СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР.




Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии. С точки зрения историко-генетического подхода, описывающего отдельные подсистемы (подструктуры) общества в соответствии с их возникновением в реальном историческом процессе, можно выделить следующие подструктуры.

1. Первая - со­циально-этническая структура, связанная с биологической при­родой и включающая в себя две формы доклассового общества: род как объединение кровных родственников, обладающих общ­ностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями, и племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов, а также народность как исторически сложившаяся общность лю­дей, в основу которой легли уже не кровно-родственные, а терри­ториальные, соседские связи между людьми с общим языком, куль­турой, зачатками экономических связей, и нация как такая общ­ность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма и которая отличается такими признаками, как общ­ность территории, языка, экономической жизни, общими чертами психического склада, наличием национального самосознания, специфической культурой, общностью духовной жизни.

2. Вторая подструктура социальной структуры общества -со­циально-демографическая, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроиз­водящая себя совокупность людей.

3. Третья подструктура - социально-пространственная как фор­ма организации общества, выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутриземельские, внутригородские и межпоселенческие).

4. Четвертая подструктура - социально-классовая, открытая и описанная буржуазными исследователями общества, рассматри­ваемая в рамках марксистского подхода как определенная истори­ческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактуемая как отличающаяся по месту в исторически определен­ной системе общественного производства, по отношению к сред­ствам производства, пороли в общественной организации труда и способу получения доли общественного богатства.

5. Пятая подструктура - профессионально-образовательная, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профес­сиональных и образовательных параметров.

При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации, которая не противоречит учению о классовой структуре общества.

Слово "стратификация "(от лат. stratum - слой и facio - делаю) обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества. Теории социальной стратификации возникли в противовес теории клас­сов и классовой борьбы. В рамках классовой доктрины не остава­лось места стратам, исследованию горизонтальной и вертикаль­ной неоднородности, то есть выяснению таких сторон социальных отношений, которые в чем-то не менее важны, чем классовые. На деле "слоевой срез" социальной структуры общества существенно дополняет и обогащает классовый "срез", дает возможность полу­чить более полную картину социальной дифференциации по широкому кругу признаков (образование, психология, занятость, быто­вые условия, доходы, партийная принадлежность, квалификация и т.д.). Само понятие "страты" заметно обогатилось со времени его появления в начале XX в. Множество страт не имеют прямого отношения к классовому делению общества или носят межклассо­вый характер. Классовая и стратификационная модели не исклю­чают одна другую. На основе вычленения в научном анализе ре­ально существующих классов, слоев, различных социальных групп может быть построена достаточно "объемная", а не одно­мерная модель социальной структуры, имеющая прочную эмпи­рическую базу. В последнее время в мировой литературе понятие "классы" занимает столь же прочное место, как и понятие "стра­ты", и оба они используются как в национальных, так и в между­народных сравнительных исследованиях.

 

52. ФЕНОМЕН ВЛАСТИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

Феномен власти приоткрывает тайну самой политики, поли­тических институтов, политических движений, страсти к ее завое­ванию и осуществлению. По словарю В.И. Даля, "власть - право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; началь­ствование; управление... Властвовать - управлять, властно гос­подствовать, повелевать, распоряжаться... Властолюбие - любо-началие, страсть к господству, к властвованию... Властолюбец - человек, безмерно любящий власть, властвовать, начальствовать, никому не желающий подчиняться". Доминирование властной воли, волевое отношение между людьми является специфическим признаком власти.

Во властных отношениях предполагается: наличие не менее двух субъектов, которыми могут выступать как отдельные лица, так и коллективно действующие (партия, организация, учрежде­ние, комитет и тому подобное); выражение воли осуществляюще­го власть, подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет. В этой связи природа власти такова, что она отчасти опирается на одобрение наиболее авторитетной части лю­дей и кончается там, где начинается насилие, хотя она и предпола­гает угрозу применения силы или насилия. Неспособность же субъекта власти обеспечить согласие людей без использования физического насилия означает, что власти не существует, а есть попытка оказать давление.

Власть является одним из фундаментальных явлений, нераз­рывно связанным с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих инте­ресов населения.

Властные отношения служат механизмом регуляции обще­ственной жизни, гарантом целостности различных обществ, древ­нейшей формой их организации, поскольку в обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые не­обходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напря­женность.

Власть - это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.

Можно выделить следующие принципы власти в зеркале субъек­та власти:

1) принцип сохранения власти, в котором отношение к власти рассматривается как превалирующая, едва ли не единственная цен­ность;

2)принцип действенности также требует сильных проявлений
человеческого характера;

3) принцип коллегиальности, в котором реализуется установка власти на партнерство, кооперативность;

4) принцип скрытности, согласно которому власть пользуется широким спектром неявных средств и инструментов (закрытые встречи, секретная переписка, тайная дипломатия).

Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Важ­но учитывать соотношение политической и государственной власти. Политическая власть выступает как фактическое соот­ношение классовых и иных социальных сил. Государственная власть - это непосредственный продукт политической власти, она носит политический характер, ибо государство в своей дея­тельности затрагивает интересы практически всех слоев насе­ления. Однако ни политическая власть не сводится к государ­ственной, ибо включает также власть и влияние партий, лиде­ров, общественных организаций и так далее, ни государствен­ная - к политической. Государство выполняет и неполитичес­кие задачи, которые, однако, могут приобрести политический характер в силу тех или иных причин (школьное образование, язык обучения, экология и т.д.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: