Французский экзистенциализм. Сартр, Камю.




Сартр Жан-Поль (1905–1980) – французский философ беллетрист, политический деятель. Его главный теоретический труд «Бытие и ничто» (1943). Сартром написаны романы «Тошнота», автобиографическая повесть «Слова», множество рассказов и пьес. Человеческая реальность, считает Сартр, совершенно уникальна и не сопоставима ни с чем. Это реальность смысловая, реальность сознания. Ее возникновение – абсолютное событие, к которому не применимы никакие причинные объяснения. Человеческая реальность – ничто, дыра в недрах бытия. Бытие же являет собой сплошную нерасчлененность. Это «в-себе-событие» инертно и вневременно, оно просто есть, наличествует и потому абсурдно и фактично. Человек испытывает тошноту перед этой бесформенной массой. И только человеческое сознание – не объект среди объектов, не предмет, и о нем никогда не скажешь «вот оно». Оно только что было или вот-вот будет. Сознание – живое противоречие, «декомпрессия бытия», пустота наполненная красками и смыслами. Способ существования сознания – неантизация: отрицание всякой определенности извне, всякой детерминации. При этом сознание по Сартру не есть духовная субстанция, «я» или субъект – все это конструкции, иллюзии. Сознание – без-личный поток свободных актов. Человек не обладает как предмет некоей предзаданной сущностью, он прежде всего – существование, проект. Эта «проективная» природа человека находит яркое выражение в его «фундаментальном проекте». Злая человеческая судьба состоит в том, что в нем едины бытие и ничто. Будучи ничто, человек стремится к позитивности, хочет стать «настоящим бытием», но никогда не может сделать этого. Сознание пусто, оно – «недостаток» и все свое содержание черпает из бытия. Получается, что у человека нет устойчивого ядра, но есть жажда полноты существования. «Фундаментальный проект» – это иллюзия, что для человека возможно стать «бытием-в-себе», сохранив при этом свободу и сознание. Но это неосуществимо. Потому человек для Сартра – «бесплодная страсть». Экзистенция (существование) человека, благодаря сознанию свободна от любых детерминаций. В своем внутреннем мире, полагает Сартр, мы не зависим ни от общества, ни от других людей, ни от моральных и религиозных установлений, ни даже от собственного прошлого. Эта независимость – результат способности сознания все отрицать и освобождаться от всякого внешнего влияния. Свободный выбор – удел каждого человека. Человек, по Сартру, обречен на свободу. Он выбирает неизбежно даже тогда, когда не хочет выбирать. Человек выбирает не умом, а целостностью своего «я», и выбор его реализуется в поступке. Пока мы не поступаем, мы не знаем, каковы мы на самом деле. Только поведение говорит человеку о его истинных качествах. Даже чувства, на которые пытается сослаться человек при выборе, есть порождение поступка, который мы совершаем. В этом смысле Сартр игнорирует проблему мотивов, внутреннего состояния души. Он считает его несущественным, разделяя прагматическое представление о морали, в соответствии с которым мы судим о человеке по следствиям его дел, а не по его замыслам. Поскольку Сартр считает, что человек – это проект, он всегда открыт будущему, постольку завтра мы можем быть не такими как сегодня. Тот, кто вчера был трусом, сегодня может стать храбрецом: человек сам созидает себя. Сартр говорит о том, что человек часто не выдерживает бремени свободы, он страшится ее. Камю Альбер (1913-60) - фр. писатель и философ, представитель атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии (1957). Воззрения Камю формировались под влиянием Кьеркегора, Ницше, Гуссерля. Достоевского, а также нем. философов-экзистенциалистов. Центральная тепа философии Камю - вопрос о смысле человеческого существования, вопрос о том, „стоит ли жизнь того, чтобы жить". Рассматривая современного индивида, анализируя противоречия духовной жизни интеллигента, лишенного всяких иллюзий, мучительно ищущего смысл собственного существования, Камю приходит к выводу, что существование человека абсурдно, и делает категорию „абсурда" исходным принципом своей философии. Бессмысленность человеческой жизни у Камю олицетворяет мифологический образ Сизифа: в наказание за свое коварство Сизиф обречен вечно вкатывать на гору камень, который, едва достигнув вершины, вновь скатывается вниз. Не выдерживая такой бессмысленности, человек „бунтует"; отсюда время от времени вспыхивающие „бунты", революции, в которых человек стремится стихийно найти выход из своего „сизифова положения". „Организованную", „подготовленную" революцию Камю считает противоречащей своему понятию, точно так же как он считает иллюзорной всякую надежду на то, что революция может действительно дать выход из ситуации, которой она вызвана. Умонастроение Камю — это настроение безысходного одиночества человека в „абсурдном" мире, по-своему выразившее бесчеловечность современного капиталистического общества. Сочинения: „Миф о Сизифе" (1942), „Бунтующий человек" (1951) и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: