Жульен Ламерти (1709-1751)- это человек-машина, человек-растение.
Утверждал что животное не имеющее души, есть некоторая машина» которая действует
по своим законам, утверждает что души как не материальной субстанции не существует, а следовательно человек это тоже машина.
Все процессы в человеке обусловлены причиной следственными связями его мысли, эмоции, чувства исходят из его материальности являются результатами механических взаимодействий.
По этому критерий счастья и цель жизни заключается в материальной природе, понятие нравственность и совесть не более чем иллюзия, люди нравственные поскольку это способствует получением наслаждения.
Шарль Луи Мантескье (1689-175)- «о духе закона»- исследует причины возникновения форм социально-политического устройства в различных странах, исходя из деистических позиций доказывает что Бог при акте творения дал миру естественные законы, которые распространяются не только на природный мир; но на общество в целом.
Законы влияют на общество по средствам климата, географического фактора и определяет тот или иной тип жизни.
В жарком климате отсутствует привычка к труду из-за чего возникает имущественное неравенство и рабство. Страны с холодным климатом люди должны тратить свои силы на выживание, они свободны, но они не отличаются высоким уровнем развития. И только зона умеренного климата способствует нормальному развитию цивилизации, люди уравнены разум и эмоции находятся в гармонии, от географических факторов зависят и типы государственного устройства. В странах с большой территорией возникает монархия. Если территория не велика позволяет людям общаться с друг другом, то возникает республиканская форма правления.
Кроме естественных законов существуют законы позитивные которые соответствуют характеру окружающей природной среды, климата, почвы, способствует жизни народа- земледельческий, охотничий и пастуший.
Мантескье развивает идею конституционного правления с разделением власти на законодательную, судебную, исполнительную.
Жан-Жак Руссо (1717-178)
1) «Рассуждение о науках и искусствах»
2) «Рассуждение о происхождении основания неравенства между людьми»
3) «Об общественном договоре»
1)Руссо делает выводы о том что нет науки, нет искусства, не способствует углублению нравов, а на оборот приводит к неравенству между людьми создает бедность.
По мысли Руссо человек по природе добрый, а плохим становится в обществе, в естественном состоянии люди равны, все добывают своим трудом, нет зависти ни насилия. «это самая счастливая пора в истории человечества»
Однако присущая человеку способность к сомосовершенству, умственному развитию побуждает его к постепенному переходу к общественному состоянию. Руссо рассматривает 3 основных переворота в истории человечества которые привели к созданию общества.
Первый переворот -постройка жилищ, выделение семей, объединение их в племена.
Второй переворот - нравственная деградация, исчезло равенство появилось рабство и нищета, главной причиной всего этого Руссо рассматривал появления частной собственности, где настоящее имущественное не равенство доходит до крайних пределов.
Третий переворот - это поступательное развитие неравенства которое приводит к тому что государственная власть превращается в диспонизм, в котором подданные становятся рабами. Однако власть удерживается до тех пор «пока новые перевороты не уничтожат власть или не приблизят ее к законному постановлению».
Дени Дидро. Характерная черта его политического мировоззрения – остро выраженный демократизм. Его произведения: «Мысли об объяснении природы», «Физиологические очерки», «Письма о слепых в назидание зрячим». Он высказал мысль – от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепения до состояния максимального расцвета разума. Полагал: «Всякое животное – более или менее человек, всякий минерал более или менее растение, всякое растение – животное».
Утверждал что душа – продукт единства организма, его целостности. Человек есть некое целое оно едино и может быть это единство – в соединении с памятью – составляет душу, я, сознание. На вопрос можно ли предположить что и камень чувствует, ответил «Почему бы и нет». Прикоснитесь ладонью к камню и информация о вашем прикосновении останется надолго на камне.
Вольтер(Мари Франсуа Аруэ)( 1694-1778)- один из идейных вождей французского Посвящения, знаменитейший писатель и мыслитель. Вольтер раньше других остро почувствовал надвигающуюся революцию всей мощью своего дерзко гения. Вместе с ярчайшими умами Франции он страстно содействовал идеологической подготовке социального взрыва. Он был признанным вождем философско-социального движения.Вольтер является автором «Философского словаря», который в последнем полном собрании его сочинений занимает пять томов по 35-40 печатных листов каждый. Резко критикуя клерикализм, различного рода злоупотребления церкви, Вольтер признавал необходимость веры в Боа как предводителя Вселенной.Конечную причину движения сущего, мышления и вообще душевные явления Вольтер считал проявлением божественной силы. Так же Вольтер резко критиковал феодальный режим с его чудовищными злоупотреблениями. Он не уставал в своем призыве к активной деятельности с целью уничтожения всех форм варварства и дикости феодальных злоупотреблений.
39.Философия Английского Просвещения (Беркли, Юм)
Эпоха Просвещения в Англии характеризовалась развитием и распространением естественных наук, преобладанием материалистических тенденций в философии, умеренной критикой религии и церкви. Наиболее значительными фигурами английского просвещения являются Беркли и Юм. Джордж Беркли. Главное произведение: "Трактат о принципах человеческого знания". Являлся сторонником субъективного идеализма. По мнению Беркли:
• существует только одна реальность, а именно та реальность, которая дана в ощущениях;
• первичные качества неотделимы от вторичных, они так же субъективны, как и вторичные;
• таким образом, существует только то, что воспринимается. Согласно высказыванию Беркли: «Быть – это значит быть воспринимаемым»;
• вещи продолжают существовать, даже когда они никем не воспринимаются, поскольку существует постоянный субъект, воспринимающий все вещи единым взглядом. Этот субъект есть Бог.
Давид Юм.
1). Критика материалистическое учение о причинности. По мнению Юма, в природе нет необходимости и причинности. Просто люди привыкли частую повторяемость вещей и процессов считать необходимой и причинной связью. На самом же деле это не так.
2). Тезис о проблематичности объективного существования вещей. Содержание знания есть совокупность простых и сложных восприятий, или впечатлений, идей. Ум комбинирует впечатления и идеи и получает необходимые знания. Главная роль в этом комбинировании принадлежит принципу ассоциации. Юм выделял три типа ассоциаций: по сходству; по смежности и по причинности. Юм критиковал эмпирическую индукцию за её ограниченность.