Процессный подход к управлению




К нашим читателям

В издательских планах «Библиотеки Всероссийской организации качества» эта книга занимает особое место. Редакционный совет «Библиотеки», учитывая ее осо­бую актуальность, отдал ей приоритет перед другими изданиями серии «Практиче­ский менеджмент»

Процессный подход к управлению предприятиями и организациями, входящий в число восьми основополагающих принципов стандартов ИСО серии 9000:2000. для многих российских руководителей — дело совершенно новое. Более того, представле­ние о процессном подходе в нашей стране, как справедливо заметили авторы книги, «весьма расплывчато». Десятилетия господства строгих иерархических схем управле­ния, присущих планово-распределительной экономике, создали определенную шко­лу менеджмента, «выпускникам» которой весьма сложно переучиваться.

Эта книга призвана помочь тем, кто взялся за трудное, но благодарное дело внед­рения процессного подхода в повседневную управленческую практику.

Проанализировав десятки источников, авторы создали добротное руководство, в ко­тором приведены необходимые термины и определения, даны правила выбора основ­ных и вспомогательных процессов, показаны способы описания и моделирования бизнес-процессов, сообщается множество других полезных сведений. Последняя гла­ва представляет собой пособие по внедрению стандартов ИСО серии 9000:2000.

Думается, что выход в свет такой книги поможет поискам единой унифицирован­ной технологии ведения проекта построения процессной структуры организации, уст­ранит разнобой, возникающий из-за несогласованных действий консалтинговых фирм, и поможет менеджерам преодолеть сложности не только первых, но и последующих шагов внедрения процессного подхода в повседневную практику работы российских предприятий и организаций.

Президент Всероссийской организации качества

Г, П. Воронин


Введение

Специалисты, работающие в области реорганизации систем управления, отмеча­ют потребность в литературе, посвященной вопросам управления организацией на основе процессного подхода. Существующая методическая литература в основном по­священа типовым подходам к созданию моделей бизнес-процессов без привязки к практическим задачам реорганизации систем управления.

Авторы на основе анализа существующих подходов к описанию и реорганизации бизнес-процессов определили два различных понимания процессного подхода к уп­равлению, сложившихся в настоящее время в России. Первое — рассмотрение дея­тельности организации как цепочки сквозных процессов, пронизывающих организа­цию от входа до выхода. Такая цепочка процессов неоднократно описывалась в лите­ратуре с точки зрения ее формализации при помощи нотаций (графических средств). Второе — построение в организации системы (сети) процессов и реорганизация сис­темы управления на основе требований процессного подхода.

Для описания бизнес-процессов используют несколько основных нотаций и соот­ветствующее программное обеспечение, которые позволяют моделировать бизнес-про­цессы любой сложности. Вопросы техники описания бизнес-процессов хорошо изло­жены в методической литературе, разработанной для программных продуктов BPWin, ARIS и т.д. Но в ней почти не уделяется внимания задаче упрааления бизнес-процесса­ми, главным принципам и средствам. Данная книга восполняет этот пробел. В основ­ной своей части она посвящена именно проблеме создания системы управления от­дельными бизнес-процессами и всей сетью бизнес-процессов организации в целом.

Авторы не смогли найти примеров успешной реализации методики реинжиниринга бизнес-процессов от «как есть» до «как должно быть», поэтому для практических целен внедрения процессного подхода к управлению разработали собственную методику. В отличие от теории сквозных бизнес-процессов мы предлагаем оригинальную методи­ку реорганизации системы управления бизнес-процессами организации, которая осно­вана на современном понимании процессного подхода к управлению. Процесс, соглас­но этой методике, является достаточно сложным объектом управления. Система управ­ления процессами организации включает: действия по преобразованию входов в выхо­ды, систему сбора информации о показателях процесса, систему анализа этой инфор­мации и принятия управленческого решения лицом, ответственным за эффективность


Введение____________________________________________________________________ 5

процесса, систему непрерывного улучшения показателей процесса и корректирующих действий по устранению причин отклонений в ходе процесса.

Авторы не навязывают читателю свою точку зрения, не рекламируют какие-либо коммерческие продукты и решения. Наша цель — дать читателю максимально объек­тивную информацию, на основе которой он сможет принять взвешенное, практи­чески важное решение.

Предлагаемая методика создания системы процессного управления основана на принципах системы менеджмента качества, определенных в МС ИСО 9000:2000, что является особенно интересным и актуальным. Сочетание принципов управления орга­низацией и методов менеджмента качества позволяет организации любого уровня слож­ности построить систему эффективного управления каждым процессом, увязать от­дельные процессы в единую систему и встроить в эту систему управления механизм непрерывного улучшения деятельности организации.

Построение книги по отдельным тематическим главам облегчает восприятие дос­таточно сложного и многообразного материала. Так, в главе 1:

• раскрываются основные принципы процессного подхода к управлению орга­
низацией и процессами в ней, разработанные авторами;

• даются основные понятия, термины и определения;

• формулируются цели моделирования и реорганизации процессов, внедрения
процессного подхода;

• приводятся дополнительные преимущества и возможности, которые приобре­
тает организация, внедрившая процессный подход к управлению;

• описаны наиболее распространенные проблемы, возникающие при планирова­
нии и выполнении проектов реорганизации бизнес-процессов.

Эта глава будет интересна руководителям и топ-менеджерам организаций любого масштаба.

Глава 2 посвящена выбору нотаций для описания и визуализации процессов с рас­смотрением примеров описания. На основе анализа возможностей практического применения таких нотаций моделирования процессов, как ARIS eEPC, IDEF0. IDEF3, DFD и других, даны рекомендации по рациональному использованию каждой из них. Ознакомившись с главой 2, руководитель проекта описания сети бизнес-про­цессов сможет:

• понять нюансы использования методик формирования графических схем про­
цессов;

• оценить их достоинства и недостатки, а также возможности практического
применения;

• получить некоторую системную информацию о порядке использования раз­
личных нотаций.

В главе 3 рассмотрена технология ведения проекта моделирования, анализа и ре­организации бизнес-процессов. Приведены рекомендации по программе работ, поря­док описания процессов, требования к участникам данного проекта. Здесь же описа-


6 _________________________________ В.В Репин, В.Г Елиферов. Процессный подход к управлению

на техника выполнения проекта, которая обычно остается за рамками теоретических построений процессов, а именно:

• определение целей описания процессов;

• порядок планирования работ по выполнению проекта;

• организация работы проектных групп;

• методики сбора и обработки информации о процессах;

• методики комплексного формирования моделей процессов и их проверки;

• порядок анализа графических схем процессов.

Глава адресована в большей части руководителю проекта по разработке и внедре­нию системы процессного подхода.

В главе 4 подробно описаны принципы построения сети процессов организации, основы которых быта изложены в главе 1:

• порядок выделения сети процессов организации;

• порядок определения владельцев процессов;

• методика создания системы управления бизнес-процессами;

• составные части процесса и методы их регламентирования;

• способы оценки эффективности процессов на основании комплекса показа­
телей;

• построение системы непрерывных улучшений, основанной на цикле PDCA.

Мы надеемся, что эту главу с интересом прочтут специалисты, занимающиеся вопросами практического внедрения процессного подхода в организациях.

Глава 5 предназначена для руководителей организаций, принявших решение внед­рить систему менеджмента качества и сертифицировать ее. Это, по сути, практичес­кое руководство по применению МС ИСО 9000:2000. В главе очень подробно разъяс­няются положения стандарта и приведены примеры реализации всех требований для целей сертификации. Особенность изложения данной главы состоит в том, что пост­роение и нумерация параграфов полностью соответствует нумерации разделов МС ИСО 9000:2000. Глава может быть пособием для специалистов службы качества, на которых возложена задача разработки или ресертификации действующей системы менеджмента качества организации.

В приложениях приведены примеры форм документов, которые были разработаны авторами в соответствии с МС ИСО 9000:2000 и используются на реальных предприяти­ях, в том числе на тех, где системы менеджмента качества были сертифицированы.

В предлагаемой книге в единой терминологии изложена система внедрения про­цессного подхода к управлению любой организацией, поэтому она позволяет объеди­нить усилия специалистов различных департаментов организации ради общей цели — построения эффективной системы управления организацией с использованием меха­низма непрерывного улучшения.

Авторы не претендуют на обладание абсолютной истиной, а рассматривают дан­ный труд как очередной шаг к систематическому повышению эффективности управ­ленческой деятельности.


Глава 1

Процессный подход к управлению



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: