Бухгалтерские и экономические издержки. Общие, средние и предельные издержки.




Общая, средняя и предельная выручка для совершенно эластичной функции спроса.В случае совершенной конкуренции

Подобная функция спроса задается уравнением: , где « » - положительная константа. Тогда:

Поскольку при такой кривой спроса все единицы продукции реализуются по одинаковой цене, падения MR с ростом объема продаж ненаблюдается и TR оказывается постоянно возрастающей функцией

 

Рис. Взаимосвязь графиков TR, AR и MR для случая совершенно эластичной кривой спроса

Бухгалтерские и экономические издержки. Общие, средние и предельные издержки.

Экономические издержки (общие издержки, ТС) – затраты, связанные с использованием всех ресурсов, задействованных в производстве блага.

В зависимости от того, кому принадлежат задействованные ресурсы, внутри экономических издержек выделяют следующие две составные части:

 

Разберем это на следующем примере. Допустим, вы решили организовать собственное дело в области цветоводства. Для этого на собственном участке земли построили отапливаемые теплицы и сами занимаетесь выращиванием и последующей реализацией цветов. В данном случае все использованные ресурсы – труд, земля, капитал и предпринимательство – принадлежат вам и, следовательно, все издержки окажутся неявными (внутренними). Они будут связаны с тем, что вы могли в качестве альтернативного варианта использования собственных ресурсов, например, сдать участок земли вместе с постройками в аренду, а сами пойти работать на некоторую фирму или организовать собственное дело, но в другой сфере. Таким образом, у вас была возможность получить альтернативные величины заработной платы, процента, ренты и прибыли, но вы их упустили, вложив указанные ресурсы в цветоводческую фирму. Не случайно внутренние затраты называют также издержками упущенных возможностей или альтернативными издержками использования собственных ресурсов. Как и предполагает определение альтернативных издержек, неявные затраты представляют собой величину наибольшего альтернативного дохода, которую вам могли бы принести ваши ресурсы.

Допустим, ваше предприятие функционирует успешно, и вы решаете расширить его размер. Для этого вы арендуете три соседних участка земли вместе с постройками и нанимаете четырех помощников. В этом случае возникают явные затраты в виде заработной платы, процента и ренты, которые вы обязаны выплатить собственникам указанных ресурсов.

 

 

В зависимости от того, к какому типу принадлежат задействованные ресурсы, внутри экономических издержек выделяют другие две составные части:

 

 

Поскольку FC связаны с использованием постоянных ресурсов, то существуют они только в краткосрочном периоде и являются обычно затратами на аренду капитала: FC = rK = const. В долгосрочном периоде FC = 0. При изменении объема выпуска продукции FC не изменяются (Рис. 7.5).

 

Рис.7.5 График постоянных издержек

Примерами постоянных издержек могут также служить расходы фирмы на получение лицензии, разрешений на торговлю, оплата аренды земельного участка и т.д.

Переменные издержки связаны с использованием переменных ресурсов. Если фирма не производит продукцию (Q=0), то она откажется от привлечения этих ресурсов, следовательно, VC(0) = 0.

В результате всех проведенных рассуждений, построим соответствующий график переменных издержек

Рис.7.7 График переменных издержек

Примерами переменных издержек могут также служить расходы фирмы на закупку материалов и сырья.

 

Общие издержки (TC) представляют собой сумму постоянных и переменных издержек. Соответственно, график общих издержек получается путем параллельного переноса графика переменных издержек вверх на величину FC (Рис. 7.8).

Рис.7.8 Взаимосвязь графиков общих, переменных и постоянных издержек.

 

При рассмотрении издержек нас будет интересовать, какая величина затрат связана с производством отдельной единицы продукции. В этом нам помогут значения средних и предельных издержек.

Средние переменные издержки (average variable costs - AVC)показывают величину переменных издержек, приходящихся в среднем на одну единицу продукции.

Геометрический смысл средних переменных издержек – это значение тангенса угла наклона луча, проведенного из начала координат к данной точке графика VC.

.


.


Рис.7.9 Взаимосвязь графиков переменных и средних переменных издержек

 

 

Средние постоянные издержки (average fixed costs - AFC) – показывают величинупостоянных издержек, приходящихся в среднем на одну единицу продукции.

График AFC это гипербола, так как по формуле AFC, в числителе стоит константа (FC), а в знаменателе – переменная (Q). Соответственно, с ростом объема выпуска AFC постоянно убывает (Рис. 7.10).

Рис.7.10 График средних постоянных издержек

 

Средние издержки (average costs - AC) показывают величинуобщих издержек, приходящихся в среднем на одну единицу продукции.

Геометрический смысл средних общих издержек – это значение тангенса угла наклона луча, проведенного из начала координат к данной точке графика ТC.

Угол наклона луча сначала убывает (до Q3), соответственно и значение AC убывает. Минимального значения AС достигает при Q3, при котором луч, проведенный из начала координат становится касательной к графику ТC. Далее угол наклона луча возрастает, и, соответственно, значение AC тоже возрастает (Рис. 7.11). Тангенс угла наклона секущей в точках А и В один и тот же, а значит совпадают и значения средних издержек при соответствующих объемах выпуска.

Рис. 7.11 Взаимосвязь графиков общих и средних издержек

Предельные издержки (marginal costs – MC) – показывают прирост общих издержек, связанный с увеличением объема производства продукции на одну дополнительную единицу.

Сразу обратим внимание на тот факт, что увеличение постоянных издержек, например, увеличение платы за лицензию, разумеется, увеличивает общие издержки, но не оказывает влияния на предельные. Они не зависят от FC, так как при изменении объема выпуска, значение постоянных издержек не изменяется.

Геометрический смысл МС – значение тангенса угла наклона касательной, проведенной к данной точке графика VC или ТC (это безразлично, так как график ТС получен параллельным переносом графика VC вверх на величину, равную FC).

В данном случае отметим, что, угол наклона касательной, проведенной к графику VC, сначала убывает (до Q1). Соответственно, значение МС тоже убывает. В точке перегиба VC (при Q = Q1) – угол наклона касательной, проведенной к графику VC минимален, следовательно, и значение МС – минимально. Далее, угол наклона касательной, поведенной к соответствующим точкам графика VC – возрастает, следовательно, значение МС тоже возрастает (Рис. 7.12). Тангенсы углов наклона касательных в точках А и В одинаковы, а значит совпадают и значения предельных издержек при соответствующих объемах выпуска.

Рис. 7.12 Взаимосвязь графиков переменных и предельных издержек

 

Зная особенности построения и опорные точки каждого из графиков затрат, покажем, каким образом связаны между собой общие, средние и предельные издержки: Рис. 7.13.

Рис. 7.13 Взаимосвязь графиков общих, средних и предельных издержек

Обратим внимание на некоторые особенности взаимного расположения графиков:

- графики AFC и AVC пересекаются при том же объеме выпуска, при котором происходит пересечение графиков FC и VC;

- поскольку расстояние между графиками AC и AVC равно величине AFC, которая постоянно убывает с ростом объема выпуска, то графики AC и AVC должны постепенно сближаться;

- график МС проходит через минимумы графиков AC и AVC.

 

Совершенная конкуренция

В предыдущей главе мы познакомились с основами максимизации прибыли, справедливыми с точки зрения любой абстрактной фирмы. Разумеется, различные рыночные условия будут накладывать свои ограничения и порождать специфические особенности поведения конкретных фирм. Рассмотрению некоторых из этих ситуаций мы и посвятим следующие главы. Стандартно в вводном курсе микроэкономики рассматривают четыре вида рыночных структур, в рамках которых может функционировать фирма: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Представим краткий сравнительный анализ признаков перечисленных типов рынков в виде представленной ниже таблицы. Сразу обратим внимание читателей на тот факт, что во всех приведенных случаях количество потребителей очень велико и, как следствие, у каждого из них в отдельности отсутствует возможность влияния на рыночную цену приобретаемой продукции через изменение объема покупки. Это не означает, что не существует ситуаций, когда потребитель всего один или их несколько. Просто для большинства рынков потребительских товаров, наверное вы согласитесь, характерны именно рассматриваемые условия.

 

  Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Количество фирм очень много много несколько крупных одна
Вид продукции товар однородный, стандартизи-рованный товар дифференци-рованный товар может быть и однородным, и дифференцированным уникальный товар, не имеющий близких заменителей
Стратегическое поведение отсутствует очень ограничено играет важную роль отсутствует
Барьеры входа/выхода отсутствуют очень низкие высокие очень высокие
Информированность полная неполная неполная неполная
Рыночная власть фирм отсутствует незначительная высокая очень высокая
Неценовая конкуренция отсутствует играет важную роль значимость зависит от конкретного рынка отсутствует
Количество покупателей очень много очень много очень много очень много
Рыночная власть покупателей отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует

 

Начнем мы с более детального рассмотрения совершенно конкурентного рынка. Сразу оговоримся, что на практике не существует ни одного реального примера, целиком соответствующего всем перечисленным для данной рыночной структуры условиям. Можно говорить лишь о том, что некоторые рынки очень близки к совершенно конкурентным (например, биржевые рынки ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции). Несмотря на это, не стоит относится к дальнейшему изложению как к чисто теоретическому, не имеющему отношения к реальной действительности. Напомним, в самом начале курса мы уже указывали на то, что предпосылки любой модели в той или иной степени на практике нарушаются. Если мы будем знать, как должна себя вести на рынке идеальная совершенно конкурентная фирма, то сможем достаточно точно предсказать поведение фирмы, действующей на рынке близком к совершенно конкурентному.

Более того, выводы, сделанные для такого рынка, могут быть использованы в качестве простейшего объяснения рыночных взаимодействий продавцов и покупателей на любом рынке. Скажем, если цены ресурсов увеличатся, то на любом рынке произойдет сокращение объема продаж и увеличение рыночной цены товара. Отклонения от условий совершенной конкуренции скажутся только в том, на сколько цена и объем продаж изменятся.

Итак, рынок совершенной конкуренции: характеризуется наличием множества продавцов, рыночная доля каждого из которых составляет менее 1%, выпускающих однородную (недифференцированную) продукцию. Отсутствие дифференциации подразумевает, что потребители не различают товары, произведенные разными фирмами и рассматривают их как абсолютные субституты. Более того, часто считается, что товар является стандартизированным (производится по единым нормативам), что дополнительно гарантирует его полную идентичность, независимо от производителя. Например, при биржевой торговле кофе известны случаи, когда поставщики, имеющие товар с меньшим содержанием посторонних включений, чем установлено стандартом, для допуска к торгам были вынуждены искусственно увеличивать долю примесей. На первый взгляд, это может показаться абсурдом, но таковы правила: покупателю должно быть абсолютно безразлично, у какого именно производителя он приобретает товар. Иначе биржевая торговля была бы невозможна.

Две рассмотренные выше особенности сводят практически к нулю возможности стратегического поведения со стороны каждой отдельной фирмы. Она настолько мала, что неспособна сколь нибудь значимо своими действиями повлиять на объемы продаж и цену остального рынка. А в силу однородности продукции она не может привлечь дополнительного внимания потребителей именно к своему товару, выделившись на фоне конкурентов. Представьте себя собственником отдельного фермерского хозяйства, участвующем в общей биржевой торговле кофе. Даже если вы вопреки рациональности решите продать некоторую часть или весь объем своей продукции по цене, скажем вдвое меньшей, чем все остальные торговцы, рынок этого можно сказать "не заметит".

Наличие большого количества фирм сопровождается также свободой их входа в отрасль и выхода из нее. Отсутствие барьеров выхода подразумевает, что любая существующая фирма способна прекратить производство без дополнительных издержек, связанных с ее ликвидацией(например, затрат на демонтаж оборудования или выплат пособий увольняемым работникам). Отсутствие барьеров входа подразумевает, что для любой новой фирмы, имеющей желание открыть производство, не существует препятствий для начала ее безубыточного функционирования в рамках рассматриваемого рынка (например, необходимость приобретения лицензии на право заниматься определенной деятельностью или необходимость значительных вложений в оборудование на начальном этапе функционирования).

Также достаточно важным именно для совершенной конкуренции является требование полноты информации. В широком смысле это означает, что в ходе рыночных сделок "все всё обо всех знают". В более узком можно считать, что любому продавцу и покупателю известна информация относительно цены и объема продаж в любой совершённой сделке. Данное требование достаточно точно выполняется при биржевой торговле, поскольку о любом заключенном контракте тут же становится известно всем участникам торгов.

Под наличием рыночной (монопольной) власти понимается способность продавца влиять на рыночную цену своей продукции, изменяя объем продаж. У совершенно конкурентной фирмы такая способность отсутствует в силу всех уже перечисленных выше признаков. Это не означает, что владелец фирмы в принципе не способен написать на ценнике значение, отличное от общерыночного. Мы уже упоминали о потенциальной возможности реализовать товар по цене более низкой чем у остальных продавцов (по цене более высокой, чем у остальных, объем продаж фирмы будет нулевым в силу полноты информации). Однако, в определении рыночной власти существенно, что влиять на рыночную цену своей продукции фирма должна быть способна именно через изменение объема продаж, а не путем волюнтаристского установления цены на некотором уровне. А такие возможности из-за очень малой рыночной доли и однородности продукции у совершенно конкурентной фирмы отсутствуют.

Существуют ли для фирмы, работающей в рассматриваемых условиях, стимулы для неценовой конкуренции, например, в виде осуществления рекламной кампании? Покажем их отсутствие методом рассуждений "от обратного". Допустим, собственник фирмы провел рекламную акцию. Она даже имела успех и привлекла внимание дополнительных потребителей. Однако, рекламные расходы увеличили издержки фирмы и у нее теперь два выхода: либо увеличить цену относительно конкурентов в попытке покрыть рост затрат (но тогда ее объем продаж будет нулевым), либо оставить цену на общем уровне (но тогда в силу возросших издержек она получит меньшую прибыль). И тот и другой путь означают ухудшение положения фирмы. Причем, на значительный прирост именно своих продаж ей также не приходится рассчитывать, поскольку из-за однородности продукции и полноты информации привлеченные потребители примерно одинаково распределятся между всеми продавцами. Согласитесь, что бессмысленно, например, пытаться убеждать покупателей, что приобретать акции некой компании"АВС" нужно именно у вас, а не у остальных биржевых игроков. Можно, конечно, попытаться

рассказать о привлекательности инвестиций в акции компании "АВС", но это увеличит общий рыночный спрос на них, а не интерес к определенному продавцу (таким образом, рекламируя свой товар, мы бы сделали бесплатную рекламу продукции всех своих конкурентов). Следовательно, любой вариант неценовой конкуренции на рассматриваемом рынке нерационален, т.к. ведет к существенному росту затрат без заметных выигрышей со стороны отдельной фирмы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: