциативные цепочки об­разов, нередко протекает неподконтрольно сознанию. Но на уровень сознания всплывают лишь «интуитивно» полученные итоги комбинирования, анализа и синтеза.

Логическая интуиция. Обычно интуицию противопоставляют логике. Одна­ко А. С. Кармин полагает, что в некоторых случаях логические переходы от одних утверждений к другим происходят настолько стремительно, что окончательный результат является человеку «сам собой», как неопосредованная никакими про­межуточными выкладками внезапная догадка.

Эвристическая интуиция. Она связана с бессознательными механизмами вза­имодействия между чувственно-наглядными образами и понятиями. Имеются две ее основные формы: концептуальная интуиция — переход от наглядных образов к понятиям и эйдетическая — переход от понятия к образам. «При определенных условиях акты эйдетической и концептуальной интуиции могут приводить к фор­мированию таких новых понятий, которые было бы невозможно построить сред­ствами наглядно-образного мышления. Это та интуиция, которая выступает как прорыв к принципиально новой идее. Поэтому характерные для обеих форм эв­ристической интуиции скачки мысли играют особенно важную роль в творческой деятельности человека», — пишет А. С. Кармин (Цит. по: Е.П.Ильин, 2009, с.85).

 

Интуиция и эвристика

Существует тенденция относить к интуиции эвристику. Эвристика (от греческого heurisko – нахожу, отыскиваю, открываю) - обобщенные способы решения нестандартных задач, основанные на высоковероятностных предположениях; стратегии познавательного поиска в информационно дефицитных ситуа­циях. (Известно восклицание Архимеда «эврика!», которым у него сопровождалась радость открытия. В советское время в «Комсомольской правде» так называлась тематическая рубрика).

Эвристикой в творческой деятельности называют два процесса. В узком смысле эвристика — это метод решения творческих задач при недостатке данных или при невозможности проделать огромное множество операций (например, перебора всех возможных вариантов), который опирается на догадке, интуитивном поиске решения, которое кажется наиболее верным. При этом решение оказывается одним из многих возможных и в большей или меньшей степени носит вероятностный характер. В широком смысле эвристика — метатеория организации творческого процесса, включающая знание и умение использовать всю совокупность накопленных в методологии и освоенных исследователем методологических сведений. Использование их проходит при строгом отборе тех средств исследования, которые при изучении данной проблемной ситуации релевантны — «необходимы и достаточны», чтобы решить обозначенные исследователем задачи по изучению своего предмета.

Эвристическая деятельность исследователя — это своего рода коллоквиум,собеседованиес предметом своего исследования в целях решения проблемы и вместе с тем солилоквиум — внутренний диалог, размышление над полученными данными. Коллоквиум и солилоквиум проходят на «языке» принятой научной парадигмы с включением логико- методологических «инструментов» при активном участии интуиции.

В журналистике используются следующие эвристические методы поиска:

· временное упрощение ситуации;

· анализ общего положения на отдельных примерах;

· временное блокирование некоторых составляющих в анализируемой среде;

· рассмотрение «крайних» случаев;

· решение «от конца»;

· выбор наиболее правдоподобных ходов;

· использование аналогий, решение наводящих задач;

· выбор наиболее правдоподобных ходов;

· совершение «скачков» через информационные разрывы.

Эвристика имеет ряд правил:

- в ситуации, когда первоначально известен один вариант решения, никогда не следует принимать его сразу - возможны и другие варианты: только сравнение вариантов решений позволят найти лучший;

- чем специфичнее событие, тем больше его информативная значимость; - вся информация о событии обязательно собирается вместе;

-вся исходная и оперативно поступающая информация должна подвергаться классификации и оценке.

Эти правила очень важны в информационно-аналитической работе для принятия правильного решения. Нередко люди без оценки информации одинаково реагируют как на очень ценную, так и на малоценную информацию.Продуктивность эвристического мышления зависит от отсеивания не относящейся к делу информации.Следует учитывать, что возможны отклонения от идеальной стратегии:

· выдвижение излишних предположений, усложняющих исследование журналиста;

· выбор логически излишних объектов;

· гиперболизация стандартов исследовательской работы в типичных ситуациях, игнорирование специфических особенностей частного случая.

Идеальная стратегия заключается в последовательности таких действий, каждое из которых позволяет получить максимум информации.

Разница между понятиями «эвристика» и «интуиция» по мнению О.В.Степаносова (2003) определяется на основании следующих трех положений.

Первое: ментальное упрощение (эвристика) — это сложившийся способ формирования суждения, применяемый для какого-то определенного типа ситуаций. Тем самым ситуация субъективно воспринимается как известная, опре­деленная. В случае же интуиции ситуация воспринимается как неопределенная, как обладающая долей неизвестности или новизны.

Второе: при эвристиках проявля­ется сверхуверенность в выборах, что связано с определенностью ситуации и автоматизированностью способа действий в ней. При интуитивном решении уровень уверенности колеблется в связи с неопределенностью ситуации.

Третье: при эврис­тиках суждение выносится на основе минимальной информации, при интуитивном решении используется более полная информация: эксплицитный и имплицитный опыт, новые аспекты данной ситуации, направления и возможности ее развития. (цит. по Е.П.Ильин, 2009, с. 82).

Интуиция и вдохновение

Еще в начале прошлого века русский ученый Б.А.Лезин, рассуждая о процессе художественного творчества, делил его на три стадии: труда, бессознательной работы и вдохновения. Он считал несправедливым то, что некоторые выдающиеся мыслители слишком большое значение придают интуиции. Сами творцы говорят о значительном объеме материала, с которым они имеют дело. Он требует существенных затрат сил и времени. Труд, в ходе которого накапливается информация, необходим для стимуляции бессознательной работы и вдохновения. Бессознательная работа сводится к отбору типичного, «но как эта работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок». Вдохновение – это «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание уже готового вывода. (Лезин Б.А.,1907, с. 296).


Исследователь и теоретик писательского творчества В.П.Полонский отмечал, что в переписке Ф.М. Достоевского можно найти много за­мечаний о процессе его творчества. Вот что, например, уз­наем мы о том, как писал он «Бесы». Начав роман в конце 1869 года, Достоевский рассчиты­вал окончить его к июлю 1870 года. Расчет оказался невер­ным. «Весь год я только рвал и переиначивал, - сообщает он Н.Н. Страхову из Дрездена 2 (14) декабря 1870 года. - Я исписал такие груды бумаги, что потерял даже систему для справок с записанным. Не менее десяти раз я изменял весь план и писал всю первую часть снова. Два-три месяца назад я был в отчаянии». Роман получал вид неудовлетворный. И лишь после нескольких месяцев неудач («никогда никакая вещь не стоила мне большего труда») Достоевский стал овладевать замыслом. «Вначале,- сообщал он Н.Н. Стра­хову 9 (21) октября 1870 года,- то есть еще в конце прошло­го года, я смотрел на эту вещь, как на вымученную, как на сочиненную, смотрел свысока. Потом посетило меня вдох­новение настоящее, я вдруг полюбил вещь, схватился за нее обеими руками - давай черкать написанное».

Почему же «посетило его вдохновение настоящее»? И откуда явилось оно? Слетело с неба? Пробудилось от сна? Витало где-то вне его сознания, в воздухе, а потом «вдруг» взяло его и осенило? Совершенно очевидно, что причина «вдохновения», особого «душевною подъема», «восторга», «окрыленности» есть результат предшествовавших усилий. Это тот эффект, который сопровождает успешную работу чувств и мыслей». <...>

«Вдохновенье» есть психическое состояние, появляющееся всегда, когда создаются благоприятнейшие внутренние и внешние условия для творческого акта. Оно поэтому нужно как в поэзии, так и в геометрии. И опять вспомним Пушкина: «Вдохновенье есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению поня­тий, следственно, и объяснению оных».

Такое психическое состояние есть «эффект», но не при­чина, не «источник» творческих удач. Только тогда разря­жается энергия в творческом акте, когда она была «накопле­на» заранее, когда были обеспечены внутренние условия, благоприятствующие разряду. <...>

Попытка отождествить «вдохновенье» с «интуицией», приписать «вдохновенью» особую силу «творить» помимо сознания и вне сознания, наделить его магической силой, в которой кроется «тайна искусства», - такая попытка озна­чает упорное желание некоторых наших художников и «тео­ретиков» морочить головы доверчивой молодежи. Она реак­ционна, эта попытка, ибо открывает двери той «мистической интуиции», которая является старым и непримиримым вра­гом всякого научного, то есть объективного, понимания ху­дожественного творчества и самого искусства.

Вдохновенье - спутник подлинного творчества, но не причина его, не особая сила, нисходящая на главу поэта, и не «талант», которым одних природа награждает, других лиша­ет. Вдохновенье - особое состояние сознания, возникающее во время творческого акта. Последний может начаться и без него. Именно поэтому И. С. Тургенев, которому нельзя отка­зать в известном авторитете по интересующему нас поводу, советовал: «Что же касается до труда, то без него, без упорной работы всякий художник останется дилетантом; нечего тут ждать так называемых благодатных минут вдохновения; при­дет оно — тем лучше, а нет — все-таки работать надо» и т.д.(Полонский В.,1934. С.105-106).

Контрольные вопросы

1. В чем сущность теорий бессознательной работы?

2. Что М.Вертгеймер считает центральным звеном творчества?

3. Что является кульминацией интуитивного творческого процесса?

4. Какие формы неосознанной творческой активности мозга выделяются исследователями?

5. Что является источником интуиции?

6. Каковы общие компоненты имеются у инсайта и интуиции?

7. Какие есть типы интуиции и как они характеризуются?

8. В чем разница понятий «интуиция» и «эвристика»?

Литература

Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способ­ностей // Психологический журнал. 1995. № 5.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.,1987.

Волковский Н.Л., Гришанина А.Н. Психология журналистики. СПб., 2009.

ДункерК. Психология продуктивного мышления // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003.

Мэй Р. Мужество творить. Львов; М., 2001.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009.

Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. М., 1978.

Кармин А.С. Типология интуиции//Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2007. С.25-27.

Кармин А.С. Интуиция и бессознательное. Бессознательное. Тбилиси. 1978. Т.3.С.90-97.

Кривошеев В.М. В творческой лаборатории журналиста: учеб.-практ. пособие для студентов вузов/сост. и общ. ред. В.М.Кривошеева. М., 2010.

Левинсон-Лессинг Ф.Ю. Роль фантазии в научном творчестве. Пг., 1923.

Лезин Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли: Вопросы теории и психологии творчества. Харьков. 1907. Т.1.

Лук А.Н. Концептуальная матрица века // Психология процессов художественного творчества. - Л., 1980.

Мазманян М.А. Роль вдохновения в процессе осуществления художественного замысла автора: Конференция по проблеме способностей: Тезисы докладов. Л., 1960. С.75-77.

Микалко М. Тренинг интуиции. СПб., 2001.

Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. Екатеринбург. 2002.

Полонский В. Сознание и творчество. Л., 1934.

Пономарев Я.А. Психология творчества: Тенденции развития психологической науки. М., 1988.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.

Прохоров Е.П. Исследуя журналистику: теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 "Журналитика". М., 2004.

Пушкин В.Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. М., 1967.

Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.1994.

Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологию 1990. №1. С. 164-168.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

Степаносова О.В. Современные представления об интуиции//Вопросы психологии. 2003. №4. С.133-143.

Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии //Вопросы психологии. 1998, №4. С.123-132.

Человек как субъект и объект медиапсихологии. М., 2011.

Эренбург И. Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников. СПб., 2011.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: