По курсу истории религий 14 глава




Самый древний шумерский письменный памятник, это храмовый архив города Урука. Кстати, ур переводится как «город», и Иерусалим тоже образован от этого корня ур шалом – «город мира». Так вот в архиве Урука, который считается древнейшим собранием письменных текстов в мире, присутствуют следующие записи: стоит имя после которого идёт указание к приношениям. Например, «Минту – четыре барана», «Гирсу – три мешка ячменного зерна». Считается, что это деловей текст, но на самом деле поскольку это хранилось в храмовом хранилище, по всей видимости это поминальные списки, то есть это имена тех, кого надо поминать и то что за это заплачено. С этого начинается письменность Месопотамии, а первые религиозные письменные тексты это плачи о своих грехах и восхваления богов. И это тоже важная особенность Месопотамии в сравнении с Египтом. В Египте на греховной природа человека египтянин мало останавливается, он говорит о человеке правогласном, то есть покаянный момент мало свойственен египтянам. А для древнейшего шумера, и потом это останется в Месопотамии, как раз покаянное чувство, чувство собственной вины и грехов было очень распространено. Из Месопотамии до нас дошёл целый цикл текстов, которые называются Теодицеи, то есть божественные оправдания, смысл которой объяснить почему страдает праведник. И вот как раз эти Вавилонские Теодицеи посвящены этой теме страданий праведником. То есть это ощущение своего греха и того что даже праведник должен страдать это особенность месопотамского сознания, которое намного в большей степени чем египетское размышляет над некачественностью и испорченностью человека. В Египте тема грехопадения совершенно не развита, в же Месопотамии идея падшести человека очень развита.

Исследователи древнейших шумерских текстов довольно давно заметили одну вещь, которую хорошо высказал Мирча Элиаде: «В начале своей истории шумерская религия уже оказывается древней. Можно с уверенностью сказать, что тексты открытые до настоящего времени и исследованные являются фрагментарными и исключительно трудными для понимания и интерпретации. Однако уже из этой небольшой информации, которую мы можем из них почерпнуть, мы можем понять, что религиозная традиция, которую они отражают находится в периоде упадка». То есть к моменту письменности относится не рассвет и не полнота, а уже упадок древнейшей религиозной традиции. И поскольку литургические тексты до нас не дошли, которые очень стабильные и консервативные, а другие тексты (предания, эпос) меняются быстрее, то естественно, что они доносят до нас уже только фрагменты и обрывки древнего знания.

Центром месопотамской жизни являлся храм, вокруг которого складывался город. Месопотамский храм, в отличие от храма египетского, это в первую очередь гора, это то что называется экур или в греческой форме зиккурат. Но гора эта рукотворная. Дело в том, что в самой долине Тигра и Евфрата гор нет. Ещё одной особенностью были разливы. В Египте каждый год в одно и то же время разливался Нил и жизнь египтянина была ритмичной, только экстраординарные события меняли этот ритм, а в Месопотамии было не так, реки в отличие от Нила текли с севера на юг, кроме того были дожди, и из-за того, что Тигр и Евфрат питались водами в Северной Турции, где часты бури из-за этого засухи разливы били очень обычным явлением. Для Месопотамии описание голода или описание разлива это довольно обычное явление. Это повлияло и на психологию человека.

Столицей Шумера, но не главным городом государства, а главным городом союза городов, был Ниппур, но каждый город был отдельным государством в котором был свой князь – эн – «господин». И в Месопотамии в отличие от Египта не было того, что мы называем абсолютная монархия, поэтому её не было и в Израиле. Эн был князем, но городом управляло народное собрание, как в Греции, и при этом вопросы решались голосованием по принципу большинства. Функции князя были двояки, с одной стороны он был главой исполнительной власти, он командовал войском, наблюдал за благоустройством, исполнял решения народного собрания, но с другой стороны он был священной фигурой, он был священным лицом через которого осуществлялось посредничество с миром богов, то есть он был участником священнодействия. Но в политической сфере его власть не была абсолютной. И в связи с этим известно много конфликтов. Датский учёный Торкильд Якобсен называет систему шумерского государства «древней демократией». Несмотря на то что в Израиле была царская власть, эта власть была совсем не такая какой мы привыкли её видеть, то есть это была не абсолютная власть, а сохранялось народное собрание с которым царь должен был считаться.

Когда стали раскапывать библиотеку Ашшурбанопала, то нашли таблички в которых рассказывается о всемирном потопе. И то что описывается в Библии буквально слово в слово повторяет то, что написано в этих табличках. Но действительно, для Месопотамии потоп это определённо рубеж. Сейчас известны ещё шумерские таблички с хронологией царей, древние списки царей. Но аналогия на этом кончается. От сотворения мира до потопа по Библии прошло совсем немного времени, а по шумерским табличкам до потопа протекло 456000 лет государственности, до есть даже не от сотворения мира. И все эти династии перечислены и названы, но цари в них живут по 800-900 лет. Это указывает, что все возрасты от сотворения мира, это большая условность. Но если мы учтём, что все эти перечисленные цари жили столько же сколько и сейчас, то можно предположить, что просто была иная система летоисчисления, и если принять за год лунный месяц, то все эти тысячелетние возрасты становятся нормальными. Но тогда получается, что до потопа государственность существовала примерно 40000 лет. Но как бы там ни было, после потопа также идут эти невероятные возрасты, но постепенно возраст людей уменьшается. И если первая династия Урука (12 царей) – 2310 лет, вторая династия (4 царя) – 177 лет, то есть уже постепенно приближается к современным цифрам. Точно так же и в Библии есть три разных хронологических исчисления, первое – это исчисление до Ноя, второе – это исчисление до бегства в Египет, и после выхода из Египта идёт уже наше возрастное исчисление.

Ранний династический, шумерский период продолжается примерно до 2300-го года до Р. Х., то есть до первого переходного периода.

Далее следует первое возвышение Аккада, уже семитского государства. И Саргон является наиболее известным царём Аккада, который впервые создал большое государство, соединив Шумер и Аккад, и присвоил себе титул «царь Шумера и Аккада» или «царь всех черноголовых», а когда завоёвывали очень много то говорили «царь четырёх сторон света».

После этого в самом конце второго тысячелетия, то есть когда уже завершается первый переходный период, появляется третья династия Ура, это последняя шумерская государственность в Месопотамии. Он этой династии до нас дошло очень много, в частности гробницы из которых известно, что люди добровольно умирали вместе с царями чтобы быть с ними в вечности. Эта династия сменяется семитскими династиями.

Около 1600-го года до Р. Х. происходит касситское вторжение в Месопотамию, вторжение кочевых племён. Месопотамская государственность разрушается. Примерно через 150 лет Вавилония восстанавливается, и постепенно начинает возвышаться Ассирия, Северное Царство, которое постепенно подчиняет себе Вавилонию. Ассирия становится главным государством Переднего Востока и даже завоёвывает Египет.

Падение Ассирии, падение Ниневии это примерно 612 год до Р. Х. Ниневия завоёвывается Мидийским царством. После этого возникает новое Вавилонское царство, и происходит короткий рассвет Вавилонского царства. Но в 539 году Вавилония завоёвывается персами.

Главным городом Месопотамии был Вавилон, который в переводе звучит «Врата богов» - баб элон. Древнее название Вавилона – баб илу – «врата Бога». На шумерском языке Вавилон назывался ка денгир – «земля Бога». Главной святыней Вавилона был храм Эсагила («Дом Высоких») – это огромная семиярусная ступенчатая башня. Она похожа на пирамиду, но если в египетских пирамидах хоронили царей, что было тоже образом святилища, но в основе святилища было тело святого царя, то в месопотамской пирамиде никого не хоронили, а в ней был храм, а на её вершине устраивался гепар, то есть брачный покой где совершался священный брак царя и жрицы, которая изображала богиню неба Инанну, что должно было знаменовать соединение неба и земли, соединение божественного и человеческого. Вторым храмом Вавилона был Этеменанки («Дом основания неба и земли»), то есть это храм который соединял небо и землю, а рядом с Вавилоном находился третий очень важный храм, который назывался Эзида («Дом вечности»). Шумер постепенно деградирует и Вавилон становится священной столицей Месопотамии, но в последние века перед Рождеством Христовым, уже когда Месопотамия находилась в составе Персидского царства, в это время в Шумере опять начинают возводиться храмы, то есть культура пытается вернуться к своему началу. И в это время возводятся новые огромные храмы, которые сохранились до нашего времени, но шумеры всё равно уже слились с семитами.

Письменность Месопотамии это клинопись. Она возникла случайно, изначально жители Месопотамии писали рисунчатым письмом, то есть иероглифами, но ни писали не на камне, а на глиняных табличках. А на сырой глине удобнее выдавливать чем прорисовывать, и поэтому стали выдавливать треугольной палочкой. Отсюда и возникла клинопись, которая есть набор выдавливаний палочкой. А когда уже потом по примеру Египта стали выбивать надписи на камне, то уже никто никаких рисунков делать не умел. И клинопись перешла в буквенное письмо, в арамейском языке клинопись использовалась как буквы, и то кубическое письмо, которое известно как письмо еврейского народа, оно в своём основании тоже имеет клинопись. И по целому ряду филологических моментов учёные предполагают, что Пятикнижие Моисеево было записано когда-то месопотамской клинописью.

 

Лекция II

Если взглянуть на религию Месопотамии, то сразу бросается в глаза иной язык и иное склонение чем в Египте, и причина тут отчасти и в состоянии религиозных умов, но главная причина в том, что от Месопотамии до нас дошёл иной круг текстов, поэтому мы представляем религию Месопотамии как сумму сказаний, а не как богослужебную истину. Если говорить христианским языком, то от Месопотамии до нас дошли в основном апокрифические тексты. И это делает месопотамскую религию чем-то средним между религией Египта, строгий монотеизм которой утверждается тысячекратно, и религией языческой Греции, строгий политеизм которой нам прекрасно известен.

Если уж речь идёт о многобожии, то появляется желание узнать как оно устроено, то есть проследить родственные линии богов, но этого сделать невозможно потому что для Месопотамии родственный отношения богов не есть реальные человеческие отношения, а есть отношения вторичного и первичного, отношения связи, отношения единства, поэтому один и тот же бог может называться сыном многих богов, одна и та же пара может быть в одном месте супругами, а в другом совсем ими не быть. Это зависит от того какую задачу выполняет то или иное предание, когда предание выполняет задачу подчеркнуть единство, подчеркнуть происхождение какой-то сущности от каких-то других, она эти сущности называет матерью, отцом происшедшей от них, когда речь идёт о чём-то другом, то эти сущности выступают в совершенно другом виде. То есть наши человеческие представления об отношениях являются лишь символом для Месопотамии, которые привлекаются лишь когда это нужно.

Наконец, древнейшие месопотамские тексты, тексты шумеров дошли до нас в неполном, фрагментарном виде, часто в переводах уже на семитические языки или в воспроизведениях семитских авторов через много веков после их написания на шумерском языке. Поэтому грамматические правила не всегда соблюдаются и мы не всегда адекватно понимаем тот или иной текст. Кроме того, так как тексты были написаны на глиняных табличках, которые могли разбиться и попасть в разные части света, то и тексты написанные на них очень сложно соединить воедино.

Но из всего этого не следует, что месопотамская религия это некий абсурд. Многие очень видные исследователи говорили о том, что месопотамская культура создана наивными, глупыми и мало что понимающими людьми. Например крупнейший переводчик и исследователь шумерских текстов Н. Крамер воспринимал шумерскую религию как набор абсурдов или банальностей, в своей книге он пишет «От морального и интеллектуально тупика шумеров спасало то, что многие вопросы неизбежно возникающие на нашем уровне мышления наверняка никогда не приходили им в голову».Но на самом деле можно смело сказать, что их видение многих вопросов было намного глубже нашего видения, и именно поэтому мы его не понимаем. Тот же Лео Опенхайм в книге «Древняя Месопотамия» назвал главу о месопотамской религии Почему мы не можем понять религию древней Месопотамии. И он говорит, что наш ментальный аппарат абсолютно другой, поэтому мы не сможем понять то, во что верили жители Месопотамии. Но и это не верно, потому что необходимо понимать что так же точно, как например в области медицины человек стремится к здоровью и поэтому современный врач читая о методах медицины эпохи Египта в общих чертах понимает о чём идёт речь, так же точно и хотя наш религиозный мир имеет иной бытовой повседневный опят чем опыт Древней Месопотамии, цели остались те же самые, потому Бог вечно один и тот же и смерть, и спасение те же самые. И поэтому если мы в бытовых вещах, которые сильно изменяются, можем понять древнего человека, то тем более мы его можем понять в области религии, потому что мир божественный абсолютен и вечен, и вопрос только в степени его видения, в степени приближения к нему человека, а это зависит от состояния сердца, и здесь современный учёный возможно дальше отстоит чем автор древнего текста от объекта своего религиозного опыта. Ближе Крамера к пониманию глубины и значения месопотамской религии находится Т. Якобсен и его книга «Сокровища тьмы». Он пишет: «Убеждение в творческом могуществе слова лежит в основе всей месопотамской религиозной литературы. Влияние этой идеи наиболее явственно ощущалось в ранний период и выражалось по-разному, поскольку слово использовалось как в ритуалах так и в дидактических и развлекательных целях». То есть древний житель Месопотамии руководствовался идеей, что слово имеет абсолютную силу и абсолютное могущество. Что это означает для Месопотамии?

Это означает, что мир вещей и явлений вторичен относительно слова, а мир слова естественно это мир производный от мира идей. Это говорит о двух вещах. С одной стороны это говорит о том, что мир явлений и вещей творится словом, а с другой стороны восхождение к источнику слова возможно только словом, возможно только в молитве, возможно только в призвании. Соответственно человек творит и себя, и своё бытие тоже словом.

Когда мы переходим непосредственно к шумерским религиозным представлениям, то надо заметить, что в основе этих представлений лежит категория сути каждой вещи. Боги – обладатели сутей вещей, которые они даруют творя мир. Эта суть вещи обозначается словом ме, которое на шумерском языке есть производное отглагольное существительное от глагола «быть». Есть такой древний (XXVII в. до Р. Х.) список древних божественных имён, то есть это эпитеты Бога в Себе, до того как Бог стал создателем мира, до того как Бог явил себя как небо, в этом списке божественных имён одно из имён это «Господин всех ме» - Энмешарра, то есть Бог владеет всеми сутями. Какие же эти сути? Их перечисляется больше ста, они видимо идут по значимости.

Первое ме – это верховная власть над всем мирозданием, это качество Бога.

Второе ме – это власть богов.

Третье ме – это возвышенная и вечная корона, венец. То есть это то что означает владычество.

Четвёртое ме – это царский трон.

Пятое ме – это скипетр.

Шестое ме – это иные знаки царской власти.

Седьмое ме – это возвышенное святилище, зиккурат.

Восьмое ме – это власть пастыря.

Девятое ме – царская власть.

Даль идут жреческие должности, потом придворные должности, силы (старейшинство, героизм), чувства (прямота, честность), ремёсла, музыкальные инструменты и умение на них играть и т.д. То есть это вся совокупность человеческого и божественного мира, то есть мира человеческого и божественного в том смысле в каком он развёрнут в человеке. Потому что верховная власть (первое ме) – это власть над миром, и в этом смысле ме для человека значимо как то, что имеет отношение к нему. Эта возможность обладания сущностями это и есть в конечном счёте власть, тот кто обладает сущностями обладает властью. Тот кто обладает одной сущностью, тот обладает властью над тем чьей сущностью она является, например если человек обладает сущностью игры на арфе, то он обладает властью над арфой. Но и эту сущность ему даёт обладатель всеми сущностями. Но тот кто обладает всеми сущностями, тот обладает властью над всем мирозданием, а тот кто обладает властью, тот соответственно и создал это мироздание. В этом можно видеть ещё палеолитическое убеждение в том, что отношение между человеком и Богом, это как отношение между создателем и обладателем сил и созданным и получающим эти силы как дар. Так в месопотамском представлении о человеке, хотя оно и похоже на египетское, но акценты все поставлены противоположно. Если в Египте подчёркивается божественное существо человека, что человек это лишь гость в мире творения, который изшёл из вечности и возвращается в неё, то для Месопотамии главное это пребывание человека на земле, где он раб богов. И так же как раб получает от своего господина указания и орудия и еду чтобы иметь силы для его исполнения, так же и человек получает от Бога различные ме. Человек – исполнитель воли богов, и получает ме для того чтобы служить богам. Это особенность месопотамского мировоззрения поэтому ме очень важная категория в смысле не только того, что это суть, но для человека это ещё и долг, исполнение того на что даются эти сути – это долг человека. Если человек исполняет хорошо, то это хорошо, а если он исполняет плохо, то это грех.

Такое понимание что человек это раб богов ознаменовано и поэтикой Месопотамии относительно богов. Не случайно в позднюю эпоху халдеи были звездочеты, и «маги», которые пришли по звёздам узнав по ним о рождении Христа. То есть знание звёзд это особенность Месопотамии, они по звёздам предсказывали судьбу, волю богов. А начиналось всё с того, что божества на земле воспринимались как звёзды, то есть боги иконографически были как звёзды, это светила, это небесные вещи. Почему так? Потому что звёзды бесконечно удалены от людей, без звёзд человеческая жизнь невозможна, они определяют времена года, солнце даёт свет и тепло. Однако солнце не находится во главе месопотамского пантеона, в отличие от Египта. Но главное что звёзды бесконечно далеки и они определяют судьбу. И соответственно по расположению звёзд эту судьбу можно понять.

Как соотнести судьбу и свободу человека?

Жители Месопотамии очень близко подходили к гегельянскому, а потом марксистскому представлению о свободе как об осознанной необходимости. То есть судьба – это то что человек должен делать по воле богов. А свобода заключается в том, что от этой судьбы можно уйти, но только себе на беду. Потому что боги определяют то что они хотят от человека, а человек может или следовать воле богов и тогда всё будет хорошо или может не следовать. Каждому божеству даётся определённое небесное созвездие или определенная плата, и изучая все их соотношения звездочёты говорили о том, что хочет бог для того или иного человека. Но возникает вопрос, а как же все плохие предзнаменования? Когда человек рождается у него есть определённая судьба и определённое предназначение, он может стать хорошим военным, например, следуя воле богов, но не следуя их воле человек постоянно меняет свою судьбу. Его судьба постоянно меняется если он не следует воле богов. И соответственно в каждый момент своей жизни человек выстраивает свою судьбу по-разному, и звёзды это отражают. Если человек должен был стать земледельцем, а он пошёл в разбойники, то судьба его изменилось, но даже будучи разбойником он может ухудшать или улучшать свою судьбу, то есть быть справедливым или алчным разбойником, и таким образом тоже менять свою судьбу. И судьба человека, его предназначение в каждый момент пока он живёт соответствует воле богов, но она разная, в момент рождения она одна, а через двадцать лет другая, но она есть, и всякий раз человек может ей следовать, а может не следовать. Если он будет ей следовать, то он будет её улучшать, а если не будет следовать, то будет дальше ухудшать.

Сами же боги воспринимались как далёкие и сильные существа, которые определяют ме человека, даруют ему всё что надо, но человек должен им служить. Человек не один из богов, как в Египте. Человек не божественен сам по себе, а он их раб и слуга.

От древнейшего месопотамского представления, от списка Фары (XXVI в. до Р. Х.) мы знаем шесть самых важных божественных сущностей:

Ану – небо.

Энлиль – «господин гроза».

Энки – «господин земля».

Инанна – «госпожа небо».

Син – луна.

Уту – солнце.

Хотя в более позднее семитское время будет очень важный ритуальный эпос о творении мира, где роль Ану очень велика, тем не менее для древних шумерских текстов Ану это непостижимо далёкий творец, он создал всё, это Бог как создатель. Это первое явление Бога в мир Им созданный, мир – явление Бога. Второе очень важное месопотамское качество кроме звёзд это счёт. В Месопотамии считали не десятками, а шестёрками и дюжинами, и максимальное число это 60, поэтому это число Ану. Имя Ану пишется со знаком «бог» - это бог по определению. То есть когда-то в глубочайшей древности это и был Бог, но уже к тому времени когда появляются дошедшие до нас тексты, месопотамская религия уже находится в состоянии упадка. На это накладывается ещё один важный момент, это то что те названия, которые как правило калькируются в языке, а не изобретаются, а это названия гидронимов, названия земледельческих орудий, эти названия дошли не шумерские, а более ранние, ещё неизвестного нам языка. То есть до шумеров жили другие народы, а шумеры пришли когда было развито земледелие, а сами они земледельцами не были, поэтому они и взяли названия для земледельческих орудий у этого народа. Но важно то, что религиозные представления как и эти слова частично наследуются, а не заменяются., поэтому очень сложно воспроизводить четкую логическую систему шумерской религии. Ану тем не менее это скорее абстракция, ему почти нет молитв, его культ не распространён, ему не посвящено в древнем Шумере храмов, но его знак самый высокий – 60, его символ это рогатая корона, а бык это древнейший образ верховного Бога, поэтому эта корона это знак первоначальной божественности, его постоянно именую «небесным быком». Ану является и супругом Инанны и её отцом, или её отцом является Син и она сестра Уту, но в любом случае она супруга Ану. Речь идёт о том, что через Инанну небесной судьбы (возвращения к Ану) достигают люди. Судьба Ану интересна ещё тем, что в последние века месопотамского язычества, примерно в III в. до Р. Х., когда уже вовсю монотеистические тенденции присутствуют вокруг, именно Ану становится единым Богом для жителей Месопотамии. И в Уруке, где в древности было святилище Ану, ему строятся колоссальные храмы, и он именуется Богом-Творцом. Можно предположить, что речь идёт о восстановлении старинного почитания, которое всегда было.

Но Бог-Творец отодвигается на второй план по сравнению с той божественной ипостасью, которая непосредственно присутствует в мире и управляет миром. Такой личностью, которая управляет миром является Энлиль. Энлиль – это главное средоточие духовной жизни Месопотамии. Энлиль это первородный сын Ану. Его числом является 50. Его духовным центром является город Ниппур, в древнем Шумере он был столицей федерации шумерских городов, то есть это главный город Шумера. Главное святилище Энлиля в Ниппуре называется Экур («Дом в горах»). Так как в этом месте гор нет, то становится понятно, что шумеры пришли из такого района где были горы. Знак Энлиля – это горный дом, а в условиях равнины это искусственно построенная гора с храмом наверху. Энлиль – это бог всех народов, владыка определяющий судьбы, господин чьи слова неизменны. В древнейшем шумерском тексте Энлиль создал землю как Ану создал небо. Его как и Ану даже именуют отцом богов. Энлиль – хранитель абсолютной справедливости, он карает шумеров за грехи перед другими народами, так же как карает другие народы за грехи перед шумерами. То есть в отличие от многих древних нравственно-этических представлений когда бог защищает свой народ в любом случае, Энлиль строгий судья, который судит по правде, а не по родственной близости того или иного народа к нему. Его имя уже имеется в пиктограммах рубежа четвёртого и пятого тысячелетия. То есть это очень древний почитаемый образ. Он посредник между мирами, посредник между миром небесным и миром земным. По шумерским представлениям именно Энлиль побеждает хаос и творит космос, то есть сама возможность бытия открывается его отцом Ану, но Энлиль творит космос. Хаос, категория совершенно неизвестная Египту, но хаос как активная сила, которая противоборствует созданию космоса, она в Египте определена как Апоп или змей, но о нём мало говорится, люди мало этим интересуются, потому что люди божественные существа только на время пришедшие в этот мир. А в Месопотамии это очень важно, потому что человек главный акцент делает на своём земном существовании, поэтому превращение мира из хаоса в космос для человека очень важно. Энлиля так же именуют «диким быком». Шумерский гимн Энлилю: «Энлиль, повсюду могучие кличи его, священные речи его. То что из уст его – ненарушимо, что присудил он – дано навечно. Он взоры вздымает колеблет горы, он свет излучает пронзает горы. Отец Энлиль восседает державно в священном храме, в могучем храме. Он Нунамнир (великий князь), совершенно его правление, его княжение. Боги земли перед ним склоняются, небесные боги к нему стекаются, с верою в мудрость его стекаются. Исполин, владыка, он велик во вселенной, он мудрец, в законах всеведущ, могучий разумом… » и т.д. Это гимн восхваления, нечто подобное нашему акафисту, когда мы не просим, а хвалим, это тоже очень распространенная в Месопотамии форма. Обращение к Энлилю: «Энлиль, твоё совершенство заставляет умолкнуть, суть твою не понять, не распутать нити, нити скрещенные незримые смертным. Твои замыслы кто угадает, твои тайные силы никому не подвластны, твой лик невидим ни одному богу ».

Так же как и в Египте каждое имя является именем определённого сюжета. Если в Греции с одним и тем же богом происходят разные вещи, то в Месопотамии как правило с каждым божественным лицом происходит одно очень важное событие для людей. Исходя их этого можно предположить, что это имя (не личность бога) связано с каким-то священнодействием и с каким-то таинством которое помогает человек. Для Энлиля характерно определённое придание, за которым видимо стоит определённое таинство, которое мы не знаем. Это предание дошло до нас в виде эпоса, но за ним было литургическое знание. Это предание о Энлиль и Нинлиль – госпожа гроза, супруга Энлиля. Но если для Египта характерны статичные отношения, например Исида и Осирис муж и жена ещё от утробы Нут, то для Месопотамии характерен момент динамики, и это понятно. Что такое статика? Статика – это вечность, которой мыслит египтянин. Для того кто мыслит земным характерна динамика. Для нас очень важно, что Нинлиль первоначально не жена Энлиля, а божественная девица, которая живёт в божественном Ниппуре. Город человеческий вторичен относительно божественного топоса, и не потому люди построили храм потому что нужно было иметь храм в городе где они жили, торговали, а потому что в этом месте было божественное присутствие, люди построили храм и потом собрались вокруг этого божественного присутствия чтобы совершать здесь свои земные дела, которые бы освещались этим божественным присутствием. То есть первичен храм, вторичен город. Так вот в этом божественном Ниппуре жила девица Нинлиль и жил Энлиль. И Энлиль владыка, видимо возглавитель совета богов, полюбил Нинлиль, и её мать предупреждает её чтобы она не ходила купаться одна, так как Энлиль может учинить над ней скверное, поэтому если он хочет, то пусть как приходит как порядочный и просит руки. Но Нинлиль уходит, и происходит то, о чём её предупреждала мать, и она становится беременной от Энлиля. Совет богов возмущён этим, и Энлиля изгоняют из города, а родители выгоняют Нинлиль, которая идёт за Энлилем. Трижды на выходе из города при спуске в подземный мир, который играет огромную роль в Месопотамии, но это не какой-то аид, а это часть космоса, это организованный мир, но он плохой, Так вот трижды по дороге в подземный мир, а именно туда идут Энлиль и Нинлиль, видимо потому что совершён грех, поэтому происходит почти смерть, трижды на пути в этот мир Энлиль под видом привратника города богов, лодочника и привратника в мир мёртвых вступает в близость с Нинлиль, но она не знает, что это Энлиль. И все эти три персонажа говорят, что не пустят её дальше если она им не уступит. И ради того чтобы быть со своим супругом Нинлиль на это соглашается. И таким образом она оказывается четырежды беременна. И в подземном мире у неё рождается четыре сына, старший, который зачат в городе богов, это Син, а три других это Нинурта, Нингирсу и Нергал – три божества, которые будут связаны в шумерском эпосе с подземным миром. Но из подземного мира выйти нельзя если не отдать кого-то взамен, и чтобы Энлиль, Нинлиль и Син могли выйти на небо остаются в подземном мире. И этому даётся ответ ещё до подземного мира. Энлиль выдавая себя за других говорит, когда Нинлиль удивляется как же она может с ним соединиться когда она беременна от бога, он говорит «Семя великого бога на небо, а моё семя в землю ». И действительно эти три бога остаются в подземном мире, и Нинурта в переводе означает «повелитель плуга». В этом главном образе говорится, что Энлиль и Нинлиль были в подземном мире за грех и вышли из него за выкуп. Эта парадигма смерти за грех, выкупа и возвращения на небо это главное. Таким образом и человек соединившись с Энлилем может достичь неба, но как это выглядело литургически мы не знаем, так как это древнейшее предание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: