Совершенствования системы учета затрат и калькулирования себестоимости.




 

Развитие казахстанского управленческого учета, приближение его к международным стандартам предлагает изучение и анализ опыта организации учета затрат и калькуляции себестоимости продукции с помощью систем, применяемые в международной практике

Существует множество методов и систем расчета себестоимости, но в принципе их можно разделить на две группы: методы учета на основе полных и на основе неполных, или переменных издержек.

Рассмотрим следующие системы учета затрат:

- Стандарт-кост (Standart costing);

- абзорпшен-костинг (Absorption costing);

- директ-костинг (Direct - Costing - Sistem).

- функционально-стоимостная система ABC (Activity - Boscol - Costing).

Учет затрат на производство по системе стандар-кост. Система стандарт-кост не является самостоятельной, обособленной от других систем (методов) учета затрат на производство. В принципе, предполагается сочетание ее с попередельным, позаказным, подетальным, простым (попроцессным) и другими методами учета производственных затрат и исчисления себестоимости продукции, Система стандарт-кост разрабатывалась для применения на предприятиях машиностроения. Однако она применима и в других отраслях экономики. Кроме того, стандарт-кост может быть применен при организации учета реализации продукции, затрат на ремонт основных средств, при капитальном строительстве, заготовлении материальных ресурсов и т.п. Другими словами, стандарт-кост может быть использован там, где есть необходимость в строгом режиме контроля за издержками про-изводства или обращения и где есть возможность нормировать производимые расходы.

Основной особенностью системы стандарт-кост является то, что все затраты на производство рассчитываются до начала производства. Стандарты затрат применяются с использованием натуральных и стоимостных показателей. Кроме того, могут применяться специальные счета, на которых отражаются фактические затраты и разницы между фактической и стандартной себестоимостью. Таким образом, система стандарт-кост предполагает разработку стандартов на поддающиеся нормированию расходы, составление стандартной калькуляции изделий (работ, услуг) и учет фактических затрат на производство с выделением отклонений от стандартов. Система стандарт-кост является важнейшим инструментом оперативного контроля за затратами в ходе производства.

Изучение опыта работы западных фирм показывает, что болышинство из них применяют систему стандарт-кост не в полном обьеме: не используют ее для оценки остатков незавершенного производства, не отражают стандартную стоимость в системном бухгалтерском учете, не калькулируют общую стандартную себестоимость продукции по составляющим ее статъям (материалы, заработная плата и др.). Многие фирмы разрабатьтают стандарты затрат и стандартную калькуляцию только для основной номенклатуры производимой продукции. Причем, эти стандарты часто устанавливаются только в натуральных единицах, без применения стоимостного измерения.

В основе функционирования системы стандарт-кост лежат стандарты (нормы и нормативы), устанавливаемые самой фирмой и меняющиеся в ходе процесса производства. Разработка стандартов производится соответствующими службами фирмы, ответственными за статьи расходов: технологическая служба устанавливает стандарты расхода всех видов материадов; служба снабжения - стандарты цен на все виды материалов, работ и услуг; производственная - стандарты выработки по производственным операциям; служба персонала и оплаты его труда - часовые ставки и расценки оплаты труда по категориям персонала, профессиям, производственным операциям, процессам и т.д. Подготовленные таким путем индивидуальные стандарты обобщаются бухгалтерией в картах стандартной себестоимости продукции, работ и услуг.

Определенная в карте стандартная себестоимость изделия пересматривается при изменении норм на материалы, работы и услуги, ставок оплаты труда, технологических процессов, а также в случае, если в ходе производства будет установлено, что стандарт был установлен недостаточно обоснованно. В конце года обычно производится полный пересмотр действующих стандартов, их переутверждение.

Контроль за строгим соблюдением норм осуществляет цеховой персонал: мастера, техники, контролеры. Этот персонал устраняет возникшие отклонения в ходе производства и не допускает их появления. В условиях действительно строгого нормирования и наличия системы обеспечения контроля (счетчики, датчики, весоизмерительные приборы и др.) система стандарт-кост дает желаемый результат.

Система учета полных затрат (Absorption-costing) представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, согласно которой все прямые производственные затраты и все косвенные затраты включаются в себестоимость продукции.

Система абзорпшен-костинг предназначена для исчисления полных затрат. Она предполагает распределение всех затрат между реализованной продукцией и остатками продукции. При этом расходы подразделяются в зависимости от их функциональной роли на производственные, реализованные и административные.

Указанная система основывается на классификации затрат по способу отнесения на себестоимость (прямые и косвенные).

Прямые расходы относятся на конкретный вид продукции экономически обоснованным способом. Общая сумма косвенных затрат распределяется по видам продукции пропорционально выбранным коэффициентам распределения.

Выбор коэффициентов распределения зависит от отраслевых особенностей, размеров предприятия, его организационной структуры, ассортимента выпускаемой продукции и других факторов. Чем больше затрат в структуре расходов предприятия являются прямыми, тем более точной оказывается величина себестоимости конкретных видов продукции.

В казахстанской практике управленческого учета применение данной системы учета затрат очень распространено. Данная система позволяет сформировать полную себестоимость отдельных видов продукции, а также себестоимость незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе, рассчитать рентабельность отдельных видов продукции и применяется в ценообразовании, когда цена на продукцию устанавливается по принципу «полные затраты плюс норма прибыли (процент рентабельности)», т.н. затратный метод формирования цены.

Основные преимущества данной системы:

- возможность рассчитать себестоимость и рентабельность отдельных видов продукции;

- применение в целях финансового учета и составления внешней отчетности;

- возможность рассчитать полную себестоимость готовой продукции, запасов готовой продукции на складе и незавершенного производства;

- широкая сфера применения;

- возможность применения для расчета цены за единицу продукции.

Усложнение организационной структуры предприятий, создание крупных предприятий с развитой региональной структурой значительно меняет структуру затрат в сторону увеличения доли косвенных затрат, что является причиной неоднозначного отнесения затрат к одной группе, усложняет механизм распределения косвенных затрат по объектам затрат и выбор экономически обоснованных коэффициентов распределения.

К основным недостаткам можно отнести следующие:

1. Субъективность выбора коэффициента распределения; при сложной организационной структуре и большом ассортименте продукции существует вероятность выбора некорректной базы распределения, что искажает реальную величину себестоимости и ведет к установлению необоснованных цен;

2. Неоднозначность отнесения затрат к одной группе;

3. Невозможность применения для сравнительного анализа себестоимости однородных товаров, производимых разными предприятиями. Можно сопоставить полные себестоимости одинаковых товаров разных производителей, но качественный анализ структуры себестоимости провести будет невозможно, а именно, невозможно оценить влияние организационной структуры предприятия, доли постоянных затрат на величину себестоимости.

Наиболее эффективно применение системы на предприятиях малых и средних размеров, а также предприятиях, производящих один или несколько видов продуктов. На более крупных предприятиях, а также на предприятиях со значительной номенклатурой выпускаемой продукции эффективнее применять систему учета полных затрат в комбинации с другими системами учета.

 

Система учета переменных затрат Direct-costing. Система учета затрат «Директ-костинг» (Direct-costing) представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости, согласно которой только переменные производственные затраты включаются в себестоимость продукции и в оценку конечных запасов, а постоянные затраты в общей сумме относятся на финансовый результат деятельности и не разносятся по видам продукции.

Основным понятием данной системы учета затрат является понятие маржинального дохода, который представляет собой доход, полученный предприятием после возмещения всех переменных затрат.

Классификация затрат на переменные и постоянные является основой операционного анализа. Операционный анализ - основной инструмент оперативного планирования на предприятии и служит поиску оптимальных комбинаций между переменными издержками на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж.

Данный анализ позволяет найти точку равновесия (точку безубыточности), в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Продажи ниже точки безубыточности влекут для предприятия потери.

В казахстанской практике управленческого учета и анализа указанная классификация затрат для целей проведения операционного анализа не слишком распространена.

Применение операционного анализа имеет ряд ограничений:

1. Предприятие должно производить либо один продукт, либо иметь ограниченный ассортимент продукции;

2. Размер постоянных затрат и цены на продукцию должны быть фиксированными в течение времени осуществления анализа;

3. Должна существовать возможность классификации затрат на переменные и постоянные по единому критерию;

4. В идеальном случае объем производства должен быть равен объему продаж.

Таким образом, система "директ-костинг" (калькуляция покрытия) позволяет определить изменение прибыли вследствие изменения переменных затрат, цен реализации, структуры выпускаемой продукции и, соответственно, на основе такого анализа принять комплекс необходимых в этих условиях стратегических мер по управлению предприятием. Для определения потенциальной прибыли, которую может получить предприятие, является необходимым проведение совместного анализа издержек, объема производства и прибыли (затраты - объем - прибыль анализ/ЗОП анализ). Исчисление коэффициентов покрытия необходимо для выбора наилучшей (с точки зрения получения прибыли) структуры ассортимента реализуемой продукции. При равенстве всех других показателей предпочтение должно отдаваться той структуре продаж, которая обеспечивает самый большой коэффициент покрытия.

Основные преимущества указанной системы:

 

- установление взаимосвязи между объемом производства, величиной затрат и прибылью;

- определение точки безубыточности, т.е. минимального объема производства, при котором предприятие не получит убытка;

- возможность применения более гибкой системы ценообразования и установление нижней цены единицы продукции, что особенно эффективно при неполной загрузке производственных мощностей и уменьшает затоваривание продукции на складе;

- упрощение расчета себестоимости (по сравнению с системой учета полных затрат), поскольку отсутствует процедура распределения постоянных расходов по видам продукции;

- возможность составления оптимальной производственной программы и плана сбыта продукции;

- возможность определить прибыль, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, что позволяет планировать цены и скидки на определенный объем продаж.

Однако система учета переменных затрат не лишена некоторых недостатков:

1. Ведение учета затрат только по производственной себестоимости не отвечает требованиям законодательства Республики Казахстан в части формирования себестоимости;

2. Отсутствие информации о полной себестоимости единицы продукции.

Еще одной опасностью применения метода переменных затрат может стать применение его не для расчета минимальной цены единицы продукции, а для проведения политики сниженных цен (т.е. не для дозагрузки производственных мощностей, а для достижения привилегированного положения на рынке). В случае демпинга (политики сниженных цен) возникает вероятность того, что часть постоянных затрат не будет покрыта маржинальным доходом и предприятие попадет в зону убытков.

Недостатки существующих систем учета затрат обусловили поиски новых вариантов учета затрат, одной из которых является функционально-стоимостная система учета затрат и калькулирования себестоимости или система ABC (Activity Based Costing), получившая получила широкое распространение в западных компаниях различных отраслей.

В соответствии с методом ABC предприятие рассматривается как набор взаимосвязанных операций (функций). В процессе операции потребляются различные ресурсы (материалы, труд, оборудование). Под видом деятельности понимаются все функции, выполняемые для того, чтобы продукт был предоставлен покупателю. Соответственно продукт принимает на себя затраты на все виды деятельности, которые потребуются для его создания и предоставления покупателю.

Принципиальное отличие указанной системы учета затрат от традиционных состоит в порядке распределения косвенных (накладных) расходов.

 

Вся производственно-хозяйственная деятельность разбивается на функции. Чем сложнее деятельность, тем большее количество функций будет выделено. Первоначально косвенные затраты переносятся на ресурсы пропорционально выбранным драйверам (параметрам распределения), поэтому выделяются все ресурсы, необходимые для выполнения каждый функции.

Каждому виду деятельности выбирается носитель затрат (факторы, вызывающие изменение затрат), который выражается в соответствующих единицах измерения (например, для функции обслуживания оргтехники предприятия носителем затрат может быть количество единиц техники, для функции управления персоналом - количество сотрудников). Через систему носителей затрат косвенные расходы распределятся на конкретные товары (работы, услуги).

Основные достоинства этой системы учета:

- точное определение производственных затрат, возможность устранить непроизводительные расходы;

- эффективный механизм управления затратами и прибылью, поскольку позволяет определить «вклад» каждого вида продукции, каждого клиента, каждой географической зоны в общий финансовый результат;

- возможность контроля не только объема затрат, но и причин их появления;

- возможность применения в качестве инструмента разработки эффективной ценовой и маркетинговой политики.

Указанная система позволяет значительно снизить затраты предприятий, усовершенствовать взаимосвязи между отдельными подразделениями, поэтому имеет большие перспективы внедрения в казахстанских предприятиях.

Отличие функциональной системы от традиционных методов учета затрат заключается в том, что в рамках традиционных финансовых и бухгалтерских методов деятельность компании оценивается по функциональным операциям, а не по услугам, предоставляемым заказчику. Расчет эффективности функциональной единицы производится по исполнению бюджета вне зависимости от того, приносит ли она пользу клиенту компании. Напротив, функционально-стоимостной анализ - это инструмент управления процессами, измеряющий стоимость выполнения услуги. Оценка выполняется как для функций, увеличивающих ценность услуги или продукта, так и с учетом дополнительных функций, которые этой ценности не меняют. Если традиционные методы вычисляют затраты на некоторый вид деятельности лишь по категориям расходов, то функционально-стоимостная калькуляция показывает стоимость выполнения всех этапов процесса. Функционально-стоимостная система учета затрат исследует все возможные функции с целью наиболее точно определить затраты на предоставление услуг, а также обеспечить возможность модернизации процессов и повышения производительности.

 

Приведем три основные различия между функционально-стоимостной калькуляцией и традиционными методами.

Традиционный учет подразумевает, что объекты затрат потребляют ресурсы, а в функционально-стоимостной системе принято считать, что объекты затрат потребляют функции.

Традиционный учет в качестве базы распределения затрат использует количественные показатели, а в функционально-стоимостной системе применяются источники издержек на различных уровнях.

Традиционный учет ориентирован на структуру производства, а функционально-стоимостная система ориентирована на процессы (функции).

 

Рисунок 4 - Основные различия между функционально-стоимостной системой учета затрат (АВС-метод) и традиционными методами учета затрат

 

Рисунок 1 - Основные различия между функционально-стоимостной системой учета затрат и традиционными методами учета затрат

Итак, традиционные системы учета издержек концентрируются на продукте. Все издержки приписываются изделию, так как считается, что на изготовление каждого элемента продукции потребляется определенное количество ресурсов, пропорциональное объему производства. Поэтому в качестве источников издержек для расчета накладных расходов используются количественные параметры продукта (рабочее время, машинные часы, стоимость материалов и т.п.).

Однако количественные показатели не позволяют учесть разнообразие продукции по размеру и сложности изготовления. Кроме того, они не выявляют прямой зависимости между уровнем расходов и объемом продукции.

 

Функционально-стоимостная калькуляция использует другой подход. Здесь сначала определяются затраты на выполнение отдельных функций. А затем, в зависимости от степени влияния различных функций на изготовление конкретного изделия, эти затраты соотносятся с производством всей продукции. Поэтому при вычислении накладных расходов в качестве источников издержек учитываются и такие функциональные параметры, как: время настройки оборудования, количество конструкторских изменений, число процессов обработки и т.п.

Следовательно, чем больше будет функциональных параметров, тем подробнее будет описана производственная цепочка и, соответственно, точнее оценена реальная стоимость продукции.

Еще одно важное различие между традиционными системами оценки расходов и функционально-стоимостной системой - область рассмотрения функций. В традиционных методах, предназначенных для оценки запасов, отслеживаются только внутренние производственные расходы. Теория функционально-стоимостной калькуляции с таким подходом не согласна, полагая, что при расчете стоимости товара должны учитываться все функции - как связанные с поддержкой производства, так и с доставкой товаров и услуг потребителю. В качестве примера подобных функций можно назвать: производство, разработку технологии, логистику, распространение продукции, сервисное обслуживание, информационную поддержка, финансовое администрирование и общее управление.

Традиционная экономическая теория и системы финансового управления рассматривают затраты в качестве переменных величин только в случае кратковременных колебаний объемов производства. Теория функционально-стоимостного анализа предполагает, что многие важные ценовые категории варьируются также и в течение длительных периодов (в несколько лет), при изменениях в дизайне, составе и диапазоне товаров и клиентов компании.

Далее рассмотрим порядок расчета себестоимости продукции в системе функциональной калькуляции.

Этапы расчета себестоимости продукции (работ, услуг) в системе функциональной калькуляции Расчет себестоимости продукции в системе функциональной калькуляции включает в себя следующие этапы:

1) выявление основных видов деятельности, которые имеют место в организации;

2) распределение затрат по центрам издержек для каждого вида деятельности;

3) определение фактора издержек для каждого из основных видов деятельности;

4) распределение затрат, имеющих отношение к видам деятельности, по видам продукции на основе спроса на эти виды деятельности.

Этап 1. Выявление видов деятельности. Виды деятельности состоят из совокупности отдельных работ или задач и поэтому могут быть описаны действиями, связанными с этими задачами. Например, закупка материалов может быть идентифицирована как отдельный вид деятельности, который состоит из множества различных задач, таких, как получение заказанного материала, выявление поставщиков, подготовка заказов на закупку, отправка заказов на закупку и т.д.

В некоторых первых функциональных системах по видам деятельности выделялись сотни отдельных центров издержек, однако недавние исследования показали, что сейчас наблюдается тенденция ограничиваться 20-30 такими центрами. Окончательный выбор числа видов деятельности должен приниматься после соответствующего обсуждения, и скорее всего на него повлияют такие факторы, как общие затраты центра деятельности (они должны быть достаточно значимыми, чтобы оправдать выделение отдельного центра) и способность отдельного фактора обеспечивать достаточно точный учет затрат. Если последнее невозможно, необходимо осуществить дальнейшую декомпозицию вида деятельности.

Этап 2. Распределение затрат по центрам издержек. После того как виды деятельности выявлены, по каждому виду должны быть распределены затраты ресурсов, которые были потреблены за рассматриваемый период. Это надо сделать для того, чтобы определить, сколько организация тратит на каждый вид. Многие из ресурсов могут быть непосредственно отнесены к конкретным центрам, однако часть затрат (таких, как труд, отопление и освещение) могут быть косвенными и затрачиваемыми сразу несколькими центрами. Такие затраты должны распределяться по видам деятельности на основе причинно-следственных факторов издержек или собеседований с персоналом, предоставляющим обоснованные оценки затрат ресурсов по отдельным видам деятельности. Прибегать к условному распределению не следует, так как, чем больше затрат на этом этапе будет отнесено по центрам издержек таким образом, т.е. за счет условного распределения, тем информация о себестоимости продукции, выдаваемая функциональной системой, будет более произвольной и менее надежной. Причинно-следственные факторы издержек, используемые на этом этапе для распределения совместно используемых ресурсов по отдельным видам деятельности, называются факторами ресурсных затрат.

Этап 3. Выбор соответствующих факторов издержек для начисления расходов, связанных с видами деятельности, по целевым затратам. Для того чтобы начислить расходы, понесенные каждым центром издержек, по видам продукции, для каждого такого центра должен быть выбран соответствующий фактор издержек. Факторы издержек, которые применяются на этом этапе, называются функциональными факторами издержек. Факторы издержек, имеющие отношение к видам деятельности, т.е. функциональные, бывают трех типов: 1) операционными; 2) временными; 3) интенсивными.

Операционные факторы -- такие, как число обрабатываемых заказов на закупку, число обрабатываемых заказов потребителей, число контрольных проверок и число выполненных наладок оборудования - учитывают количество ресурса, которое необходимо выделить на анализируемый вид деятельности.

Временные факторы отражают продолжительность времени, требуемую для выполнения какого-то вида деятельности. Примеры таких факторов: время проведения наладки оборудования или время контроля качества выпускаемой продукции.

Интенсивные факторы оценивают ресурсы, непосредственно используемые каждый раз, когда выполняется анализируемый вид деятельности. Если временные факторы исходят из средней часовой ставки, то интенсивные факторы применяются на основе прямых временных затрат, необходимых для конкретного продукта в конкретной ситуации.

В большинстве случаев первоначально исходных данных этого рода, если говорить о предыдущих затратах на виды деятельности или потенциальные факторы издержек, не имеется. Чтобы уточнить потенциальные факторы издержек, требуется провести собеседования с работниками, занятыми в отдельных видах деятельности. Эти собеседования необходимы, чтобы выявить, какие ресурсы потребляются в ходе конкретного вида деятельности и каковы затраты на это. Окончательный выбор фактора издержек, скорее всего, будет делаться на основе суждений менеджеров после принятия ими во внимание всех особенностей, перечисленных выше.

Этап 4. Распределение затрат, связанных с видами деятельности, по продукции. Последний этап заключается в распределении значения фактора издержек по отдельным видам продукции. Из этого следует, что фактор издержек должен быть измеряем таким образом, чтобы его можно было начислять по отдельным видам продукции. Следовательно, если в качестве фактора издержек выбираются часы наладки оборудования, должен быть предусмотрен механизм для измерения времени, потребляемого каждым продуктом при наладке оборудования, на котором он выпускается. И наоборот, если в качестве такого фактора выбирается число наладок, измерений по отдельным продуктам осуществлять не нужно, поскольку для всех продуктов, на которые будут начисляться затраты на наладку оборудования, ставка такого начисления одинаковая.

Таким образом, по существу, система функционально-стоимостной калькуляции работает по следующему алгоритму:

1. Определяется последовательность функций, необходимых для производства товара или услуги.

Сначала выявляются все возможные функции. Они распределяются по двум группам: влияющие на ценность товара/услуги и не влияющие. Далее на этом этапе производится оптимизация последовательности: устраняются или сокращаются шаги, не влияющие на ценность, и сокращаются издержки.

2. Для каждой функции определяются полные годовые затраты и количество рабочих часов.

 

3. Для каждой функции на основе оценок из пункта 2 определяется количественная характеристика источника издержек (costdriver).

В функционально-стоимостной калькуляции применяются два типа источников по отношению к распределению затрат:

1.Источники издержек по функциям (activity drivers), показывающие, как поведение объекта затрат влияет на уровни детализации функций;

2.Источники издержек по ресурсам (resource drivers), показывающие, каким образом уровни активности функций влияют на потребление ресурсов;

3. После того как для всех функций будут определены их источники издержек, проводится окончательный расчет затрат на производство конкретного продукта или услуги.

Функции могут рассматриваться в различном масштабе, который устанавливается в каждом случае по-своему. В случае чрезмерной детализации расчет себестоимости в системе функциональной калькуляции может сильно

 


Заключение

 

 

Объективное калькулирование себестоимости продукции играет важную роль при определении, признании доходов предприятия. Правильное, достоверное и объективное исчисление себестоимости произведенной готовой продукции информационно определяет управление хозяйственной деятельностью предприятия, поскольку напрямую влияет на налогооблагаемую базу и на ценообразование.

Себестоимость оказанных услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе оказания услуг сырья, материалов, комплектующих, топлива, энергии, трудовых ресурсов.

Учет затрат на оказываемые услуги организуется, как правило, предприятием по заказному методу, при котором объектом учета затрат является отдельный заказ (вызов) на обслуживание конкретного контракта или группы типовых контрактов, либо совокупность заказов на оказание услуг, которые возможно объединить по определенному качественному признаку.

Выбранное в качестве объекта исследования предприятие ТОО All Rent Group является управляющей компанией сети компаний, функционирующих в автомобильной отрасли. Структура бухгалтерской службы ТОО «Allrent Group» линейная, при которой все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. В структуру бухгалтерии входит главный бухгалтер, бухгалтер – материалист, бухгалтер – операционист и бухгалтер - кассир.

Ведение бухгалтерского и налогового учета на предприятии ТОО «All Rent Group» производится на основе Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007, Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2012 года), национальных стандартов финансовой отчетности (НСФО 2) от 21.06.2007.

Далее было проведено внутреннее аудиторское исследование применяемой на предприятии ТОО «All Rent Group» системы учета затрат и калькулирования себестоимости, которое позволило сделать следующие выводы:

Для учета затрат основного производства применяются счета раздела 8 «Счета производственного учета» Типового плана счетов 8100 «Основное производ­ство», накладные расходы собираются на счетах группы счетов 8400 «Накладные расходы». Счета по на­значению калькуляционные, по экономическому содержанию характеризуют состояние хозяйственных процессов.

В качестве недостатков отмечено следующее: на предприятии не осуществляется оценка и учет незавершенного производства, которые необходимы для калькулирования себестоимости оказанных услуг. Также одним из недостатков существующей системы калькулирования себестоимости и учета затрат является отсутствие системы нормирования затрат.

Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) больше всего подходит организации, чья деятельность состоит из ряда одинаковых или повторяющихся операций. Поэтому его использование уместно в промышленных фирмах, так как операции часто имеют циклический характер. Система нормативного учета затрат может быть применена организацией, которая производит разнообразные товары и производственный цикл которой состоит из ряда последовательных операций.

Таким образом, дополнение действующей на предприятии системы учета затрат и калькулирования себестоимости нормативным методом позволит вести контроль над затратами, который наиболее эффективен в момент возникновения в месте возникновения этих затрат.

Внедрение нормативного метода на предприятии ТОО «All Rent Group» упрощает наличие центров ответственности, т.е. цехов, несущих ответственность за определенные затраты, т.е. на места возникновения затрат.

Кроме того, по результатам аудита предприятию рекомендовано было внедрить для сравнения калькуляцию себестоимости оказываемых сервисных услуг по методу функционально-стоимостной калькуляции (АВС-методу).

Система ABC (Activity-Based-Costing) – это система учета затрат, основанная на деятельности, или калькулирования на основе деятельности. Суть данного метода учета затрат заключается в том, что затраты образуются в результате выполнения определенных операций (функций) и должны относиться от этих функций на конечные продукты. При этом рассчитываются индивидуальные ставки распределения таких затрат для каждой функции, основанные на точном потреблении продуктами этих функций. Таким образом, эффективным направлением снижения затрат является управление ресурсопотребляющей деятельностью с помощью ее побудитилей (причин).

Таким образом, управление затратами на сервисном предприятии должно обеспечить реальное сокращение затрат путем сокращения деятельности, не создающей добавленную стоимость, и совершенствование деятельности, ее создающей, то есть повышающей ценность сервисных услуг.

 


Список использованной литературы

 

 

1. Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях/ Учебное пособие.-Алматы, 2006.-472с.

2. Каверина О.Д. Управленческий учет: система, методы, процедуры-М.:Финансы и статистика.-2003.-350с.

3. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. Пер. с англ. (под ред. Мабалиной С.А.) – М.: Аудит, Юнити, 1994. – 146с.

4. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – Москва: ЗАО Финстатинформ. -2000.-365с.

5. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007г., №234-III.

6. Национальный стандарт финансовой отчетности №2 от 21 июня 2007 года, приказ Министерства Финансов Республики Казахстан №217.- Алматы: Издательство LEM, 2007.- 82с.

7. Романович В.К. Сервисная деятельность: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 211с.

8. Асеев А. Н. Управление доходами авторемонтных предприятий в условиях инфляции: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05: Уфа, 2004 168 c. РГБ ОД, 61:05-8/1197

9. Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан от 05.05.2006 г.

10. Нурсеитов Э.О. Аудит: краткое руководство – Алматы: Издательство LEM, - 2007. – 220с.

11. Энциклопедический словарь/ Под ред. И. А. Андриевского. - СПб: Издатели Ф. А. Брокгауз, И. Ф. Ефрон, 1990 - 420с.

12. Осадчая В. И. Аудит. Часть II. Учебно-практическое пособие. – Караганда - 2003. 177 стр.

13. Организация внутреннего аудита / В.В. Бурцев // Финансовый менеджмент. – 200 5. – № 6. – С. 88 -98.

14. Внутренний аудит: учеб. пособие. / В.Д. Андреев. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 464 с.

15. Информация официального сайта Российского института внутренних аудиторов.// https://www.iia-ru.ru/inner_auditor/definition_of_internal_audit/

16. Типовой план счетов от 23.05.2007, утвержденный Приказом Министра Финансов Республики Казахстан № 185.

17. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельно­сти предприятия. М.: Проспект, 2000.

18. Бакадаров В.Л., Алексеев П.Д., Финансово – экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. – М.: издательство «ПРИОР», 2002. – 205с.

19. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятель­ности. - М.; ИНФРА-М. 2006. -415с.

 
 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: