Управление инфляционными процессами




В рыночной экономике избавиться от инфляции невозможно, однако, можно сделать её умеренной и управляемой.
Системы мероприятий по борьбе с инфляцией можно разделить на две группы:
1. стратегические (преследующие долговременные цели);
2. тактические (дающие быстрый результат).
Выделяют следующие меры по борьбе и инфляцией:
1. Гашение инфляционных ожиданий (стратегическая мера), прежде всего, ценовых. Задача сводится к тому, чтобы переломить психологию субъектов экономической системы, избавить их от страха перед обесцениванием сбережений и предотвратить нагнетание текущего спроса, вызванное подорожанием товаров и услуг.
2. Другим долговременным инфляционным мероприятием является введение жёстких лимитов на ежегодный прирост денежной массы и сокращение бюджетного дефицита. Избыток денежных средств населения можно регулировать при помощи разнообразных методов изъятия их из обращения: государственных займов, целевых вкладов в банки, выпуска и продажи ценных бумаг.
3. Краткосрочная мера - снижения налогов и процентных ставок за кредит. Это будет оправдано только в том случае, если снижение налогов послужит толчком к росту инвестиций и увеличению объёма производства потребительских товаров, а в случае снижения процентов за кредит – если льготная ставка будет стимулировать производство необходимых товаров и повышение технического уровня производства.
4. Политика воздействия на рынок (тактическая мера) – включает, с одной стороны, политику занятости и переквалификации, с другой стороны, должно предусматривать содействие конкуренции и включать в себя меры антимонопольного регулирования и формирования оптимальной структуры экономики.
5. Политика доходов (тактическая мера) – ориентирована на замораживание заработной платы и цен либо на их контроль. Ставки заработной платы во всех отраслях могут увеличиваться только в соответствии с ростом уровня производительности труда. Цены должны изменяться таким образом, чтобы компенсировать изменение удельных издержек.
6. Политика, ориентированная на предложение (тактическая мера) – предполагает установление обоснованных налоговых ставок. При высоких ставках налогов часть предприятий выходит из деловой активности и закрывается, а часть переходит в сферу теневой экономики. Следовательно, политика государства в области налогов должна быть гибкой и их ставки должны способствовать увеличению совокупного предложения, а не его сокращению.
Неотъемлемой частью инфляционной политики должно стать поощрение развития предпринимательства, разгосударствления и приватизация собственности. Рост цен невозможно обуздать не добившись стабилизации экономики. Решение этой проблемы возможно только при условии структурной перестройки экономики и восстановлении экономических связей со странами СНГ.

27. Прогнозирование и планирование финансов, бюджета субъектов федерации

Финансы – совокупность объективных денежных отношений, возникающих в процессе движения стоимости.

Центральным элементом управления финансами выступает пла- нирование, под которым понимается обоснование показателей, прие- мов и инструментов их достижения. 90 Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой либо вытекают из нее. Обычными параметрами, заклады- ваемыми в финансовые планы, являются размеры доходов и расходов, изыскание дополнительных резервов роста доходов и экономии в рас- ходах, установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными денеж- ными фондами. Разрабатываемые финансовые планы-прогнозы (программы) представляют собой комплекс мероприятий, направленных на дости- жение заданных макроэкономических целей. Формирование финансового плана включает расчет итоговых показателей на конец периода по основным секторам экономики. На первом этапе разрабатывается так называемая базисная программа, которая в целом основывается на допущении, что экономическая по- литика страны не будет подвергаться изменениям по сравнению с не- давним прошлым. На втором этапе рассматриваются изменения с уче- том специфики того или иного периода в плане проведения политики государством. Эта процедура является базой подготовки нормативной программы. Нормативная программа должна быть основана на ис- пользовании определенного комплекса мероприятий, разработанных для достижения требуемых целей.

При прогнозировании доходов госбюджета применяются мето- ды экстраполяции, используются функциональные зависимости, экс- пертные оценки. При проведении прогнозных расчетов доходов бюджета произ- водится дезагрегирование налогов по группам в соответствии с разли- чиями в налоговых базах. В результате сумма налоговых доходов оп- ределяется как произведение налоговых баз на соответствующие на- логовые ставки.

Прирост суммы налогов может быть связан как с повышением налоговой базы, так и с ростом налогообложения (например, увеличе- нием ставок налогов). Первый вид изменений принято называть авто- матическим эффектом, а второй – дискреционным. Автоматический эффект измеряется при помощи коэффициен- та эластичности. Например, устанавливается соотношение темпов прироста налоговых доходов с темпами прироста ВВП. При этом при- нимается условие, что налоговая система не изменялась в течение сравниваемого периода. Для учета дискреционного эффекта необходимо располагать информацией о том, в каком году были изменены налоговые системы, а также определить абсолютный размер влияния этих изменений на сумму налоговых доходов. Для этих целей применяется метод про- 94 порциональных корректировок. Метод основан на данных о фактиче- ских налоговых поступлениях и расчетном уровне воздействия дис- креционных мер. Неналоговые поступления обычно включают в себя доходы от пользования имуществом, пошлины и сборы. Прогноз их величины осуществляется аналогичным методом, а также на основе информации финансирующих организаций. В отличие от доходов государства, при прогнозировании расхо- дов госбюджета существует меньше возможностей определить их уровень, опираясь только на обычные экономические соотношения. Это является следствием политической природы процесса принятия решений по государственным расходам, которые в большей степени носят вероятностный характер. Однако отдельные статьи расходов прогнозируются на основе технико-экономических расчетов. Так, вы- платы процентов по кредитам будут определяться их величиной и размерами государственного долга. Прогнозы финансирования дефицита обычно проводятся по трем основным направлениям: внешнее финансирование, внутреннее небанковское заимствование, внутреннее заимствование у банковской системы. При расчете внешнего финансирования сверяются планы ино- странных займов и графики погашения долгов с прогнозами ино- странных кредитов и графиками погашения долгов кредитных аген- тов. Для внутренних внебанковских займов необходим прогноз обще- го количества долговых инструментов, которые государство способно разместить во внутренних финансовых институтах, представляющих заемные средства. Прогнозирование внутреннего заимствования у банковской системы может осуществляться по уравнению тренда процентной ставки и суммы получаемого правительством кредита.

28. Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов

Трудовые ресурсы − это часть населения, которая в силу совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в создании материальных благ или трудиться в сфере услуг.

Процесс прогнозирования включает следующие этапы:

− анализ состава трудовых ресурсов, степени их использования, возможностей и источников их пополнения, выявление факторов, воздействующих на величину и состав трудовых ресурсов;

− расчет перспективной численности и структуры населения;

− определение показателей формирования трудовых ресурсов;

− расчет численности работников, занятых в отраслях материального производства и непроизводственной сфере.

Демографические коэффициенты (рождаемости, смертности, естественного прироста, прибытия, выбытия, миграционного прироста, общего прироста постоянного населения) определяются в расчете на 1000 человек путем деления соответствующего абсолютного показателя движения населения на среднегодовую численность постоянного населения. Единицей измерения демографических коэффициентов является промилле (‰). Прогнозные расчеты структуры населения осуществляются методом передвижки возрастов, сущность которого заключается в том, что на определенный момент времени фиксируется сложившаяся структура населения, т. е. распределение населения по полу, возрасту, семейному состоянию и т. д. На расчетный период эта структура изменяется под влиянием изменения коэффициентов рождаемости, смертности, миграционных процессов и других факторов. Воздействие этих факторов учитывается в прогнозе с помощью коэффициентов передвижки. Численность той или иной группы населения на данный период умножается на указанные коэффициенты. Полученный результат «передвигается» на следующий период. По итогам передвижки возрастов определяется ожидаемая численность всего населения, в том числе в трудоспособном возрасте, и рассчитывается его половозрастная структура. Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте находится путем вычитания из прогнозируемой численности населения в трудоспособном возрасте ожидаемого числа неработающих инвалидов I и II групп в трудоспособном возрасте, а также неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсию на льготных условиях. Наряду с прогнозированием трудовых ресурсов важное значение имеет разработка прогнозов их использования. Главной задачей этих прогнозов является определение степени обеспеченности экономики в рабочей силе, ее дефицита или избытка. На основе прогнозных расчетов разрабатываются меры по эффективному использованию трудовых ресурсов и обеспечению сбалансированности потенциальных ресурсов труда и потребностей в них народного хозяйства. Производятся прогнозные расчеты численности занятых в отраслях материального производства и непроизводственной сферы и по другим направлениям деятельности (занятых на учебе с отрывом от производства, в домашнем и личном подсобном хозяйстве). Планирование занятости осуществляется исходя из решаемых народным хозяйством задач и базируется на таких основных принципах, как обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд; предоставление социальных гарантий и компенсация безработным; поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному творческому труду; принятие дополнительных мер, содействующих работе граждан с ограниченной трудоспособностью; обеспечение социальной защиты в области занятости; международное сотрудничество в решении проблем трудоустройства населения.

С целью установления соответствия между необходимой численностью работников и имеющимися трудовыми ресурсами во всех звеньях и на всех уровнях народного хозяйства применяется балансовый метод. Разрабатывается система прогнозных балансов, которая включает сводный баланс трудовых ресурсов в целом по стране и регионам, балансы дополнительной потребности в рабочей силе и источников ее обеспечения, балансовые расчеты потребности в подготовке квалифицированных кадров, вовлечения молодежи на работу и др.

В системе трудовых балансов центральное место занимает сводный баланс трудовых ресурсов. Он является важнейшим инструментом регулирования рынка труда. На его основе формируется государственная политика занятости. Сводный баланс трудовых ресурсов характеризует наличие трудовых ресурсов, их использование и миграционные процессы. Он разрабатывается в целом по стране и регионам на всех этапах прогнозирования и планирования. Баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух разделов. В первом разделе отражаются трудовые ресурсы и их состав, во втором – распределение трудовых ресурсов по видам занятости, сферам и отраслям народного хозяйства, формам собственности.

29.. Прогнозирование и планирование уровня жизни населения

Среди методов, чаще других применяемых в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения, можно выделить следующие: метод экспертных оценок; метод экономического анализа; нормативный метод; балансовый метод; метод экстраполяции; метод экономико-математического моделирования; метод корреляционно-регрессионного анализа; экспоненциального сглаживания и др.

В практике прогнозирования, планирования и регулирования социального развития используются следующие основные модели:

-структура минимального и рационального потребления;

-динамика объема и макроструктуры ресурсов для потребления;

-динамика объема личного и индивидуального потребления;

-динамика роста жилищного строительства;

-дифференцированный баланс доходов и расходов населения и др.

Экономико-математические методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и повышения уровня жизни, позволяют определить основные тенденции развития степени удовлетворения жизненных потребностей населения, учитывать динамику их изменения на перспективу. Кроме того, они позволяют осуществлять количественный и качественный анализ конкретных составляющих социального развития и уровня жизни.

Специфика прогнозирования социального развития и уровня жизни проявляется в том, что не всегда удается адекватно выразить процессы, происходящие вне сферы материального производства. Используя даже систему моделей и прогнозов можно описать и проанализировать лишь отдельные стороны такой экономической категории, как уровень жизни.

Метод экономического анализа используется для качественного описания и определения развития потребностей, как в настоящем, так и в прогнозируемом периоде.

Нормативный метод в среднесрочном прогнозировании спроса и розничного товарооборота базируется на использовании норм рационального и минимального потребления продуктов питания и непродовольственных товаров, а также на использовании нормативов обеспеченности товарами длительного пользования.

Методы экономико-математического моделирования применяются для определения количественных характеристик возможной структуры спроса и товарооборота в среднесрочном прогнозировании.

Метод экспертных оценок основан на получении информации о будущем состоянии спроса и предложения и розничного товарооборота на основе мнений отдельных экспертов и последующей обработки результатов индивидуальных оценок в обобщенную экспертную оценку.

Широко используются при прогнозировании динамики многих показателей социального развития и уровня жизни населения метод регрессионного анализа. Его использование возможно при обеспечении следующих условий:

базовый период, на основе которого разрабатывается прогноз, должен быть характерен для будущего периода развития спроса;

-должна быть достаточно полная и постоянная теснота связей между коррелирующими величинами;

-взаимосвязь прошлого с будущим осуществляется с введением в уравнение регрессии дополнительных переменных величин (например, фактора времени).

30. Прогнозирование и планирование потребительского рынка

Потребительский рынок обслуживает в основном сферу лич- ного потребления населения. Прогнозирование спроса необходимо для выработки долгосроч- ной экономической политики и принятия тактических управленческих решений в области производства продукции и торговли товарами на- родного потребления. Спрос должен прогнозироваться на всех уровнях управления экономикой. На макроуровне на основе прогнозов спроса на товары народно- 120 го потребления разрабатывается механизм государственного воздей- ствия на потребительский рынок с целью обеспечения сбалансиро- ванности спроса и предложения и наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах как в текущем периоде, так и в пер- спективе. Подобного рода проблемы решаются и на региональном уровне. На микроуровне прогнозы спроса разрабатываются как торго- выми организациями, так и предприятиями-потребителями и изгото- вителями. Разрабатываются долго-, средне- и краткосрочные прогнозы спроса. Краткосрочные прогнозы реализуются в рамках уже сложив- шейся структуры спроса и возможностей производства продукции. Результаты прогнозов используются для обоснования заказов и заявок на товары народного потребления, расчетов товарного обеспечения розничного товарооборота и для принятия управленческих коммерче- ских решений. При разработке среднесрочных прогнозов учитываются сло- жившаяся структура, возможности производства и влияние инвести- ций на развитие производственной деятельности. В течение 3–5 лет ассортимент товаров в стране существенно обновляется и заметно ме- няется структура спроса. В этих условиях нет необходимости детали- зировать прогноз спроса до моделей и марок товаров. Достаточно оп- ределить совокупный спрос с выделением основных товарных групп. Долгосрочные прогнозы (свыше 5 лет) служат средством разра- ботки стратегии производства товаров и торговли. Особенностью дол- госрочного прогнозирования спроса является то, что оно не обуслов- ливает необходимость увязки прогнозных оценок со складывающейся структурой производства. Процесс прогнозирования спроса включает следующие этапы: – комплексное исследование рынка, конкурентной среды, выде- ление сегментов рынка; – анализ состояния спроса и предложения, определение степени удовлетворения спроса населения в конкретных товарах, совокупного спроса; анализ факторов, влияющих па спрос и установление взаимо- зависимости показателей; – выбор методов прогнозирования; – осуществление прогноза спроса; – оценку надежности прогноза; 121 – определение перспектив развития спроса населения; – разработку конкретных мероприятий по более полному удов- летворению спроса населения. Прогнозирование платежеспособного спроса базируется на ста- тистике ретроспективного периода и на прогнозе ряда факторов, оп- ределяющих спрос. Для осуществления прогнозных расчетов необходима следую- щая исходная информация: сведения о численности населения, поло- возрастном составе в прогнозируемом периоде, количестве городских и сельских жителей; динамика спроса и предложения; данные о разви- тии сельскохозяйственного производства и производства товаров на- родного потребления; балансы денежных доходов и расходов населе- ния; распределение населения по размеру доходов; бюджеты семей рабочих, служащих, колхозников; данные специальных единовремен- ных выборочных обследований запасов предметов длительного поль- зования у населения, доходов и расходов; сведения об индексах по- требительских цен; данные опроса покупателей с целью выявления их желания в приобретении определенных товаров; рекомендуемые нормы и фактическое потребление важнейших продуктов питания и товаров на душу населения; изменение денежных доходов населения в предшествующих и прогнозируемом периодах; доля расходов населе- ния на продовольственные, непродовольственные товары, отдельные группы товаров в предшествующие периоды. На начальном этапе прогнозирования выявляются тенденции изменения спроса. На основе выявленных тенденций спрос на кратко- срочный период целесообразно определять с помощью методов экст- раполяции. Развитие спроса подвержено сезонным колебаниям, которые пе- риодически повторяются примерно с постоянной интенсивностью. Сезонность необходимо учитывать при краткосрочных прогнозах на квартал, месяц. Учет влияния сезонных колебаний продаж (спроса) целесообразно проводить с помощью расчетных индексов сезонности. На макроуровне наиболее широкое распространение для про- гнозирования спроса получил нормативный метод, предполагающий использование норм потребления продуктов (товаров) на душу насе- ления. Поскольку в рыночной экономике спрос на товары народного потребления формируется под влиянием ряда факторов, для осущест- вления прогнозных расчетов спроса рекомендуется использовать мно- 122 гофакторные модели. Целесообразно разрабатывать несколько вари- антов прогнозов спроса на товары народного потребления, отличаю- щихся значениями определяющих их факторов. Сравнение различных вариантов позволяет выбрать тот, который обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребностей населения в отдельных товарах. Спрос на товары народного потребления можно определять с помощью коэффициента эластичности.

Обоснование объема розничного товарооборота на прогнози- руемый (планируемый) период предполагает, с одной стороны, опре- деление покупательных фондов, с другой – товарных ресурсов. Покупательные фонды характеризуют совокупный спрос насе- ления на товары народного потребления. Они представляют собой сумму денежных доходов населения, которая расходуется на покупку товаров. Покупательные фонды рассчитываются па основе баланса 123 денежных доходов и расходов населения, который характеризует движение массы денег по основным источникам образования доходов и направлениям их использования. Определение покупательного фонда в целом по стране сводится к расчетам всей суммы денежных доходов населения и исключению из этой суммы оплаты услуг, обязательных платежей, взносов, при- роста вкладов и приобретение ценных бумаг, валюты. Схема расчета покупательного фонда представлена на рис. 5.

Рассчитанный таким образом покупательный фонд определяет необходимый объем продажи товаров населению в денежном выра- жении. К этой величине прибавляется оборот по продаже товаров ор- ганизациям и учреждениям в порядке мелкооптовой торговли и в ре- зультате устанавливается необходимый объем товарооборота. На совокупный спрос существенное влияние оказывает ожида- ние потребителей. Поэтому при прогнозировании покупательных фондов на краткосрочный период целесообразно учитывать этот фак- тор. Ожидание потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упре- дить» угрожающий рост цен. Для увязки совокупного спроса на товары народного потребле- ния с товарными ресурсами наряду с прогнозированием покупатель- ных фондов определяется возможный объем продаж товаров. Все предметы народного потребления относят к товарным ре- сурсам. Источниками товарных ресурсов являются продукция легкой, пищевой и других отраслей промышленности, сельского хозяйства, поступление товаров по импорту. Величина товарных ресурсов определяется исходя из потребно- стей в товаре и возможности их удовлетворения. Потребность в това- рах служит базой для составления заказа на их производство. Общая потребность товаров рассчитывается на основе следую- щих элементов: – необходимого объема продаж товаров (необходимого объема Покупательный фонд = Денежные доходы – Нетоварные расходы ± Изменение сбереже- ний в банках, у насе- ления, покупка ва- люты, ценных бумаг 124 розничного товарооборота, определенного на основе покупательного фонда); – предполагаемой реализации товаров организациям и учрежде- ниям; – необходимого прироста или снижения товарных запасов; – возмещения потерь товаров в пределах естественной убыли; – ожидаемых потерь от уценки товаров устаревших фасонов и моделей, а также товаров, потерявших первоначальное качество. Сумма перечисленных элементов количественно отражает ем- кость рынка и показывает, какой объем поступления товаров необхо- дим для обеспечения торговли в прогнозируемом периоде. Возможный объем товарных ресурсов определяется на основе данных по производству товаров народного потребления, импорту и запасам товаров. Для этого составляются балансы предметов народно- го потребления (табл. 6), которые разрабатываются по отдельным то- варам и группам товаров.

Важной задачей при разработке прогнозных балансов товаров народного потребления является оптимальное распределение товар- ных фондов между рыночным и внерыночным фондами, обеспечение товарами платежеспособного спроса. На основе балансов продовольственных и непродовольственных товаров производится сводный расчет товарного обеспечения рознич- ного товарооборота. В нем находят отражение товарные ресурсы по всем источникам поступления и направлениям их использования

Планирование и прогнозирование инвестиций. Региональная инвестиционная политика.

Прогнозирование инвестиций – сложный, многоступенчатый процесс изучения вероятностных сторон вложения капитала в ту или иную сферу экономики в будущем. На основе многовариантных прогнозных расчетов устанавливаются реально осуществимые темпы развития инвестиционной сферы, определяются плановые показатели инвестиций, формируются их структура, перечень целевых программ и инвестиционных проектов, подлежащих практической реализации в плановом периоде. Инвестиционное прогнозирование осуществляется на уровне страны в целом (макроуровень), отраслей и подотраслей, регионов (мезоуровень), отдельных компаний и фирм (микроуровень). Прогнозирование инвестиций предполагает: – осуществление количественного и качественного анализа тенденций инвестиционных процессов, существующих проблем и новых явлений; – альтернативное предвидение будущего развития отраслей народного хозяйства как возможных объектов вложения капитала; – оценку возможностей и последствий вложения средств в ту или иную сферу экономики. Разрабатываются кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы потребности в инвестиционных ресурсах. Краткосрочный прогноз служит для выработки тактики инвестирования и оценки возможных вложений в краткосрочные финансовые инструменты. Он разрабатывается с учетом влияния кратковременных факторов, выявленных в процессе анализа краткосрочных колебаний на рынке инвестиций. Среднесрочный прогноз предназначен для корректировки стратегии инвестиционной деятельности и обоснования вложений в относительно небольшие по капиталоемкости объекты реального инвестирования и долгосрочные финансовые инструменты. Долгосрочный прогноз связан прежде всего с выработкой стратегии инвестиционной деятельности и вложением средств в крупные капиталоемкие объекты реального инвестирования. Процесс прогнозирования инвестиций можно условно подразделить на три этапа: 1) прогнозирование возможных межотраслевых и межрегиональных инвестиционных потоков; 2) прогнозирование потребности в инвестициях; 3) оценка экономической эффективности использования инвестиций с учетом факторов инвестиционного риска. Возможные инвестиционные потоки (ресурсы) можно определить по доле инвестиций в ВНП. Нормативная величина инвестиций рассчитывается путем умножения нормативной доли инвестиций в ВНП на прогнозируемый объем ВНП. Для обеспечения простого воспроизводства доля инвестиций должна быть не ниже 20%, расширенного – 30–40%. Важным компонентом возможных инвестиционных потоков являются иностранные инвестиции. Потребность в иностранных инвестициях определяется исходя из прогнозных расчетов общей потребности страны в инвестициях и возможного ее покрытия за счет собственных средств предприятий и организаций, бюджета, инвестиционных и других фондов, внутренних кредитов.

При определении потребности в инвестициях на начальном этапе прогнозирования целесообразно использовать методы экстраполяции. В сочетании с методами экстраполяции целесообразно применять методы экспертных оценок и анкетных обследований экономических агентов. Наиболее эффективным методом при прогнозировании потребности в инвестиционных ресурсах в отраслевом разрезе на перспективу является метод межотраслевого баланса (динамическая модель). Также может использоваться модель расчета перспективной потребности в инвестициях, которая строится на основе результатов исследований структуры капитальных вложений и факторов, влияющих на их величину. Эта модель реализует схему увязки отраслевой и воспроизводственной структур капитальных вложений. Отраслевая структура характеризуется темпами развития и структурными сдвигами в экономике и социальной сфере, т. е. параметрами производства, а также уровнями фондоемкости отдельных отраслей. Воспроизводственная структура определяет общую потребность каждой отрасли в капитальных вложениях по следующим направлениям: – на прирост основных фондов, который зависит от темпов развития отраслей, возникновения новых производств; – на создание требуемого переходящего задела в незавершенном строительстве; – для возмещения выбывающих основных фондов. В отдельных отраслях экономики потребность в инвестициях может быть определена факторным методом, т. е. на основе многофакторных моделей. Среди важнейших факторов, влияющих на объем инвестиций, следует выделить: 1) увеличение объема производства продукции, услуг (мощности) за счет инвестиций, направляемых на развитие новых производств; 2) степень износа основных фондов (коэффициент износа); 3) повышение уровня конкурентоспособности отечественной продукции (объема экспорта). На микроуровне потребность в инвестициях определяется при формировании бизнес-планов на основе затрат на оборудование и других затрат. Общая потребность в инвестиционных ресурсах должна сопоставляться с возможным объемом инвестиций. Как правило, потребности в инвестициях превышают их возможные объемы. Поэтому при планировании ввода в действие основных фондов производственного и непроизводственного назначения необходимо выявлять резервы улучшения их использования; планировать их расширение и строительство новых только в случае, если потребности не могут быть удовлетворены действующими; сокращать сроки строительства; обеспечивать целевое и эффективное использование инвестиционных ресурсов, что предполагает отбор приоритетных и наиболее эффективных проектов.

 

Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства.

Специфика региональной инвестиционной политики заключается в более узком круге доступных инструментов регулирования инвестиционной деятельности и в некоторой подчиненности инвестиционной политике федерального уровня, особенно в сфере законодательного регулирования. На практике регионы имеют возможность применять следующие методы проведения инвестиционной политики: • предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности (регулирование ставок некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты, установление региональных и местных налогов в соответствии с законодательством федерального и регионального уровня, создание на своей территории свободных экономических зон с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов); • создание за счет средств региональных бюджетов страховых и залоговых фондов, гарантирующих соблюдение обязательств перед инвесторами; • участие региональных органов власти в инвестиционной деятельности через предоставление бюджетных кредитов, выпуск государственных займов, государственных инвестиций. Регионы могут даже влиять на методы регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне – посредством законодательной инициативы.

32. Прогнозирование и планирование научно-технического прогресса и инновационной деятельности

Прогнозирование развития науки и техники предполагает разработку системы частных прогнозов по важнейшим направлениям НТП и комплексного прогноза научно-технического развития. Они дают обоснованное представление о предполагаемых научных и технических результатах и достижениях, о возможных приложениях этих результатов в производстве и других сферах экономики, о последствиях НТП. Система частных прогнозов включает прогнозы фундаментальных исследований и научных открытий, прикладных исследований по отраслям экономики, подготовки производства, организации серийного производства и эксплуатации новой техники, а также ряд других прогнозов. При прогнозировании фундаментальных исследований широкое распространение получили системный анализ и синтез, методы экспертных оценок: сценариев, построения «дерева целей» и морфологического анализа. Это позволяет провести структуризацию проблем, найти целесообразную последовательность решений, получить варианты количественных оценок (сроки свершения, относительная важность и т. п.), выбрать лучшие направления исследований и др. Прогнозирование развития фундаментальных исследований проводится на перспективу по всем научным направлениям деятельности институтов, академии наук, вузов. Объектами прогнозирования являются направления исследований, ожидаемые результаты, возможные научные и экономические эффекты, текущие затраты и капитальные вложения. Прогнозируется также численность научных работников, докторов и кандидатов наук, численность вспомогательного персонала. При прогнозировании прикладных исследований и разного рода разработок применяются методы экстраполяции, экспертных оценок, моделирования, оптимизации, а также методы, основанные на анализе патентной документации и научно-технической информации. Прикладные исследования проводят все отраслевые, ведомственные научные организации и вузы, кроме того, частичное участие принимают институты академии наук. Важным элементом прикладных исследований является экономическое обоснование целесообразности разработки новых средств и предметов труда. Результатами прикладных исследований могут быть макеты отдельных узлов, элементов будущих разработок. Прогнозируются типоразмеры продукции, снижение материалоемкости и энергоемкости, потребность материальных и финансовых ресурсов, рост квалификации научных сотрудников, потребность в новых специалистах и другие показатели. Стадия подготовки производства предназначается для строительства предприятий по выпуску новых средств и предметов труда, подготовки действующих предприятий к выпуску новой техники за счет частичной или полной модернизации, реконструкции производства, для сооружения опытных и опытно-промышленных установок. Стадия подготовки производства в некоторых отраслях экономики может сливаться со стадией разработки. Основными задачами прогнозирования на этой стадии являются выбор и обоснование наиболее важных объектов реконструкции и строительства предприятий, определение путей наиболее быстрого сооружения предприятий и реконструкции действующих. Серийное производство предполагает выпуск новых средств, предметов труда и конечной продукции. На этой стадии НТП окончательно реализуются идеи, выдвинутые на предшествующих стадиях. Основными задачами прогнозирования НТП на данной стадии является оценка наиболее эффективных вариантов внедрения новой техники, материалов, технологий. На стадии эксплуатации новая техника поступает в потребление на производство и личное потребление. После морального и физического устаревания изделия и продукты снимаются с серийного производства и эксплуатации, т. е. завершается жизненный цикл определенного вида техники. Комплексный прогноз включает: – комплексный анализ НТП, анализ мировых тенденций развития науки и техники, анализ динамики, структуры и использования научного и образо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: