Стадии законодательного процесса




Председатели Госдумы

Комитеты Государственной думы по созывам

79.Законодательный процесс в РФ и его стадии.Акты палат федерального собрания.

Стадии законодательного процесса

1) Законодательная инициатива, т. е. осуществление закрепленного Конституцией за определенными лицами права на предложение об издании законов и на внесение законопроекта в законодательный орган.

Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ).

2) Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе.
• Компетентный орган принимает решение о необходимости издания закона, включает соответствующее предложение в план законопроектных работ.
• Вырабатывается официальный законопроект.
• Законопроект вносится в законодательный орган, принимается им к рассмотрению, обсуждается.
• Рассматриваются поправки.
• Принятие в порядке первого, второго и т. д. чтения («Чтение закона» означает обсуждение и поэтапное принятие его, «первое чтение» — принятие проекта в принципе как основы будущего закона; «второе чтение» — принятие проекта как закона; может быть и «третье чтение», т. е. принятие после внесения дополнительных поправок, редакционной обработки);

3) Принятие закона (обычно в результате «второго чтения», а иногда и «третьего чтения»).Законы принимаются Государственной Думой большинством голосов. Конституционные законы требуют 2/3 голосов депутатов палаты.

4) Одобрение закона. Законы нуждаются в одобрении Совета Федерации. Закон, принятый Государственной Думой направляется в Совет Федерации в течение 5 дней; в течение 14 дней закон должен быть рассмотрен Советом Федерации. Если в течение этого времени закон не рассматривается в верхней палате, он считается автоматически одобренным.
Обязательному рассмoтрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
• федерального бюджета;
• федеральных налогов и сборов;
• финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
• ратификации и денонсации международных договоров РФ;
• статуса и защиты государственной границы РФ;
• войны и мира.

5) Подписание закона Президентом РФ и его официальное опубликование. В течение 5 дней после одобрения Советом Федерации закон направляется Президенту, который в течение 14 дней подписывает и обнародует его.

АКТЫПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — решения, принимаемые палатами Федерального Собрания — Государственной Думой и Советом Федерации по вопросам их ведения. Согласно ст.ст. 102 и 103 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума, осуществляя свои полномочия, принимают решения в форме постановлений. Постановлением палаты оформляется и принимаемый палатой закон, и политическое заявление или обращение. При этом каждая из палат принимает постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ, а также по вопросам организации своей внутренней деятельности. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации и Государственная Дума могут выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палат. Обе палаты Федерального Собрания могут принять постановление в целом, могут принять проект постановления за основу. В последнем случае дальнейшее обсуждение и голосование проводятся по пунктам и (или) частям проекта постановления. После принятия в целом всех пунктов, частей проекта постановления проводится голосование по принятию постановления в целом.

Постановления принимаются большинством голосов (т.е. не менее чем 50% плюс один голос) от общего числа членов (депутатов) палаты, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Например, решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; при несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации об отклонении принятого ею федерального закона последний считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов этой палаты. Не менее 2/3 голосов требуется при принятии постановления об одобрении федерального конституционного закона. Постановление о поддержке предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 3 Конституции РФ должно набрать 3/5 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

80.Счетная палата Федерального Собрания РФ

 

Статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

Структура и порядок формирования

Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) — Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами[1] Счётной палаты, функции[2] и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.

Полномочия

Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

81.Конституционный статус депутатов Гос Думы т членов Совета Федерации.

В соответствии с законом депутат Государственная Думы руководствуется Конституцией России, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, регламентом палаты, предвыборной программой и своими убеждениями (ст.1 Закона).

Срок полномочий депутата начинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных ст.4 Федерального закона, а именно: письменного заявления депутата о сложении своих полномочий; утраты депутатом гражданства России, вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата; признание депутата недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; смерти депутата; объявления гражданина, являющегося депутатом, умершим решением суда, вступившим в законную силу; роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

татусы депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации во многом схожи, но между ними - есть и различия. Различия определяются уже тем, что депутаты Думы избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты по должности (хотя на эту должность они также избираются населением). Государственная Дума работает на постоянной основе, а Совет Федерации — на непостоянной. Депутаты Думы представляют в палате весь народ в целом, а члены Совета Федерации представляют свои субъекты РФ. В отличие от члена Совета Федерации депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий. Условия и порядок приостановления военной службы и службы в органах внутренних дел и органах прокуратуры для депутата Государственной Думы устанавливаются федеральным законом. Однако в своей совокупности депутаты Думы и члены Совета Федерации образуют единый представительный и законодательный орган Российской Федерации

82.Понятие свободного и императивного мандата.

Императивный мандат — ограничение в действиях депутата парламента какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, образовавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований. Она может представлять собой открытое голосование на собрании избирателей

Свободный мандат- правило, согласно которому депутат представительного органа власти не связан наказами избирателей и не ответственен в своей деятельности перед ними. Соответственно отсутствует возможность досрочного отзыва депутата избирателями. Принцип С.м. применяется практически во всех демократических государствах. Противоположностью С.м. является императивныйман-дат.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: