Роль пения в музыкальном развитии дошкольников.




Содержание: Анатомо-физиологические особенности строения детского голосового аппарата. Цели и задачи певческой деятельности. Воспитательное значение певческой деятельности. Развитие в пении основных музыкальных способностей дошкольников. Влияние вокального воспитания на эмоциональную сферу, умственное и физическое развитие дошкольников. Вокально-хоровые навыки: звуковедение, интонация, дикция, дыхание, ансамбль, певческая установка. Виды певческой деятельности детей, характеристика репертуара. Методика обучения пению, этапы обучения.

Пение основной вид музыкальной деятельности ребенка.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения.

Таблица диапазонов

Возраст детей Диапазоны

2 - 3 года ми - ля

3 - 4 года ре - ля

4 - 5 лет ре - си

5 - 6 лет ре - си (до)

6 - 7 лет (до) - ре - до)

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая детская песня развлекает ребенка и развивает его музыкальные способности. В.Сухомлинский утверждал, что «Пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли, воздействуя на его чувства, сопровождая с раннего детства…»
Пение является самым доступным видом детского музыкального исполнительства, так как каждый человек с самого рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно – певческим голосом.
Диапазон детского голоса невелик. При правильной организации певческой деятельности диапазон расширяется: «ми»-«ля» - первой октавы (младший дошкольный возраст); «ре»-«си»- первой октавы (средний дошкольный возраст); «до, ре» первой октавы – «до, ре» второй октавы (старший дошкольный возраст).

Анатомо-физиологические особенности детского голосового аппарата:

Отличными от качеств голоса взрослого: детские голосовые связки короткие и тонкие. Отсюда и особое звучание детских голосов – легкое, высокое. Также, гортань ребенка в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого, и поэтомузвук образовавшийся в гортани, очень слабый. Легкие детей тоже малы по своей емкости, поэтому нет сила голоса ограничена. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает не приятный горловой характер и переходит в крик. Громкий разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух.

Пение «взрослых» песен, не соответствующих диапазону детского голоса не только портит художественный вкус ребенка, но и также наносит большой вред голосовому аппарату.

Поэтому детский голосовой аппарат у ребенка не совершенен, окончательно не сформирован. (Гортань маленькая, голосовые связки короткие, тонкие, небо малаподвижное, дыхание слабое, поверхностное.) Нужно удерживать детей от громкого пения. Следить, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, не пели на улице при низкой температуре.

Формирование вокально-певческих навыков дошкольников.
В процессе пения ребенок осваивает навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования, ансамбля.

Навыки звукообразования связан с овладением способами извлечения звука. Важнейшим условием правильного звукообразования выступает умение детей петь без напряжения, выразительно, естественным голосом. Одна из главных задач заключается в том, чтобы привить ребенку навык кантиленного пения, основанного на способности петь протяжно, напевно и связно. Развитию напевности помогает пение на согласные «м» или «л» в сочетании с гласными.

Подвижному, легкому звукообразованию способствуют упражнения на пение отдельных несвязных нот (non legato), «как удары молоточка по шляпке гвоздя».
Навыки певческого дыхания Качество звукообразования во многом зависит от правильного дыхания в процессе пения.

Работа над дикцией в процессе развития певческих навыков связана со всей работой по развитию детской речи. Важное значение при этом имеет работа над правильным произношением гласных и согласных звуков. Согласные в процессе пения должны произноситься активно, ясно и четко. С этой целью согласные, находящиеся в конце слога, произносятся в начале следующего.

Например, в песне «По солнышку» необходимо исполнять:
«Ще-бе-чут пти-чки зво-нкие, по-рха-ют мо-ты-льки,
Же-лте-ют о-ду-ва-нчи-ки, си-не-ют ва-си-льки».
На певческую дикцию распространяются правила, применяемые в речевом произношении: например, поют «гласки», а не «глазки», «што», а не «что».
Ударные гласные в пении, как и в речи, сохраняют логическое ударение.
Безударные произносятся, как и в речи. Например, надо петь «лашадка», а не «лошадка», «адуванчики», а не «одуванчики» и т.п.

Важнейшим условием хорошей дикции является понимание детьми смысла слов и характера музыкального образа песни. Отчетливость дикции во многом зависит от качества работы артикуляционного аппарата. Применяются следующие упражнения:
1. «Лошадка» (несколько раз поцокать язычком);
2. «Ворона» (беззвучно, с закрытым ртом несколько раз произнести «ка-ааа-ааар»
3. «Колечко» (скользить кончиком языка по верхнему небу с закрытым ртом).
При развитии дикции важно избегать крикливого, открытого звука, для чего необходимо открывать рот вертикально, а не в ширину.

Ч и с т о т а в о к а л ь н о г о и н т о н и р о в а н и я характеризуется точным воспроизведением мелодии в процессе пения.
Для достижения чистоты интонации применяю упражнения для голоса на одном звуке. Например:
Сидит филин на дубу у-у-у-у-у-у
Он играет во трубу у-у-у-у-у-у
Трубу точенную у-у-у-у-у-у
Позолоченную у-у-у-у-у-у

Перед пением предлагаю детям слоговые произношения на удивление: они разводят руками и произносят: у-шу-жу; у-шо-жо; у-ша-жа; У-ши-жи.
Хороший результат в пении дает интонационно-фонетический цикл фонопедических упражнений:
• У-у-о; у-о-а; у-о-а-э; у-о-а-э-ы;
• Скрип (горловой), переходящий в звуки:
+ + + у-му-мо; + + + у-мо-ма; + + + у-мо-ма-мэ.
В ы б о р п е с е н н о г о р е п е р т у а р а. При подборе песенного репертуара необходимо учитывать ряд рекомендаций.
1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка. Подходящий материал для певческой деятельности с детьми всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы (они просты и доступны)
2. Необходимо внимательно просмотреть текст песни, прочитать его выразительно вслух, найти сложные слова и сочетания, фразы, объяснить их ребенку.
3. Обратить внимание на диапазон мелодии песни, который не должен превышать возможности певческого диапазона голоса ребенка. В работе с детьми младшего возраста используются попевки (песенки), построенные на 2х-4х (пяти) звуках. У детей среднего и старшего возраста на 6-8 звуках.
4. Важно обратить внимание на протяженность фраз. Чем меньше ребенок, тем короче фразы.
5. Проанализировать особенности мелодии: ритмический рисунок, интонационные трудности. Предложить приемы и способы работы над их преодолением.

Р а б о т у н а д п е с н е й условно можно разделить на три этапа:
Ознакомление (ее восприятие);
• Разучивание;
• Закрепление
.
Показателем усвоения песни является ее использование детьми в своей самостоятельной музыкально-игровой и других видах деятельности в свободное время и по собственной инициативе.

Критерием музыкального развития при этом должно стать не число разученных песен, а музыкальная восприимчивость детей, их красивое, выразительное пение, любовь к нему и потребность в нем.

Для развития певческого голоса и музыкального слуха у детей младшего и среднего возраста на своих занятиях я использую такие песенки как: «Сорока» обр. В. Попова, «Бай-бай» и «Бай-качи» обр. Л. Абеляна «Петушок», «Дождик», «Идет коза» в обр. А. Гречанинова и др.. Прекрасным образцом для развития певческого творчества детей являются такие произведения как: «Кукла Катя» и «Песня птички» Н. Бордюг, «Марш медведя» и «Зайка танец танцевал» Н. Мурычева «Пароход гудит», «Пчела жужжит» Т. Ломовой а также «Мишкин марш», «Песня птички», «Плясовая зайчика» Н. Мурычевой.

Одним из примеров приведу текст (речитатив):
Удивляется медведь – перестали птицы петь.
Только дятел без умолку, целый день стучит на елке.
Запахнулись звери в шубы – в норах им тепло и любо.
Только бродит лишь медведь – где бы лапы обогреть?

Дети старшего возраста проявляют большой интерес к упражнениям, используемым на наших занятиях для развития певческого голоса и музыкального слуха, таким как: «Ой, кулики, жаворонушки» в обр. М. Иорданского (в объеме терции), «Ай, на той горе калина стоит» в обр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: