Максимальное количество баллов за все задания – 93




Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018 гг.

Русский язык

Муниципальный этап

Класс

Задание 1. В каждом из приведенных ниже рядов есть один «лишний» согласный. Установите соответствие между рядами звуков и их описаниями. Определите, о каких «лишних» согласных идет речь.

1. [ш, г, ж, в, с] А. Один звук звонкий, остальные глухие.

2. [з, х, п, м, г] Б. Один звук взрывной, остальные щелевые

3. [п, в, с, к, т] В. Один звук сонорный, остальные шумные.

4. [т, с, л, п, н] Г. Один звук губной, остальные зубные.

В некоторых диалектах русского языка фиксируется произношение звука [ɣ] на месте [г]. Именно [ɣ], согласно современным орфоэпическим нормам, произносится на месте буквосочетания хг в существительном бухгалтер и на месте буквы г в междометиях ага и ого. Назовите артикуляционный признак, который отличает согласный [ɣ] от привычного нам [г].

Рекомендуемый ответ:

Соответствия:

1 – Б, 2 – В, 3 – А, 4 – Г.

«Лишние согласные»:

1) [г]

2) [м]

3) [в]

4) [п]

Звук [ɣ], в отличие от звука [г], является щелевым[1].

Количество баллов:

· За каждое верно установленное соответствие –1 балл (всего 4 балла)

· За каждый верно определенный «лишний» согласный – 0,5 балла (всего 2 балла)

· За указание на то, что [ɣ], в отличие от [г], является щелевым – 3 балла.

Всего – 9 баллов.

 

Задание 2. В произведениях классической литературы встречается много устаревших слов, без понимания которых зачастую трудно понять смысл всего текста. В следующих отрывках найдите такие слова и приведите их современный эквивалент. К какому типу устаревшей лексики относятся эти слова? Свой ответ мотивируйте. Распределите слова по группам: 1) устарело все слово, 2) изменилось лексическое значение, 3) изменилось фонетическое оформление, 4) изменился морфемный состав.

 

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед

(М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»)

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой

(М.Ю. Лермонтов «Бородино»)

Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам…–

Все украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

 

Рекомендуемый ответ:

Наперсник – любимец[2], злато – золото, булат – стальной клинок, меч, щепетильный – галантерейный, балтический – Балтийский, осьмнадцать – восемнадцать.

Все устаревшие слова являются архаизмами.

Архаизмы – устаревшие слова, имеющие синонимы в современном русском языке.

Данные слова можно распределить на группы следующим образом:

1. Наперсник, булат – устарело все слово.

2. Щепетильный – изменилось лексическое значение.

3. Злато, осьмнадцать – изменилось фонетическое оформление.

4. Балтический – изменился морфемный состав.

Количество баллов:

· За каждое верно определенное устаревшее слово – 0,5 балла (всего 3 балла).

· За каждый верно подобранный современный эквивалент – 1 балл (всего 6 баллов).

· За верное указание на то, что все слова относятся к архаизмам и правильную аргументацию – 1 балл.

· За верное распределение по группам – 4 балла (за каждую ошибку вычитается 0,5 балла).

Всего – 14 баллов.

Задание 3. В следующем ряду найдите слова, образованные при помощи приставок: платить, окно, описать, окунь, оклеить, отрубить, обварить, океан, околица, обломать, очки, выход, очень, ответить, отдать. В каждом случае приведите слово, которое послужило производящей основой. Укажите, какие слова этимологически связаны со словом око, обоснуйте свой ответ. Составьте возможные словообразовательные цепочки от глагола платить, используя слова: платеж, уплачивать, доплатить, уплачивание, плата, платный, доплата, переплатить, платно, уплатить, переплачивать.

Рекомендуемый ответ:

Образованные при помощи приставок слова: описать, оклеить, отрубить, обварить, обломать, отдать.

Слова, которые послужили производящей основой: описать ← писать, оклеить ← клеить, отрубить ← рубить, обварить ← варить, обломать ← ломать, отдать ← дать.

Слова, этимологически связанные со словом око: окно, окунь, очки, очень.

Обоснование этимологического родства[3]:

Окно: образовано от той же основы, что и око – ‘глаз’, первоначально ‘отверстие в стене для наблюдения’.

Окунь: эта рыба была названа по большим глазам, и тогда имеет тот же корень, что око.

Очки: искон. суф. производное от око ‘глаз’ (ср. окуляры).

Очень: толкуется из * очьнь от око, ср. очевидно, а также сближено с окончанием нареч. вкривь, впрямь, встарь.

Возможные словообразовательные цепочки от глагола платить:

Платить → платеж

Платить → плата → платный → платно

Платить → доплатить → доплата

Платить → уплатить →уплачивать → уплачивание

Платить → переплатить → переплачивать

Количество баллов:

· За каждое верно определенное слово, образованное при помощи приставки, – 0,5 балла (всего 3 балла).

· За каждое верно приведенное слово, послужившее производящей основой, – 0,5 балла (всего 3 балла).

· За каждое верно приведенное слово, этимологически связанное со словом око, – 0,5 балла (всего 2 балла).

· За каждое верное обоснование этимологического родства – 0,5 балла (всего 2 балла).

· За каждую верно составленную цепочку – 1 балл (всего 5 баллов).

Всего – 15 баллов.

 

Задание 4. Одной из морфологических категорий русского глагола является категория вида. Она выражает отношение действия, обозначенного глаголом, к внутреннему пределу действия. Глагол несовершенного вида обозначает действие в его течении, без указания на предел, границу действия (стонал, старел и т. п.). Глагол совершенного вида обозначает ограниченное пределом действие в какой-либо момент его осуществления: зашумел (начал шуметь), пошумел (шумел некоторое время), отшумел (завершенность действия). Выполните задания, связанные с категорией вида.

1. Глаголы русского языка в своем большинстве составляют видовые пары. Какие глаголы в приведенных рядах образуют видовую пару? Что мы должны учитывать, составляя видовую пару, кроме различия по виду?

А. Списать, надписывать, писать, переписать, написать, выписывать.

Б. Настроить, строить, застраивать, построить, перестроить, выстраивать.

В. Выкупить, скупить, покупать, перекупать, накупить, купить.

2. В некоторых случаях один из членов видовой пары может быть представлен не одним, а двумя глаголами. Например, у глагола несовершенного вида множить (‘совершать действие умножения’) парным глаголом совершенного вида является как умножить, так и помножить. Между ними нет семантических различий. Учитывая это, составьте видовые пары для следующих глаголов: затопить (‘залить водой’), пачкать (‘делать грязным’), заготовить, вянуть (‘терять свежесть’).

3. Вторым членом видовой пары, в которую входит глагол хоронить (‘закапывать в землю умершего’), являются три глагола совершенного вида. Что это за глаголы? В чем различие между ними?

4. Многозначные глаголы в разных своих значениях могут входить в разные видовые пары. Учитывая это, заполните таблицу. Для каждого многозначного глагола (темнеть, будить, мерить) нужно привести два парных глагола, указывая значения.

Многозначный глагол Значения Парный глагол
бить (образец) ‘наносить удары, побои’ побить (хозяин побил собаку)
‘издавать звуки’ пробить (часы пробили полночь)
темнеть А. Б.
В. Г.
будить Д. Е.
Ж. З.
мерить И. К.
Л. М.

 

Рекомендуемый ответ:

1. А. Писать – написать. Б. Строить – построить. В. Купить – покупать. Мы должны учитывать, что глаголы, различаясь по виду, лексически тождественны, т. е. имеют то же самое значение[4].

2. Затопить – затоплять и затапливать. Пачкать – запачкать и испачкать. Заготовить – заготавливать и заготовлять. Вянуть – завянуть и увянуть[5].

3. Это глаголы похоронить, схоронить и захоронить. Они отличаются стилистической окраской: похоронить – нейтральное (межстилевое) слово, схоронить – разговорное/просторечное, захоронить – официальное.

4. А. ‘Становиться темным’ / ‘становиться мрачным’. Б. Потемнеть. В. ‘О наступлении сумерек, вечера’. Г. Стемнеть. Д. ‘Прерывать чей-либо сон’. Е. Разбудить. Ж. ‘Возбуждать, вызывать’ (добрые чувства, воображение и т. п.). З. Пробудить. И. ‘Определить величину' (температуру, расстояние). К. Измерить[6]. Л. ‘Надевать для примерки’. М. Примерить[7].

Количество баллов:

· За каждую верно составленную пару – 0,5 балла, за указание на лексическую тождественность членов видовой пары – 0,5 балла (всего 2 балла).

· За каждую верно составленную пару – 0,5 балла (всего 2 балла).

· За каждый верно названный глагол – 0,5 балла, за указание на различие в стилистической окраске – 0,5 балла (всего 3 балла).

· За каждый правильный ответ – 0,5 балла (всего 6 баллов).

Всего – 13 баллов.

 

Задание 5. Прочитайте предложение и выполните задания.

В саду росли старые яблони, которые уже едва цвели, но всё равно они радовали глаз, мне вспоминалось детство, когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков.

1. Укажите все возможные в данном случае варианты постановки на месте запятой другого знака препинания. Объясните постановку каждого вариантного знака, в том числе запятой.

2. Определите типы придаточных. Укажите средство связи придаточных частей с главными.

Рекомендуемый ответ:

Кроме приведенного в задании варианта постановки знаков препинания, возможны еще 3 (все отличия в знаке после слова глаз):

1. В саду росли старые яблони, которые уже едва цвели, но всё равно они радовали глаз: мне вспоминалось детство, когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков.

2. В саду росли старые яблони, которые уже едва цвели, но всё равно они радовали глаз; мне вспоминалось детство, когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков.

3. В саду росли старые яблони, которые уже едва цвели, но всё равно они радовали глаз – мне вспоминалось детство, когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков.

Двоеточие имеет значение причины во 2 части (радовали глаз, потому что мне вспоминалось детство), запятая – перечисления (значение одновременности), точка с запятой – перечисления частей (со знаками внутри них), тире – времени, условия или следствия (когда/если в саду росли старые яблони, мне вспоминалось детство, в саду росли старые яблони, поэтому мне вспоминалось детство).

«Которые уже едва цвели» – придаточное определительное, присоединяется к главной части при помощи союзного слова-местоимения которые.

«Когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков» – придаточное определительное, присоединяется к главной части при помощи союзного слова-наречия когда.

Количество баллов:

· За каждый правильно поставленный вариантный знак препинания – 1 балл (всего 3 балла).

· За верное объяснение каждого вариантного знака – 1 балл (всего 4 балла).

· За каждый верно определенный тип придаточного и средство связи – 1 балл (всего 2 балла).

Всего – 9 баллов.

 

Задание 6. Прочитайте отрывок из рассказа М. Зощенко «Весёлая игра» и выполните задания.

 

А у него, действительно, даже усы книзу повисли, до того он задёргался.

Выигравший говорит:

– Зато, дурак, я тебя великолепно научу на бильярде играть благодаря таким штрафам.

А с выигравшим был ещё его приятель. Тот говорит:

– Я придумал. Если он проиграет, давайте так: пущай он лезет под бильярд, нагруженный шарами, а мы ему к ноге вдобавок привяжем ящик с пивом. Пущай он в таком виде пролезет.

Выигравший, засмеявшись, говорит:

– Браво! Вот это будет номер!

Усатый обиженно говорит:

– Если ящик будет с пивом, то я играть не буду – с пустым ящиком мне и то трудно будет лезть.

В общем, он опять проиграл, и тут под общий смех усатого снова нагрузили шарами, в зубы дали ему кий и к ноге привязали ящик. Вдобавок друг выигравшего начал пихать усатого кием, чтобы тот быстрее проходил свой маршрут под бильярдом.

Усатый вылез из-под бильярда сам не свой. Он осоловело поглядел на всех собравшихся и даже некоторое время не двигался. Потом он выгрузил из карманов шары и стал отвязывать от ноги ящик с пивом, говоря, что он больше не играет.

 

1. Определите, какая речевая ошибка встречается в сочетании книзу повисли. Как называется такая ошибка? Поясните, в чем ее суть. Приведите три словосочетания, в которых встречается такая же ошибка.

2. Определите стилистическую окраску слов пихать, осоловело. Замените данные слова нейтральными синонимами.

 

Рекомендуемый ответ:

1. Это плеоназм. Суть данной ошибки состоит в дублировании смысла в словосочетании: глагол повиснуть уже выражает идею движения вниз, поэтому книзу – лишнее слово. Аналогичные сочетания: заранее предвидеть, свободная вакансия, жестикулировать руками, прейскурант цен и др.

2. Пихать, осоловело – разговорные слова. Синонимы к слову пихатьотстранять, толкать. Синонимы к слову осоловело – полусонно, сонно, бессмысленно, расслабленно, устало.

Количество баллов:

· За верное определение типа ошибки – 1 балл.

· За верное определение сути ошибки – 1 балл.

· За каждое словосочетание с аналогичной ошибкой – 1 балл (всего 3 балла).

· За верное определение стилистической окраски слов – 1 балл.

· За подбор как минимум одного синонима к каждому слову – по 2 балла (всего 4 балла).

Всего – 10 баллов.

Задание 7. Установите соответствие между существительными польского языка и их значениями. Для доказательства своей точки зрения в каждом случае приведите по одному близкому по смыслу однокоренному слову из современного русского языка[8].

 

Слова польского языка Значения[9]
napastnik budynek pochodnia ziemniak pakunek napiwek waga chmura nazwisko drobiazg факел мелочь облако фамилия захватчик вес сверток здание чаевые картофель

Рекомендуемый ответ:

Слова польского языка Значения Комментарий
napastnik захватчик Ср. русск. напасть, нападение, нападки
budynek здание Ср. русск. будка
pochodnia факел Ср. русск. ходить, ход, поход
ziemniak картофель Ср. русск. земля, земной, земляной
pakunek сверток Ср. русск. паковать, пачка, упаковать, упаковка
napiwek чаевые Ср. русск. пить, пиво, напиток
waga вес Ср. русск. важный
chmura облако Ср. русск. хмурый (в значении ‘ненастный, сумрачный’. Хмурый денёк)
nazwisko фамилия Ср. русск. зов, звать, называть, название
drobiazg мелочь Ср. русск. дробить, дробь, дробный, подробный

Количество баллов:

· За каждое верно установленное соответствие – 0,5 балла (всего 5 баллов).

· За каждое верно подобранное однокоренное слово – 0,5 балла (всего 5 баллов).

Всего – 10 баллов.

Задание 8. Прочитайте фрагмент текста «Казанская история», ответьте на вопросы и выполните задания.

Яко же повѣдаютъ русь и варвари, все то едина Руская земля, идѣже стоитъ нынѣ град Казань, продолжающися в длину до оного Нова града Нижнего на востокъ, по обѣма странама великия реки Волги, вниз до Болгарскихъ рубежов, до Камы рѣки, в ширину же простирающеся на полунощие до Вяцкие земли и до Пермьския, а на полудень – до половецкихъ предѣл.

1. Какой фонетический процесс отражен в написании слова Вяцкие?

2. Что вы можете сказать о происхождении слова востокъ?

3. Найдите в данном фрагменте все фонетические старославянизмы и укажите соответствующие им русизмы.

4. Как переводятся слова полунощие и полудень?

5. В каких значениях сегодня употребляется слово предѣл?

Рекомендуемый ответ:

1. В написании слова Вяцкие отражен процесс ассимиляции (уподобления) согласных [т] и [с] (ср. Вятские, название от реки Вятка).

2. Слово востокъ по происхождению связано с глаголом течи (течь), который имел значение ‘двигаться, бежать, стремиться’ (отсюда и существительное токъ). Приставка вос- (въз-) означает ‘движение вверх’, поэтому востокъ – место восхода солнца.

3. Фонетические старославянизмы их русские соответствия: едина – один, град – город, страна – сторона, полунощие – полночь, предѣл – передѣл.

4. Слова полунощие и полудень переводятся как север и юг соответственно.

5. ПРЕДЕЛ, -а; м. 1. Край, конечная часть чего-л. П. полей, лесов. П. жизни (кончина, смерть). 2. обычно мн.: пределы, -ов. Естественная или условная черта, являющаяся границей какой-л. территории; рубеж. Оказаться за пределами страны, отечества. Не выезжал за пределы своего государства. // чего или какие. Местность, пространство, заключённые в какие-л. границы. Находиться в пределах города, области. // Трад.-поэт. Край, страна. Покинуть родные пределы. Опустошить чужие пределы. Из далёких пределов кто-л. 3. только ед. Разг. Участь, судьба, удел. Такой уж п. ему был - умереть на чужбине. Видно, мне такой п. положен. 4. обычно мн.: пределы, -ов. Граница, рамки чего-л. принятого, установленного, дозволенного. Выйти за пределы допустимого. 5. Последняя, крайняя степень чего-л. П. терпению, жестокости // Спец. Критическая точка, характеризующая возможность проявления каких-л. свойств, качеств. П. прочности. 6. Оптимальная мера, норма чего-л. П. скорости. 7. Матем. Постоянная величина, к которой приближается переменная величина, зависящая от другой переменной величины, при определённом изменении последней. П. числовой последовательности. Понятие о пределе. Теория пределов[10].

Количество баллов:

· За верное определение процесса ассимиляции – 2 балла.

· За верное указание на связь слова восток с глаголом течь – 2 балла, за указание на значение приставки – 2 балла (всего 4 балла).

· За каждую верную пару старославянизм / русизм – 0,5 балла (всего 2,5 балла).

· За верный перевод слов полунощие и полудень – 0,5 балла (всего 1 балл).

· За каждое верно приведенное значение слова предел – 0,5 балла (всего 3,5 балла).

Всего – 13 баллов.

Максимальное количество баллов за все задания – 93

 


[1]Для объяснения фонетических различий звуков [ɣ] и [г] учащийся может использовать синонимичные термины (например щелевой – фрикативный) или не использовать термины и прибегать к описательному объяснению (например вместо указания на противопоставление щелевой – взрывной учащийся может написать, что согласный [ɣ] можно тянуть, потому что воздух проходит через небольшую щель между органами речи, а при произнесении [г] происходит резкое размыкание органов речи, тянуть этот звук нельзя, он произносятся мгновенно).

[2]Доверенное лицо, которому поверяют сокровенные мысли и тайны: любимец, наперсник поэта (устар.).

[3]См: https://lexicography.online/etymology/%D0%BE/%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C

[4] Например, писать, с одной стороны, и списать и переписать, с другой, различаясь по виду, различаются и по значению. Приставки с- и пере- в данном случае вносят в значение глагола новое значение: списать – ‘написать, воспроизведя текст оригинала ’, переписать – ‘написать заново, иначе ’ и т. д.

[5] Засчитывается также разговорный вариант повянуть. Так, в «Словаре русского языка» под ред. А. П. Евгеньевой у этого глагола выделено два значения: 1. Завянуть (о всем, многом). 2. Разг. То же, что завянуть.

[6] Засчитывается также разговорный вариант смерить.

[7] Засчитывается также разговорный вариант померить.

[8] В польском языке сочетание букв ch читается как [х], буква w обозначает звук, похожий на [в], y – звук, похожий на [ы], буква i перед гласным не обозначает звука и указывает на мягкость предшествующего согласного.

[9] Wielki słownik polsko-rosyjski. Wydawnictwo naukowe PWN. Warszawa 2005.

[10]Значения слов взяты из Большого толкового словаря русского языка, который представлен на портале Грамота.ру. Формулировки в работах учеников могут отличаться от приведенных в словаре, но должны отражать особенности семантики единицы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: