Учет индивидуальных особенностей детей при регулировании нагрузки




Для студентов 4 курса нач. классы

Практические задания по психолого-педагогическим практикумам

(Н.С. Шаповалова)

Задание №1

Гигиенические требования к нагрузке на детей в образовательном

процессе дошкольного учреждения.

 

Цель: оценить соблюдение в группе гигиенических требований к

максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных

формах обучения.

 

Ход занятия

Изучите режим дня в возрастной группе, проведите беседу с воспитателем,

посетите учебные занятия на предмет выявления соответствия нагрузки на

детей установленным гигиеническим требованиям.

План анализа:

1. Установленная учебная нагрузка

• максимальное допустимое количество учебных занятий в первую

половину дня не должно превышать

младшая и средняя группа – 2 занятия

старшая и подготовительная группы – 3 занятия

• их продолжительность

младшая и средняя группы – 10-15 мин.

старшая группа – 20-25 мин.

подготовительная группа – 25-30 мин.

• Наличие в середине занятия физкультминутки

• Перерывы между занятиями не менее 10 мин.

• Занятия детей старшего дошкольного возраста во вторую половину дня

могут проводиться не чаще 2-3 раз в неделю

• Занятия по дополнительному образованию недопустимо проводить за

счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, количество не

более 2 в неделю, максимальная продолжительность – 20-25 мин.

2. Организация режима пребывания детей в детском саду

• Занятия не должны быть преобладающей формой организации

обучения, необходимо чередование занятий с нерегламентированной

деятельностью, свободным временем и отдыхом

Баланс разных видов активности детей

• Умственной и физической

• Преобладающее значение игры над другими видами детской

деятельности

• Занятия по наиболее трудным предметам (математика, развитие речи,

иностранный язык) должны проводиться только в первую половину

дня.

Использование интегрированных занятий, которые позволяют гибко

Реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности

Наличие занятий с использование компьютера

• Длительность не более 10 мин.

• Количество занятий – 2 раза в неделю

• Соответствие мебели росту ребенка, обеспечение оптимального

освещения

Учет индивидуальных особенностей детей при регулировании нагрузки

(организация занятий по подгруппам, систематическое наблюдение за

ребенком на предмет выявления признаков утомляемости)

 

Здание №2

Личность ребенка глазами воспитателя

 

Цель: выявить профессиональную позицию воспитателя по отношению к

детям.

 

В помещенной ниже таблице представлен список качеств, с помощью

которого может быть определена личность воспитанника.

 

качество Ребенок, в Ребенок, Ребенок, Идеальный

котором я который который мне ребенок

вижу меня понятен

личность раздражает

Агрессивный

Глупый

Инициативный

Наблюдательный

Любящий

Ябеда

Жадный

Веселый

Хороший

организатор

Приветливый

Упрямый

Конфликтный

Ласковый

Способный

Чуткий

Хитрый

Активный

Малоподвижный

Интересующийся

Нервный

Замкнутый

Общительный

Неспособный

Дисциплиниро

ванный

Капризный

Подлый

Честный

Эрудированный

Отходчивый

Грубый

Пассивный

Послушный

Трудолюбивый

Чистосердечный

Наглый

Своевольный

Неразвитый

Аккуратный

Беззащитный

Расторможенный

Ответственный

Необщительный

Стремящийся к

лидерству

Ленивый

Равнодушный

Скромный

Неряшливый

Душевный

Жестокий

Дерзкий

Независимый

Умеющий

слушать

Доверчивый

Злой

Внимательный

Неухоженный

Любознательный

Отвергаемый

Ни с кем не

дружит

Невнимательный

Исполнительный

Лидер

Невоспитанный

Умный

Обучаемый

Отзывчивый

 

Представьте данную таблицу воспитателю и объясните, что необходимо

оценить выраженность этих качеств не у того или иного ребенка, а

обобщенно. При заполнении таблицы ставится знак +3, если качество,

указанное в левом столбце, представлено у ребенка в максимальной

степени, -3 - если это качество совсем не выражено и промежуточные

баллы – в случае меньшей или большей степени выраженности.

Анализ: (осуществляют студенты)

Для начала проанализируйте каждый столбец и определите, какими

качествами должен обладать, например, идеальный ребенок и т. д.

Выберите для сравнения два заполненных столбца и проанализируйте

взаимосвязь между баллами, поставленными в отношении каждого

качества. Например, если агрессивность в столбце «Ребенок, который мне

понятен» оценивается баллом -2, а в столбце «Ребенок, который меня

раздражает» баллом -1, коэффициент корреляции равен 1. Это

свидетельствует о том, что события сопутствуют друг другу, а именно для

воспитателя ребенок, который ему понятен и который его раздражает –

это один и тот же агрессивный ребенок. Коэффициент корреляции

(взаимосвязи) равный(-1)означает, что события исключают друг друга, 0 –

отсутствие всякой взаимосвязи.

Вычислите коэффициент корреляции каждого столбца и сравните столбцы

между собой.

Сделайте вывод о профессиональной позиции воспитателя: какие качества

личности ребенка наиболее импонируют воспитателю, к чему он

стремится, что вызывает негативное отношение и т.д.

 

Задание №3

Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении

как среда развития субъектности ребенка дошкольника.

 

Цель: Изучить направленность образовательного процесса в детском саду на

развитие ребенка как субъекта жизнедеятельности.

 

Ход занятия

Часть 1. Наблюдение за деятельностью детей. На примере трудовой

деятельности.

Понаблюдайте за трудовой деятельностью детей данной возрастной группы и

определите уровень развития субъектных свойств у дошкольников.

1 – отсутствие свойства

2 – низкий уровень развития свойства (ведущая роль взрослого)

3 - средний уровень (требуется подсказка или небольшая помощь

воспитателя)

4 – высокий уровень

 

• Умение ставить цель деятельности

Спросите у ребенка, зачем он выполняет то или иное действие (поливает

цветы, и т.д.), видит ли конечный результат своей деятельности, имеет ли

значение эта деятельность для группы, для воспитателя.

• Наличие мотива выполняемой деятельности.

Поинтересуйтесь, с охотой ли ребенок выполняет действия, что им движет

при этом: ожидание похвалы, забота о ближнем, стремление быть

хорошим, желание обратить на себя внимание, что-то другое.

• Умение выбирать средства деятельности

Понаблюдайте, самостоятельно ли ребенок выбирает себе инструменты

для предстоящей деятельности, соответствуют ли они ее цели и

содержанию. Не спешите в выводах, если инструментарий подобран не

стандартно, проанализируйте ответы ребенка, как можно использовать тот

или иной инструментарий с его точки зрения.

• Качественная оценка содержания деятельности

Умеет ли ребенок осуществлять действия для достижения поставленной

цели, самостоятельны ли его действия, владеет ли он необходимыми

операциями, доводит ли дело до конца.

 

Самоанализ Умеет ли ребенок оценивать результаты своей деятельности, определять причину неудачи, выделять в деятельности самые интересные, увлекательные и самые неприятные моменты. Часть 2. Понаблюдайте за деятельностью воспитателя при организации труда дошкольников. • Всегда ли сообщает детям цель той или иной деятельности, обсуждает ли этапы ее организации • Предоставляет ли ребенку право выбора орудий деятельности • Участвует ли в самом ходе деятельности, какова его роль, % соотношение участия воспитателя и детей в деятельности. • Обращает ли внимание на результат деятельности, обсуждает возможные затруднения, причины ошибки. Сделайте вывод о реальном уровне развития субъектных свойств детей дошкольников и определите наличие или отсутствие взаимосвязи с деятельностью воспитателя. Задание №4 Изучение ценностных ориентаций детей дошкольного возраста. Цель: выявить, какие нравственные категории выступают в качествеценностных ориентаций для детей дошкольного возраста. Ход занятияПроведите коллективную беседу с детьми на тему: Мой друг. Рекомендации к проведению:Для начала, расскажите детям какую-нибудь сказку (Теремок, Бременскиемузыканты...), которая бы обеспечила плавный переход к беседе наобозначенную тему. Спросите детей, есть ли у них друзья, где они живут,присутствуют ли в группе в настоящее время. Поговорите о том, кто такойдруг, каким нужно быть другом. Спросите у ребят, кто из них хороший други почему, надо ли друзьям помогать. Являются ли персонажи сказкидрузьями, почему.Эффективно проводить беседу в паре, когда один из студентов ееорганизует, а второй фиксирует ответы детей. Анализ беседы. 1. сформировано ли у детей представление о дружбе 2. какие ценностные ориентации присутствуют у детей (взаимопомощь, сотрудничество, доброта, трудолюбие, смелость….) 3. оцените поведение детей во время беседы, а именно - умение выслушать друг друга - способы выражения согласия, несогласия 4. опишите свои впечатления от проведенной беседы: что вызвало затруднения, что наиболее удалость, чем объясняется возможная неудача.Для отчетности необходимо представить фотографию беседы и подробныйанализ ее результатов, а именно анализ ценностных ориентаций каждогоребенка, участвующего в беседе и общегрупповой результат. Задание №5 Игрушка как условие развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. Цель: выявить место игрушек разного класса в процессе становления игровойдеятельности у детей дошкольников. Ход занятия 1. Понаблюдайте за свободной деятельностью детей, за составом и расположением игрушек в помещении группы. • Классифицируйте все имеющиеся в группе игрушки следующим образом: «Народная игрушка», «Конструкторы и другие средства моделирования объемных объектов», «Спортивная игрушка», «Сюжетно-ролевая игрушка и аксессуары для сюжетно-ролевых игр» - оцените их долевой объем в развивающей среде группы; • Выявите любимые занятия детей, какие игрушки они используют в своих играх чаще всего; • Выясните, как воспитатели поддерживают интерес детей к игрушкам разных классов. 2. Разработайте рекомендации по раскрытию резервов игрушек разных классов в образовательном процессе ДОУ. 3. Оформите свои наблюдения в форме коллективных творческих отчетов и поделитесь мнением об увиденном на завершающем занятии. Рекомендации к оформлению отчетов. Составьте перечень игрушек по каждому классу и определите степень их доступности для детских игр. Отразите реальное соотношение имеющихся в группе игрушек разных классов на циклограмме, из получившегося соотношения сделайте вывод об игровой среде, организованной в группе и ее влиянии на развитие игровой деятельности детей. Разработайте рекомендации по использованию резервов игрушек разных классов. Задание № 6 Анализ образовательной программы дошкольного учреждения. Цель: учить студентов анализировать образовательные программы и адекватнооценивать их применение в воспитательно-образовательном процесседошкольного образовательного учреждения. Методические рекомендации для студентов. 1. Познакомится с программой работы базового дошкольного учреждения. Студенты проводят теоретический анализ данной программы по плану: • Основные задачи (направления) программы и принципы построения. • Изучить содержание программы для разных возрастных групп по разделам (организация жизни детей, игра, труд и т.д.). • Уточнить как в программе учтены возрастные особенности детей и реализуются принципы индивидуального подхода.2. Проследить как реализуется данная программа в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения: • Соответствуют ли формы, методы и средства применяемые воспитателем дошкольного образовательного учреждения данной программе? • Насколько успешно происходит усвоение содержания программы в каждой возрастной группе? • Учитывает ли воспитатель возрастные и индивидуальные особенности детей?3. Выявить основные недостатки программы и трудности ее реализации в педагогическом процессе детского сада.4. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по применению исследуемой программы в дошкольных учреждениях. Отчетность: Каждый студент на основе своих наблюдений проводит письменный анализ по вышеуказанному плану и сдает групповому руководителю. Блок II Методическая работа в ДОУ Задание №1 Изучение специфики методической работы в ДОУ Цель: выявить специфику методической работы в дошкольномобразовательном учреждении. Ход занятияИзучите следующие условия ДОУ, стимулирующие рост профессиональныхдостижений педагогов: Перспективность выбранного направления работы ДОУ; Системность организации методической работы (координация целей и содержания, разнообразие педагогических технологий, фиксация результативности, прогноз вариантов развития); Специфичность системы планирования методической работы; Своевременность оказания методической помощи и поддержки педагогам-воспитателям. Для отчета представьте результаты анализа в виде письменного отчета о проведенном исследовании. Занятие №2 Организация контроля в ДОУ Цель: проанализировать реализацию в ДОУ функции контроля над ходом образовательного процесса. Ход занятия Изучите, как организуется контроль в дошкольном учреждении: Сделайте анализ того, как отбираются объекты изучения и анализа в соответствии с задачами, решаемыми дошкольным учреждением; Существует ли в ДОУ система контроля при планировании раздела годового плана? Обеспечивается ли гласность контроля, участие в контроле общественных организаций, членов родительского комитета и др.? Отметьте четкость и грамотность рекомендаций проверяющих; Как заведующий, старший воспитатель организуют проверку календарных планов работы (как часто определены дни для проверки планов «фронтальная» и «тематическая», фиксация анализов планов), как организован контроль над выполнением планов воспитательно-образовательной работы? Осуществляется ли заведующим контроль над исполнением решений? Отчетность:Выводы и рекомендации по организации контроля. Занятие №3 План воспитательно-образовательной работы с детьми. Цель: понимание сущности планирования воспитательно-образовательнойработы с детьми. Ход занятия Проанализируйте и составьте письменное заключение о планевоспитательно-образовательной работы с детьми на предыдущий месяц вгруппе: • Какие виды занятие планируются; • Формулируются ли в плане основные виды задач (развивающая, воспитательная, обучающая, коммуникативная); • Намечаются ли методы решения поставленных задач; • Планируется ли формирование и развитие навыков игровой и трудовой деятельности; • Планируется ли использование различных средств и специального оборудования для организации занятий, игры и труда. • Проектируются ли различные формы организации взаимодействия с семьей. • Отражается ли в плане физкультурно-оздоровительная работа с семьей. Отчетность:Выработайте рекомендации по модернизации существующего календарногоплана. Занятие №4 Профессиональная компетентность педагога-воспитателя. Цель: выявить сущность профессиональной компетентности воспитателяДОУ. Ход занятияПроанализируйте предложенные в приложении (1-5) методики изученияпрофессиональных педагогических качеств воспитателя и сделайтезаключение о структуре профессиональной компетентности педагога-воспитателя.Проведите диагностику профессиональной компетентности педагогов-воспитателей своей возрастной группы. Отчетность:заключение об уровне сформированности профессиональной педагогическойкомпетентности педагога-воспитателя. (ППК)Низкий уровень ППКСредний уровень ППКВысокий уровень ППК Занятие №5 Методическая помощь воспитателю Цель: формирование практических умений педагога-методиста. Ход занятияСпланируйте систему индивидуальных мер по оказанию методическойпомощи воспитателю (по материалам диагностики) Профессиональные Тема и цель Программаумения, которые самообразовательной методических мер,необходимо работы направляемых насовершенствовать профессиональное совершенствование воспитателя Литература 1. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет.сада/В.А.Петровский, А.М.Виноградова, Л.М.Кларина и др. – М.: Просвещение,1993. с.28-31.2. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детского сада. М., 1997.3. Дошкольное образование в России/ Под ред. Р.Б.Стеркиной. М., 1996.4. Дубова В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы вдошкольном учреждении. М., 1995.5. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебноепособие / Под ред. Л.К.Гребенкиной, Л.А.Байковой. - М.: Педагогическоеобщество России, 2001.6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /Под ред. Т.И.Ерофеевой. М., Академия, 2000.7. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольныхобразовательных учреждений Российской Федерации // Дошкольноевоспитание. – 1995. - №8.8. Рыжова Н.А. Здравствуй, дерево // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 7,9, 10.9. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево» // Нач. школа. – 1997. -№ 3. – С. 12-17.10. Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево» // Обруч. – 1997. - № 2. – С.32-34.11. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево». – Тамбов: ИПКРО,1995. – 74 с. (на кафедре ПДО)12. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз,2002. – 432 с.13. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. –М.: Академия, 1999. – 184 с.14. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.:Мозаика-Синтез, 2002. - С. 62, 88.15. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. –М.: Просвещение, 2001. – С. 60, 130, 158.16. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. -М., 1999.17. «Мир природы и ребенок» (Методика экологического воспитаниядошкольников), под ред П.Г. Саморуковой. - Спб, 2000.18. «Мы», программа экологического образования детей (б-ка программы«Детство»). -Спб, 2001.19. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. -Работа с детьми ср. и старшей групп детского сада: Кн. для воспитателей дет.сада. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 108 с.20. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольномдетстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада.- М.: Новая школа, 1995.-160 с.21. Рогаткина Т. «На что похоже солнышко?» // Дошкольное воспитание,2001. - 5. - С. 32-36. (игры, занятия по теме, загадки)22. Левина Р. О чем «предупреждает» лягушка? // Обруч. - 2000. - 4. - С. 27-29. (наблюдения, народные приметы о погоде)23. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.,Просвещение, 1981.24. Лучич М.З. Детям о природе. - М., Просвещение, 1992.25. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детейдошкольного возраста // Венгер Л.А. и др. - М., Просвещение, 1989 г., с. 3-8 Приложения Приложение 1 Карточка учета уровня сформированности профессионально- значимых качеств личности педагога-воспитателя ФИО__________ стаж работы______________________Н – низкий С – средний В – высокийПрофессионально-значимые качества личности педагога 1. умение общаться с детьми, коллегами, родителями _____________ 2. интерес к профессиональной деятельности _______________ 3. понимание детей, стремление понять мотивы их поступков, интересы, способности _______________ 4. владение умениями и навыками самоорганизации, самообразования и самоконтроля _______________ 5. уровень развития нравственных качеств: • ответственность _______________ • чувство такта _______________ • чувство совести _______________ • дисциплинированность _______________ • трудолюбие ______________ • настойчивость _______________ • аккуратность _______________ • проявление терпимости к детям, людям _______________ • способность к сопереживанию (эмпатия) _______________ 6. умение планировать образовательную деятельность _______________ 7. профессионально-речевое развитие _______________ 8. организаторские способности _______________9. частота проявления творчества в учебно-профессиональной деятельности _______________10. умение вызвать и поддержать творчество, фантазию у детей ________11. инициативность _______________12. восприимчивость к новому, нетрадиционному _______________13. владение мимикой, жестами, эмоциональным состоянием __________14. умение проводить оценку и самооценку деятельности ______________15. разнообразие активно используемых форм, методов и приемов работы _____________ Приложение 2 Анкета Оцените свои творческие умения по шкале от 1 до 5. • Умение анализировать проблемные ситуации (разрешение противоречий) • Умение формулировать гипотезы • Умение ставить цель • Умение корректно ставить задачу • Умение самостоятельно сделать обобщающие выводы, выделить главное в информации • Умение установить на основе частных способов общие способы решения задач • Умение самостоятельно конструировать объект из известных элементов на основе общих ориентирующих указаний • Умение видеть и находить нестандартные способы решения задач • Умение видеть и формулировать проблему (поставить нестандартный вопрос) • Умение отыскивать быстро нужную информацию • Умение не придерживаться однажды избранной позиции при решении проблемы • Умение решать задачи, в которых нет ни конечной цели, ни путей ее достижения • Умение ставит задачу, решение которой предполагает использование нестандартных способов и приемов. Приложение 3 Тест Готовность к саморазвитию. Прочитайте каждое утверждение в задании и оцените, насколько этоутверждение верно для Вас. Если верно, то напротив номера поставьте знак«+», если неверно – знак «─». 1. У меня часто появляется желание больше узнать о себе. 2. Я считаю, что мне нет необходимости в чем-то меняться. 3. Я уверен(а) в своих силах. 4. Я верю, что все задуманное мною осуществиться. 5. У меня нет желания знать свои плюсы и минусы. 6. В моих планах я чаще надеюсь на удачу, чем на самого себя. 7. Я хочу лучше и эффективнее работать. 8. Я умею заставить и изменить себя, когда надо. 9. Мои неудачи во многом связаны с неумением это делать. 10. Я интересуюсь мнением других о моих качествах и возможностях. 11. Мне трудно самостоятельно добиться задуманного и воспитать себя. 12. В любом деле я не боюсь неудач и ошибок. 13. Мои качества и умения соответствуют требованиям моей профессии. 14. Мои обстоятельства сильнее меня, даже если я очень хочу что-то сделать. Обработка результатов Напротив каждого из 14 номеров задания поставьте значение ключа.Будьте внимательны: его надо писать в скобках. Значение ключа покаждому утверждению: 1(+), 2(-), 3(+),4(+),5(-),6(-),7(+),8(+),9(+),10(+),11(-),12(+),13(-),14(-). Подсчитайте теперь количество совпадений, то есть варианты, когдаваш ответ совпадает со значением ключа. Если у Вас в ответе знаквопроса, то совпадения нет. Количество совпадений может изменяться от0 до 14. Чтобы определить величину вашей готовности «хочу знать себя»,следует подсчитать количество совпадений только по утверждениям сномерами: 1, 2, 5, 7, 10, 12, 13. максимальное значение готовности «знатьсебя» (сокращенно ГЗС) может быть равно 7 баллам. Таким же образом вы определяете значение готовности «могусамосовершенствоваться» (ГМС), подсчитывая количество совпадений поутверждениям: 3, 4, 6, 8, 9, 11, 14. Анализ результатов Полученные значения переносятся на график: по горизонталиоткладывается величина (ГЗС), а по вертикали – значение ГМС. По двумкоордината вы отмечаете на графике точку, которая попадает в один изквадратов: А, Б, В, Г. «Попадание» в квадрат на графике – это одно изваших состояний на настоящее время: А – могу совершенствоваться, но нехочу знать себя; Б – хочу знать себя и могу совершенствоваться; В – нехочу знать и не могу изменяться; Г – хочу знать себя, но не могу себяизменить. ГМС 7 А Б 6 5 4 3 В Г 2 1 1 2 3 4 5 6 7 ГЗС Приложение 4 Диагностика стиля педагогического общения воспитателя ДОУ. Выберите наиболее подходящий для вас вариант ответа. 1. Считаете ли вы, что ребенок должен: a) Делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями; b) Говорить вам только то, что сам захочет; c) Оставлять свои мысли и переживания при себе. 2. Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то вы: a) Доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять нужное решение; b) Предоставите детям самим разбираться в своих проблемах; c) Известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями. 3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите: a) Похвалите и всем детям покажете его работу; b) Проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня; c) Скажете ему: «Вот так бы всегда занимался». 4. Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Вы: a) Заставите его громко при всех поздороваться; b) Не обратите на это внимания; c) Сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая о его промахе. 5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута, и вы предпочтете: a) Спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они играют и общаются; b) Кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание; c) Займетесь своими делами в группе. 6. Какая точка зрения вам кажется более правильной: a) Чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит обращать особого внимания b) Эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать; c) Чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом. 7. Ваша исходная позиция в работе с детьми: a) Ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и воспитать его; b) У ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничество же взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка; c) Ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину. 8. Как вы относитесь к активности самого ребенка: a) Положительно – без нее невозможно полноценное развитие; b) Отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание; c) Положительно, но только тогда, когда активность согласована с педагогом. 9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома. Ваши действия: a) Сказали бы: «Ну и не надо»; b) Заставили бы выполнить работу; c) Предложили бы другое задание. 10. Какую позицию вы считаете более правильной: a) Ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем; b) Если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь пожалеет; c) Педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь. Ключ для обработки ответов воспитателей Варианты ответов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 a 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2 b 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1 c 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3 Укажите ФИО воспитателя, образование и стаж работы.Общая сумма, характеризующая стиль общения педагога, равнаарифметической сумме всех полученных баллов: 25 – 30 баллов – предпочтение демократического стиля;20 - 24 баллов – склонность к авторитарному стилю;10 – 19 баллов – выраженность либерального стиля общения. Приложение 5 Самооценка профессиональных умений педагога-воспитателя № Характеристика педагогических умений 1б 2б 3б 4б 5бп/п 1 Гностические умения: -углублять знания и представления средствами самообразования -анализировать позитивные(негативные) проявления в поведении и деятельности воспитанников -анализировать психолого-педагогич. исследования с точки зрения их практического применения в своей профессиональной деятельности -выявлять скрытые свойства педагогической деятельности в ходе сравнения и классификации ситуаций, обнаружения в них причинно- следственных связей; 2 Диагностические умения: -изучать индивидуально-личностные особенности ребенка -проводить частичное(комплексное) диагностическое обследование детей -анализировать выявленные особенности развития личности ребенка -отслеживать изменения в личностных качествах детей в процессе обучения, воспитания -определять специфику семейного микроклимата -педагогический слух - понимать сущность педагогической ситуации по внешне незначительным признакам, проникать во внутренний мир ребенка по малоприметным нюансам его поведения3 Проектировочные умения: -педагогическое предвидение - уметь предвосхищать поведение и реакцию детей до начала или до завершения педагогической ситуации, предусматривать их и свои затруднения; -планировать педагогический процесс с учетом психовозрастных особенностей детей -планировать свою собственную педагогическую деятельность -прогнозировать развитие личностных качеств детей -прогнозировать результаты педагогического взаимодействия с детьми 4 Конструктивные умения: -конструировать педагогический процесс в соответствии с целями общества и своими способностями -строить содержание образования в соответствии с возрастными возможностями детей, их интересами -подбирать оптимальные формы, методы и средства обучения и воспитания в соответствии с целями и содержанием образования 5 Организаторские умения: -педагогическая импровизация - находить неожиданное педагогическое решение и мгновенно его воплощать -педагогическая интуиция - быстро принимать педагогическое решение с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа -педагогическая находчивость – уметь гибко перестроить трудную педагогическую ситуацию, придать ей положительный эмоциональный тон, позитивную направленность -организовывать свою педагогическую деятельность 6 Коммуникативные умения: - педагогическая эмпатия - понимать ребенка, опираясь на анализ его личности, эмоциональное сопереживание -преодолевать конфликтные ситуации -создавать атмосферу сотрудничества, сотворчества -устанавливать контакты с родителями, коллегами, администрацией -педагогический такт - чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения, выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности ребенка как главной ценности 7 Рефлексивные умения: -анализировать достижения, недостатки своей личности -анализировать свою профессиональную деятельность - учитывать представления детей о деятельности воспитателя и их представления о том, как понимает воспитатель деятельность детей. Примечание. Оценку педагогических умений производить в баллах по следующимкритериям: 1 – не сформировано; 2 – сформировано минимально; 3 – частично сформировано; 4 – сформировано в достаточной степени; 5 – ярко выраженная степень сформированности. Приложение 6 МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ (Программа «Мы» Н.Н. Кондратьевой) 1. Представления ЗАДАНИЕ 1.1. Цель: выявить характер представлений ребенка оживом. Используется метод индивидуальной беседы, включающей три части. В первой части беседы выявляются представления ребенка осущественных признаках живого и целостности как важнейшем условиижизни организма. Для этого дошкольнику предъявляется 10 картинок сизображениями объектов живой природы (животные, растения, человек),неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком(машина, самолет). Из всех представленных ему предлагается выбратькартинки с изображением живого. После этого задаются вопросы: - Как ты узнал, что все это живое? - Почему ты считаешь, что (называется конкретное животное, растение)живой? - Расскажи, что есть у (называется конкретное животное, растение,человек)? - Зачем нужны (называются части и органы)? - Сможет ли (называется объект) жить без (называются части иорганы)? Почему? Во второй части беседы акцент делается на изучении представлений освойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды,состоянии. Ребенку задаются следующие вопросы: - Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку), чтобыжить и хорошо себя чувствовать? - Как нужно ухаживать за животными (растениями)? - Что делает человек, чтобы быть здоровым? - Как себя чувствует это растение (животное, человек)? Как ты этоузнал? Как ему помочь? Третья часть беседы посвящена выявлению представленийдошкольника о приспособлении живых существ к различным средамобитания с целью удовлетворения потребностей. Ребенку предъявляются цветные изображения основных сред обитанияживого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки животных ипредлагается проблемно-игровая ситуация: «Кто-то (любой игровой персо-наж) перепутал животных и места их обитания». Задаются вопросы: - Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь? - Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему(называется конкретное животное) удобно жить (называется средаобитания)? - Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, вводоеме, на лугу)? Почему? В беседе можно использовать (в сокращении) рассказы из книги Н.Сладкова «Не долго думая, или дела и заботы Жалейкина», отражающиенарушение связей приспособления живого к среде и связей в экосистеме.Ребенку предлагается оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ. Беседа с ребенком может проводиться полностью или по частям вразное время (в зависимости от его интереса, состояния). ЗАДАНИЕ 1.2. Цель: изучить особенности понимания ребенкомценности природных объектов. Используется метод индивидуальной беседы с ребенком, в ходекоторой ему задаются вопросы: - Любишь ли ты животных и растения? - С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими ненравится? Почему? - Зачем нужны животные и растения? - Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему? - Может ли человек прожить без других людей? Почему? ЗАДАНИЕ 1.3. Цель: выявить с помощью картинок и в ситуациивыбора представления ребенка о нормах отношения к живому. Используется метод индивидуальной беседы. Ребенку предлагаетсяситуация, в которой герой предпочитает помощи живому существуразвлечения. Задаются вопросы: - Как поступил мальчик (девочка)? Почему? - Как бы ты поступил на его (ее) месте? - Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей? Через некоторое время создается аналогичная практическая ситуация, вкоторой дошкольнику нужно сделать реальный выбор между игрой ипомощью живому (см. зад. 2.3). 2. Отношение детей к природе ЗАДАНИЕ 2.1. Цель: выявить характер отношения ребенка кживотным, растениям и сверстникам в естественных условиях. Используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе,на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий. ЗАДАНИЕ 2.2. Цель: изучить особенности отношения дошкольников кживотным и растениям в специально созданных условиях. Используются наблюдения за отношением детей к живым существам вкомнате природы. Созданные условия могут заключаться в том, чтонекоторые из живых существ нуждаются в помощи (растения — в поливе,удалении пыли; животные — в кормлении, чистке клетки и др.), для чегоприготовлены необходимые средства. В комнате также размещаютсяматериалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной,игровой и т.п.). Это позволяет создать для детей ситуацию выборадеятельности — либо с природными объектами, либо другой. Дляосуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей ипредлагают каждому заняться в ней тем, чем они хотят. Если ребенок недогадывается о необходимости оказания помощи живому, его вниманиепривлекается к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов: - Как себя чувствует живой объект? - Как ты это узнал? - Как ему можно помочь? - Хотел бы ты помочь животному или растению? - Почему ты хочешь ему помочь? ЗАДАНИЕ 2.3. Цель: выяснить особенности отношения ребенка кживым объектам в ситуации выбора. Для этого моделируется реальная ситуация выбор


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: