Как теоретическая основа всех библиографоведческих дисциплин, курс способствует расширению фундаментальности профессиональной подготовки будущих специалистов библиотечно-информационной деятельности.
В связи с этим преподавателю следует обращать внимание студентов на следующее:
- данный курс обобщенно охватывает основные вопросы теории библиографии, они будут конкретизироваться в других библиографических дисциплинах;
- важность освоения понятийного аппарата библиографии в процессе специальной лекции, практического и семинарских занятий; используемая терминология должна соответствовать действующим ГОСТам;
- концептуальное разнообразие в науке делает необходимым оценки основных выдвинутых в последнее 10-летие концепций;
- новая информационная ситуация требует рассмотрения особенностей развития библиографии и труда библиографа в электронной среде и их динамики;
- необходимость выделения дискуссионных вопросов при чтении и конспектировании литературы
В процессе преподавания используются различные методы обучения, обеспечивающие стимулирование познавательного интереса студентов, активизацию их включенности в учебную деятельность
Словесные методы реализуются в форме лекций и объяснений, бесед и дискуссий на практических и семинарских занятиях.
Наглядные методы способствуют ознакомлению с терминологическими и технологическими ГОСТами, методикой составления библиографической продукции разных видов. Теоретические материалы иллюстрируются схемами и диаграммами. Как средство наглядности выступает и компьютер, например, демонстрируя структуру библиографической записи в базах данных, их поисковые возможности.
Практические методы помогают углубить знания и приобрести такие навыки, как, например, классифицирование библиографических пособий, характеристика их методических особенностей.
Практические занятия в форме деловой игры по теме «Библиографовведческие журналы», способствуют формированию умений анализировать периодические издания любой отраслевой принадлежности путем собственных усилий, размышлений и активного рассуждения.
В качестве средств обучения используются натуральные объекты (библиографическая продукция в виде традиционных и электронных каталогов, указателей и списков) и изображения (таблицы, схемы и т. п.).
Необходимо активное привлечение такого технического средства обучения, как компьютер. Его применение в курсе - разноплановое: использование демонстрационных фрагментов баз данных, составление списка источников к семинарам, выявление текстов сетевых документов по предмету.
В XXI веке появился ряд хороших учебных изданий по данной дисциплине. Главы новых учебников и монографий оперативно публикуют отраслевые журналы. Регулярно переиздаются справочники и словари. Поэтому на лекциях и семинарах надо показывать изменения в потоке профессиональной литературы.
Методические указания для студентов.
Курс дает материал обобщающего характера, он конкретизируется в других библиографоведческих дисциплинах. Для овладения понятийным аппаратом важно не только знание терминологических стандартов, но их оценка специалистами. Важно отслеживать изменения в них по печатным и электронным источникам.
Освоение сложного курса в последнее время облегчено изданием учебной литературы разных жанров. Она указана в списке в качестве основной. Вместе с тем, разнообразие научных концепций и подходов к содержанию учебной дисциплины усиливает ориентирующую роль лекций и занятий, проводимых преподавателем. При подготовке к любым видам занятий, читая и конспектируя источники, необходимо выделять спорные моменты, противоположные точки зрения по вопросам классифицирования библиографии, библиографической продукции; объекта и предмета библиографоведения и др. При подготовке реферата, контрольной и курсовых работ важно совершенствовать собственную библиографическую культуру. И научная, и учебная дисциплины, как и фиксирующий это документальный поток, развиваются активно. Поэтому важно постоянно следить за новинками научной, учебной и справочной литературы. Такую возможность предоставляют научная библиотека ОмГУ и кабинет кафедры. Также необходимо самостоятельно выявлять изменения в рекомендуемых электронных ресурсах.
Обязательным является привлечение знаний, полученных при изучении смежных дисциплин. Например, ‘’Документоведение’’ дает представление о видовой и жанровой структуре одного из элементов объекта библиографии (система «документ-потребитель»). Освоение курса ‘’Социальные коммуникации’’ помогает представить роль и место БИ.
Самостоятельная-работа, как аудиторная, так и внеаудиторная, осуществляется в виде подготовки к практическим занятиям и т.п.. Обязательно использование новых информационных технологий: поиск определений в сети, мониторинг отраслевого документального потока в базе данных «Библиотечное дело и библиография».
Заочники в связи с небольшим количеством часов аудиторных занятий осваивают учебную дисциплину в основном самостоятельно. В межсессионный период они:
- изучают рекомендуемую литературу;
- готовятся к экзамену;
- выполняют контрольную работу.
Ее задачи: освоение отраслевой терминологии и получение основных характеристик разных видов библиографической продукции.