Цель и задачи этнопедагогики.




Этнопедагогика изучает теоретические основы и практический опыт воспитания человека в педагогической культуре конкретного этноса. Целью в этнопедагогике является изучение, анализ, накопление и использование позитивного опыта народной педагогической культуры в современных условиях воспитания человека. Необходимо обратить внимание на использование именно позитивного опыта, приемлемого в данный социально-исторический период развития общества, а не копирование фольклорного материала в педагогической практике.

Этнопедагогика анализирует имеющийся в ее распоряжении материал с позиций современной педагогической науки, выделяя в народном опыте вос­питания такие понятия как принципы, методы, средства воспитания и т.д., адаптируя во многом экзотический, самобытный опыт к современным тра­дициям воспитания. Такой подход систематизирует народ­ный педагогический опыт.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие три блока задач этнопедагогики: исследовательский, сравнительный и прикладной.

Исследовательский блок задач включает в себя:

- всестороннее изучение, обобщение и анализ источников и факторов формирования особенностей воспитательной практики в конкретных этнических культурах;

- изучение особенностей развития и изменения национально-культурных традиций воспитания;

- изучение особенностей организации учебного процесса в соответствии с культурно-воспитательной традицией.

Сравнительный блок задач включает в себя:

- сравнительное изучение особенностей воспитательной практики существующей в различных этнических культурах;

- выявление общих закономерностей этнопедагогической практики воспитания в различных народных культурах;

- выявление особенностей воспитательной практики отдельных слоев, социальных и конфессиональных групп на воспитательную практику внутри одного этноса;

- составление этнопедагогических характеристик различных народов.

Прикладной блок задач включает в себя:

- использование полученного этнопедагогического материала для улучшения качества педагогической, развивающей, культурно-творческой и управленческой деятельности в моно и полиэтнических коллективах и средах; формирование этнопедагогической культуры у педагогов, родителей и, в целом, всех носителей определенной этнической культуры, педагогическим компонентом которой она является;

- поддержка и развитие этнокультурных воспитательных традиций и национального самосознания в моно и полиэтнических средах;

- коррекция негативного поведения человека за счет формирования у него национальнокультурных моделей поведения.

В качестве иллюстративного материала для раскрытия основ этнопедагогики будет использована, в основном, русская народ­ная педагогика по двум причинам.

Первой причиной является отбор материала по территориально-культурному критерию, что отражает особенность региональной специфики проживания этнических общностей. В Орловской области этнически доминирующей группой являются русские (более 90% от общей численности населения области).

Второй причиной выступают особенности русской культуры (и педагогической культуры как ее составляющей), для которой характерны, во-первых, глубокие исторические корни существования, во-вторых, ее развитость с философской и педагогической точки зрения, разнообразие форм ее проявления и содержательная наполненность, в-третьих, подчеркнутая толерантность к другим культурам, что важно в современной ситуации повышенной межэтнической напряженности.

Согласно данным Статуправления, кроме русских, наиболее значительными этническими группами, проживающими на территории Орловской области являются: украинцы (1.29%), белорусы (0.33%) азербайджанцы (0.16%) и чеченцы (0.11%), поэтому в последующих темах будут затрагиваться вопросы народной педагогики указанных этнических групп.

Подводя краткий итог, можно сказать, что этнопедагогика является самостоятельной отраслью педагогики, которая имеет специфический предмет исследования. Она изучает своеобразие культуры воспитания в различных этносах в соответствии с их этнокультурными традициями и адаптирует сложившийся этнокультурный опыт воспитания к современным условиям.

 

Вопросы и задания.

1.Дайте определение этнопедагогики как особой отрасли педагогического знания. Сравните существующие определения этнопедагогики.

2. Охарактеризуйте предметную область этнопедагогики.

3. Раскройте цель и задачи этнопедагогики.

 

Подготовьте доклады по темам:

1. Основные идеи воспитания в народной педагогической культуре представителей этнических групп проживающих на территории Орловской области.

2. Этнокультурный состав жителей Орловской области.

3. Культура как педагогическое понятие и явление.

Литература.

1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / Г.Н. Волков – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

2. Джанзакова, Ш.И. Этнопедагогизация экологического воспитания младших учащихся в казахской школе [Текст] /Ш.И. Джанзакова. Дис.., к.п.н. М. 1998.

3. Крысько, В.Г., Саракуев, Э.Г. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов [Текст] / В.Г. Крысько, Э.Г. Саракуев – М., Институт практической психологии. 1996. – 344 с.

4. Кукушкин, В.С., Столяренко, Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология/ [Текст]/В.С. Кукушкин, Столяренко Л.Д. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 448 с.

5. Николаев, В.А. Истоки русской народной педагогики. [Текст] / В.А. Николаев / МПГУ, ОГУ. Москва – Орел, 1997. 143 с.

6. Николаев, В.А. Педагогика русского фольклора. Методическое пособие [Текст] / В.А. Николаев - Орел. 1997. - 143 с.

7. Николаев, В.А. Русская народная педагогика (пособие к спецкурсу). [Текст] / В.А. Николаев - Орел, 1993. - 67 с.

8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. М. Российское педагогическое агентство. - 1995. - 479 с.

9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст]/ А.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.

10. Пирлиев, К. Некоторые вопросы этнопедагогики туркменского народа. [Текст] / К. Пирлиев – Ашхабад. -1990.

11. Рабочая книга социального педагога. Часть II: Социальная педагогика и социальная работа. Пособие для самообразования [Текст] / Под ред. Н.Ф. Масловой. – Орел, 1995. – 160 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: