По курсу истории религий 3 глава




Одно из самых ранних упоминаний Птаха, это упоминание в Текстах Саркофагов 647-е речение. Здесь мы должны ещё обратить внимание на один термин, на одно странное имя Птаха, Ретер-Дженеф – этот тот кто за южной стеной. Лицо обращённое к югу, это лицо обращённое к вечности. Тот кто за южной стеной это тот кто по ту сторону зари, тот кто в вечности, тот кто находится за пределами тварного мира. Египтяне полагали, что одно дело Бог-Творец, а другое дело Бог в Себе. Первый это явление Бога в наш мир со своими творческими потенциями, но Бог находится и по ту сторону, недоступный нам, Он за этой южной стеной. Это один из самых главных эпитетов Птаха – это Бог в Себе. И вот в Текстах Саркофагов мы читаем: «Я Тот, Кто к югу от моей стены, Повелитель богов, Царь небесный, Творец душ (ка), Правитель обеих земель, Дарующий душам (здесь ка скорее в понимании сущности человека) существенность и бытие. Я Творец душ и жизнь их в руке моей, когда Я желаю Я творю и живут они, ибо Я творящее слово, которое на устах моих, и премудрость, которая в теле Моём, слава Моя во Мне пребывает. Я Господь». Вот такие слова говорит Птах о себе, Он творец всего, но в тоже время Он за «южной стеной», за пределами человеческого, Он недоступен. И Он именуется в Египте Птах-Та-Тенен. Та – это земля, почва, то есть сотворённая природа земли (в Египте есть ещё земля как твердь, как некая иная категория). Таким образом Птах именуется как Поднимающаяся Земля, то есть Он создатель этого мира. Но создатель всегда находится за пределами своего создания.

Для того чтобы понять творческое начало Птаха можно обратить внимание на отрывок из одного из самых таинственных текстов, который был открыт в конце XIX века, так называемый Мемфисский памятник или Камень Шабака, по имени царя 25-той династии, по повелению которого он был переписан с более раннего кожаного списка на чёрный базальт. Но этому камню не повезло, после арабского завоевания его стали использовать как нижний жернов, поэтому отдельные части камня абсолютно истёрты. В 1901-1902 году текст этого камня был переведён и опубликован, «мы до этого думали, что рассказы греков о том, что их мудрость пришла из Египта, это просто форма чтобы повысить авторитет свои знания, теперь мы видим, что мы ошибались». Причинно был Мемфисский памятник, а конкретно то, что в нём прямо и ясно сказано, что мир творится божественным словом. Встал вопрос о времени создания камня, большинство учёных считали, что это и правда переписанный древний текст, но смущало то, что в нём присутствуют новые грамматические формы, которых не было в Древнем царстве. Всё это стало результатом того, что текст постоянно переписывался и поэтому в него постепенно вкрадывались всё более новые формы, поэтому, скорее всего, это всё-таки текст Древнего царства. «Боги которые возбытийствовали во Птахе. Птах на великом престоле… (текст пропущен), Который родил богов. Птах-Нун (Нун – это бездна инобытия) – Отец Атума, который родил богов. Птах-Нунет – Мать, родившая Атума. Птах Великий – это сердце и язык богов. Нефертум (благая полнота) Ненатура (того кто подаёт жизнь) каждодневно. Создался сердцем, создался языком образ Атума, ибо единственно великий есть Птах, Своим сердцем и Своим языком даровавший жизнь всем этим богам и их сутям. Сердце Его - Гор - явление Птаха. Язык Его – Тот (ибисоголовое божество). (То есть Гор и Тот являются лишь членами Птаха, а не какими-то отдельными богами, но имеющими своё свободное бытие). Ведь известно, что повелевают сердце и язык всеми членами, пребывая во всяком теле, пребывая во всяких устах всех богов, всех людей, всех животных, всех ползающих тварей. Так же бывает и у всех существ, у всего, что имеет жизнь, замышляя то, что они желают, объявляя то, что они желают». То есть сердцем замышляется, а языком объявляется. Для человека важно, что он творит сердцем и языком. Говорится даже не о том, что он замышляет в уме и производит рукой, но здесь более глубокая вещь. Сердце это источник боли, в нём замышляется не столько образ, сколько размышляется нравственный аспект. А произносится языком, что означает, что человек может языком передать любую идею, то есть язык творит на самом деле. Ведь царь не строит сам платины, он приказывает и эти платины строятся, следовательно слово, оно творит. И здесь впервые мы видим образ творящего слова, но слово творит не само по себе, и это хорошо сказано в Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» То есть слово возникает в средоточии всего, в этом волевом центре. И этот волевой центр – это Гор, Вышний, сердце Птаха это Гор. А язык, которым произнесено волевое речение – это Тот. Здесь мы видим в чём идея Птаха, Птах создатель, мастер.

Другой очень важный аспект как получается человек. Человек получается из природы Бога, он сын Ра, и он создание Птаха. То есть он одновременно и творение, и дитя. А это разные вещи. Дитя имеет ту же природу, что и отец, а творение иную чем творец. Вот эти две категории имён Птаха и Ра указывают на две категории человека. Первая, в Атуме-Ра, это категория сыновства и отцовства, единства природы, ибо у Птаха это различие природы, но единство, которое возникает между мастером и его изделием. Как это понять? Когда мы слышим, что Бог создал нас из глины и вдунул Дух Свой в нас, мы говорим о двух несоединимых вещах соединенных в нас. Это божественная природа и тварная природа. И как раз имя Птах фиксирует внимание на тварной природе человека, что творцом тварной природы является Птах. Поэтому Птах это умелый ремесленник, главный жрец Птаха мемфисского храма имел титул Великий Управитель Ремёсел. Одним из эпитетов Тутанхамона в его гробнице был эпитет «Умелый словно Птах». В Берлинском папирусе, молитвенном тексте Нового Царства, к Птаху обращаются следующие слова: «Ты Создатель (от слова нибий – те, кто выплавляет из металла) всех богов, людей и животных. Ты Создатель (от слова ирий - от глагольное существительное от «видеть», то есть Птах создаёт видением, для древнего человека создание глазом было столь же мощным образом как создание словом; потому что художник видел глазом и рисовал, что создало рисунок? Рука? Нет, Создал глаз) всей земли, берегов, морей и океана. Ибо имя Твоё Устроитель земли, о Ты, Которого не ведает никто, да буде молиться Ему, да восхвалим Его, да помолимся пред славным образом Его, призывая прекрасные имена Его. Впереди Тебя вечность, позади Тебя вечность, Ты еси бесконечность, Ты объемлешь оба конца вечности, нет конца бытию Твоему». Что интересно, другие образы бога изображались или смешанные животные и человеческие, или чисто животные, а для Птаха делалось исключение, Птах всегда изображался в виде человека. Причём в виде жреца, с обритой головой, с посохом Уашь (процветание). Почему? Потому что внешняя оболочка человека, человек именно как физическое тело, это тоже творение Птаха. То что в нас одно с Богом это не изобразимо, а то что в нас изобразимо и воспринимаемо это тварное, и поэтому тот кто сотворил этот наш облик, он изображается в этом нашем облике.

Птах также и создатель царства. Царственность как форма организации жизни это такое же творение Птаха как и земля, как и человек, как и все материальные сущности. Поэтому в Новом царстве царь венчался всегда в Мемфисе именно в храме Птаха. И одним из титулов Птаха был «Царящий над тронов великим», то есть над царским троном, как знаком царской власти, над ним царит Птах.

Поэтому Минос, восстанавливая царство, основывает столицу именно там, где почитается Бог как творец космоса, творец гармоничного миробытия, потому что почтив этот образ он надеется гармонизировать этот мир. Поэтому о Птахе так мало говорили в заупокойных текстах, Он по ту сторону. Момент творца не важен для умершего, для умершего важен момент родства, важно то что он имеет божественную природу. Поэтому в заупокойных текстах о Птаха не говорилась, а в именах говорилась, потому что человек как личность сотворён Птахом.

А уже в Новом царстве Птах уже объект человеческой любви, объект восторга. По мере того как человек всё больше любит этот тварный мир он всё больше любит Бога в его лика создателя тварного мира, поэтому к Птаху обращена масса лирических, личных гимнов. «О Птах, моё сердце полно Тобой. Моё сердце украшено любовью к Тебе, как болотная топь цветущими лотосами. Соделал я дом свой преддверием храма Твоего».

 

 

Лекция VI

 

Столицей Верхнего Египта являлся Уахтес (Уасет), который больше известен как Фивы, как его называли греки по аналогии со своим городам. Только греческий назывался «Семивратные Фивы», а египетский – «Стовратные Фивы». Город Фивы это главный центр почитания Бога-Творца в Его имени Амон (imn). Это имя появляется поздно, впервые оно встречается в Текстах Пирамид в пирамиде Пепи I в 579 речении: «Торопятся привратники твои (умершего фараона), поспешают гонцы твои, ускоряют шаг глашатаи твои, возвещают они Ра, что грядёшь ты, о Пепи. Ты, сын Геба, воссевший на престоле Сокрытого (Амона)». Таким образом слово «Амон» обозначает незримый, сокрытый. Это эпитет, в данном тексте Амон и Ра это одно и тоже. Уже в Среднем царстве и далее не было более любимого египтянами имени Бога чем Амон-Ра, то есть Незримое Солнце. Имя не встречается в Древнем царстве, а появляется только с Первого переходного периода. И мы можем предположить, что это искусственное имя, которое было внедрено именно в Фивах когда оно понадобилось. Почему же оно понадобилось именно тогда, и почему это имя потом оставалось предпочтительным?

Видимо именно в момент деградации в конце Шестой династии, в Первый переходный период, происходит одичание народа. Человек перестаёт переживать и воспринимать духовные сущности, он начинает воспринимать религиозное, духовное, божественное как элемент земного, то есть человек воспринимает религию как магию, как что-то внешнее. Это происходит потому что забывается трансцендентная природа Бога, забывается что не Бог нам Помощник в этой жизни, а мы помощники Богу в организации этой жизни. То есть человек сводит Бога к этому миру. Любая духовная сущность, если её использовать, а не ей служить, ускользает, она подменяется демонической сущностью, потому что использовать можно только демонов, но в итоге демоны будут использовать тебя, а Богу можно только служить. И в эпоху смуты так всегда и происходит. Поэтому перед священниками Египта стояла задача вернуть людей к Богу, и они пытаясь показать, что речь идёт не о солнце, не ему надо поклоняться, не рассвету и не закату, речь идёт о Боге, который находится по ту сторону всего этого. Именно в этот момент появляется эпитет незримый (Амон) или «Тот, Чьё имя сокрыто» (Амон Ренеф), то есть идёт напряжённое учение тому, что в греческой богословской традиции называется апофатикой.

Почему надо скрывать своё имя? В молитве Соломона при освящении храма в Иерусалиме говорится, что Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле. Почему Господь не являет Себя людям? Всё это потому что Бог – Иное, Он не познаваем, Он не есть часть того мира, который мы можем видеть. Между человеком и Творцом всегда есть грань, поэтому и имя Его сокрыто. Египетские священнослужители понимали, что хотя Бог и незрим в своей сущности, но Он открыт людям, Он к людям близок. Это вовсе не Бог отдыхающий, каковым Он присутствует у неписьменных народов, где Он ушёл из мира. Но Бог близок человеку не своим естеством, а близок своими энергиями, то в нас, что божественно, соединяется с Ним. В Берлинском папирусе говорится: «Он далёк для взора, но близок слухом», то есть Бог не видим, но ему можно молиться. «Дух Твой на Небе, но образ Твой на земле». Образ Божий египтяне понимали очень широко, поэтому в первую очередь этим образом был сам человек, которого называли живым образом Божьим, в отличии от статуй, изображений, которые тоже в Египте в изобилии имелись, и даже иногда те или иные животные считались священными образами Бога в том или ином месте. В одной провинции почитали крокодилов, в другой ибисов, всё потому что они в данной традиции считались живой иконой божественного. В этом принципе было очень много логики, любое творение это Божье творение, поэтому любое животное такое же замечательное существо как и человек. Поэтому египтяне могли уподобить любое животное Божеству, если им казалось это подходящим.

Амона называют воздухом, дыханием жизни в ноздрях всех существ. Но это не потому что Он воздух или бог воздуха, он воздух и дыхание потому что Он даёт жизнь. Тому что даёт жизнь человек не придумал ничего лучшего чем слово «дыхание». В этом же Берлинском папирусе говорится, «когда отходишь Ты, наступает смерть», то есть когда Бога нет рядом, человек умирает, так же как когда нет дыхания человек умирает. Карнакская надпись эпохи Рамзеса III: «Твоя сущность - солнце (Ра), плоть Твоя – дыхание для каждого носа, Тобою дышат дабы жить». В Берлинском папирусе: «Ты небе, Ты земля, Ты инобытие, Ты вода, Ты воздух между ними. Впереди Тебя вечность и позади Тебя вечность, Ты еси бесконечность, Ты объемлешь оба конца вечности, нет конца бытию Твоему».

В Греции судьба, рок, фатум стояли над богами, но ничего подобного нет в Египте. «Судьба подвластна Ему, годы в руке Его, богини судьбы повинуются Его велению», то есть Он определитель судьбы. Но Он не только великий и всемогущий Господь, «Он кроткий, милостивый, любвеобильный и добросердечный Бог, внимающий молитвам, приходящий на зов». «Для верующих в Него нет гибели под Его защитой, сердца переполнены Им, они не насытятся любовью к Нему. Любовь к Нему не иссякнет вовеки. Не в страхе и нужде, но в радости люди славят Бога, своего Творца». Даже наши молитвы к Нему, это Его дар – «Творец наших славословий, Ты вложил их в сердца наши, создавая нас». Эти слова датируются 20-тым веком до Р. Х., но возможно они были уже и раньше.

Чтобы понять, что такое понимание Бога как незримого, находящегося по ту сторону можно обратить внимание на один из гимнов, гимн Амону-Ра сохранившийся в Лейденском папирусе примерно 1300-1200 гг. до Р. Х.: «Первый, вошедший в бытие, в начальные времена, сокрытый, незнаемо таинственное естество Его. Не пришёл ни один бог в бытие прежде Него. Не было иного бога с Ним дабы мог Он поведать об образе его. Нет матери у Него от которой могло бы быть познано имя Его. Нет отца у Него который бы родил Его и который бы мог сказать все «Аз есмь». Создавший Сам яйцо своё. Дух непостижимый рождением Своим. Сам сотворивший рождение Своё. Бог прекрасный, Сам введший Себя в бытие. Все боги вошли в бытие, когда Он положил начало Себе». «Таинственными образами, блистающими проявлениями, Бог причудный, многовидный, все боги восхваляют Его дабы величаться красотою Его, непреходящей божественностью Его. Сам Ра единый с телом Его, Он ветхий днями, пребывающий в Голиополе, зовут Его созидателем земли и незримым, вышедшим из бездны небытия, водителем человека. Говорят, что восьмёрка проявление Его, что Он создал первоначальных, что Он произвёл солнце, что Он Атум, что Он одно тело с Ним, что Он вседержитель начало сущего. Говорят, что дух Его на небесах, что Он пребывает в инобытии и предваряет всех на востоке, что дух Его на небесах – тело на западе, а образ в Варманте (одно из мест почитания), возвещающий о явлении Его. Но незрим Амон, скрывает Он Себя, непостижим для богов, даже свет Его неизвестен. Безмерно превознесён Он над небесами, бесконечно далёк Он от инобытия, и ни один бог не ведает истинного облика Его, письмена не могут выразить образ Его, никто не в силах свидетельствовать о Нём. Столь таинственен Он, что полнота славы Его не может быть явлена, столь велик, что нельзя вопрошать о Нём, столь могуществен, что непознаваем. Смерти подвергается каждый, кто вольно или невольно произносит тайное имя Его. И не ведают боги как по имени звать Его, ибо тот Он, Чьё имя сокрыто, дух таинственен». Слова о том, что Бога не видел никто никогда, это то что вынес Моисей из Египта, вот что является египетским чувствованием Бога. Здесь вспоминаются слова из Дао Де Дзин: «Имя которое может быть названо не есть постоянное имя, безымянное есть начало неба и земли». Ни одно имя не выражает Его, Он по ту сторону имени, поэтому имя Незримый (имен), это наиболее подходящее, но это всего лишь эпитет. Человек знает, что он не знает Бога, но он знает, что это прекрасно и знает, что он познает Его тогда, когда станет одно с Ним. Кусок следующего гимна был обнаружен на пьедестале статуи 13-той династии: «Сладость Твоя в северном небе (Почему «северном»? Во-первых, там Полярная звезда, в Египте всегда говорится о Полярной звезде как звезде недвижимой, вокруг которой движутся все звёзды, это один из образов Творца. Во-вторых, север для египтянина это отрадная страна, так как северный ветер приносит прохладу.), добротой (красотой) Твоей исторгаются души (т.е. исторгаются из этого мира и направляются к Богу), любовью Твоей слабеют (опускаются) руки (т.е. от сильной любви человек находится в изнеможении), от красоты облика Твоего немеют персты и в видении Тебя забывают о себе сердца. Ты единственный сотворивший всё что есть, сокрытый, единый, создавший всё сущее из очей Твоих произошли люди, а устами Твоими вошли в бытие боги. (Почему из очей? Люди и слёзы по-египетски практически одинаково произносятся, поэтому египтяне с древних времён говорили, что люди это слёзы Бога. Кроме того это образ того, что Бог и человек единой природы, одного естества. Но вся проблема в том, что это естество сокрыто о нас самих, поэтому мы отделены от Бога. Задача любого религиозного человека это в себе найти единство с Богом и открыть его другим. Почему боги созданы устами? Всё потому что боги – это служебные духи, просто их называют словом нечер. Они повинуются воле Бога.) Создал Ты траву на пользу скоту и плод древесный для человека, соделал Ты так, что имеет рыба жизнь в реке, а птицы парят в поднебесье. Ты даёшь дыхание тому кто в яйце, жизнь сыну улитки. Комар живёт благодаря Тебе и червь, и муха по образу, который Ты дал им. Снабжаешь Ты всем потребным мышей в норах, даёшь жизнь летучим существам на каждом древе. Слава Тебе, сотворившему всё это, сокрытому, единому со множеством рук (египтяне так и изображали Творца, как солнце у которого лучи кончаются ладонями), бодрствующему ночью, взыскующему доброго для творений твоих. Сокрытый, пребывающий во всём, полнота и высота небосклона. Ничтожны все молитвы, когда глаголют «Слава Тебе, истощившему Себя нас ради. Привет Тебе сотворившему нас». Хвала Тебе за всё творение Твоё. Хвала Тебе за все чужеземные страны, от высоты небесной до преисподней земли, до бездн зелёного моря».

Так что же всё таки было в Египте? Многие учёные говорят, что Египет это страна классического многобожия, а как же все приведенные отрывки? В западной науке есть две чётки традиции, к первой относятся учёные верующие, которые ясно говорили о монотеизме в Египте, и традиция людей неверующих, которые утверждали обратное, скорее всего потому что не имели своего религиозного опыта и не могли всего этого понять. Она каждое имя, которое на самом деле было эпитетом, объявляли новым богом. Где-то посередине стоит Бадж, он видел этот монотеизм, но так как жил в начале века он придерживался модели Тейлора (анимизм-политеизм-монотеизм), поэтому он говорит, что по всей видимости политеизм был раньше, но мы о нём ничего не знаем.

Почему всё-таки утверждается, что в Египте многобожие? В. Н. Лосский: «Политеизм есть лишь низший аспект монотеизма». Но низший не в смысле развития, а низший в смысле понимания. То есть для людей не достаточно развитых монотеизм становится политеизмом. Как только монотеизм становится политеизмом Творец исчезает, Он становится одним из многих. Как только человек начинает забывать о своём Творце как о едином и единственном подателе всего, он тут же опускается в магизм и теряет свою способность к спасению. Мирча Элиаде сказал, что политеизм - это божественные откровения в разных частях космоса не сведённые слабым умом воедино. То есть когда человек видит разные проявления божественные, но не возводит их к Творцу, а каждое почитает само по себе,тогда он становится политеистом. Дионисий Ареопагит: «Что касается имён, которые мы прилагаем к Богу, то они открывают нам Его энергии, которые на нас снисходят, но нас к Его неприступной сущности не приближают».

Египтяне различные образы Бога изображали различно, то есть каждому имени соответствовал свой иконографический канон. Для египетской культуры, которая только начинала быть письменной и ещё сохранила все аспекты дописьменной традиции, изображение было равно написанному имени. Поэтому по изображению узнавали какой аспект божественного, хочет утвердить в данный момент художник, поэтому был чётко сложившийся канон соединения того или иного имени с тем или иным иконографическим образом. Поэтому может показаться, что эти разные изображения являются разными богами.

Кроме того, было топографическое разделение имён Бога, разные центры почитания. Птаха почитали в Мемфисе, Ра – в Гилиополе, Амона – в Фивах. Но все имена всё равно соединялись. Но мы понимаем, что не имена почитались, а один и тот же Бог в разных своих проявлениях.

Есть ещё учение о генотеизме, которое ввёл Макс Мюллер, которое он разработал на ведийском варианте, который очень похож на египетские тексты. Он столкнулся с тем, что молятся всегда одному Богу, но богов много, имён много. Как быть? Генотеизм говорит, что в момент когда ты молишься тому или иному богу, ты его считаешь единственным, но когда потом читаешь молитву другому, то ты его считаешь единственным. В Лейденском папирусе даётся чёткая формула: «Всех богов три Амон, Ра и Птах и нет среди них второго. Сокрытый зовут Его в имени Его Амон, Он Ра ликом Своим, а телом Своим Он Птах». Понятно, что здесь говорится об одном, но в трёх проявлениях.

Египтяне часто соединяли божественные имена, так например есть обращение к Богу, под именем Амон-Ра-Атум-Гор-Ахти. «Возношу я моление к Тебе Амон-Ра-Атум-Гор-Ахти, Ты рек устами своими, и пришли в бытие все люди, все боги, все скоты большие и малые в полноте их, и всё что летает, и всё что движется. Ты как пастырь во главе всего, заботящийся о тварях Своих во веки вечные. Тела полны красотою Твоей, очи смотрят Тобою, дарован страх Твой утробе каждого (т.е. Бог вложил в человеческое естество страх смерти), и все сердца обращённые к Тебе навек блаженны. Каждый живёт лишь взирая на Тебя».

 

 

Лекция VII

 

К аргументам в пользу монотеизма можно добавить то, что нету конфликта богов. Особенность греческой мифологии в том, что боги находятся в конфликте друг с другом, они борются за власть. В Египте же кроме очень важных ситуаций конфликта богов нет. Вместо конфликта наоборот, соединение божественных имён, что подчёркивало, что под разными именами подразумевается одна и та же божественная сущность, которая создала всё. Это убеждение в том, что Бог един было столь неприемлемо для многих учёных в своей простоте, что они выдумывали разные термины «космический монотеизм», «солярный монотеизм»… Но на самом деле монотеизм есть монотеизм.

О том, что Бога надо почитать говорится в поучении Мери Кара: «Проходят поколения за поколениями, но сокрыт Бог знающий священные письмена. Никто не в силах отвести десницу Владыки. Достигает Он всего видимого глазом, должно почитать Бога на путях Его (т.е. в том, в чём Он действует), высекать образы Его из камней дорогих,отливать из бронзы. Трудись ради Бога, и Он поработает для тебя, приноси на алтари жертвы обильные, высекая имя своё. Поминает Бог тог, кто трудится для Него». Последние слова есть практически во всех религиозных текстах. В Евангелии мы находим отрицательную форму «Если кто постыдится Меня, того и Я постыжусь». В исламе говорится, что если человек произносит имя Бога среди людей, то Бог произносит его имя в сообществе гораздо лучшем. Поэтому именование Бога означает не то только, что ты просишь Бога о помощи но означает так же, что ты восходишь на ум Богу, и Он знает тебя и поминает тебя как Своего служителя, как того, кто исполняет волю Его.

В Древнем царстве есть масса личных имён в которых может стоять имя Бога, может стоять то или иное личное имя Ра, Атум, Птах и т.д. А личное имя это особенная форма соединения человека с Богом. Вот русские переводы некоторых из них: «Бог благорасположен», «Богом спасённый», «Богом созданный», «Собственность Бога», «Собственность Единственного», «Велик могучий Бог», «Любимый Богом», «Живущий Богом», «Бог Владыка жизни», «Прекрасен Бог дарующий жизнь»», «Бог милостив», «Мой Господь», «Он живёт», «Он дал», «Бог приблизился»…

В третьем тысячелетии, которое доносит до нас ещё дописьменную традицию,в поучениях употребляется третье лицо нечер, а в молитвах и заупокойных текстах призывается непосредственно имя, то есть второе лицо.

В Египте Бог это не только Бог-Творец, но и многочисленный боги-духи (нечеру), это духи созданные Творцом. К этим духам относятся и люди исполняющие волю Божью. Вообще между духом и человеком в Египте нет принципиальной разницы. И люди, и духи могут следовать воле Бога, а могут противится ей. Это как бы два типа одних и тех же существ, это энергии Божьи, которые должны действовать в мире, просто люди имеют телесную оболочку. Они автономны, они могут существовать длительно, в отличие от духов, которые выбрали раз и навсегда тот или иной путь добра или зла. Человек, благодаря тому что имеет материальную оболочку, отделён от мира и от Творца может быть с Богом, а потом вне Бога или наоборот. Человеческое тело это в некотором роде образ тверди небесной, отделяющей абсолютное, божественное от тварного. Человеческое тело отделяет человеческое, свободное, духовное от внешнего мира. И между внешним, сотворённым миром и человеческим я стоит его тело.

В Берлинском папирусе говорится о сотворении духов: «Ты Бог произведший богов, ты их всех сотворил, руки их воздеваются прославляя Тебя». В тексте конца Древнего царства в Тексте Ковчегов один таких духов сам говорит о себе «Воистину я один из обитателей солнечного света, я дух приведённый в бытие и сотворённый из тела Бога, я один из тех богов или духов обитающих в солнечном сиянии, которых создал Атум из плоти Своей, и тех, которые вышли в бытие из корня глаза Его, которых Атум сотворил и кого сделал Он духами. Лица их создал Он, когда был Он единственным в инобытие, дабы могли они пребывать с Ним. Мы провозглашаем о Нём, когда входит Он из-за горизонта (т.е. начинает создавать материальный мир). Мы внушаем трепет перед ним богам и духам, силам и образам. Я один из тех змеев, которых сотворил единый Господь до того как Исида вошла в бытие, чтобы дать рождение вознесённому. Я был создан могучим, я был создан прекрасным и полным сил, отличен я от иных существ обитающих в лучах солнца, от духов вошедших в бытие вместе со мною. Соделал я образ свой подобным образу божественного сокола, и одарил меня Вознесённый (Гор) образом лика своего, дабы мог я исполнять воления Его в инобытии».

Максим Исповедник практически в тех же словах описывает Бога как создателя духов и людей. Дионисий Ареопагит «О божественных именах»: «Бог превосходит всякую сущность. Ничем из сущего не являясь, но будучи превыше сущего и Тем из Кого сущее происходит. Ибо сокрытая для всех божественность единого Бога есть богоначальная сила, начальствующая над так называемыми богами (ангелами) и святыми людьми. В соответствии с чем Творцом тех, кто становится по причастию богами является божественность в собственном смысле слова, поистине из Себя беспричинно сущее». Разница между духами и людьми и Богом в Себе в том, что люди и духи созданы, произошли из божественного в самом себе. Божественное же в самом себе предвечно, никем не создано, оно по ту сторону инобытия. Это представление и христианское и египетское.

Грань здесь очень тонкая. Как только человек перестаёт осознавать, что он божественен в силу того, что есть божественное и его создавшее. Как только он начинает рассматривать божественность данную ему в его создании, по благодати, как божественность в нём самом пребывающую и от него зависящую, в тот же момент происходит отпадение от Бога. Человек может противопоставить себя Творцу, но это противопоставление себя как бога Богу отсекает человека от абсолютного источника блага, делает его конечным, смертным и бессильным потому что он живёт той энергией, которая течёт через него и делает его божественным, а не сам по себе. Именно в этом и есть суть грехопадение.

Космогония. Откуда и почему вообще идея творения мира? Для человека естественно считать, что мир всегда был. Но начиная с глубочайшей древности человек говорит, что мир создан и когда-нибудь перестанет существовать. Вся культура запада говорит о мире сотворённом, временном, который вернётся к источнику из которого он вышел.

Когда религиозное учение говорит о конечности тварного мира, оно подчёркивает абсолютность человеческого существа. Человек до мира был и после мира будет, человек не есть только принадлежность этого тварного мира. Понимание божественности человека заставляет говорить о творении мира, как о том, что по эту сторону творения. Египтяне очень глубоко переживали эту идею, так как творение это очень малое, по сравнению с тем, что находится вне творения. Бога в Себе, в инобытие они именовали словом Нун – бездна. В Новом царстве в Книге Небесной Коровы (18-20 династии) говорится о восстании человека на Бога. То что этот текст написан в гробницах говорит о том, что это не рассказ, а это текст имеющий сотериологическое значение, то есть он призван был спасать умершего. По всей видимости описание падения человека предполагало путь его возрождения. «Ра, создавший Сам Себя, стал правителем и людей, и богов. Когда Его Величество стал стар, когда кости Его стали серебряными, плоть золотой, а волосы уподобились истинной …, люди замыслили на Него мятеж. (Когда говорится, что Бог стал стар, имеется в виду, что стал стар мир. Что Бог в мире, поэтому здесь употреблено имя Ра.) Когда Его Величество узнал о мятежных замыслах людских против Него, Его Величество рек присным Своим «Ко мне око Моё, Шу, Тефнут, Геб, Нут, отцы и матери творения, которые были со Мною, когда пребывал Я в Нуне. И отец Нун и за ним были посланы гонцы, но пусть приведены будут боги тайно, дабы не ведали о том люди, дабы не бежали сердца их. Приди с ними во дворец, дабы мы держали с ними совет наш. Когда же будет совершено всё, вернусь Я в Нун, туда откуда изшёл Я вначале. Приведены были боги, встали боги рядами по обе стороны от Него, склонились они до земли в поклоне перед Его Величеством, дабы мог Он держать речь к старейшему отцу, создателю человеков, владыке людей. (Ра – творец мира, но Нун – создатель человека. Человек существует до творения мира.) Рекли они Его Величеству: «Говори к нам, дабы могли мы слышать это». Тогда обратился Ра к Нуну: «О Бог древнейший, которым я пришёл в бытие, и вы боги прародители, смотрите все люди вышедшие из ока моего злоумышляют против меня. Скажите мне, как бы вы поступили? Я ищу совета вашего. Не казню я их до тех пор, пока не услышу слов ваших об этом деле». И тогда рекло величие Нуна: «Сын мой Ра, Бог больший чем создатель Его, прославленейший творца его, пребывай на престоле Твоём, велик ужас перед Тобой, когда око Твоё на тех, кто замышляет против Тебя». Почему Нун говорит, что Ра больший чем Он? Мир сотворённый и Творец для этого мира творец больший чем Тот, Кто за пределами этого мира. Ра и Атум соотносятся как Бог явленный и Бог в Себе пребывающий. Бог явлен в Своих творениях, Бог пребывающий в Себе это Нун, Которому устремлены помышления людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: