Зарождение философской мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Философия Древнего Востока (Индия, Китай).




Фил.Др.Вост. на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к 3м ценрам: древнеиндийск, древнекит цивилиз. и древн. цивил.Средн.Востока.ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилиз-ий.Причины возникн:1.соц-эк(переход от меди к железу);2.товарно-ден.отнош;3.ослабление родо-плем связей;4.первое гос-во;5.духовн жизнь. В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".Ф.возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: джика, джайнизм(познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное).Индийская Ф.систематически излагалась в сутрах. Веды-первые свящ.книги древн. Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы(I тыс. до н.э. ритуальные тексты.Для древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности чел. и окружающ.мира;2.признание тождества между микро и макрокосмосом;3.признание существование 4х уровней бытия:телесный,уровень сост. из жизненного я,уровень состоящ.из познания,сост. обобщающее в себе все 3 уровня-"атман".В Китае процесс зарождения Ф.наз-ся "эпохой борющихся царств".Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию.Ф-ы Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая хар-на опора на священные книги-"пятикнижие".Аскеты,бродячие мудрецы-первые критики мифологиии,подготовили эпоху борющихся царств. Уже в наиб.ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицитворяют 2 взаимодополняющих начала (муж.и жен.)Позже включена категории ци-нематериальная субстанция,что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на время существования 6 классических школ.Буддизм-зародился в Индии в VI-Vвв.до н.э,видит освобождение от страданий на пути нравственного совершенствования,удаления от мира и достиж. путем особых дух. медитаций и физич.упражнений сост. нирваны. В первых веках н.э. буддийская религия терпит поражение.


4. Античная философия. Натурфилософский характер раннегреческой философской мысли

Древнегреческая (античная) Ф охватывает период с конца 7 в до н.э. до 6 в до н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого.

Отличительные особенности античной философии:

1. античное философское мировоз-зрение носит космологическо-онтологический характер (в центре космос - всемирный закон, разумный порядок),
2. отсутствует представление о личности как духовной индивидуальности (человек в античной философии понимается как вещь, тело - "сома"),

3. присущ пантеизм (отождествление Бога и природы),

4. вся действительность и ее элементы одновременно мыслились и как реальные и как идеальные.

В античной философии выделяют следующие периоды:

1. натуралистический - философами рассматривались проблемы физиса (природа, первооснова) и космоса (строй, порядок, украшение Вселенной). К этому периоду относится Милетская школа (Гераклит), Элейская школа (Эмпедокл и Анаксагор), древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит),
2. гуманистический - деятельность софистов и Сократа - переориентация проблем философии с космоса на человека,
3. классический - связан с деятельностью Платона и Аристотеля,
4. эллинистический - появление ряда философских школ (кинизм - основатель Диоген, эпикуреизм - Эпикур, стоицизм - Сенека),
5. религиозный период античной языческой мысли - развитие неоплатонизма и его модификация,
6. зарождение христианской мысли.

Элейская школа

Представители: Парменид, Зенон.

Характерным для элеатов является учение о едином бытии - непрерывном, бесконечном, одинаково присутствующей в каждом элементе действительности. Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.

Парменид (7-6 в до н.э.) говорил, что "мыслить и быть - одно и то же". Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно. Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно. Путь истины по Пармениду - путь разума. Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум.

Зенон доказывал неподвижность бытия апориями (логическими парадоксами). Апории Зенона выявляют противоречия, свойственные человеческому сознанию. Апория "летящая стрела": если разделить траекторию движения стрелы на точки, то получается, что в каждой точке стрела покоится.

Все учение элеатов было направлено на на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (бытие). Открытие этого предмета дает возможность для существования философского и вообще точного доказательного знания.

Элеаты ввели в философию следующие категории (основные операционные единицы философии, предельно общие понятия): бытие, небытие, движение.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: