Современные глобальные проблемы и общественный прогресс.




Глобальные проблемы современного человечества по сути своей являются выражением противоречивой природы человеческой истории. Говоря о происхождении глобальных проблем, надо заметить, что источники их различны. Ряд из них порожден воздействием конкретных причин исторического характера. Это, например, резкая граница в уровне и качестве жизни между промышленно развитыми и странами так называемого «третьего мира». Некоторые проблемы появились как побочный продукт логики хозяйственной деятельности и бурного развития научно-технического прогресса. Это относится прежде всего к современной экологической проблеме. Отдельные проблемы порождены характером современного исторического времени, особенностями 20 столетия. Сюда следует отнести международный терроризм, некоторые опасные болезни. Проблема всемирного ядерного разоружения - порождение весьма острого соперничества ряда государств, развернувшегося во второй половине XX столетия. Мир без насилия и войн и есть тот фон, без которого невозможно нормальное решение человечеством и иных проблем. Экологическая проблема стала глобальной во второй половине 20 столетия в связи с бурной и неконтролируемой хозяйственной деятельностью человечества. Ее негативные последствия имеют место во всех регионах нашей планеты. Данная проблема по сути своей означает разрушение биосферы как естественной среды обитания и существования человечества. Экоэкстремязм человека приведет, по оценкам ученых, к потере в предстоящие 50 лет от четверти до половины биологического потенциала нашей планеты. При существующих темпах вырубки лесов и потреблении органического топлива температура на нашей планете поднимется к 2100 г. на 6°, а уровень вод Мирового океана возрастет на 5-7 м. Опасным явлением последних лет стало разрушение озонового слоя планеты. Загрязняется космическое пространство, где находятся около 7 тысяч оставленных объектов. Частная собственность все чаще становится тормозом на пути решения экологической проблемы. Демографическая проблема вызвана быстрым ростом населения на планете. К началу нашей эры на Земле обитало около 250 млн. человек, к началу XIX в. их было около 1 млрд. В 20-е гг. нашего столетия численность человечества удвоилась, и сейчас оно составляет примерно 5,8 млрд. человек. Наибольший прирост населения дают страны Азии, Африки и Латинской Америки, где имеет место самый низкий уровень жизни и се качества. Это резко обострит проблему питания и здравоохранения, увеличит нагрузку на природную среду, приведет к конфликтам и нестабильности в мировом сообществе, к другим отрицательным последствиям. Продовольственная проблема возникла как бы на стыке трех названных выше проблем — разоружения, экологической и демографической. Она связана с тем, что колоссальные материальные средства направляются на военные цели, а не на созидательные проекты. Ежегодно сокращается плодородный слой, необходимый для аграрного производства. По оценкам ООН, нормальным питанием сейчас обеспечено лишь около 20 процентов населения Земли, а столько же голодает. Рост населения все больше и больше приходит в противоречие с недостатком природных ресурсов на нашей планете. В настоящее время соотношение в доходах между населением развитых и бедных стран составляет примерно 60: 1. Различается и средняя продолжительность жизни. Проблема «Север-Юг» - это наличие в современном мире двух полюсов - полюса богатства и полюса нищеты. Ее решение невозможно без согласованных усилий всего мирового сообщества. Энергетическая проблема обусловлена стремительным исчерпанием традиционных источников энергии и ресурсов (леса, нефти, каменного угля) или же их ограниченностью (водные ресурсы). Растущие потребности человечества побуждают искать и осваивать нетрадиционные источники энергии в виде энергии Приливов и отливов, атомной и термоядерной энергии. Решение глобальных проблем возможно, но лишь при непременном осознании их остроты и масштабов. Решение глобальных проблем возможно, но лишь при обязательном переходе к устойчивому (направляемому.) развитию человечества (см. 97).

 


Ф. представлена школами 3 основных философов: Сократ, Платон, Аристотель. Начиная с Сократа (469 – 399до н.э) в центре внимания становится человек. Сократ проводил грань между материальным миром и духовным миром человека. Человек внутренне не пуст, у него есть разум и отсюда «познай самого себя». Бог обязал человека изучать философию, она есть истинный путь к Богу! В человеке Сократа волновали вопросы нравственности и добродетельности. Главная идея Сократа – идея блага. Истинная нравственность – это знание того, что есть Благо, Прекрасное и в то же время полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и счастья. Сделал диалог основным способом достижения истины, т.е. истина находится через противоречие. Знание есть добродетель. «Познай кто ты есть и стань им».

Платон – ученик Сократа. Платон считает, что осмысление бытия как целого дало нам философию и большего дара людям как этот дар Бога никогда не было и не будет. Его философия глубоко продумана, это целостная система, куда включается онтология, космология (учение о мире), космогония (учение о происхождении мира), психология (учение о душе), гносеология, этика, теология, социология. Рассматривал проблемы:

1.Из чего состоят все вещи. (треугольники.)

2.Учение об идеях. (проблема онтологии и гносеологии. Понятие существует раньше вещи (Эйдос). Мир идей иерархичен - на вершине идея добродетели. Вещи – копии идей.).

3.Проблема государства. (Разработал учение об идеальном государстве. Правители à воиныà ремесленникиà крестьяне.).

Он исходил из того, что мир по всей природе двойственен – видимый мир изменчивых предметов и невидимый – царство идеальных сущностей. В умном месте «topos noetos» находится особый класс идей, своеобразной проекцией которых выступают общие понятия. Они объективны, чувствительно не воспринимаемы, постигаются только разумом, не подвластны никакому человеческому произволу. Идеи есть сущности вещей. Они противостоят друг другу в ценностном отношении. Мир идей божественен, совершенен, мудр и возвышается над неполноценным, призрачным миром чувств объектов. Идея Платона не только всеобщее, род, начало, причина, но и образ, образец. Идеи – источник бытия вещей, Демиург (божественный разум) взирая на идеи создает мир чувствительных вещей. Это целевая установка земного бытия. Задача человека – приближение к миру идей, где на вершине стоит идея Бога! Идея Блага – причина всего Правильного и Прекрасного.

Удовлетворять потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость. Справедливость выводит из 3х частей души: разумная – правители философы; волевая – стратегии, воины; вожделеющая – производители. Им соответсвуют три добродетели: мудрость, храбрость, умеренность, справедливость для всех. Выделяет четыре типа государств: тимократия (власть честолюбцев); олигархия (власть богатых); тирания; демократия (анархия).

Аристотель (ученик Платона). Занимается всеми видами знаний. Пытался преодолеть Платоновскую пропасть м/у миром вещей и идей – вещь есть единство материи и формы. Аристотель не соглашается с платоновским предположением об идеях как самостоятельных сущностях не зависимых от чувственных вещей. В своём главном труде «Метафизика» Аристотель определяет философию как науку о причинах и началах, о «сущем как таковом». Если Платон абсолютно противопоставляет идеи и вещи, то Аристотель ставит своей задачей решить проблему связи идеи и вещи, единого и многого. Он исходит из того, что реальным бытием обладает природа. Материя объективна, вечна, несотворима, неуничтожима, она инертна, пассивна и содержит лишь возможность возникновения многообразия вещей. По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. Рассматривал 3 хорошие (монархия, аристократия, власть среднего класса) и 3 плохие формы (тирания, олигархия и демократия.).

Аристотель завершает классический период греческой философии и наступает эпоха философии эллинизма. Наблюдается вновь поворот к антропологизму, к проблемам личной жизни человека. Здесь складывается три школы: скептицизм, эпикуреизм и стоицизм. Скептицизм (Это течение возникло не на пустом месте, а на идее – все постоянно течет и изменяется, на идее противоречия между чувствами, впечатлениями и мышлением, на принципе относительности всех явлений), эпикуреизм ( философская школа в Афинах «Сад Эпикура». Нет в мире такой силы, которая могла бы помешать человеку жить по своим идеалам. Мир познавался умом человеческим. Познание – основа человеческого счастья. Условие счастья – познание самого себя, своей души. Ни Боги, ни государство счастья не дают, счастье в самом человеке ), стоицизм (Нравственная философия. Цель человеческой жизни в достижении счастья, но путь к счастью иной, чем у эпикурийцев. Счастье человека – это жизнь согласная с природой человека как существа духовного разумного. Стремясь жить согласно с природой, они ищут нравственную свободу, освобождение от страстей, пороков. Но в учении стоиков есть принципиально новый момент, они выводят понятие фатума или рока) и софизм.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: