Стратегии организации информации




Идентификация основных идей

Задание. Прочитайте формулировку основного психофизического закона Э.Вебера- Г.Фехнера.

¤ Изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму изменения силы воздействующего раздражителя.

E=k lg I + C

где Е – интенсивность ощущения,

I – сила раздражителя

К и С - константы

Ü´ Используя сложную стратегию организации информации – идентификацию основных идей, укажите с помощью ü ваше понимание основного психофизического закона.

При возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии.

Ощущения меняются непропорционально силе физических стимулов, воздействующих на органы чувств.

Сила ощущений растёт гораздо медленнее, чем величина стимулов, вызывающих их.

 

Задание. Используйте базовую стратегию организации информации: классифицируйте виды ощущений по различным основаниям (ощущения боли, вкусовые, зрительные, слуховые, органические ощущения, осязательные, ощущения равновесия, обонятельные, температурные, тактильные, ощущениядвижения)

Прогнозирование.

Задание. Используя сложную стратегию организации информации -прогнозирование, вычеркните те черты характера, которые, по-вашему мнению, не будут входить в структуру характера трусливого человека.

¤Трусливый человек (приниженность, инициативность, угодливость, решительность, самостоятельность, недоверчивость, конформность, готовность к предательству, готовностьпреодолевать препятствия, осторожность, самоотверженность, щедрость).

Задание. Изучив информацию, предположите, как будут складываться межличностные отношения у одаренных детей.

¤ У одарённых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг отличается громадным «аппетитом». Они легко справляются с познавательной неопределенностью, при этом трудности не заставляют их отключаться. Большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с «низким порогом отключения», т.е. предпочитают отвечать сами на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ.

Такие дети с удовольствием принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Одаренные дети имеют привычку поправлять других и всегда считают себя правыми. Они более активны и всегда чем-либо заняты, в том числе делами, не имеющими отношения к уроку.

Одаренным детям недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты. Им присуще сильно развитое чувство справедливости.

Выберите и отметьте с помощью ü верные, на ваш взгляд высказывания.

p Одаренные дети всегда любимчики учителей начальной школы.

p У одарённых детей в начальной школе нередки конфликты с учителями.

p Одаренные дети часто раздражают сверстников и окружающих людей.

p Одаренные дети всегда являются «душой» компании сверстников.

p Одаренные дети часто используют издёвку, высмеивание окружающих, подтрунивание над родителями.

p Одаренные школьники дружат с детьми младше их по возрасту.

p Одаренные дети могут дружить со взрослыми людьми.

 

Стратегия организации информации –дифференциация

Задание. Используя базовую стратегию организации информации – дифференциацию - отделите характеристики восприятия от характеристик других психических процессов и отметьте их с помощью ü.

Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира.

Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.

Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений.

Отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств.

Отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи.

 

Дифференциацию содержания лекционного материала, можно проиллюстрировать и таким примером.

Задание. Прочитайте текст и укажите с помощью номера разновидность адаптации органов чувств.
1. Полная негативная адаптация
- полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. В случае действия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию.
2. Неполная негативная адаптация - понижение чувствительности, притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.
3. Позитивная адаптацияповышение, обострение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

1 уровень сложности 2 уровень сложности
oлегкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. o при погружении руки в ледяную воду интенсивность ощущения снижается o интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующее вещество в течение некоторого времени держать во рту и, наконец, ощущение может угаснуть совсем. o когда из полутемной комнаты попадаем в ярко освещенное вокруг пространство, то сначала бываем, ослеплены и не способны различать какие-либо детали. oпри погружении замершей ноги в воду +4 градуса по Цельсию oпопадание из тихого помещения в шумное. o замёршую руку сунуть в очень горячую воду o старик не может найти очки, находящиеся у него на лбу  

 

Прокомментируем, пользуясь конкретными примерами, развитие у студентов на лекциях способности анализировать вербальную и визуальную информацию.

 

Задание. Проанализируйте научные позиции на восприятие у российских и зарубежных учёных. ( Лекция на тему «Восприятие»).

Допишите в нужное место таблицы понятия «рефлекторный акт» и «деятельность ».

…………………………. ………………………………
Восприятие выступает как непосредственное запечатление, «фотографирование» окружающего мира, осуществляемое за счет готовых биологических систем, и не требует специальной активности организма (А.Р.Лурия, Е.Н.Соколов) Это активный процесс поиска нужной информации (Ительсон Л.Б.)
Это переработка информации (П.Линдсей, Н.Дорман)
Это решение задачи (Р. Грегори)

 

Задание. Запишите, в какой ситуации у младшего школьника восприятие осуществляется по типу сукцессивного, а какой - по типу симультанного.

___________________ восприятие: Учитель говорит: «Рассмотрите изображение тушканчика и приготовьтесь составить рассказ-описание».

___________________восприятие: Учитель говорит: «Опираясь на изображение тушканчика, объясните, за что его называют «пустынным зайцем».

 

На лекциях, построенных подобным образом, используется замкнутый вид управления, подразумевающий наличие обратной связи между лектором и слушателями. Преподаватель организует работу таким образом, что студенты имеют возможность задать разнообразные вопросы, они могут обсудить какие-то фрагменты материала между собой. Лектор в процессе организованной работы на занятии передаёт студентам свой субъективный опыт понимания, усвоения учебной информации за счёт использования тех или иных техник обработки информации, визуальных форм её отображения и обобщения.

Задание. Рассмотрите картинку, прочитайте характеристику четвертого фактора перцептивной организации и запишите его название.

 

В фигуру объединяются элементы, имеющие сходные свойства, обладающие похожими формой, цветом, величиной.     ……………………………

 

Информация, с которой студенты знакомятся на лекциях, является результатом решения разного рода научных проблем, результатом проведенного научного поиска. Естественно, что этот поиск невозможно повторить, невозможно создать такие условия, чтобы студенты шаг за шагом скопировали творческий процесс обретения нового знания. Тем не менее, одна из инструментальных компетенций - способность к решению проблем - не только может, но и должна развиваться в русле лекционных форм. Поэтому при чтении лекций желательно использовать такие техники, которые позволяла бы студентам практиковаться в построении дедуктивных и индуктивных умозаключений.

Задание. Прочитайте экспериментальные данные, полученные немецким психофизиком и физиологом Э.Вебером.

¤ Если на руке лежит груз в 100 граммов, то для возникновения едва заметного ощущения увеличения веса необходимо добавить около 3,4 грамма. Если же вес груза составляет 1000 граммов, то для возникновения ощущения едва заметного различения нужно добавить около 33,3 грамма.

Ü´ Укажите с помощью цифр (1,2) последовательность рассуждений, приведших к открытию закона Э.Вебера:

«Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора».

Отношение добавочного раздражителя к основному есть величина постоянная.

Чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней.

Задание. Прочитайте текст.

¤ Профессор университета в Кентукки (США) Арнольд Людвиг, проанализировав жизнь 1400 человек, которые вошли в историю мировой цивилизации как гениальные или просто выдающиеся люди, пришёл к выводу, что, помимо задатков для трансформации талантов в гениальность необходима ещё и психическая среда.

У 24℅ «подопечных» профессора в детстве умерли родители. 10℅ страшно болели. У Антона Чехова дважды развивался перитонит, у Бертольда Брехта был врожденный порок сердца, Франклин Рузвельт был поражен полиомиелитом, а Джордж Оруэлл, Альбер Камю – туберкулезом.

Ü´ Выразите своё отношение к выводам, сделанным А.Людвигом.

Стимулируют гениальность – напряженность, нервозность, постоянные неурядицы в семье, чувство одиночества. Психические отклонения тоже этому способствуют, равно как и те переживания, через которые проходит ребёнок или подросток, когда умирают его родители.?__________________________________

Ещё один, на наш взгляд, простейший способ, направленный на развитие у студентов инструментальных компетенций, который может быть широко использован на лекционных занятиях - это стратегия повторения.

Приведем пример.

Задания. Используйте сложную стратегию повторения: подчеркните разным цветом важные одинаковые части в определениях понятия «технология обучения».

Технология обучения - это

¤Более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизованный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели (Махмутов М.И.).

¤Это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания (Гребенюк О.С.)

¤Научно обоснованные и апробированные в педагогической практике принципы, правил, техники, способы и средства целесообразной деятельности педагога и учащихся, позволяющей достичь поставленных целей.

¤Это научно обоснованная система регулятивных принципов и правил организации оптимального, педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для гарантированного достижения на практике поставленных целей

(Соловьева Т.А.)

 

Лекция должна быть «экономной» с точки зрения временных затрат. В силу этого обстоятельства эффективной является стратегия скрытых подсказок. Приведем пример.

Задание. Пользуясь стратегией скрытых подсказок, впишите название механизмов психологической защиты.

– один из видов «психологической защиты», представляющий собой процесс отрицания существования угрожающей ситуации или события.

Краткое содержание: Попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит.

Образ: Лошадь в шорах.

Переживание: «Этого со мной просто не может быть».

Задание. Восстановите деформированный текст, используя синонимы-подсказки, данные в скобках.

Содержание образования определяется как совокупность систематизированных? ………………… (обладание проверенной информацией), умений и ______________ (действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизации), взглядов и _____________ (позиция, точка зрения), а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной _________________ (труд, дело, занятие).

 

Задание. Прочитайте диалог супругов и запишите третью функцию семьи.

¤ Муж (мечтательно): «Да, что-то у нас с бытом стало плоховато…. Давно, дорогая, ты не баловала меня пирожками с грибами.

Жена (с улыбкой): «Жду, дорогой, пока в нашем хозяйстве духовка газовой плиты кем-нибудь отремонтируется».

?Третья функция семьи носит название _______________________.

В заключение на лекции подводятся её итоги, организуется обмен мнениями, или пишется эссе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: