Французский материализм 18 в. (П. Гольбах, К. Гельвеций)




В работах представителей французского материализма второй половины 18в. своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии предреволюционной буржуазной философии. Их философский материализм тесно связан с радикальными соц.-полит. воззрениями.

Существуют два направления французского материализма: одно ведет свое происхождение от материалистической физики Декарта, другое – от материалистического сенсуализма Локка. Первое представлено Ламетри, второе- Гольвецием и Гольбахом. Одни разрабатывают материалистическую философию применительно к естествознанию (первые), другие – идеи сенсуализма – чувственный опыт есть источник знания и критерий истины, ведут борьбу с рационализмом Декарта и Спинозы, которые умозрительно пытаются решать философские проблемы. Последнее направление материализма составляет, по преимуществу, французский образовательный элемент и ведет прямо к социализму. Первый, механистический материализм, вливается во французское естествознание в собственном смысле слова. В ходе развития оба направления перекрещиваются.

Представителем французского материализма был немец Поль Анри Гольбах. Его «Система природы» – наиболее систематическое изложение принципов материализма этого периода. В работе он пытался опровергнуть предрассудки и спекулятивные философские и теологические концепции, относящиеся к пониманию природы. Главной идеей этого произведения Гольбаха является принцип редуцируемости – сводимости всех явлений природы и всех природных сил к различным формам движения материальных частиц. Природа, по Гольбаху, не что иное, как совокупность различных движущих сил материи. Гольбах выдвигает идею о том, что движение присуще материи, ибо, кроме движущейся материи, ничто не существует.

При формулировке идеи универсальности движения Гольбах различает два основных вида движения, которое перемещает тела (механическое движение), и скрытое, внутреннее движение, которое определяется энергией и имеет свой источник во взаимодействии невидимых материальных частиц (молекул), из которых состоит тело.

С понятием универсальности движения связано и Гольбахово понимание детерминизма. Гольбах доказывает, что необходимыми могут быть лишь причины и следствия. Посредством их можно объяснить любой процесс и человеческое поведение.

Понимание причинности и детерминизма у Гольбаха имеет механистический характер. Оно является абсолютизацией момента необходимости. Так как вся природа является не чем иным, как движущейся материей, в ней нет места для случайности. Космос, таким образом, выступает как бесконечный ряд причин и следствий, причем то, что в одном случае является следствием, в другом может быть причиной. Человек подчинен механистически действующей цепи причин и следствий. Все творчество Гольбаха, так же как и большинства французских материалистов, проникнуто атеизмом.

Другой французский материалист – Клод Адриан Гельвеций изложил свои воззрения в двух работах: «О духе» и «О человеке». Он признает объективное существование внешнего мира и подчеркивает его материальный характер. Мир – это не что иное, как движущаяся материя. Пространство и время он также понимает как формы существования материи.

Гельвеций относит человека к общей системе природы. Человек неотделим от природы и подчинен тем же закономерностям, что и остальная природа.

В области теории познания он принимает принципы сенсуализма Локка. Всеми своими знаниями и умениями человек обязан лишь опыту, который он обретает при помощи чувственного познания и хранит посредством памяти.

Он отвергает бессмертие души. Душу он отождествляет со способностью ощущать. Гельвеций – сторонник строгого детерминизма В материальной природе все происходит согласно всеобщим законам, которым подчинено всякое движение материи. Человеческое поведение и деятельность подчинены «закону интересов». Иными являются естественные физические потребности и страсти. Среди физических потребностей на первом плане стоят голод и физическая боль. Их он считает основной движущей силой в человеке. Значительную роль среди страстей играет самолюбие.

На этих естественных движущих силах человеческого поведения Гельвеций основывает и главные принципы своей этики. Он отвергает религиозную мораль и подчеркивает, что основным критерием нравственности является «польза». Однако он трактует «пользу» не индивидуалистически, а по отношению ко всему обществу. Основу добродетельного поведения он видит в достижении согласия между индивидуальными и общественными интересами. Общество – совокупность индивидов. Общественный интерес – совокупный интерес решающего большинства членов общества.

Гельвеций верит в «разумного правителя», «философа на троне». Однако идеальной формой государства он считает республику. Как и другие мыслители этого периода, он требует не ликвидации частной собственности, а лишь «равномерного разделения».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: