Методические рекомендации для преподавателя. В связи с этим преподавателю следует обращать внимание студентов на следующее




Как теоретическая основа всех библиографоведческих дисциплин, курс способствует расширению фундаментальности профессиональной подготовки будущих специалистов библиотечно-информационной деятельности.

В связи с этим преподавателю следует обращать внимание студентов на следующее:

- данный курс обобщенно охватывает основные вопросы теории библиографии, они будут конкретизироваться в других библиографических дисциплинах;

- важность освоения понятийного аппарата библиографии в процессе специальной лекции, практического и семинарских занятий; используемая терминология должна соответствовать действующим ГОСТам;

- концептуальное разнообразие в науке делает необходимым оценки основных выдвинутых в последнее 10-летие концепций;

- новая информационная ситуация требует рассмотрения особенностей развития библиографии и труда библиографа в электронной среде и их динамики;

- необходимость выделения дискуссионных вопросов при чтении и конспектировании литературы

 

В процессе преподавания используются различные методы обучения, обеспечивающие стимулирование познавательного интереса студентов, активизацию их включенности в учебную деятельность

Словесные методы реализуются в форме лекций и объяснений, бесед и дискуссий на практических и семинарских занятиях.

Наглядные методы способствуют ознакомлению с терминологическими и технологическими ГОСТами, методикой составления библиографической продукции разных видов. Теоретические материалы иллюстрируются схемами и диаграммами. Как средство наглядности выступает и компьютер, например, демонстрируя структуру библиографической записи в базах данных, их поисковые возможности.

Практические методы помогают углубить знания и приобрести такие навыки, как, например, классифицирование библиографических пособий, характеристика их методических особенностей.

Практические занятия в форме деловой игры по теме «Библиографовведческие журналы», способствуют формированию умений анализировать периодические издания любой отраслевой принадлежности путем собственных усилий, размышлений и активного рассуждения.

В качестве средств обучения используются натуральные объекты (библиографическая продукция в виде традиционных и электронных каталогов, указателей и списков) и изображения (таблицы, схемы и т. п.).

Необходимо активное привлечение такого технического средства обучения, как компьютер. Его применение в курсе - разноплановое: использование демонстрационных фрагментов баз данных, составление списка источников к семинарам, выявление текстов сетевых документов по предмету.

В XXI веке появился ряд хороших учебных изданий по данной дисциплине. Главы новых учебников и монографий оперативно публикуют отраслевые журналы. Регулярно переиздаются справочники и словари. Поэтому на лекциях и семинарах надо показывать изменения в потоке профессиональной литературы.

 

Методические указания для студентов.

Курс дает материал обобщающего характера, он конкретизируется в других библиографоведческих дисциплинах. Для овладения понятийным аппаратом важно не только знание терминологических стандартов, но их оценка специалистами. Важно отслеживать изменения в них по печатным и электронным источникам.

Освоение сложного курса в последнее время облегчено изданием учебной литературы разных жанров. Она указана в списке в качестве основной. Вместе с тем, разнообразие научных концепций и подходов к содержанию учебной дисциплины усиливает ориентирующую роль лекций и занятий, проводимых преподавателем. При подготовке к любым видам занятий, читая и конспектируя источники, необходимо выделять спорные моменты, противоположные точки зрения по вопросам классифицирования библиографии, библиографической продукции; объекта и предмета библиографоведения и др. При подготовке реферата, контрольной и курсовых работ важно совершенствовать собственную библиографическую культуру. И научная, и учебная дисциплины, как и фиксирующий это документальный поток, развиваются активно. Поэтому важно постоянно следить за новинками научной, учебной и справочной литературы. Такую возможность предоставляют научная библиотека ОмГУ и кабинет кафедры. Также необходимо самостоятельно выявлять изменения в рекомендуемых электронных ресурсах.

Обязательным является привлечение знаний, полученных при изучении смежных дисциплин. Например, ‘’Документоведение’’ дает представление о видовой и жанровой структуре одного из элементов объекта библиографии (система «документ-потребитель»). Освоение курса ‘’Социальные коммуникации’’ помогает представить роль и место БИ.

Самостоятельная-работа, как аудиторная, так и внеаудиторная, осуществляется в виде подготовки к практическим занятиям и т.п.. Обязательно использование новых информационных технологий: поиск определений в сети, мониторинг отраслевого документального потока в базе данных «Библиотечное дело и библиография».

Заочники в связи с небольшим количеством часов аудиторных занятий осваивают учебную дисциплину в основном самостоятельно. В межсессионный период они:

- изучают рекомендуемую литературу;

- готовятся к экзамену;

- выполняют контрольную работу.

Ее задачи: освоение отраслевой терминологии и получение основных характеристик разных видов библиографической продукции.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: