Отличие новой пенсионной системы от старой




Имени Героя Советского Союза Бориса Павловича Трифонова»

Методическая комиссия экономико-правовых дисциплин

Специальность:

030912 «ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМ)

на тему:

 

Автор работы:

студент____ курса

_______ формы обучения

Ф.И.О.________________

подпись_______________

*

Руководитель работы:

должность, звание_______

Ф.И.О.________________

подпись______________

Председатель МК СПД

должность, звание______

Ф.И.О.

подпись

 

Нижний Новгород


Введение.

C принятием и вступлением в законную силу с 2002 года Федеральных законов:, "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации","О трудовых пенсиях в Российской Федерации" "Об обязательном пенсионном страховании", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в России запущен механизм пенсионной реформы.

Идея проводимой реформы пенсионного обеспечения была одобрена в 1995 г. Постановлением Правительства РФ от 07.08.95 № 790. В этом документе был отражен не только анализ сложившийся ситуации в пенсионной системе, но и подчеркнулось необходимость ее реформирования. В первую же очередь намечалось изменение пенсионного законодательства в сфере управления и финансирования пенсионной системы.

Пенсионная реформа, проводимая в России, конечно же затрагивает каждого человека в стране.

Пенсионное обеспечение - это базовая и одна из самых наиболее важных соц - гарантий стабильного развития общества в целом, поскольку оно представляет интересы нетрудоспособного населения.

В России в на данный момент проживает примерно около 42 млн. инвалидов и членов семей, престарелых, потерявших кормильца.

В данный момент очень актуален вопрос об изучении и рассмотрении пенсионной реформы в России.

Все нововведения которые происходят в пенсионной системе включают в себя задачи, которые предполагают решить основные проблемы старой пенсионной системы, такие как:

- повысить уровень пенсионного обеспечения граждан;

-достичь финансовой сбалансированности пенсионной системы;

-сформировать стабильность источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Целью данной дипломной работы является изучение пенсионной системы в Российской Федерации и процессы происходящие в ходе её реформирования.

Поставленная цель поставила изучить такие вопросы как:

- изучение истории развития системы пенсионного обеспечения;

- рассмотреть этапы развития реформирования пенсионной системы в России;

-так же изучить основные направления и аспекты реформирования Российской системы пенсионного обеспечения;

-рассмотреть и сравнить новую пенсионную систему от старой;

-оценить состояние пенсионной реформы в настоящее время.

Актуальность данного работы заключается в том, что с помощью данной работы можно выявить основные этапы развития пенсионной реформы, а также дать оценку реформированию пенсионного обеспечения.

 

 


1.

 

Глобальный процесс старения населения принципиально меняет демографическую структуру населения.Этот процесс ставит перед нами вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявляет всё больше новых требований к пенсионным системам.

В России такой вопрос стал наиболее важен в середине 1990х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на так называемом принципе "солидарности поколений", что значило перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию.

Но пенсионное обеспечение, охватывающей большую часть населения, пенсионная система характеризовалась целым рядом недостатков. Таких как:

1. Низкий уровень пенсионных выплат, которые не повышались в случае повышения стоимости жизни.

2. Относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин),

4. Так же высоко распространенная практика досрочного выхода на пенсию.

До 2002 года пенсионная система Российской Федерации была полностью распределительной, и основана на принципе «солидарности поколений». Суть такой пенсионной системы заключалась в том что: финансирование выплачиваемых пенсий происходило исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов. То есть деньги собирающиеся с работников сразу же выплачивались пенсионерам.

Но распределительная система может успешно работать только тогда, когда численность пенсионеров невелика -в таком случае на одного пенсионера приходится несколько работников, которые его содержат. Поэтому если на одного пенсионера приходится 4-5 работающих граждан, проблем с выплатам пенсии не возникает вовсе. Но так как старение не избежно, то и как в других странах и в России происходит относительное старение населения: то есть численность пенсионеров населения растет, а численность работающих граждан падает.

Такое состояние пенсионной системы привело к кризисному состоянию Пенсионного фонда РФ в конце 1990-х годов показало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения.

Это привело к необходимости реформирования российской пенсионной системы. В мае 1998 года правительство России приняло Программу пенсионной реформы, предполагающую реализацию смешанного варианта начислений пенсий.

После принятия Программы пенсионной реформы, пенсионеры превратились в бедную категорию населения, которая стояла на грани выживания. Быстрое снижение рождаемости приводит к демографическому кризису, то есть значительному уменьшению численности каждого последующего поколения по отношению к предыдущему.

Пенсионная система России начала испытывать кризисные явления, основными признаками которых являются:

-нарушение принципа зависимости размер пенсии от трудового вклады пенсионера;

-резкое снижение уровня жизни пенсионеров, которое наиболее наглядно проявляются в отставании минимального размера пенсионного обеспечения от прожиточного минимума пенсионера;

-сужение дифференциации минимального, среднего и максимального размеров пенсии по причине увеличении удельного веса компенсационно-уравнительных доплат к минимальному размеру пенсии и снижения влияния "зарплатного фактора" на размер назначенной пенсии;

-разбалансированность бюджета ПФР по причине роста расходов Пенсионного фонда на многочисленные виды выплат, не обеспеченным адекватным поступлением страховых платежей (надбавки и повышения различным категориям пенсионеров, расширение прав пенсионеров на получение пенсии по выслуге лет, на льготные и "северные" пенсии в ущерб пенсиям по старости (т.е. по наступлении страхового возраста), сохранение пенсии работающим пенсионерам и т.п.);

-неурегулированность финансовых взаиморасчетов бюджета Пенсионного фонда с федеральным бюджетом РФ, Государственным фондом занятости и т.д. [1]

Подводя итоги вышеизложенному могу сказать, что необходимость пенсионной реформы в России вызвана наличием ряда проблем:

Во-первых, существовавшая ранее система, когда пенсии выплачиваются за счет налогов, уплачиваемых работодателями, уже не могла обеспечить приемлемого уровня пенсий. Дело в том, что доля пенсионеров растет: если раньше на одного пенсионера приходилось 3-4 работающих, и это позволяло выплачивать приличные пенсии, то сейчас в России уже меньше двух работающих на одного пенсионера и это число всё сокращается и дальше. Во-вторых, размер пенсий слабо связан с размером зарплаты, а это не создает стимулов выводить зарплаты из тени. Это и явилось основанием для проводимой в нашей стране пенсионной реформы.

 


В России новый этап пенсионной реформы начался в 2002 году.

Основная цель — достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему.

Так как, распределительная система это основанная на принципе солидарности поколений: выплаты пенсионерам осуществлялись за счет пенсионных отчислений работающей части населения. То такая система перестаёт работать при условиях демографического роста, то есть численность рабочих снижается, а численность пенсионеров растёт.

Необходимость в пенсионной реформе возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается, число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается

Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

С 2002 года граждане Российской Федерации получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Это значит, что каждый гражданин России вправе перевести свою накопительную часть в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо в частную управляющую компанию (ЧУК).

Распределительно-накопительная система, это комбинированная система. И элемент распределительной системы в ней работает в отношении тех людей, к которым у государства есть обязательства за предыдущие годы отработанные. Те же люди, которые сейчас работают, накапливают себе на пенсию. Каким образом формируется их будущий пенсионный капитал? В Российской Федерации есть система налогообложения, и до недавнего времени пенсионный капитал каждого человека формировался за счет единого социального налога. В настоящее время единый социальный налог отменен, но отменено только название, потому что работодатель продолжает платить те же деньги, но теперь они называются «страховые взносы». Так вот до 2011 года размер страхового платежа составлял 26 % от фонда оплаты труда. 26 % — более четверти фонда заработанной платы — передавалось в социальные фонды: это Фонд социального страхования, Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования.

Современная распределительно-накопительная пенсионная система в России начала функционировать с 1 января 2002 года. С этого времени начала действовать новая система обязательного пенсионного страхования. После реформы трудовая пенсия стала состоять из трех частей: страховой, накопительной и базовой.

Накопительная часть трудовой пенсии формируется у лиц 1967 г.р. и моложе.

Базовая часть устанавливается в твердых размерах.

Страховая часть зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете, и стажа. Накопительная часть — зависит от суммы учтенных взносов и начисленного инвестиционного дохода. Расчет размера пенсии, осуществляется по формуле, установленной федеральным законом.

Информация об уплаченных страховых взносах отражается на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

С 2008 года накопительная часть составляет 6 %, а страховая часть — 8 % от заработной платы.

С 2010 года Единый Социальный налог отменен и осуществлен возврат к системе страховых взносов. Максимальный размер заработной платы, влияющий на размер пенсии, установлен на уровне 415 тысяч рублей в год.

Работодатель платит = 26 % (единый социальный налог/страховой взнос) от размера заработной платы сотрудника, из них на медицинское и социальное страхование — 6 %, а в пенсионный фонд — 20 %, которые в свою очередь разбиваются на три части: 6 % — базовая, 10 % — страховая и 4 % — накопительная часть.

Индивидуальный предприниматель платит фиксированную ставку ежемесячно. Организации, пользующиеся упрощённой системой налогообложения, не платят ЕСН, а платят только 10 % как страховой взнос и 4 % как накопительный.

На данный момент накопительная часть пенсии по умолчанию находится в Пенсионном фонде РФ (ПФР) под управлением Государственной управляющей компании (ГУК).

Застрахованное лицо может перевести пенсионные накопления не чаще одного раза в год, до достижения возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.


Три составляющие

Право на обращение за выплатой накопительной части из числа получателей трудовой пенсии по старости имеют мужчины моложе 1953 года рождения и женщины моложе 1957 года. Если пенсионные накопления гражданина из числа получателей трудовой пенсии по старости составляют 5 и менее процентов по отношению к общему размеру его трудовой пенсии, то ему будет произведена единовременная выплата. Если назначение единовременной выплаты производит Пенсионный фонд России, то выплата пенсионных накоплений будет произведена вместе с пенсией (тем же доставщиком или на тот же счет в банке).

На единовременную выплату также могут рассчитывать граждане, получающие социальную пенсию или трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца, которые не приобрели права на трудовую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа (не менее пяти лет), но достигли общеустановленного пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет). При этом у них должны быть пенсионные накопления.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ = ПН / Т, где

НЧ — размер накопительной части трудовой пенсии по старости;

ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, при назначении пенсии в 2013 году он составляет 228 месяцев.

Базовая часть представляет собой гарантированные и устанавливаемые государством ежемесячные выплаты в твердой денежной сумме. В настоящее время размер базовой части трудовой пенсии по старости составляет 1 950 руб. в месяц. Для некоторых категорий лиц размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном по отношению к общему размере. Лица пожилого возраста и инвалиды постоянно нуждаются в постороннем уходе, что связано с дополнительными финансовыми затратами, поэтому этим категориям лиц базовая часть трудовой пенсии устанавливается в повышенном размере. Размер базовой части трудовой пенсии по старости для лиц, достигших 80-летнего возраста, составляет 3900 руб. в месяц.

В таком же размере (3900 руб. в месяц) устанавливается размер базовой части инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени.

Также повышенный размер базовой части трудовой пенсии устанавливается для лиц, имеющих на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении одного члена семьи размер базовой части составляет 2600 руб. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера двух членов семьи – 3 250 руб. в месяц, при наличии на его иждивении трех и более членов семьи – 3900 руб. в месяц.

Если пенсионер, на иждивении которого находятся члены семьи, достиг 80-летнего возраста или является инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, то устанавливается еще более высокий размер базовой части пенсии.

При наличии одного члена семьи на иждивении пенсионера, достигшего 80-летнего возраста или имеющего ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии выплачивается ему в размере 4550 руб. в месяц. Если на иждивении такого пенсионера находится два члена семьи, то размер базовой части составляет 5200 руб. в месяц, если три или более членов семьи, то размер базовой части составляет 5850 руб. в месяц.

В повышенном размере устанавливается размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим или работавшим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, размер базовой части увеличивается на соответствующий районный коэффициент. Данные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ и в зависимости от района проживания. Если пенсионер выезжает на новое место жительства, то размер базовой части его пенсии устанавливается в соответствии с коэффициентами нового места жительства либо без учета коэффициентов, если новое место жительства не относится к категории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Лицам, работавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и имеющим страховой стаж не менее 20 лет, базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в размере 2925 руб. в месяц, за исключением случаев, когда эти лица достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени или имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении этой категории лиц одного нетрудоспособного члена семьи базовая часть пенсии выплачивается в размере 3900 руб. в месяц, при наличии на их иждивении двух членов семьи – 4875 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи – 5850 руб. в месяц.

Пенсионерам этой категории, достигшим 80-летнего возраста или имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии устанавливается в размере 5850 руб. в месяц. Если же пенсионеры этой категории достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то размер базовой части трудовой пенсии будет составлять: при наличии на иждивении одного члена семьи – 6825 руб. в месяц, при наличии на иждивении двух членов семьи – 7800 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи размер базовой части будет составлять 8775 руб. в месяц.

Также в повышенном размере устанавливается базовая часть трудовой пенсии лицам, проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при условии, если они имеют страховой стаж не менее 20–25 лет. Этой категории лиц базовая часть устанавливается в размере 2535 руб. в месяц. Если лица этой категории достигли возраста 80 лет или имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части составляет 5070 руб. в месяц. Если на их иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, то при наличии одного такого члена семьи размер базовой части будет составлять 3380 руб. 60 коп. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера этой категории двух членов семьи сумма базовой части составляет 4225 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи базовая часть выплачивается в сумме 5070 руб. в месяц. Если же пенсионер этой категории достиг 80-летнего возраста или имеет ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеет на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то при наличии одного члена семьи базовая часть выплачивается им в размере 5915 руб. в месяц, при наличии двух членов семьи им выплачивают 6760 руб. в месяц, при наличии трех или более членов семьи – 7605 руб. в месяц.

В 2011 году было принято решение увеличить ставку этого тарифа до 34 % процентов. Это привело к тому, что бизнес завопил, что при такой нагрузке мы не сможем развиваться, потому что это очень высокая нагрузка, особенно что касается малого и среднего бизнеса. Это очень тяжело, очень сложно. И в последнее время президентом страны и правительством предпринимаются меры для того, чтобы вернуться к тому, чтобы снизить эту нагрузку. По крайней мере, сейчас идет речь о том, чтобы снизить этот страховой взнос до 30 %.

Страховая часть пенсии – это одна из частей трудовой пенсии застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования лица.

Выплаты страховой части пенсии (вместе с накопительной) гражданам РФ предусмотрены с 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. По умолчанию она также, как и накопительная, находится в распоряжении Пенсионного фонда России.

Размер страховой части пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и объемов страховых взносов от фонда заработной платы застрахованного лица (сейчас работодатель отчисляет 16% от годового фонда заработной платы работника на страховую часть его пенсии).

Расчет размера страховой части пенсии производится по формуле:

СЧ = ПК / Т + Б, где

· СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

· ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

· Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии. При назначении пенсии в 2012 году он составляет 216 месяцев, начиная с 2013 года – 228 месяцев;

· Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. По состоянию на 01.04.2013 общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (Б) составляет 3610 рублей 31 копейка в месяц.

Страховая часть пенсии индексируется (увеличивается) по решению Правительства один или несколько раз в год исходя из уровня роста цен на товары и услуги за соответствующий период.

Что такое расчетный пенсионный капитал (ПК)?

Расчетный пенсионный капитал, в свою очередь, вычисляется по следующей формуле:

ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где

· ПК1 – расчетный пенсионный капитал, исчисленный при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002;

· СВ – сумма валоризации. Валоризация – денежная переоценка пенсионных прав всех россиян, имеющих трудовой стаж до 2002 года.

· ПК2– сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 01.01.2002


Этапы

Пенсионный фонд России (иначе – ПФР или ПФ РФ) является крупнейшей системой в сфере оказания социальных услуг гражданам Российской Федерации. ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение.

Свою деятельность Государственный пенсионный фонд начал с 22 декабря 1990 года. Он был основан постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Предполагалось, что после принятия ряда документов, данное направление работы финансового обеспечения будет выделено в самостоятельный внебюджетный фонд, как, собственно, и произошло.

Бюджет ПФР утверждается отдельным законом одновременно с принятием федерального бюджета РФ. Средства для выплаты пенсий формируются за счет поступлений страховых взносов граждан, а также работодателей. Данные взносы носят обязательный характер.

В 1992 году вышел указ президента Российской федерации № 1077«О негосударственных пенсионных фондах». Указ дал старт созданию и работе НПФ. Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона. На основании Указа в 1993—1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.

А в 1995 году в Гражданском кодексе введен в правовой оборот понятие «фонд», как некоммерческой организации.

Правительством была одобрена «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской федерации».

В ПФР теперь ведется учет сведений о пенсионных правах каждого гражданина страны. Пенсионный фонд России фиксирует личные данные для установления пенсии. На индивидуальном страховом счете гражданина содержится информация обо всех страховых взносах, т.е. копится его будущая пенсия. Персональный номер лицевого счета (СНИЛС) указывается на карточке обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ежегодно ПФР рассылает извещения («письма счастья»), благодаря которым каждый может следить за состоянием личного пенсионного счета. Проект действует в 5 регионах страны.

1998 год стал особенно важным для негосударственных пенсионных фондов. Вступил в силу федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Данный закон определил деятельность по негосударственному обеспечению у НПФ и их права. Он также закрепил новые понятия в пенсионной системе РФ, обязательства фонда перед его вкладчиками и участниками.

В 1998 году персонифицированный учет стал использоваться в тестовом режиме для назначения пенсий, а в 2000 им были охвачены все работающие жители страны в 22 субъектах РФ.

В 1998 году также была представлена программа новой пенсионной реформы в РФ, законопроекты которой были одобрены в конце 2001 года президентом.

Реализация новой пенсионной реформы, которая позволяет перейти Российской Федерации от уравнительных принципов солидарной пенсии к распределительно-накопительным.

В России новый этап пенсионной реформы начался в 2002 году. Основная цель — достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

Необходимость в пенсионной реформе возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается, число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается.

С 2002 года Российская Федерация взяла курс на достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы. Данный рывок выразился в плавном переходе от распределительной системы к распределительно-накопительной. По сути, был модернизирован существовавший раньше «солидарный принцип» - его дополнил накопительный.

Согласно новой пенсионной модели, представленной в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 5, п.2), пенсия может состоять из двух частей:

· страховая;

· накопительная.

Накопительная система обеспечения пенсией состоит в том, что у каждого работника есть персонифицированный (личный) счет в Пенсионном фонде РФ, на котором учитывается накопительная часть пенсии. Размер накопительной пенсии зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете работника и полученного инвестиционного дохода. Согласно новому закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховую часть трудовой пенсии уже включена базовая часть (базовая ставка). Иногда базовая часть неофициально рассматривается как третья часть пенсии. Инвестирование пенсионных накоплений возможно через Управляющие компании, отобранные по конкурсу, и Негосударственные пенсионные фонды, зарегистрированные в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию. Застрахованное лицо имеет возможность раз в год перевести свои накопления в НПФ, УК или вернуться обратно в ПФР.

С 2003 года трудовая пенсия формируется в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Таким образом, она состоит из базовой, страховой и накопительной частей. Размер пенсии считается по установленной федеральным законодательством формуле.

Базовая часть гарантируется государством и имеет фиксированный размер, который каждый год увеличивается. Страховая часть зависит от суммы взносов и стажа сотрудника. Накопительная часть формируется у граждан не старше 1967 г.р. и складывается из взносов и инвестиционного дохода.

Реформирование пенсионной системы позволило гражданам РФ влиять на размер будущей пенсии. Это стало реальным благодаря возможности самостоятельно управлять пенсионными накоплениями. Так можно по умолчанию оставить свои накопления в ПФР, перенести их в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или в частную управляющую компанию (ЧУК).ПФР под управлением Внешэкономбанка может инвестировать пенсионные накопления только в государственные облигации. Как показывает практика, такие инвестиции обеспечивают низкую доходность накоплений (ниже уровня инфляции). Что же касается негосударственного пенсионного фонда (НПФ), доходность от инвестирования накоплений здесь на порядок выше. Однако менять пенсионный фонд застрахованное лицо (мужчины до 60 лет и женщины до 55 лет) могло лишь один раз в год.

Согласно реформе, работодатель платит единый социальный налог 26% от размера зарплаты сотрудника, 6% из которых отчисляется на медицинское и социальное страхование, а оставшиеся 20% перечисляются в пенсионный фонд. В свою очередь 20% разбиваются на базовую (6%), страховую (10%) и накопительную (4%).

Реформа реализовывается в рамках следующих законов, действующих с 2002 года:

· «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

· «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

· «Об обязательном пенсионном страховании»;

· «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

 

В 2004 году негосударственные пенсионные фонды получили право заключать договора ОПС. Граждане РФ получили возможность формировать и увеличивать накопительную часть пенсии за счет НПФ. Для всех фондов были повышены требования к размерам имущества для обеспечения уставной деятельности. С 1 января 2005 г. сумма ИОУД должна быть не меньше 30 млн. руб., а с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн. руб.

Пенсионный фонд России начал выплачивать дополнительные средства инвалидам и ветеранам ВОВ и их вдовам. Также ПФР начал вести федеральный регистр граждан, которые имеют право государственную социальную помощь.

Старт реализации программы по выплатам материнского (семейного) капитала. Владельцы данных сертификатов получили возможность переводить часть капитала или всю его сумму на формирование пенсионных накоплений.

С 2008 года накопительная часть пенсии увеличивается до 6%, а страховая до 8% от зарплаты. С октября запущена программа по государственному софинансированию накопительной части пенсии. Подробнее об этом читайте на странице «Софинансирование пенсии».

2010 – 2012

В 2010 году Единый социальный налог (ЕСН) заменен на страховые взносы. Максимальный размер годовой заработной платы, влияющий на размер пенсии, на 2010 год составляет 415 тыс. руб. На 2011 данная сумма увеличилась до 463 тыс. руб., а в 2012 она равняется 512 тыс. руб.

В 2010 была проведена крупнейшая переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом трудового стажа в советское время (валоризация). Это повысило пенсию действующим пенсионерам где-то на 46%.

Пенсия стала делиться лишь на 2 части – накопительную и страховую. Базовый размер вошел в страховую часть.

С 2010 года утвержден минимальный размер пенсии, превышающий прожиточный минимум пенсионера.

Стартует новый этап пенсионной реформы в России.

С 1 января 2013 г. в России года началась реализация первого этапа новой пенсионной реформы, долгосрочная стратегия которой была утверждена правительством в декабре 2012 г.

 


Отличие новой пенсионной системы от старой

Новую пенсионную модель ее противники часто называют накопительной. Это неправда: новая модель, которую должна быть создана в результате реформы, - такая же распределительная, как и действовавшая ранее. Основная масса средств, поступающих в пенсионную систему в виде налогов и взносов, и в ней будет расходоваться на выплату пенсий тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе.
В то же время между двумя распределительными моделями есть и серьезные отличия. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Отличие первое:

- в старой модели зарплата свыше 2 тыс. рублей, при назначении пенсии не учитывалась и направлялась на перераспределение - пользу тех, кто получает меньше (хотя тариф в размере 28 проц. взимается с полного размера зарплаты). А при назначении пенсии учитывался заработок лишь за часть лет трудового стажа.
- в новой модели зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. На перераспределение будет направляться только половина тарифа - 14 процентов. Вторая половина (14 проц.) накапливается в виде пенсионных обязательств государства перед конкретным работником. Иными словами, новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства.

Отличие второе:

- старая система являлась в основе своей системой социального вспомоществования и поэтому не столько распределительно, сколько перераспределительной - как между группами с разным уровнем доходов, так и между регионами-донорами, вносящими в пенсионную систему больше, чем получают из нее, и регионами-реципиентами, выплачивающими пенсию за счет дотаций из Пенсионного фонда. В итоге, почти 40 регионах России средняя пенсия накануне реформы приближалась по размерам к региональной средней зарплате. А в крупных регионах донорах пенсия значительно отставала от прожиточного минимума пенсионера.

- новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размеров заработной платы. Перераспределительную функцию играет только одна из частей пенсии, получившая название базовой. Она должна быть постепенно повышена до уровня прожиточного минимума пенсионера. Остальная же часть пенсии является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат или уплачиваемых пенсионных взносов.

Отличие третье:

- старая пенсионная модель рано или поздно создавала конфликт поколений. Поскольку возможность выполнения государством своих обязательств перед пенсионерами в ней зависит от соотношения работающих и пенсионеров (за счет взносов двух работающих выплачивается пенсия одному пенсионеру), то при сохранении старой модели и ухудшающейся демографической ситуации в России остается только повышать пенсионный тариф. А он уже и без того стал тяжким обременением для экономики.

- новая модель позволяет создать условия для партнерства поколений. В ней более молодые, работающие поколения всем объемом пенсионного налога и основной массой пенсионных взносов будут обеспечивать выплату пенсии нынешним пенсионерам и тем, кто будет выходить на пенсию в дальнейшем. И пенсии нынешним молодым людям, когда они достигнут пенсионного возраста, тоже в решающей мере финансироваться за счет взносов следующих поколений. Но в связи с прогнозируемым уменьшением в будущем числа работников по отношению к числу пенсионеров новая пенсионная модель будет включать в себя персонифицированный резерв для компенсации относительного падения доходов пенсионной системы при грядущем ухудшении демографической ситуации.


 

Современный этап.

Современная пенсионная система Российской Федерации прошла долгий много этапов реформирования на пути к повышению уровня социального обеспечения граждан.

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации началось в 2002 году.

С 2002 года граждане Российской Федерации получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: