Порядок ведения коллективных переговоров




РЕКОМЕНДАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ

по вопросам коллективно-договорного регулирования

 

Цель, принципы и основа для заключения коллективного договора

1. Методические рекомендации и материалы разработаны на основе Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь "О профессиональных союзах", других нормативных правовых актов и устанавливают примерный порядок ведения коллективных переговоров по заключению, изменению и дополнению коллективного договора, контроля за его исполнением, а также возбуждения и разрешения коллективных трудовых споров о неисполнении условий коллективного договора.

2. Методические рекомендации предназначены для использования в практической работе профсоюзными комитетами организаций любых организационно-правовых форм.

3. Коллективно-договорное регулирование отношений между нанимателем и работниками осуществляется непосредственно в организациях.

4. Целью принятия коллективного договора является обеспечение социально-экономической защиты работников через установление соответствующего уровня оплаты труда, полной и продуктивной занятости, здоровых и безопасных условий труда, эффективной, прибыльной работы организации.

5. Коллективный договор – это локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между Нанимателем и работающими у него работниками (часть первая статьи 361 Трудового кодекса Республики Беларусь).

6. Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с действующим законодательством положения об условиях труда и его оплаты, социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантиях и компенсациях, предоставляемых Нанимателем.

7. Коллективный договор регулирует трудовые и связанные с ними отношения между работниками и Нанимателем на основе норм, установленных в нормативных правовых актах, в Генеральном, тарифном и местном соглашениях.

8. Основными принципами социального партнерства при заключении коллективного договора согласно статье 353 Трудового кодекса Республики Беларусь являются:

8.1. равноправие сторон;

8.2. соблюдение норм законодательства;

8.3. полномочность принятия обязательств;

8.4. добровольность принятия обязательств;

8.5. учет реальных возможностей принятия реальных обязательств;

8.6. обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;

8.7. отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;

8.8. взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

 

Стороны коллективного договора

9. В соответствии со статьей 363 Трудового кодекса Республики Беларусь сторонами коллективного договора являются работники организации в лице соответствующего профессионального союза и Наниматель или уполномоченный им представитель.

10. Представительство интересов работников согласно части первой статьи 354 Трудового кодекса Республики Беларусь могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства. Так как действующим законодательством не установлены иные представительные органы работников, представлять интересы работников имеют право только профсоюзы.

11. Представительство интересов работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместители.Кроме этого следует учесть, что согласно части третьей статьи 356 Трудового кодекса Республики Беларусь не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, а также лицами, представляющими Нанимателя.

В случае если председатель профсоюзного комитета одновременно является заместителем руководителя организации, то ведение коллективных переговоров и подписание коллективного договора необходимо поручить заместителю председателя или иному члену Профкома.

12. Представителями интересов Нанимателя в соответствии со статьей 355 Трудового кодекса Республики Беларусь выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций.

 

Порядок ведения коллективных переговоров

13. В соответствии со статьей 356 Трудового кодекса Республики Беларусь представительные органы работников и нанимателей как стороны коллективных трудовых отношений вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициатором коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора.

14. Действующим законодательством сторонам предоставлено право самим определять время начала коллективных переговоров, а, следовательно, и подготовки проекта нового коллективного договора. При этом профсоюзам следует иметь ввиду, что для обеспечения наиболее полной защиты трудовых и социально-экономических прав работников необходимо определить время начала переговоров с таким расчетом, чтобы окончательно согласовать проект коллективного договора и заключить новый договор можно было до окончания срока действующего коллективного договора.

15. Каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению коллективного договора, которые другая сторона обязана начать в семидневный срок (статья 357 Трудового кодекса Республики Беларусь). Коллективные переговоры могут быть начаты в иной срок по соглашению сторон. Примерная форма требования приведена в приложении 1.

16. Статья 357 Трудового кодекса Республики Беларусь предусматривает, что для ведения коллективных переговоров стороны на равноправной основе создают комиссию из равного числа уполномоченных представителей сторон.

17. Количество представителей от каждой из сторон переговоров устанавливается по взаимной договоренности сторон. Количество представителей от каждой стороны должно быть, как правило, не менее трех человек.

18. Персональный состав комиссии по коллективным переговорам от профсоюза утверждается на заседании профсоюзного комитета. Пример оформления протокола заседания профсоюзного комитета приведен в приложении 2.

19. Руководитель организации в свою очередь издает приказ о назначении представителей Нанимателя в комиссию по коллективным переговорам.

 

20. Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета и копия приказа по организации будут являться документами, подтверждающими полномочия сторон на ведение коллективных переговоров.

21. На первой встрече представители сторон договариваются о регламенте переговоров, обмениваются информацией, оговаривают функции председательствующего, порядок ведения протокола и другие процедурные вопросы.

22. На заседаниях комиссии функции председательствующего выполняют поочередно сопредседатели сторон коллективных переговоров.

23. На последующих встречах представители сторон рассматривают проект коллективного договора, разъясняют и уточняют свои позиции по проекту. Если в ходе переговоров возникают разногласия по каким-либо вопросам, каждая сторона вправе взять перерыв для дополнительного изучения вопроса и поиска компромиссных решений.

При этом следует иметь ввиду, что согласно статье 357 Трудового кодекса Республики Беларусь стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке.

24. Каждое заседание комиссии обязательно протоколируется. Пример оформления протокола заседания комиссии приведен в приложении 3.

25. Профсоюзному комитету целесообразно подготовить свой вариант проекта коллективного договора, взяв за основу нормы Генерального, тарифного и местного соглашений и действующий в организации коллективный договор. В коллективном договоре рекомендуется непосредственно закреплять гарантии, предусмотренные в названных соглашениях, а также предусматривать работникам дополнительные трудовые и социально-экономические гарантии по сравнению с нормами Генерального, тарифного и местного соглашений. Следует избегать закрепления гарантий с использованием конструкций "наниматель может" и подобных им или с оговорками "при наличии финансовых возможностей", "при наличии средств" и т.п.

26. Процесс разработки проекта и заключения коллективного договора, как правило, состоит из следующих основных этапов:

26.1. проведение разъяснительной работы в структурных подразделениях о значении коллективного договора, о необходимости активного участия работников в поддержке своих представителей при отстаивании ими прав и интересов работников;

26.2. организация сбора предложений от работников (по оплате труда, условиям труда и т. д.);

26.3. анализ и систематизация поступивших предложений работников;

26.4. подготовка проекта коллективного договора;

26.5. обсуждение проекта коллективного договора работниками организации;

26.6. доработка проекта коллективного договора по результатам обсуждения;

26.7. проведение коллективных переговоров по проекту коллективного договора;

26.8. одобрение коллективного договора на собрании (конференции) работников организации;

26.9. подписание коллективного договора.

Примерный план мероприятий по подготовке, ведению переговоров и принятию коллективного договора приведен в приложении 4.

27. В соответствии со статьей 368 Трудового кодекса Республики Беларусь проект коллективного договора обсуждается сторонами в определенном ими порядке, а также может публиковаться в печати.

28. Целесообразно, чтобы все работники (в соответствии со сферой действия договора) приняли участие в обсуждении проекта коллективного договора, поскольку его нормы и положения касаются каждого из них. Для этого следует организовать обсуждение проекта коллективного договора во всех структурных подразделениях организации.

29. Наниматель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанного проекта коллективного договора до каждого члена коллектива.

30. При необходимости следует проанализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, перспективы ее развития. Для этого следует запросить у Нанимателя необходимую информацию, которую согласно части четвертой статьи 357 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан представить. Право профсоюзов на получение от нанимателей информации закреплено также в статье 20 Закона Республики Беларусь "О профессиональных союзах".

31. После обсуждения проекта договора профком дорабатывает его с учетом поступивших замечаний и предложений и представляет в комиссию по ведению коллективных переговоров.

32. После проведения представителями сторон коллективных переговоров по проекту коллективного договора он направляется для проведения его предварительной экспертизы на предмет соответствия положениям социально-партнерских соглашений более высокого уровня согласно схеме и порядку оценки, установленным постановлением Президиума Совета ФПБ от 29 июня 2016 г. № 238. После экспертизы проекта и его доработки по ее результатам (при необходимости) он вносится на одобрение собрания (конференции) работников организации.

33. Целесообразно проект нового коллективного договора выносить на собрание (конференцию) с одновременным подведением итогов выполнения действующего коллективного договора, срок действия которого истекает.

34. Одновременно на собрание (конференцию) выносятся и все разногласия сторон по проекту коллективного договора для принятия решения о достижении согласия или возбуждения коллективного трудового спора. Пример оформления протокола собрания (конференции) приведен в приложении 5.

35. При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта стороны могут, при наличии соответствующего решения собрания (конференции), подписать коллективный договор по согласованным позициям, а неурегулированные разногласия могут быть по решению собрания (конференции) предметом дальнейших переговоров или разрешаться в соответствии с действующим законодательством (глава 36 Трудового кодекса Республики Беларусь).

36. Собрание работников организации считается полномочным, если на нем присутствовало более половины работников, а конференция работников организации – не менее двух третей делегатов. Коллективный договор считается одобренным, если за него проголосовало более 50% присутствующих на собрании (конференции).

 

Разрешение разногласий,
возникающих в ходе коллективных переговоров

37. При разработке проекта коллективного договора у сторон коллективных переговоров могут возникнуть разногласия по поводу включения тех или иных норм и положений в этот локальный нормативный правовой акт. Если стороны путем переговоров и поиска компромиссного, взаимоудовлетворяющего решения не смогут прийти к согласию, то возникает коллективный трудовой спор.

38. Согласно статье 377 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, дополнения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

39. Возникшие разногласия между сторонами коллективных трудовых отношений превращаются в коллективный трудовой спор при наличии следующих условий:

39.1. если стороны не смогли их урегулировать путем коллективных переговоров;

39.2. если требования к нанимателю были утверждены на собрании (конференции) работников организации большинством голосов присутствующих;

39.3. если эти требования Наниматель отказывается удовлетворить (полностью или частично).

40. Сторонами коллективного трудового спора согласно статье 378 Трудового кодекса Республики Беларусь являются Наниматель (наниматели, объединения нанимателей) и работники в лице их представительных органов.

41. В случае возникновения между сторонами коллективных трудовых отношений разногласий по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, дополнения, исполнения либо прекращения коллективных договоров требования Нанимателю утверждаются на собрании, конференции большинством голосов присутствующих работников (делегатов конференции). Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция – не менее двух третей делегатов.

При этом в случае возникновения разногласий при заключении, изменении или дополнении коллективного договора требования работников выдвигаются по истечении одного месяца (или иного срока, определяемого сторонами коллективного договора) с начала ведения коллективных переговоров (статья 379 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Таким образом, можно еще раз обратить внимание на целесообразность представления на собрание (конференцию) работников вместе с проектом коллективного договора и всех разногласий по нему с Нанимателем. Именно собрание (конференция) правомочно решить, согласиться с Нанимателем или направить Нанимателю свои требования с целью, при их неудовлетворении, возбудить коллективный трудовой спор. Требования работников излагаются в письменной форме.

Наниматель обязан рассмотреть требования и в письменной форме не позднее чем в десятидневный срок со дня их получения уведомить о своем решении представительный орган работников и в трехдневный срок с даты отказа в удовлетворении всех или части требований – Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о возникшем коллективном трудовом споре.

Коллективные трудовые споры рассматриваются:

1) примирительной комиссией;

2) с участием посредника;

3) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным (статья 379 Трудового кодекса Республики Беларусь).

42. В случае возникновения спорных вопросов о возможности удовлетворения Нанимателем обоснованных требований (части требований) профсоюзный комитет вправе направить предложения для рассмотрения собственнику или уполномоченному им органу.

 

 

43. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

44. Предпочтительнее, чтобы члены примирительной комиссии, были уже предварительно определены в коллективном договоре, а также предусмотрено освобождение их от основной работы с сохранением среднего заработка на время работы комиссии. Порядок создания и работы примирительной комиссии предусмотрены в статьях 380, 381 Трудового кодекса Республики Беларусь.

45. В протоколах заседаний примирительной комиссии необходимо отражать присутствие членов комиссии, избрание председательствующего, обсуждаемые вопросы, мнения сторон, результаты голосования, содержание решений по каждому требованию работников.

46. При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны по соглашению между ними могут обратиться к посреднику. Этот этап не является обязательным для сторон (это их право, но не обязанность). Порядок взаимоотношений с посредником определяется по соглашению между ним и сторонами коллективного трудового спора (статья 382 Трудового кодекса Республики Беларусь).

47. При недостижении согласия по разрешению коллективного трудового спора в примирительной комиссии либо с участием посредника коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже (статьи 382 и 383 Трудового кодекса Республики Беларусь).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: