ОБ АРМЕНИИ - АРМЯНСКИЙ ТЕАТР




Армянский театр является ключевой частью армянской культуры. Его влияние на культуру, без сомнения, огромно. Переходя многовековой путь развития, армянский театр эволюционировал, приобретал новый имидж, представляя перед армянской и зарубежной аудиториями свои неоценимые достижения.

В 1 тыс. до н. э из культа предков, связанного с воспеванием подвигов героев, с погребальными церемониями, обрядами, посвященными умирающему и воскресающему богу Гисанэ-Ара Прекрасному, возник армянский трагедийный театр «дзайнарку-гусанов» и «вохбергаков». С культом Гисанэ-Ара, с празднованием возвращения весны и вакханалиями в честь богини плодородия «Анахит» также связан древнеармянский комедийный театр, актёрами которого были «катакергаки» и «катака-гусаны».

Зарождение армянского театра связывается с годами правления Тиграна Великого. Именно в этот период элементы элинистической культуры проникали в Армению, принеся в армянскую среду также ранние образцы театрального искусства. Самым известным и упоминаемым театральным представлением этого периода являются «Вакханки» Эврипида (53г.д.н.э.). Тигран Великий и его последователи, особенно Арташес 2-ой, считались царями – театралами, и часто при дворе организовывали представления. Однако в данный период национального театра не было, поэтому представления, которые давались в про дворе, ограничивались приглашенными из Греции греческими актерами. Известно также, что сын Тиграна царь Артавазд II (56—34 до н. э.), автор трагедий, создал в северной столице Армении Арташате (который римляне называли «Карфагеном Армении») театр эллинистического типа. В древнеармянском театре получила развитие пантомима.

Во II—III веках «дзайнарку-гусаны» и «вохбергу-гусаны» — армянские актёры трагедии исполняли греческие и армянские пьесы.

Уже в Средневековье (с 4-го до конца 17 века) армянский театр преобретает свою индивидуальность представлениями, свойственными только армянской среде. В этот период возникают народные танцевально – вокальные драмы (тип древнего и народного театрального искусства) и светский профессиональный театр (армянское цирковное искусство средневековья). Однако театр этого периода и по своей форме, и по своей структуре был далек от литературного театра. Причиной является то, что театр в основном существовал при церкви, в частности – в виде школьных мистерий – как особый тип театра и драмы (17в.).

Театр занимал видное место в армянской общественной жизни Средневековья. На горельефах стен Ахтамарского храма первой четвери X века изображены маски армянского театра эпохи в двух его разновидностях — бытовой комедии, а также сатирическом площадном театре «гусанов-мимосов» и «цахрацу». В XII веке театральные и цирковые представления становятся важной частью городской жизни в Киликии. По типу античных амфитеатров существовали специальные театральные здания с отдельными местами для женщин.

В результате потери независимости Армении, армянский театр в 19-20-ом вв. представлялся в основном в тех странах, где развивались армянские общины. В этот период хранителями армянской театральной традиции стали такие страны как Польша, Италия, Россия, Египет, Индия. Литургиреские и религиозные драмы стали уступать свое место историческим и бытовым драмам. Стали ставиться как армянские, так и европейские и российские пьесы. Театр общин внес большой вклад уже на армянской земле становлению и развитию нового армянского театра.

60-е годы 19-ого века отметились в армянской среде формированием армянского профессионального театра. Армянский театр получил новое дыхание, представившись многочисленными известными пьесами. В этот период разыгрывались как произведения известных европейских авторов, так и пьесы армянских драматургов. К числу последних принадлежали А. Паронян, Г. Сундукян, Ширванзаде, Д. Демирчян, Л. Шант и другие. Были поставлены работы Шекспира, Мольера, Шиллера, Дюма-сына, Островского, Толстого, Гоголя и др. Армянский театр этого периода дал Армении и всему миру выдающихся актеров Сирануйш, Г. Абелян, П. Адамян, Мари Нвард, В. Папазян, С. Адамян, О. Марсурян,О. Зарифян, А. Шахатуни и др. Велик их вклад в деле дальнейшего развития армянского театра, а оставленное наследие – ценнейшее.

Летопись армянского советского театра начинается в армянских поселениях Северного Кавказа, Украины и Крыма, где советская власть была установлена на 2-3 года раньше, чем в Армении.

Театр Советской Армении прошел особый путь развития, в ходе которого армянский театр, благодаря особому подходу известных актеров и режиссеров, обогатился новыми представлениями. Развитие театральной жизни этого периода обеспечили ряд новых и уже состоявшихся актеров(Н. Манучарян, В. Мирзоян, В. Мурадбекян, А. Агасян, Э. Степанян, С. Кочарян, И. Мкртчян, Э. Варданян, М. Кочарян, П. Сантросян, А. Масчян, П. Геворгян и другие), а так же режиссеры Л. Калантар, А. Бурджарян, А. Гулакян, Г. Нерсисян, О. Гулазян, А. Восканян, М. Манвелян, Г. Аветян, А. Аветисян, Асмик, В. Вагаршян, С. Кочарян, С. Гарагаш, Г. Хачанян, Д. Малян, Г. Габриелян и др.

Были поставлены пьесы известных писателей, которые обращались к социальным и бытовым темам армянской действительности: “Дневник Анны Франк” Гудрича и Хэккерта, “Затюканный апостол” Макаенока, “Малыши этого мира” Аршакяна, “Самый грустный человек”, “Зов богов” Зейтунянца, “Темная история” Шаффера, “Любовь и смех” Отяна, “Еркир Наири” Чаренца, “Последний учитель” Петросяна, “Война Алой и Белой розы” Шекспира, “Босиком по парку”, “Наш уголок большого мира” (по пьесе “Осеннее солнце” Матевосяна) Саймона, “Твой последний приют” Арутюняна.

В конце 1980-х гг., накануне обретения независимости страны, в армянской театральной реальности утвердился принцип свободной деятельности. Сформировались новые, руководствующиеся собственными художественными программами театры, параллельно с которыми продолжали свое творчество традиционные репертуарные театры, следовавшие эстетическим условиям разных школ. С середины 1990-х гг.рядом с репертуарно-программными театрами сформировались традиции организации антрепризных (частных) представлений, которые режиссерам и актерам давали возможность обосновать и утвердить разные эстетические и художественные принципы.В 2000-х гг. антреприз стал неотъемлемой частью театральной жизни.

Деятельность прославленных армянских мастеров прошедших десятилетий продолжают, обучаясь на их оставленных секретах театрального искусства, сегодняшние актеры, на старом строя новое.

Перевела Нателла Симонян

https://ostarmenia.com/ru/cinema-theatre-ru-2/%D0%B0%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: