Права и обязанности сторон




Введение

Туристическая индустрия – это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц. Такое определение было дано на конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 1971[1]

Туризм в начале ХХ в. стал одним из ведущих направлений социально-экономической деятельности большинства государств. Развитие современной экономики России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристического бизнеса.

С начала 90–х гг. Российская Федерация приступила к формированию национального туристического рынка, который в настоящий момент активно становится частью международного. В связи с этим одной из ключевых задач государственной политики в сфере туризма становится разработка современного, всеобъемлющего законодательства с учетом норм международного права, законодательства стран СНГ И Европы. Реализуя провозглашенные Конституцией Российской Федерации права на отдых, укрепление здоровья, свободу перемещения, граждане сталкиваются с одним из видов осуществления предпринимательства - туристской деятельностью.

Для реализации своих услуг, предприниматели должны заключать отдельный договор со своим клиентом.

Договор оказания туристских услуг занимает одно из центральных мест в туризме, в том числе международном. В отличие от неорганизованной туристской поездки, регламентируемой множеством разнообразных гражданско-правовых договоров, заключаемых туристом с исполнителями отдельных услуг, для осуществления организованной туристской поездки достаточно заключения одного договора по туристскому обслуживанию с лицом, которое принимает на себя обязательство по предоставлению туристского обслуживания. Договор по оказанию туристских услуг стал активно исследоваться лишь в последнее время.

Цель моей дипломной работы является в выявлении особенностей заключения и содержания договора на оказание туристских услуг.

Указанная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Рассмотреть, что представляет собой договор;

2. Рассмотреть основные принципы заключения договора;

3. Исследовать содержание договора;

4. Провести анализ договоров на соответствие Федерального закона «Об основах туристской деятельности».

работа состоит……

В ходе исследования использовалась научная и практическая литература.

Нормативную базу исследования составили Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Закон «О защите прав потребителей» и другие законы, подзаконные правовые акты.

Глава 1. Общие положения о договоре

Договор – это двусторонняя или многосторонняя сделка, поэтому к договорам применяются все правовые нормы, касающиеся таких сделок.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы 4 различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми фактами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному до­говору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме слу­чаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой[2].

Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императив­ным нормам), действующим в момент его заключения.

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распростра­няется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.

Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обя­зуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.

Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномо­ченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установлен­ном законом порядке[3].

В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Основной принцип заключения договоров — свобода до­говора, который состоит из следующих элементов:

· субъекты гражданского права свободны в заключе­нии договора, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или доброволь­но принятым обязательством;

· стороны вправе заключить договор, как предусмот­ренный, так и не предусмотренный законом или иными пра­вовыми актами, но им не противоречащий;

· стороны вправе заключить договор, содержащий эле­менты различных договоров (смешанный договор);

· стороны свободны в выборе условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия пред­писано законом' или иным правовым актом.

Содержание договора составляют его условия, закреп­ляющие права и обязанности сторон. Выделяют следующие условия договора: существенные; обычные; случайные.

Для заключения договора необходимо достижение со­глашения сторон по всем существенным услозиям договора. Существенными признаются условия:

· о предмете договора (например, о вещи, подлежа­щей передаче по договору купли-продажи);

· прямо названные в законе или иных правовых актах как существенные для данного вида договоров (например, условие о цене в договоре купли-продажи недвижимости);

· условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение[4].

По общему правилу не считается существенным усло­вие договора о цене. В случае, когда договором оно не пре­дусмотрено, исполнение обязательства оплачивается по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взи­мается за аналогичные товары, работы или услуги (ст. 424 ГК РФ).

Обычные условия договора устанавливаются диспози­тивными нормами гражданского права и вступают в дей­ствие, если стороны своим соглашением не устранили их применение или не установили иных условий. Обычными являются условия о цене (ст. 424 ГК), сроке исполнения обязательства (ст. 314 ГК) и др.

Случайные условия изменяют или дополняют обычные условия и приобретают юридическую силу лишь в случае включения их в текст договора.

При толковании условий договора принимается во вни­мание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Если буквальное содержание условий договора не проясняется даже при сопоставлении с другими услови­ями и смыслом договора в целом, то необходимо выясне­ние действительной воли сторон.

Действительная воля сторон выясняется с учетом цели договора, предшествовавшей заключению договора, пере­писки сторон, практики, установившейся во взаимных от­ношениях сторон, обычаев делового оборота, последующе­го поведения сторон и иных обстоятельств.

Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение[5].

Публичным договором является соглашение, заключенное коммерческим (предприниматель­ским) юридическим лицом и устанавливающее его обязанности по продаже товаров, выполне­нию работ или оказанию услуг, которые такое юридическое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное об­служивание и т. п.)[6].

Коммерческое юридическое лицо не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одина­ковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми акта­ми допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ коммерческого юридического лица от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него со­ответствующие работы не допускается.

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ.

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным п. 2 и 4 ст. 426 ГК РФ, ничтожны.

Договор считается заключенным, если оформлен, содержит предмет и существенные условия (ст. 432 ГК РФ). Момент заключения договора — дата, указанная в его тексте в день его подписания сторонами.

Если договор заключается путем подачи оферты, то моментом его заключения считается день получения акцепта лицом, пославшим оферту.

Оферта — предложение заключить договор, направленная конкретному лицу (лицам), содержащее все существенные условия и полный текст договора (не хватает только подписи другой сто­роны) (ст. 435 ГК РФ). Таким образом, договор может заключаться в два этапа: сначала посылка оферты, а потом получение акцепта (ст. 438).

Акцепт — полное безоговорочное согласие с офертой. Он должен обязательно быть полным и безусловным (ст. 438 ГК РФ). Акцепт на других условиях быть не может (ст. 443 ГК РФ), в таком случае он называется новой офертой.

Основаниями изменения и расторжения договора явля­ются: соглашение сторон, если иное не предусмотрено за­коном или договором, либо судебное решение по требова­нию одной из сторон.

Суд выносит решение об изменении и расторжении в следующих случаях:

1) при существенном нарушении договора другой сто­роной (существенным признается нарушений договора од­ной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора);

2) при существенном изменении обстоятельств, из ко­торых стороны исходили при заключении договора; в этом случае необходимо наличие следующих условий:

· в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения не произойдет;

· изменение вызвано причинами, которые заинте­ресованная сторона не могла преодолеть, несмотря на проявленные заботливость и осмотрительность;

· исполнение договора без изменения его условий нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для за­интересованной стороны такой ущерб, что она в значи­тельной степени лишилась бы того, на что вправе была рассчитывать при заключении договора;

· из обычаев делового оборота или из существа дого­вора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона;

3) иные основания, установленные законом или дого­вором (например, односторонний отказ от договора поручи­тельства).

Соглашение об изменении или расторжении договора заключается в той же форме, что и договор.

При изменении договора обязательства сторон сохра­няются в измененном виде, а при расторжении — прекра­щаются с момента заключения соглашения (если иное не вытекает из соглашения или характера изменения догово­ра) или вступления в законную силу решения суда[7].

 

Глава 2. Содержание договора на оказание туристских услуг

Предмет договора

ВСТУПЛЕНИЕ..

Договор на оказание туристских услуг — основной документ, определяющий взаимоотношения туриста с обслуживаю­щей его фирмой, возможность предъявления претензий к ней и удов­летворения их в судебном порядке.

По сути, это договор розничной купли-продажи турпродукта в со­ответствии со статьей 6 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», относящийся по своему типу к категории публичных договоров. Такой тип договора является новым для российского законодательства и имеет следующие особенности:

· турфирма должна вступать в договорные отношения с любыми юридическими и физическими лицами, которые к ней обращаются. Она не вправе отдавать предпочтение одному лицу перед другим;

· стоимость туристских услуг, а также иные условия договора меж­ду клиентом и турфирмой должны быть одинаковыми для всех кате­горий потребителей, исключая случаи, когда законом или правовыми актами допускается предоставление кому-либо из них льгот;

· отказ турфирмы от заключения договора возможен только в том случае, если у нее отсутствует возможность предоставить услуги.

Договор на туристское обслуживание должен содержать все суще­ственные условия договора, изложенные в статье 10 Федерального за­кона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

К существенным условиям договора относятся:

· информация о туроператоре или турагенте (его наименование, номер лицензии на право осуществления международной туристской деятельности, номера сертификатов соответствия, юридический ад­рес и банковские реквизиты);

· сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации турпродукта;

· достоверная информация о потребительских свойствах турпро­дукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, условиях безопасности туристов, результатах сертифи­кации турпродукта;

· дата и время начала и окончания путешествия, его продолжи­тельность;

· порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

· права, обязанности и ответственность сторон;

· розничная цена турпродукта и порядок оплаты. В соответствии с Международной конвенцией по контракту на путешествие организа­тор путешествия не может увеличить общую сумму контракта на путе­шествие, если это не продиктовано изменением валютных курсов или транспортных тарифов, и то только в том случае, если такая возмож­ность оговорена в туристских документах;

· минимальное количество туристов в группе, срок информирова-ния туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобо­ра группы;

· условия изменения и расторжения договора, порядок урегулиро­вания споров и возмещения убытков сторон;

· порядок и сроки предъявления претензий туристом.

В договор могут также включаться условия оформления, порядок использования ваучера, условия страхования, форсмажор.

Помимо основных условий текст договора должен содержать:

· номер, дату и место заключения договора;

· предмет договора (оказание туруслуги);

· порядок вступления договора в силу и срок действия договора;

· подписи сторон и печать продавца.

Договор готовится в двух экземплярах, подписывается представи­телем фирмы и туристом и остается у каждого из них в одном экземп­ляре. Туристская путевка является приложением к договору, в котором указываются конкретные условия путешествия и потребительские свойства туристской услуги. (см. Приложение 1)

Типовая форма туристской путевки ТУР-1 относится к докумен­там строгой отчетности. Турист расписывается в ней за ваучеры в пунктах пребывания на маршруте. (см. Приложение 2)

Именной ваучер включает следующие атрибуты:

· номер ваучера при регистрации документов строгой отчетности;

· полные реквизиты туроператора;

· полные реквизиты контрагента;

· реквизиты туриста (ф.и.о., паспортные данные, адрес, теле­фон);

· страну турпоездки, номер и наименование маршрута. Основное содержание, виды и класс услуг (трасфер, размещение, питание, экс­курсии и др.), количественные и качественные показатели;

· сроки и место начала и окончания тура;

· полные транспортные характеристики (вид транспорта, класс: обслуживания, номер рейса, место и срок вылета и аналогичные дан­ные по возвращению обратно);

· подписи клиента, ответственного лица турагентства, штампы и печати, подтверждающие действительность ваучера[8].

Оплата должнапроизводиться в сроки и в порядке, указанные в договоре. Если невозможность оплаты услуг наступила по вине заказчика, то он должен оплатить услугу в полном объеме, поскольку иное не предусмотрено законом или данным договором. Другой порядок оплаты услуги определен законом при условии, что невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые стороны не отвечают. На заказчика так же, если иное не предусмотрено законом или договором, возлагается обязанность возместить исполнителю только фактически понесенные им расходы по исполнению договора (ст. 15 ГК).

За услуги по туристскому обслуживанию взимается плата, установленная соглашением сторон, если иное не установлено законом, иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества для туристов по оплате услуг по туристскому обслуживанию понесенные в связи с этим расходы возмещаются туроператору за счет средств соответствующего бюджета. Турист обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. Если иное не установлено договором, турист обязан оплатить услуги, входящие в туристическое обслуживание, туроператору. В случае, когда договором с туроператором предусмотрена возможность оплаты отдельных услуг непосредственно третьим лицам, такая оплата является составной частью общей оплаты по договору.

В случае, когда договором предусмотрена предварительная оплата услуг туроператора, неоплата туристом таких услуг в установленный договором срок признается отказом туриста от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Турист вправе в любое время отказаться от договора оказания услуг по туристскому обслуживанию. В этом случае туристу возвращаются все уплаченные им по договору денежные средства. Неявка туриста к месту начала тура рассматривается как невозможность исполнения договора по вине туриста, если иное не предусмотрено договором оказания услуг по туристскому обслуживанию. В соответствии с п. 1 ст. 782 ГК РФ отказ заказчика (туриста) допускается при условии возмещения исполнителю (туроператору, турагенту) фактически понесенных им расходов. Таким образом, подлежат возмещению убытки не в полном объеме, а только реальный ущерб в определенной части.

При отказе от исполнения договора до начала оказания услуги турист обязан возместить туроператору (турагенту) его фактические расходы, понесенные в целях исполнения договора до момента отказа. В случае отказа от исполнения договора в процессе оказания услуги турист возмещает туроператору (турагенту) его фактические расходы, которые он понес до этого момента в целях исполнения той части договора, от которой турист отказался. Та же часть услуги, которой турист воспользовался, должна оплачиваться им по правилам ст.731 ГКРФ[9].

Права и обязанности сторон

Изложение в Законе о туризме прав туриста начинается с указания стадий услуги, когда эти права начинают действовать: это стадия не только ее исполнения (во время путешествия, включая транзит), но и подготовки к ней.

Под подготовкой к путешествию следует понимать намерение туриста заказать услугу (см. Приложение 3), высказанное конкретной туристической организации, что делает туриста потребителем согласно определению этого понятия в Законе РФ «О защите прав потребителей». При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право:

· получить необходимую информацию о поездке (программе, маршруту, дате, условиям обслуживания, стоимости), а также своевременное уведомление об изменениях (см. Приложение 4);

· получить услуги в соответствии с условиями договора, заключенного с турфирмой;

· аннулировать свой заказ;

· получить возмещение стоимости не предоставленных услуг или компенсацию в случае обслуживания, не соответствующего условиям договора.

Турист обязан:

· правильно сообщить все необходимые информационные данные для организации и оформления тура;

· ознакомиться с общими условиями и правилами продажи туров и условиями конкретного тура;

· выполнить все надлежащие формальности, связанные с оформлением документов и предписанного медицинского обеспечения;

· своевременно оплатить стоимость тура и всех заказанных дополнительных услуг;

· получить в установленный срок все надлежащие документы (ваучер, транспортные, страховой полис и иные), предусмотренные и необходимые для следования в турпоездку;

· прибыть на собрание тургруппы, проводимое перед выездом турфирмой для сообщения оперативной информации о деталях проведения тура;

· прибыть в срок и без опоздания в указанное место сбора перед отправлением тургруппы, имея при себе надлежащие документы и требуемую сумму денег в валюте, если таковое установлено правилами таможенного и фискального режима страны турпоездки;

· соблюдать правила таможенного, фискального и санитарного режима, установленные для прохождения туристами контроля на границах; оплатить все необходимые таможенные и иные сборы и пошлины в стране пребывания, уплачиваемые персонифицировано;

· соблюдать правила внутреннего распорядка в процессе выполнения турпоездки и подчиняться распоряжениям и указаниям руководителя группы;

· соблюдать правовые нормы РБ и страны пребывания и нести персональную ответственность за их соблюдение;

· уважать местные обычаи, религиозные устои и законы страны пребывания;

· возместить причиненный иностранной фирме, организациям-посредникам турфирмы и гражданам ущерб непосредственно на месте причинения вреда в соответствии с правилами, действующими на территории пострадавшей стороны.

В свою очередь турфирма имеет право:

· вносить по согласованию с клиентом до начала поездки изменения в программу и условия тура, вызванные форс-мажорными обстоятельствами;

· вносить изменения в ходе самой поездки, если таковые возникли в связи с форс-мажорными обстоятельствами. При этом фирма будет принимать все меры к тому, чтобы по возможности сохранить характер и классность оплаченных клиентом услуг;

· расторгнуть договор с клиентом, если клиент в установленный в договоре срок не оплатил полностью стоимость туруслуг и стоимость тура. При этом фирма никакой ответственности перед клиентом не несет;

· взыскать с клиента штраф в случаях и размерах, оговоренных в договоре.

Турфирма обязана:

· организовать туристское обслуживание в соответствии с заключенным с клиентом договором и настоящими Правилами;

· оформить для клиентов необходимые туристические и проездные документы;

· предоставить туристу полную и достоверную информацию о программе, стоимости и условиях тура, местных условиях, обычаях, законах и правилах страны пребывания; таможенном, фискальном и санитарном режиме, особых требованиях по обеспечению безопасности;

· своевременно подать в посольство страны назначения документы на получение иностранных виз. При этом фирма не несет ответственность за отказ клиенту в визе, а также всевозможные задержки в выдаче документов по вине иностранных представительств;

· своевременно (в течение 3 дней после получения сведений от контрагентов) информировать клиента о происшедших изменениях в условиях поездки (изменение сроков, условий обслуживания) и получить подтверждение (или отказ) клиента. В случае, если по истечении 3 дней после извещения клиент не отказывается от поездки, фирма считает, что клиент согласен с предложенными изменениями;

· выплатить клиенту расходы, возникшие у него по вине фирмы;

· оказать клиенту содействие в получении клиентом страховой суммы в соответствии с правилами страхования;

· провести инструктаж о соблюдении правил личной безопасности туриста. Порядок проведения инструктажа определен Инструкцией о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, утвержденной постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 10.07.2007 N 17.;

· обеспечить исполнение взятых на себя обязательств по проведению тура на должном уровне и предоставить услуги в соответствии с программой и сертификатом соответствия.

При выполнении любых договорных отношений у сторон возникают права и обязанности. Знание прав и обязанностей субъектами туристической деятельности и потребителями туристических услуг — туристов, поможет избежать проблем во время отдыха.

Ответственность сторон

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в договоре на оказание туристских услуг должна быть закреплена ответственность сторон в случае нарушения условий договора. Закон устанавливает ответственность туроператора перед туристами (заказчиками) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договору о реализации туристского продукта независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. Туроператор отвечает перед туристами (заказчиками) за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами или иными российскими нормативными правовыми актами не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (ст. 9 Закона). Следует заметить, что на практике, в большинстве случаев в договоре турфирмы подробно расписывают ответственность туриста, а свою ответственность ограничивают либо указывают, что фирма несет ответственность за нарушение обязательств в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Любой потребитель, в том числе и турист, имеет право на то, чтобы оказываемые услуги не причиняли вред его здоровью, жизни и имуществу. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков услуги, а также вследствие непредставления достоверной или полной информации об услуге, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме независимо от его вины и независимо от того, состоял ли потерпевший с ним в договорных отношениях.

Статья 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность турфирмы за ненадлежащую информацию в том случае, если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации об услуге или исполнителе повлекло: приобретение услуги, не обладающей необходимыми потребителю свойствами. Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков[10]. Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые турист, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые он получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При невозможности использовать приобретенную услугу по назначению потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. Данное право может быть реализовано до отправления в поездку в случае, когда путевка приобретается заранее.

Следующий вид ответственности - это ответственность за нарушение сроков оказания услуг. Чаще всего турфирмы уже после заключения договора переносят сроки начала и окончания путешествия, объясняя это отсутствием билетов на самолет, номеров в гостинице и т.п. Однако в силу ст. 314 ГК РФ и ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» обязательства должны исполняться в срок, установленный договором. В случае просрочки турист вправе:

а)назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию услуги и потребовать уменьшения цены за оказание услуги. Соглашение о переносе срока также должно быть оформлено в письменном виде и подписано двумя сторонами. Чаще всего турфирмы делают исправления в договоре или путевке и не обязывают туриста подписаться под исправлениями. Такой перенос срока будет односторонним изменением условий договора. Как показывает практика, ни одна турфирма при переносе срока путешествия не уменьшает цену путевки. Вероятнее всего, потому, что турист даже не подозревает о такой возможности;

б) поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения цены за оказание услуги;

г) расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, причиненных туристу в связи с нарушением сроков начала и окончания путешествия. Убытки должны быть возмещены в течение 10 дней после предъявления соответствующего требования туристом. За нарушение данного срока ст. 31 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает взыскание с фирмы в пользу туриста за каждый день просрочки неустойку в размере 3% стоимости путевки (но не более стоимости путевки). Цена оказанной услуги, возвращаемая при расторжении договора, а также учитываемая при уменьшении цены оказанной услуги, рассчитывается исходя из цены услуги на день удовлетворения требования о расторжении договора (в случае повышения цены). А в случае снижения цены на оказанную услугу - на день приобретения путевки.

При расторжении договора об оказании услуги, если исполнитель своевременно не приступил к ее оказанию, турфирма не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе оказания услуги, а также платы за уже оказанную услугу. Фирма не может удержать с туриста при расторжении договора свои расходы на получение визы на туриста, приобретение на его имя авиабилетов и т.п. Это относится и к расходам, произведенным фирмой непосредственно в стране временного пребывания туристов.

Статья 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает взыскание с турфирмы за нарушение установленных сроков начала и окончания оказания услуги или назначенных туристом новых сроков за каждый день просрочки неустойку в размере 3% цены путевки (но не более цены путевки). Если исполнителем были нарушены установленные сроки начала и окончания оказания услуги, неустойка взыскивается за каждое нарушение, однако ее сумма не может превышать общую цену заказа. Законодательством о защите прав потребителей предусматривается ответственность турфирмы за обнаруженные туристом недостатки в выполненной работе. Недостаток - несоответствие услуги стандарту, условиям договора и обычно предъявляемым требованиям к качеству услуги. Существенным недостатком является тот, который делает невозможным или недопустимым использование услуги в соответствии с ее целевым назначением, либо который не может быть устранен либо делает результат услуги иным, чем предусмотрено договором, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. В силу ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» обнаружение в уже оказанной услуге недостатков дает право туристу по своему выбору требовать:

1) безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги. Предположим, туриста поселили в отель худшей категории, так как в отеле, предусмотренном договором, не оказалось свободных мест. Фирма должна за свой счет переселить туриста в другой отель. Если же турист был вынужден сам оплатить свое проживание, то турфирма обязана компенсировать его затраты;

2) соответствующего уменьшения цены оказанной услуги. Например, туристу пришлось проживать в отеле более низкой категории либо какие-то из оплаченных экскурсий не состоялись - фирма обязана вернуть разницу в стоимости;

3) возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Обнаружение существенного недостатка в уже оказанной услуге или существенного отступления от условий договора дает туристу право расторжения договора и возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками оказанной услуги. Эти убытки также должны быть возмещены в 10-дневный срок с момента предъявления соответствующего требования туриста. За нарушение этого срока предусматривается взыскание с фирмы в пользу туриста за каждый день просрочки неустойки в размере 3% стоимости путевки (но не более стоимости путевки).

Закон РФ «О защите прав потребителей» не содержит каких-либо изъятий из общих правил начисления и взыскания неустойки; суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. Закон также предусматривает, что, если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме. Кроме этого, при вынесении решения в пользу туриста суд вправе вынести решение о взыскании с турфирмы, нарушившей права потребителя (туриста), в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя (туриста). Пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» го



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: